Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:12, курсовая работа
Цель исследования: выявление распространённости дисграфии и методов её устранения у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: речевая деятельность детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: выявление нарушений при обучении письму младших школьников.
Гипотеза исследования: предупреждение дисграфии возможно в условиях школы, если первым этапом логопедической работы будет раннее выявление нарушений письма по существующим адаптированным методикам.
Задачи исследования:
изучить исторический аспект возникновения дисграфии и причины возникновения дисграфии у детей младшего школьного возраста;
проанализировать понятие дисграфии, классификации её видов с учетом различных подходов;
проанализировать методы выявления дисграфии у детей младшего школьного возраста;
провести анализ письменных работ по выявлению разновидностей дисграфии у детей.
2.4. Качественный и количественный анализ данных и статистическая
обработка результатов
исследований
Анализ письменных работ показал, что у 14 детей дисграфии не выявлено (26%), дисграфия имеется у 39 учащихся вторых классов (74%).
Из этого количества детей исследование выявило большую группу учащихся,
имеющих смешанный вид дисграфии – 34 второклассника (87%).
Для исследования специфических ошибок использовались письменные работы школьников с дисграфией, а именно диктанты второклассников, т.к. дисграфия диагностируется не ранее, чем во время обучения во втором классе. Списывания учащихся первых классов в работе не анализировались. Фиксировались следующие ошибки: смешения графически сходных рукописных букв; ошибки обозначения границ предложения и слова; пропуски букв, обозначающих согласные и гласные звуки; пропуски слогов, слов; вставки, перестановки, антиципации, персеверации букв и слогов; смешения букв, обозначающих близкие по артикуляционно-акустическим признакам звуки; зеркальное написание букв; аграмматизмы.
На основании этого отдельные виды дисграфии
ранжировались следующим образом:
дисграфия на почве нарушения языкового
анализа и синтеза диагностирована
у 18 детей (46%), что указывает на наибольшую
распространённость детей с этим видом
дисграфии; анализ замен и смешений букв
выявил детей с оптической дисграфией
– 5 человек (13%). Акустическая – диагностирована
у 2 детей (5%); акустико-артикуляционная
– диагностирована у 1 второклассника
(3%), аграмматическая – диагностирована
у 1 ученика (3%); анализ смешений букв по
кинетическому сходству показал, что чаще
всего заменяются и смешиваются буквы
о-а у 10 детей (26%), и-е у 11 детей (28%), ш-щ
у 3 детей (8%), у-и у 3 детей (8%), е-и у 3 детей
(8%), п-т у 3 детей (8%).
Реже встречаются замены и смешения букв
е-я у 2 человек (5%), ы-у у 2 человек (5%), к-т
у 2 человек (5%), ю-у, о-ё, у-ы, д-т, г-к, т-к,
щ-ч, и-а, т-ч, Ю-Я, п-б, м-б по 1 человеку
(3%), что показано в таблице 2.
Данные изучения нарушений письма младших школьников двух классов
№ | Вид дисграфии | Количество человек | % выявления | ||
2 а | 2 б | 2 а | 2 б | ||
1 | артикуляторно-акустическая | 0 | 1 | 0 | 2,5 |
2 | акустическая
(фонематическая) |
1 | 1 | 2,5 | 2,5 |
3 | дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза | 9 | 9 | 23 | 23 |
4 | аграмматическая | 2 | 2 | 5 | 5 |
5 | оптическая | 5 | 0 | 13 | 0 |
6 | кинетическая (моторная) | 0 | 0 | 0 | 0 |
7 | дизорфография | 8 | 6 | 21 | 15 |
8 | вторичная (неспецифическая) | 0 | 0 | 0 | 0 |
9 | идеаторная | 0 | 0 | 0 | 0 |
10 | дисграфия на почве истерии | 6 | 3 | 15 | 8 |
11 | литеральная | 0 | 0 | 0 | 0 |
12 | вербальная | 0 | 0 | 0 | 0 |
13 | паралалическая | 3 | 8 | 8 | 21 |
14 | диспраксическая (моторная) | 1 | 8 | 2,5 | 21 |
15 | дисграфия на почве
нарушения произносительного |
9 | 2 | 23 | 5 |
16 | дисграфия на почве акустической агнозии | 13 | 8 | 33 | 21 |
17 | дисграфия на почве расстройств устной речи | 13 | 18 | 33 | 46 |
18 | смешанная | 18 | 16 | 46 | 41 |
Соотнесение специфических
Рис. 4. Соотнесение специфических ошибок с выявленным видом дисграфии
Таким образом, в нашем исследовании подтвердились наблюдения
А.Н. Корнева о сравнительно редкой распространённости замен и смешений оптически сходных букв и замен и смешений на почве нарушения языкового анализа и синтеза по сравнению с заменами и смешениями букв по кинетическому сходству [14].
Замечание И.Н. Садовниковой о том, что смешение оптически сходных букв в письме учащихся массовой школы практически не обнаруживается, не нашло подтверждения. Примеры смешения букв по кинетическому сходству, приведённые И.Н.Садовниковой, в нашем исследовании были дополнены заменами и смешениями следующих пар букв: ш-щ, п-т [33].
Результаты педагогического изучения письма под диктовку учеников вторых классов показали, что их специфические ошибки были стойкими и частотными.
Наиболее распространенными ошибками оказались: пропуски букв у 15 человек (38%), смешения графически сходных букв у 7 человек (18%), нарушения обозначения границ предложений у 10 человек (26%).
При анализе письменных работ детей с дисграфией была отмечена неоднородность нарушений письма. Для разных учащихся было характерно сочетание тех или иных видов специфических ошибок, что подтверждало необходимость исследования состояния у них высших психических функций, тесным образом связанных с процессом письма.
Психолого-педагогическое обследование младших школьников с дисграфией обнаружило у учащихся системное нарушение, затрагивающее лексико-грамматическую и фонетико-фонематическую стороны. Однако это расстройство не носило тяжелого характера. У учащихся проявлялись каллиграфические трудности: недописывание элементов букв, исправления, нестабильный, неряшливый почерк, выражающийся в разной высоте и наклоне букв, разном расстоянии между словами и пр. У некоторых школьников имелись только фонетико-фонематические нарушения, 14 детей (26%),
обучающихся во втором классе, достаточно успешно овладели навыком письма
по программе
первого класса, нарушений обнаружено
не было.
2.5. Рекомендации по проведению коррекционно-логопедической
работы
Анализ научной литературы по проблеме данного исследования показал, что существуют рекомендации по проведению коррекционно-логопедической работы для учителей – логопедов, учителей начальных классов и родителей
[3; 10; 16; 22; 33]. Обобщив их, можно представить в следующем виде.
Учителям-логопедам школ при обследовании письма учащихся на предмет раннего выявления дисграфии необходимо:
− осуществлять анализ всех видов письменных работ, выполненных в
течение четвёртой четверти учащимися первых классов;
− при комплектовании на логопункте групп учащихся с нарушением письма
учитывать широкую распространённость сложной дисграфии;
Некоторые рекомендации для учителей начальных классов:
− изучить методы выявления и устранения специфических ошибок письма;
− рекомендовать учителям не снижать оценки за ошибки,
свидетельствующие о проявлении дисграфии.
Несколько советов родителям:
− если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте
текст на части и задание выполняйте в несколько приемов;
− не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не
только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность,
а также увеличит количество ошибок;
− хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше
унижайте.
Советы родителям специалисты дают разные, некоторые из них, возможно не совсем традиционны, но логика в них есть [14; 30; 35]:
недели больше гулять, пусть ребенок дышит свежим воздухом и
насыщает подкорку кислородом;
поможет
справиться с проблемами
дыхательные упражнения, подстегивающие развитие подкорки [6];
занятия музыкой наладят взаимную работу полушарий, разовьют моторику рук, что немедленно и лучшим образом отразится на письме;
зоны жестким полотенцем, принимать контрастный душ, все это активизирует мозговую деятельность;
игры. Играйте
в слова, сначала вы
придумать слово, которое начинается на последнюю букву, постепенно
усложняйте задачу, пусть ребенок придумывает слова на предпоследнюю
или третью с конца букву вашего слова.
Если у ребенка нет четкого наглядного образа для букв, можно играть так: вырезаем из бархатной бумаги алфавит (или скручиваем его из толстой проволоки, или лепим из пластилина, или покупаем азбуку на магнитиках), и пусть ребенок на ощупь угадывает буквы. Здорово срабатывает пляжная забава: писать буквы на спине или на детской ладони, и отгадывать их.
В выборе канцелярских принадлежностей для дисграфиков есть свои хитрости [16].
Массаж подушечек пальцев важен для правильной работы мозга при письме. Это советуют все логопеды. Поэтому хорошо если место «хватки» пишущего предмета (ручки или карандаша) покрыто ребрышками или пупырышками. Но еще лучше, если ученику эту самую ручку удобно держать, тогда почерк скорее стабилизируется. А для этого корпус должен быть трехгранным. Такие ручки и карандаши для дисграфиков с тройным сечением для опоры трех держащих пальцев, выпускает, например, фирма Staedtler. Есть трехгранные карандаши и фломастеры фирмы Centropen. К сожалению, пока не приходилось встречать, чтобы были совмещены оба «удобства»: и треугольник, и пупырышки. Так что купите «пупырчатую» ручку и треугольный карандаш.
Информация о работе Дисграфия как разновидность нарушений письменной речи