Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:12, курсовая работа
Цель исследования: выявление распространённости дисграфии и методов её устранения у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: речевая деятельность детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: выявление нарушений при обучении письму младших школьников.
Гипотеза исследования: предупреждение дисграфии возможно в условиях школы, если первым этапом логопедической работы будет раннее выявление нарушений письма по существующим адаптированным методикам.
Задачи исследования:
изучить исторический аспект возникновения дисграфии и причины возникновения дисграфии у детей младшего школьного возраста;
проанализировать понятие дисграфии, классификации её видов с учетом различных подходов;
проанализировать методы выявления дисграфии у детей младшего школьного возраста;
провести анализ письменных работ по выявлению разновидностей дисграфии у детей.
1.5. Механизмы возникновения дисграфии
Известно, что человек обладает, по крайней мере, тремя видами слуха. Первый слух – физический. Он позволяет нам различать шум листвы и дождя, летний гром, жужжание пчелы, писк комара, а также урбанистические звуки: гул авиалайнера, перестук колес поезда, шуршание шин автомобиля. Вторая разновидность – музыкальный слух. Благодаря ему, можно наслаждаться мелодией любимой песни и прекрасной музыкой великих композиторов. Наконец, третий вид – речевой слух. Можно обладать хорошим музыкальным и очень неважным речевым слухом. Последний позволяет понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, отличать один звук от другого. При недостаточности речевого слуха не различаются схожие созвучия, обращенная речь воспринимается искаженно.
Наряду с речевым (фонематическим) слухом люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания. Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет. Центр речи у большинства людей находится в левом полушарии.
Правое
«заведует» предметными символами,
зрительными образами.
Анатомическими
особенностями центральной
Огромное значение для
Сенсомоторной основой
Механизм речи включает два
основных звена: образование
Письмо начинается с мотива, побуждения – этот уровень обеспечивается лобными долями коры головного мозга.
Сложные перешифровки
Всё вышеизложенное
утверждает, что в состав процесса письма
входят очень многие психологические
процессы, лежащие как вне зрительной
сферы, так и вне двигательной сферы. Понимание
механизмов дисграфии и ее эффективная
коррекция требуют психолого-педагогического
изучения специфических ошибок письма,
особенностей устной речи, а также нейропсихологического
анализа психических функций школьников.
1.6. Симптоматика
дисграфии
Существуют два вида симптоматики дисграфии: речевая и неречевая.
При дисграфии дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом: выполненные ими упражнения, диктанты содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: «З» и «Э», «Р» и «Ь» (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве «Ш» или «крючок» в букве «Щ». Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.
Дисграфия может сопровождаться и неречевой симптоматикой (неврологическими нарушениями, нарушением познавательной деятельности, восприятия, памяти, внимания, психическими нарушениями). Неречевые симптомы совместно с нарушением письма входят в структуру нервно-психических и речевых расстройств. У детей-дисграфиков отмечается несформированность многих психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза,
лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания,
эмоционально-волевой сферы.
Таким образом, симптоматика дисграфии
проявляется в стойких и повторяющихся
ошибках в процессе письма школьников,
которые можно сгруппировать следующим
образом: искажения и замены букв; искажения
звукослоговой структуры слова; нарушения
слитности написания отдельных слов в
предложении; аграмматизмы на письме.
При целенаправленном коррекционно-логопедическом
воздействии постепенно симптоматика
дисграфии сглаживается.
1.7. Классификация
форм дисграфий
Неоднозначность существующих представлений о дисграфии, ее причинах, механизмах, симптомах связана с расхождением в научных подходах к ее изучению. Существует несколько классификаций детской дисграфии.
Р.И. Лалаева выделяет пять видов дисграфии [16]:
1) артикуляторно-акустическая форма дисграфии;
Ребенок, имеющий нарушение
2) акустическая (фонематическая) форма дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания;
Эта форма дисграфии
В основе ее лежит нарушение
различных форм языкового
встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи.
Для нее наиболее характерны следующие ошибки:
− пропуски букв и слогов;
− перестановка букв и (или) слогов;
− недописывание слов;
− написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при
письме, очень долго «поет звук»);
− повторение букв и (или) слогов;
− контаминация – в одном слове слоги разных слов;
− слитное написание предлогов, раздельное написание приставок
(«настоле», «на ступила»).
Связана с недоразвитием
В основе оптической дисграфии
лежит недостаточная
Согласно современной
Как самостоятельную, эту форму нарушения письменной речи выделяют не
все авторы. Кинетическая (моторная) дисграфия обусловлена определенными требованиями к движению руки, если они не соблюдаются, возникают характерные трудности движения руки во время письма.
По поводу правомерности
Все вышеназванные виды дисграфий являются первичными, т.к. обусловлены нарушением одной из базисных для письменной речи предпосылок. Отличительной особенностью вторичных нарушений чтения и письма является отсутствие специфических предпосылок к ним. В возникновении вторичных дислексий и дисграфий существенную роль играют дефицит произвольной концентрации, переключения и распределения внимания. Особое значение имеет темп деятельности во время письма и чтения.
Является следствием
Гиперболизированный вариант
следующими типами ошибок: пропуски букв, как гласных, так и согласных;
ошибочное написание слов с неизученными орфограммами.
Наблюдается в нарушении узнавания и воспроизведения даже изолированных букв.
Изолированные буквы воспроизводятся правильно, однако при написании слова наблюдаются искажения, замены букв оптического характера.
А.Н. Корнев разработал свой
вариант классификации
13) дисфонологические
дисграфии:
Информация о работе Дисграфия как разновидность нарушений письменной речи