Дисграфия как разновидность нарушений письменной речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:12, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление распространённости дисграфии и методов её устранения у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: речевая деятельность детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: выявление нарушений при обучении письму младших школьников.
Гипотеза исследования: предупреждение дисграфии возможно в условиях школы, если первым этапом логопедической работы будет раннее выявление нарушений письма по существующим адаптированным методикам.
Задачи исследования:
изучить исторический аспект возникновения дисграфии и причины возникновения дисграфии у детей младшего школьного возраста;
проанализировать понятие дисграфии, классификации её видов с учетом различных подходов;
проанализировать методы выявления дисграфии у детей младшего школьного возраста;
провести анализ письменных работ по выявлению разновидностей дисграфии у детей.

Работа содержит 1 файл

Дисграфия как разновидность нарушения письма младших школьников.docx

— 176.29 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность темы исследования. В настоящее время проблемы диагностики и коррекции речевых нарушений чрезвычайно актуальны. Это неудивительно, ведь Россия переживает одно из сложных, болезненных, но вместе с тем динамичных периодов своей истории. Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, её этиологии и социальной адаптации детей логопатов, свидетельствует о том, что положение детей в современной России вызывает обоснованную тревогу у общественности.

     Анализ механизмов, лежащих в основе трудностей обучения младших школьников, представляет собой актуальное направление современной специальной педагогики и психологии. Связано это со значительным увеличением в последние годы количества неуспевающих учащихся в общеобразовательной школе. Одной из наиболее частых причин неуспеваемости у детей является специфическое нарушение письма – дисграфия.

     Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи детей в настоящее время являются одной из самых актуальных задач в логопедии. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. Основная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить  и предупредить нарушения письма и чтения, а при невозможности пропедевтической  работы своевременно устранить специфические ошибки с целью недопущения их  перехода на дальнейшее обучение.

     На сегодняшний день существует  два основных направления в  изучении специфических нарушений письма детей: психолого-педагогическое и нейропсихологическое.

     Психолого-педагогический подход к исследованию патогенеза дисграфии широко   распространен.   Возникновение   дисграфии    представители   этого

направления объясняют   нарушением   или   несформированностью высших

психических функций (ВПФ).

     Психика сложна и многообразна  по своим проявлениям. Важнейшим  достижением человека, позволившим  ему использовать общечеловеческий  опыт, как прошлый, так и настоящий,  явилось речевое общение, которое  развивалось на основе трудовой  деятельности. Речь – это язык в действии.

     С позиции нейропсихологического подхода, дисграфия рассматривается как следствие нарушения аналитико-синтетической деятельности анализаторов. Ученые говорят о том, что первичное недоразвитие анализаторов и межанализаторных связей приводит к недостаточности анализа и синтеза информации, нарушению перекодирования сенсорной информации: перевод звуков в буквы. Дисграфия часто обусловлена органическим повреждением зон головного мозга, принимающих участие в процессе письма (алалия, дизартрия, афазия). Нарушения письма очень часто встречается у детей с минимальной мозговой дисфункцией (ММД), общим нарушением речи (ОНР), задержкой психического развития (ЗПР), задержкой речевого развития (ЗРР), синдромом дефицита внимания (СДВ).

     В связи со спецификой данного  исследования сосредоточим наше  внимание на особенностях развития письменной речи младших школьников. Проблема нарушений письменной речи у школьников − одна из самых актуальных для школьного обучения, так как письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

     Теоретический анализ литературы  позволил выявить противоречия  по проблеме между:

   1)  достаточным количеством научной литературы по теме исследования и противоречивостью точек зрения;

     2) множеством научных толкований относительно происхождения дисграфиии и знаниями логопедов и других специалистов о разнообразии причин и механизмов нарушения у детей высших психических функций и процессов (в том числе письменной речи).

     Противоречия позволили выявить проблему исследования:  как посредством анализа письменных работ выявить дисграфию, понять механизм, определить  её вид,  оценить её тяжесть.

     Цель исследования: выявление распространённости дисграфии и методов её устранения у детей младшего школьного возраста.

     Объект исследования: речевая деятельность детей младшего школьного возраста.

     Предмет исследования:  выявление нарушений при обучении письму младших школьников.

     Гипотеза исследования:  предупреждение дисграфии возможно в условиях школы, если первым этапом логопедической работы будет раннее выявление нарушений письма по существующим адаптированным методикам.

     Задачи исследования:

  1. изучить исторический аспект возникновения дисграфии и причины возникновения дисграфии у детей младшего школьного возраста;
  2. проанализировать понятие дисграфии, классификации её видов с учетом различных подходов;
  3. проанализировать методы выявления дисграфии у детей младшего школьного возраста;
  4. провести анализ письменных работ по выявлению разновидностей дисграфии у детей.

     Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования (по классификации Б.Г. Ананьева) [2]:

    – теоретические – изучение и анализ научно-методической, педагогической, психологической, психолингвистической и логопедической литературы, освещающей состояние проблемы исследования;

    – эмпирические – педагогический анализ специфических ошибок письма у учащихся младших классов общеобразовательной школы, качественный и количественный анализ результатов, статистическая обработка данных;

    – наблюдение за речевой деятельностью детей;

    – исследовательские − анализ продуктов деятельности.

     Гипотеза исследования:  предупреждение дисграфии возможно в условиях школы, если первым этапом логопедической работы будет раннее выявление нарушений письма по существующим адаптированным методикам.

     Теоретическая и  практическая значимость  исследования. В работе представлено теоретическое обоснование исследования проблемы дисграфии и ее предупреждения у детей младшего школьного возраста, представлен анализ существующих методик по выявлению и предупреждению дисграфии у детей, раскрывается возможность использования этих методик и выбор оптимальной коррекционно-логопедической работы.

     Практической значимостью данной  работы является возможность  использования конкретных приемов  и методик обследования нарушений  речи, получение необходимых для  анализа структуры речевых отклонений  у детей и их всесторонняя  оценка, что позволяет построить  коррекционно-логопедическую работу, учитывая личностно-ориентированный  подход к каждому ребенку. 

     База исследования. Исследовательская работа проводилась на базе начальной школы МОУ СОШ № 24 г. Краснодара среди детей младшего школьного возраста.

     Методологическим и теоретическим обоснованием исследования являются:

  1. Методологические подходы в педагогике.

    − теория возрастной периодизации в развитии ребёнка (Л.С. Выготский) [7];

    − положение о зоне ближайшего развития ребёнка в процессе обучения       (Л.С. Выготский, Л.В. Занков);

    − теория дизонтогенеза (В.В. Лебединский) [17].

  1. Методологические подходы в психологии.

    − учение о высшей нервной деятельности (И.П. Павлов) [25];

    − концепция культурно-исторического происхождения высших психических функций человека (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия) [7; 20];

    − методики исследования базовых психических функций (А.Р. Лурия) [20];

    − концепция взаимоотношения языка и мышления в онтогенезе (Ж.Пиаже)[28];  

    − классификация методов психологического исследования (Б.Г. Ананьев) [2];

    − экспериментальные исследования, раскрывающие механизмы   формирования высших психических функций (А.Н. Леонтьев) [18];

    − теория развития письменной речи ребёнка (С.Л. Рубинштейн) [32].

  1. Нейропсихологический подход.

    − представление о трех функциональных блоках мозга, учение о мозговой организации и самоадаптации человека, методы клинической нейропсихологической диагностики (А.Р. Лурия);

    − нейропсихологическое исследование детей (А.Н. Корнев) [14].

  1. Психолингвистические подходы.

    − теория порождения письменной  речи (В.П. Белянин) [4];

    − основы психолингвистики, психолингвистический анализ процесса продуцирования письменной речи (А.А. Леонтьев);

    − классификация механизмов речи в теории Н.И. Жинкина [11];

    − теория о механизмах порождения речи, модель процессов порождения речи (Н. Хомский).

  1. Лингвистический подход.

    − теоретические исследования лингвистов (В.В. Виноградов,

    Г.О. Винокур, И.Р. Гальперин, Д.Э. Розенталь).

  1. Медицинские (клинические) подходы.

    – описание дефекта при очаговых поражениях мозга и восстановление нарушенных функций (А.Р. Лурия);

    – нейропсихологическое исследование (Т.В. Ахутина, Л.С. Цветкова)

    [3; 40];

    – клинические методы нейропсихологического исследования, приемы изучения речевых функций (экспрессивной речи, понимания, письма, чтения) (Л.И. Вассерман, С.А. Дорофеева, Я.А. Меерсон) [5].

  1. В  аспекте коррекции дисграфии использовались:

    – теоретические обоснования дисграфии  Р.И. Лалаевой, И.Н. Садовниковой, А.Л. Сиротюк, А.Н. Корнева,  Е.А. Логиновой [17; 34; 36; 14; 20];

    – классификация дисграфии М.Е. Хватцева [39];

    – клинико-психологический подход к дисграфии А.Н. Корнева;

    тестовая методика Т.А. Фотековой [38];

    – нейропсихологическое обследование детей З.А. Репиной [31];

    – методика коррекции и устранения дисграфии Л.Н. Ефименковой [9];

    – методика преодоления нарушений письменной речи у младших школьников И.Н. Садовниковой [33];

    – методика коррекции звукопроизношения и звуковосприятия

    (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева).

     Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (40 источников) и 1 приложения   на

2-х страницах. В работе содержатся 2 таблицы, 4 рисунка, текст работы изложен на 59 страницах. 
 
 
 

1.  СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА ДИСГРАФИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 

    1. Понятие и структура письма как вида письменной речи

    

     Дисграфия – это частичное нарушение письма. Так же как и в процессе чтения, в процессе письма принимают участие различные анализаторы.    

     Одной из сложнейших операций  процесса письма является анализ  звуковой структуры слова. Чтобы  правильно написать слово, надо  определить последовательность  и место каждого звука. Большую  роль при определении характера  звуков и их последовательности  в слове играет проговаривание: громкое, шепотное или внутреннее. Следующая операция – соотнесение  выделенного из слова звука  и соотнесение его с определенным  зрительным образом буквы. Для  различения графически сходных  букв необходим достаточный уровень  сформированности зрительного анализа  и синтеза, пространственных представлений.  Анализ и сравнение буквы не  является для первоклассника  простой задачей. Затем следует  моторная операция процесса письма  – воспроизведение с помощью  движений руки зрительного образа  буквы. Несформированность какой-либо  из указанных функций может  вызвать нарушение процесса овладения  письмом, что и характерно для  дисграфии. 

Информация о работе Дисграфия как разновидность нарушений письменной речи