Дисграфия как разновидность нарушений письменной речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:12, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление распространённости дисграфии и методов её устранения у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: речевая деятельность детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: выявление нарушений при обучении письму младших школьников.
Гипотеза исследования: предупреждение дисграфии возможно в условиях школы, если первым этапом логопедической работы будет раннее выявление нарушений письма по существующим адаптированным методикам.
Задачи исследования:
изучить исторический аспект возникновения дисграфии и причины возникновения дисграфии у детей младшего школьного возраста;
проанализировать понятие дисграфии, классификации её видов с учетом различных подходов;
проанализировать методы выявления дисграфии у детей младшего школьного возраста;
провести анализ письменных работ по выявлению разновидностей дисграфии у детей.

Работа содержит 1 файл

Дисграфия как разновидность нарушения письма младших школьников.docx

— 176.29 Кб (Скачать)

     1.5.  Механизмы возникновения дисграфии

    

     Известно, что человек обладает, по крайней мере, тремя видами слуха. Первый слух физический. Он позволяет нам различать шум листвы и дождя, летний гром, жужжание пчелы, писк комара, а также урбанистические звуки: гул авиалайнера, перестук колес поезда, шуршание шин автомобиля. Вторая разновидность музыкальный слух. Благодаря ему, можно наслаждаться мелодией любимой песни и прекрасной музыкой великих композиторов. Наконец, третий вид – речевой слух. Можно обладать хорошим музыкальным и очень неважным речевым слухом. Последний позволяет понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, отличать один звук от другого. При недостаточности речевого слуха не различаются схожие созвучия, обращенная речь воспринимается искаженно.

     Наряду с речевым (фонематическим) слухом люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания. Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет.  Центр  речи  у  большинства  людей  находится  в  левом  полушарии.

Правое  «заведует» предметными символами, зрительными образами. 

Анатомическими  особенностями центральной нервной  системы объясняются известные  врачам факты неплохих способностей к рисованию у дисграфиков.

     Огромное значение для овладения  процессами письма и чтения  имеет степень сформированности  всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из основных причин дисграфии и дислексии.

     Сенсомоторной основой психического  развития ребенка являются те  координации, которые возникают  между глазом и рукой, между  слухом и голосом. Изучению  вопроса о функциональном взаимодействии  речедвигательного и речеслухового  анализаторов в процессе формирования  устной речи посвящены труды  А.Н. Гвоздева [8], Н.Х. Швачкина, В.И. Бельтюкова. Функция слухового анализатора формируется у ребенка значительно раньше, чем функция речедвигательного анализатора прежде, чем звуки появятся в речи, они должны быть дифференцированы на слух.

     Механизм речи включает два  основных звена: образование слов  из звуков и составление сообщений  из слов. Слово есть место связи  двух звеньев механизма речи. На корковом уровне произвольного  управления речью образуется  фонд тех элементов, из которых  формируются слова. Во второй  ступени отбора элементов образуется  так называемая «решетка морфем» [11]. По теории Н.И. Жинкина, слова становятся полными только после операции составления сообщений. Весь смысл работы речедвигательного анализатора заключается в том, что он может продуцировать каждый раз новые комбинации полных слов, а не хранить их, перестройки могут совершаться только материальными слоговыми средствами, т.к. слог – основная произносительная единица языка. Именно поэтому, как считает Н.И. Жинкин, то главное, с чего начинается речевой процесс и чем он заканчивается, есть код речедвижений (отбор требуемых речедвижений), и в этом великая роль на пути от звука к мысли [11].

     Письмо начинается с мотива, побуждения  – этот уровень обеспечивается  лобными долями коры головного  мозга.

     Сложные перешифровки осуществляются  в теменно-затылочно-височной областях  головного мозга и окончательно  формируются на 10–11-м году жизни.   

     Всё вышеизложенное утверждает, что в состав процесса письма входят очень многие психологические процессы, лежащие как вне зрительной сферы, так и вне двигательной сферы. Понимание механизмов дисграфии и ее эффективная коррекция требуют психолого-педагогического изучения специфических ошибок письма, особенностей устной речи, а также нейропсихологического анализа  психических функций школьников.  

     1.6.  Симптоматика дисграфии 

     Существуют два вида симптоматики дисграфии: речевая и неречевая.

     При дисграфии дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом: выполненные ими упражнения, диктанты содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: «З» и «Э», «Р» и «Ь» (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве «Ш» или «крючок» в букве «Щ». Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.

      Дисграфия может сопровождаться и неречевой симптоматикой (неврологическими нарушениями, нарушением познавательной деятельности, восприятия, памяти,  внимания, психическими нарушениями). Неречевые симптомы совместно с нарушением письма входят в структуру нервно-психических и речевых расстройств. У детей-дисграфиков отмечается несформированность многих психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза,

лексико-грамматического   строя   речи,   расстройства    памяти,    внимания,

эмоционально-волевой  сферы.

      Таким образом,  симптоматика дисграфии проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма школьников, которые можно сгруппировать следующим образом: искажения и замены букв; искажения звукослоговой структуры слова; нарушения слитности написания отдельных слов в предложении; аграмматизмы на письме. При целенаправленном коррекционно-логопедическом воздействии постепенно симптоматика дисграфии сглаживается. 

     1.7.  Классификация форм дисграфий 

     Неоднозначность существующих представлений о дисграфии, ее причинах, механизмах, симптомах связана с расхождением в научных подходах к ее изучению. Существует несколько классификаций детской дисграфии. 

     Р.И. Лалаева  выделяет пять  видов дисграфии [16]:

     1)  артикуляторно-акустическая форма дисграфии;

     Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения,  опираясь на свое неправильное  произношение, фиксирует его на  письме. Иными словами, пишет так,  как произносит.

     2)  акустическая (фонематическая) форма дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания;

     Эта форма дисграфии проявляется  в заменах букв, соответствующих,  фонетически близким звукам. При  этом в устной речи звуки  произносятся правильно. На письме  чаще всего смешиваются буквы,  обозначающие звонкие - глухие (Б-П;  В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие  - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты  и компоненты, входящие в их  состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.). Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит» и т.д.

  1. дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза;

     В основе ее лежит нарушение  различных форм языкового анализа  и синтеза: деления предложений  на слова, слогового и фонематического  анализа и синтеза. Недоразвитие  языкового анализа и синтеза  проявляется на письме в искажениях  структуры слова и предложения.  Это наиболее часто

встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи.

     Для нее наиболее характерны следующие ошибки:

     − пропуски букв и слогов;

     − перестановка букв и (или) слогов;

     − недописывание слов;

      − написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при

        письме, очень долго «поет звук»);

     − повторение букв и (или) слогов;

     − контаминация – в одном слове слоги разных слов;

     − слитное написание предлогов, раздельное написание приставок

        («настоле», «на ступила»).

  1. аграмматическая дисграфия;

     Связана с недоразвитием лексико-грамматического  и синтаксического  строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е.  как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «веселые день»).

  1. оптическая дисграфия;

     В основе оптической дисграфии  лежит недостаточная сформированность  зрительно-пространственных представлений  и зрительного анализа и синтеза. Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы: состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве.

     Согласно современной классификации,  разработанной в ЛГПИ им. А.И.Герцена, у детей выделяют ещё несколько видов дисграфий:

  1. кинетическая (моторная) дисграфия;

    Как самостоятельную, эту форму нарушения  письменной речи выделяют не

все авторы. Кинетическая (моторная) дисграфия обусловлена определенными требованиями к движению руки, если они не соблюдаются, возникают характерные трудности движения руки во время письма.

  1. дизорфография;

     По поводу правомерности отнесения  дизорфографии к дисграфии тоже  нет единства мнений. В настоящее  время это наименее изученная  категория нарушений письма. Считается,  что при дизорфографии у ребенка  отсутствует «чутье» на орфограммы, на странице он может допустить  от 15 до 60 ошибок. Ребенок не может  определить, где именно нужно  применить хорошо известное ему  правило, не может обнаружить  ошибку и тем более ее исправить.  Иначе говоря, «правила знает, а применить не может».

  1. вторичная (неспецифическая) дисграфия;

     Все вышеназванные  виды дисграфий являются первичными, т.к. обусловлены нарушением одной из базисных для письменной речи предпосылок. Отличительной особенностью вторичных нарушений чтения и письма является отсутствие специфических предпосылок к ним. В возникновении вторичных дислексий и дисграфий существенную роль играют дефицит произвольной концентрации, переключения и распределения внимания. Особое значение имеет темп деятельности во время письма и чтения.

  1. идеаторная  дисграфия;

     Является следствием выраженного  в момент письма дисбаланса  между основными нервными процессами – возбуждением и торможением. Представляет собой неспецифический вид дисграфии, характеризующийся отсутствием стабильных типов ошибок. В некоторых случаях письмо таких детей нечитаемо.

  1. дисграфия на почве истерии;

     Гиперболизированный вариант диграфии  при преобладании возбуждения  над   торможением. Неспецифический   вид   дисграфии,   характеризующийся

следующими  типами ошибок:  пропуски букв,  как  гласных,  так  и  согласных;

ошибочное написание слов с неизученными орфограммами.

  1. литеральная дисграфия;

     Наблюдается в нарушении узнавания и воспроизведения даже изолированных букв.

  1. вербальная дисграфия;

     Изолированные буквы воспроизводятся правильно, однако при написании слова наблюдаются искажения, замены букв оптического характера.

     А.Н. Корнев разработал свой  вариант классификации дисграфий [14]: 
     13)  дисфонологические дисграфии:

Информация о работе Дисграфия как разновидность нарушений письменной речи