Дисграфия как разновидность нарушений письменной речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:12, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление распространённости дисграфии и методов её устранения у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: речевая деятельность детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: выявление нарушений при обучении письму младших школьников.
Гипотеза исследования: предупреждение дисграфии возможно в условиях школы, если первым этапом логопедической работы будет раннее выявление нарушений письма по существующим адаптированным методикам.
Задачи исследования:
изучить исторический аспект возникновения дисграфии и причины возникновения дисграфии у детей младшего школьного возраста;
проанализировать понятие дисграфии, классификации её видов с учетом различных подходов;
проанализировать методы выявления дисграфии у детей младшего школьного возраста;
провести анализ письменных работ по выявлению разновидностей дисграфии у детей.

Работа содержит 1 файл

Дисграфия как разновидность нарушения письма младших школьников.docx

— 176.29 Кб (Скачать)
 

     Из вышесказанного следует, что дисграфия у младших школьников занимает одно из центральных мест среди встречающихся у них речевых нарушений. Многочисленные расстройства письма свидетельствуют о важности и актуальности проблемы изучения дисграфии, предупреждения, выявления предпосылок еще в дошкольном возрасте, то есть задолго до обучения ребенка грамотности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.  ВЫЯВЛЕНИЕ ДИСГРАФИИ КАК ЭТАП ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 

     2.1.  Обоснование диагностического инструментария исследования 

     С целью выявления предпосылок ранней дисграфии, определения коррекционной программы, прогнозирования развития, дети проходят всестороннее обследование. Нередко сведения, полученные по трафаретным схемам обследования устной речи детей, логопед не сопоставляет с данными глубокого изучения других сторон речи, его истории развития, особенностями речевой среды, не выстраивает в определенную иерархическую систему первичные и вторичные нарушения речевой деятельности.

     Оценка речевого развития детей  состоит из обследования устной речи и письменной речи (письмо и чтение). Диагностическое обследование устной и письменной    речи    состоит  из  методик   Т.А. Фотековой,    Т.В. Ахутиной,

А.Н. Корнева. Обследование письменной речи включает анализ письменных работ, проверку навыка чтения. 

     Разрабатываемая методика по выявлению предпосылок ранней дисграфии должна обеспечивать следующие условия:

    – качественный анализ результатов обследования;

    – интерпретацию полученных данных в количественной форме;

    – подбор заданий в соответствии с возрастной нормой;

    – построение индивидуального речевого профиля, который позволяет наглядно уточнить структуру речевого нарушения и составить план коррекционной работы;

    – отслеживание динамики речевого развития и эффективности коррекционного воздействия;

    – возможность другому специалисту проанализировать документ и продолжить намеченную работу.

     Решением проблем дисграфии у детей является ее профилактика. Уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть, у кого из детей проявится дисграфия. При этом о профилактике таких видов дисграфии, как акустическая, артикуляторно-акустическая, на почве нарушения анализа и синтеза речевого потока и оптическая, можно вести речь только в дошкольном возрасте, тогда как профилактика аграмматической дисграфии возможна ещё и в первые два года обучения ребенка в школе, до перехода к морфологическому принципу письма, тогда вопрос уже не о профилактике, а об устранении уже проявившейся дисграфии того или иного вида.

    Основной целью современной логопедии является разработка научно-обоснованной системы обучения детей с расстройствами речи. А эффективность обучения зависит от многих факторов, в частности от умения правильно диагностировать речевой дефект. Обследование необходимо для уточнения структуры нарушения и определения коррекционной программы, а главное, преодоление последствий недоразвития речи, которые могут стать стойкими. Эффективность коррекционного обучения детей с нарушением речи зависит от квалификации первичного звена в структуре дефекта.

      Таким образом, необходимо проанализировать процесс возникновения дефекта, найти первопричину нарушения. Анализируя эти проявления в диагностике, можно оценить роль дефекта в становлении, в дальнейшем – письменной речи ребенка, отделить причину от следствий. 

     2.1.1. Первичный  анализ способов и приёмов раннего выявления  

                 дисграфии

     Приступая к обследованию необходимо ознакомиться с историей развития ребенка, с данными, представленными медицинскими специалистами. Ряд авторов в своих источниках уделяют большое внимание  профилактическим мерам по предупреждению дисграфии в период до рождения ребенка [9; 10; 15;  22;  26; 30]. Поэтому важно при встрече с родителями выяснить их образ жизни, наличие вредных привычек, профессиональных вредностей, врождённых и наследственных заболеваний, здоровья женщины в период беременности, родов, здоровье ребёнка и его дальнейшее развитие. Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи с психикой ребенка, о чем говорил Л.С. Выготский [7]. Поэтому нарушение таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление могут непосредственно вызвать ту или иную речевую патологию. Речь у некоторой части детей оказывается нарушенной вторично. Тяжесть нарушения находится в прямой зависимости от степени нарушения более элементарных функций. Следовательно, обучение детей, прежде всего, предусматривает восстановление психологической базы речи, её основы.

     Одним из наиболее важных вопросов современной теоретической и практической логопедии является профилактика нарушений письменной речи у детей. Предварительным этапом профилактики является её диагностика. В логопедии разработаны методы, позволяющие диагностировать предпосылки дисграфии.

     В современной логопедии существует множество методик, направленных на выявление,    устранение    и    профилактику   дисграфии     (Л.Н. Ефименкова,

Г.А. Каше,    Л.Ф. Спирова,    Л.Е. Журова,    Г.В. Чиркина,     Д.Б. Эльконин,

Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелёва, Р.И. Лалаева, И.Н. Садовникова, Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.М. Власова, А.Н. Пфафенрот, Л.П. Носковой и др.).

     В данной работе представлен анализ методик:

    − тестовая методика Т.А. Фотековой;

    − методика А.Н. Корнева «Исследование устной речи»;

    − «Нейропсихологическое обследование детей» З.А. Репиной. 

     2.1.2. Тестовая методика Т.А. Фотековой

     В тестовой методике диагностики устной речи Т.А. Фотековой, автор предлагает стандартизированный метод обследования речи с балльно-уровневой системой оценки и рекомендует речевые задания в виде тестов и критерии оценки их выполнения предлагает в балльной системе. В методике автор    использует     речевые    пробы,    предложенные     Р.И. Лалаевой     и

Е.В. Мальцевой [15]. Методика представлена в дополнительном Приложении.

    Речевая патология, затрагивающая все стороны речи, наблюдается у детей с ОНР и ЗПР, поэтому предлагаемую методику обследования речи авторы рекомендуют использовать только в комплексе с другими методами, направленными на выявление состояния познавательных процессов: комплекс тестов и заданий, дидактических игр, упражнений, которые дают возможность исследовать характеристики психологической базы речи – восприятия, внимания, памяти, мышления [38].

    Достоинство тестовой методики Т.А. Фотековой в том, что не требуется большого количества наглядных средств. Представленные тесты и пробы доступны всем педагогам и могут быть использованы в научно-исследовательских целях. Результаты тестирования помогут своевременно составить целенаправленную коррекционную программу.

    Недостатки представленной методики в том, что для обработки данных требуется достаточно много времени. Методика предназначена для выявления особенностей речевого развития детей младшего школьного возраста. В данной методике не представлены задания нейропсихологических методов диагностики, исследования психологической базы речи.  

     2.1.3. Методика А.Н.Корнева «Исследование устной речи»

    В методике А.Н. Корнева «Исследование устной речи» автор рассматривает дисграфию как явление, возникающее на пересечении биолого-психологических и социально-культурных закономерностей, и предлагает в диагностику включить широкий ассортимент клинико-психологических и психолого-педагогических методик [13].

     Основные задачи диагностики:

    − уточнение характера трудностей и степени отставания в этих навыках;

    − диагностика интеллекта;

    − исследование устной речи, основных языковых средств и речевых навыков, необходимых для овладения грамотой;

    − анализ психопатологической картины, особенно двух её аспектов: выраженности психоорганической симптоматики и реакции ребенка на трудности в освоении программного материала [11].

    Автор подчеркивает важность исследования импрессивной и экспрессивной речи, основных языковых средств (фонетики, лексики, грамматики). Для исследования этих аспектов устной речи автор рекомендует использовать дополнительно логопедическую литературу и предлагает приемы формализованной оценки речевых функций, создающие возможности для анализа расстройств дисграфии с точки зрения нейропсихологии [11].

     Достоинства методики:

    − частично представлен количественный анализ;

    − выбраны и рекомендованы задания в игровых формах;

    − предложены диагностические задания на выявление предпосылок дисграфии;

    − представлены задания нейропсихологических методов диагностики;

    − возможность своевременного выявления клинического проявления и предпосылок дисграфии;

    − дополнительно включены исследовательские методики по раннему выявлению дисграфии и устранению ее до рождения ребенка.

     Недостатки методики:

    − нет дифференцированности предложенных заданий по возрастам детей;

    − нет исследований экспрессивной и импрессивной речи.  

    2.1.4. «Нейропсихологическое обследование детей» З.А. Репиной

    Нейропсихологическое изучение предусматривает анализ причин недоразвития речи, выявление возможных механизмов компенсации расстройств психических функций, оценку динамики коррекционного обучения, качественный анализ симптомов, выделение первичных симптомов и анализ их следствий [31].

    Автор предлагает полную диагностическую методику исследования: психологической базы речи, движений и действий, артикуляционного праксиса, психолингвистическое изучение нарушений речи, письменной речи, счета и счетных операций. По каждой главе разработана и подобрана поэтапная система заданий с подробной качественной оценкой. При этом оцениваются возможные клинические проявления недоразвития функциональных систем психики.

    Достоинства методики:

    − возможность системного использования поэтапной системы диагностических заданий;

    − возможность оценить состояние отдельных психических функций;

    − подробный качественный анализ симптомов проявления недоразвития ребенка, предполагающий любую из форм дисграфии;

    − возможность выделения первичных симптомов и анализ их следствий;

    − представлена подробная система нейропсихологического исследования;

    − возможность исследования в научно-исследовательских целях.

    Недостатки методики:

    − сложность некоторых представленных тестов и проб.

    Нейропсихологический метод исследования, предложенный в диагностической методике З.А. Репиной, является тем тонким диагностическим методом, который позволяет определить нарушение функционального состояния мозга у детей. У большинства из них отмечается несформированность различных ВПФ: праксических, гностических, памяти, внимания. Задания, взятые из нейропсихологической методики обследования детей З.А. Репиной, помогут выявить предпосылки любой формы дисграфии.

   Учитывая вышеперечисленные  недостатки, фрагментарность анализируемых

методик, условия, предъявляемые к диагностике, противоречивость мнений

авторов, можно сделать вывод, что выявление предпосылок дисграфии именно у детей младшего школьного возраста возможно при использовании методик в адаптированном виде. Поэтому необходимо разработать систему диагностических заданий, учитывая достоинства вышеперечисленных анализируемых методик  (рис. 1). 

Информация о работе Дисграфия как разновидность нарушений письменной речи