Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:12, курсовая работа
Цель исследования: выявление распространённости дисграфии и методов её устранения у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: речевая деятельность детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: выявление нарушений при обучении письму младших школьников.
Гипотеза исследования: предупреждение дисграфии возможно в условиях школы, если первым этапом логопедической работы будет раннее выявление нарушений письма по существующим адаптированным методикам.
Задачи исследования:
изучить исторический аспект возникновения дисграфии и причины возникновения дисграфии у детей младшего школьного возраста;
проанализировать понятие дисграфии, классификации её видов с учетом различных подходов;
проанализировать методы выявления дисграфии у детей младшего школьного возраста;
провести анализ письменных работ по выявлению разновидностей дисграфии у детей.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В настоящее время проблемы диагностики и коррекции речевых нарушений чрезвычайно актуальны. Это неудивительно, ведь Россия переживает одно из сложных, болезненных, но вместе с тем динамичных периодов своей истории. Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, её этиологии и социальной адаптации детей логопатов, свидетельствует о том, что положение детей в современной России вызывает обоснованную тревогу у общественности.
Анализ механизмов, лежащих в основе трудностей обучения младших школьников, представляет собой актуальное направление современной специальной педагогики и психологии. Связано это со значительным увеличением в последние годы количества неуспевающих учащихся в общеобразовательной школе. Одной из наиболее частых причин неуспеваемости у детей является специфическое нарушение письма – дисграфия.
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи детей в настоящее время являются одной из самых актуальных задач в логопедии. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. Основная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушения письма и чтения, а при невозможности пропедевтической работы своевременно устранить специфические ошибки с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение.
На сегодняшний день
Психолого-педагогический подход к исследованию патогенеза дисграфии широко распространен. Возникновение дисграфии представители этого
направления объясняют нарушением или несформированностью высших
психических функций (ВПФ).
Психика сложна и многообразна
по своим проявлениям.
С позиции нейропсихологического подхода, дисграфия рассматривается как следствие нарушения аналитико-синтетической деятельности анализаторов. Ученые говорят о том, что первичное недоразвитие анализаторов и межанализаторных связей приводит к недостаточности анализа и синтеза информации, нарушению перекодирования сенсорной информации: перевод звуков в буквы. Дисграфия часто обусловлена органическим повреждением зон головного мозга, принимающих участие в процессе письма (алалия, дизартрия, афазия). Нарушения письма очень часто встречается у детей с минимальной мозговой дисфункцией (ММД), общим нарушением речи (ОНР), задержкой психического развития (ЗПР), задержкой речевого развития (ЗРР), синдромом дефицита внимания (СДВ).
В связи со спецификой данного
исследования сосредоточим
Теоретический анализ
1) достаточным количеством научной литературы по теме исследования и противоречивостью точек зрения;
2) множеством научных толкований относительно происхождения дисграфиии и знаниями логопедов и других специалистов о разнообразии причин и механизмов нарушения у детей высших психических функций и процессов (в том числе письменной речи).
Противоречия позволили выявить проблему исследования: как посредством анализа письменных работ выявить дисграфию, понять механизм, определить её вид, оценить её тяжесть.
Цель исследования: выявление распространённости дисграфии и методов её устранения у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: речевая деятельность детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: выявление нарушений при обучении письму младших школьников.
Гипотеза исследования: предупреждение дисграфии возможно в условиях школы, если первым этапом логопедической работы будет раннее выявление нарушений письма по существующим адаптированным методикам.
Задачи исследования:
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования (по классификации Б.Г. Ананьева) [2]:
– теоретические – изучение и анализ научно-методической, педагогической, психологической, психолингвистической и логопедической литературы, освещающей состояние проблемы исследования;
– эмпирические – педагогический анализ специфических ошибок письма у учащихся младших классов общеобразовательной школы, качественный и количественный анализ результатов, статистическая обработка данных;
– наблюдение за речевой деятельностью детей;
– исследовательские − анализ продуктов деятельности.
Гипотеза исследования: предупреждение дисграфии возможно в условиях школы, если первым этапом логопедической работы будет раннее выявление нарушений письма по существующим адаптированным методикам.
Теоретическая и практическая значимость исследования. В работе представлено теоретическое обоснование исследования проблемы дисграфии и ее предупреждения у детей младшего школьного возраста, представлен анализ существующих методик по выявлению и предупреждению дисграфии у детей, раскрывается возможность использования этих методик и выбор оптимальной коррекционно-логопедической работы.
Практической значимостью
База исследования. Исследовательская работа проводилась на базе начальной школы МОУ СОШ № 24 г. Краснодара среди детей младшего школьного возраста.
Методологическим и теоретическим обоснованием исследования являются:
− теория возрастной периодизации в развитии ребёнка (Л.С. Выготский) [7];
− положение о зоне ближайшего развития ребёнка в процессе обучения (Л.С. Выготский, Л.В. Занков);
− теория дизонтогенеза (В.В. Лебединский) [17].
− учение о высшей нервной деятельности (И.П. Павлов) [25];
− концепция культурно-исторического происхождения высших психических функций человека (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия) [7; 20];
− методики исследования базовых психических функций (А.Р. Лурия) [20];
− концепция взаимоотношения языка и мышления в онтогенезе (Ж.Пиаже)[28];
− классификация методов психологического исследования (Б.Г. Ананьев) [2];
− экспериментальные исследования, раскрывающие механизмы формирования высших психических функций (А.Н. Леонтьев) [18];
− теория развития письменной речи ребёнка (С.Л. Рубинштейн) [32].
− представление о трех функциональных блоках мозга, учение о мозговой организации и самоадаптации человека, методы клинической нейропсихологической диагностики (А.Р. Лурия);
− нейропсихологическое исследование детей (А.Н. Корнев) [14].
− теория порождения письменной речи (В.П. Белянин) [4];
− основы психолингвистики, психолингвистический анализ процесса продуцирования письменной речи (А.А. Леонтьев);
− классификация механизмов речи в теории Н.И. Жинкина [11];
− теория о механизмах порождения речи, модель процессов порождения речи (Н. Хомский).
− теоретические исследования лингвистов (В.В. Виноградов,
Г.О. Винокур, И.Р. Гальперин, Д.Э. Розенталь).
– описание дефекта при очаговых поражениях мозга и восстановление нарушенных функций (А.Р. Лурия);
– нейропсихологическое исследование (Т.В. Ахутина, Л.С. Цветкова)
[3; 40];
– клинические методы нейропсихологического исследования, приемы изучения речевых функций (экспрессивной речи, понимания, письма, чтения) (Л.И. Вассерман, С.А. Дорофеева, Я.А. Меерсон) [5].
– теоретические обоснования дисграфии Р.И. Лалаевой, И.Н. Садовниковой, А.Л. Сиротюк, А.Н. Корнева, Е.А. Логиновой [17; 34; 36; 14; 20];
– классификация дисграфии М.Е. Хватцева [39];
– клинико-психологический подход к дисграфии А.Н. Корнева;
– тестовая методика Т.А. Фотековой [38];
– нейропсихологическое обследование детей З.А. Репиной [31];
– методика коррекции и устранения дисграфии Л.Н. Ефименковой [9];
– методика преодоления нарушений письменной речи у младших школьников И.Н. Садовниковой [33];
– методика коррекции звукопроизношения и звуковосприятия
(Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева).
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (40 источников) и 1 приложения на
2-х страницах.
В работе содержатся 2 таблицы, 4 рисунка,
текст работы изложен на 59 страницах.
1.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
ВОПРОСА ДИСГРАФИИ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Дисграфия – это частичное нарушение письма. Так же как и в процессе чтения, в процессе письма принимают участие различные анализаторы.
Одной из сложнейших операций
процесса письма является
Информация о работе Дисграфия как разновидность нарушений письменной речи