Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:12, курсовая работа
Цель исследования: выявление распространённости дисграфии и методов её устранения у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: речевая деятельность детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: выявление нарушений при обучении письму младших школьников.
Гипотеза исследования: предупреждение дисграфии возможно в условиях школы, если первым этапом логопедической работы будет раннее выявление нарушений письма по существующим адаптированным методикам.
Задачи исследования:
изучить исторический аспект возникновения дисграфии и причины возникновения дисграфии у детей младшего школьного возраста;
проанализировать понятие дисграфии, классификации её видов с учетом различных подходов;
проанализировать методы выявления дисграфии у детей младшего школьного возраста;
провести анализ письменных работ по выявлению разновидностей дисграфии у детей.
2.1.5. Содержание обследования письменной речи детей
На протяжении первых трех лет обучения школьники упражняются в различных видах письма, каждый из которых имеет определенное значение для формирования навыков полноценной письменной речи, отвечая задачам обучения, закрепления и проверки соответствующих знаний и умений. Первичная оценка навыка письма ребенка проводится традиционными методами: с помощью анализа письменных работ, записи текстов, предложений, отдельных слов, слогов и букв под диктовку.
Цель обследования – выявление этиологии, симптоматики, механизмов нарушений письма. При обследовании детей с нарушениями письменной речи учитывается состояние зрения, слуха, центральной нервной системы, познавательной деятельности ребенка, которые определяются врачами-специалистами. Обследование проводится с учетом таких основных принципов, как принцип комплексности, системности, патогенетический, деятельностный, личностный, принцип развития.
Логопедические методики профилактики, диагностики и коррекции нарушений у детей навыков письма и письменной речи остаются почти неизменными на протяжении уже многих десятилетий и ограничиваются традиционными педагогическими подходами, связывающим нарушение письма либо с неполноценным лингвистическим развитием детей, либо с пространственными нарушениями. Между тем, практика работы логопедов с современным поколением младших школьников, страдающих дисграфией,
свидетельствует о необходимости внесения существенных изменений в
организацию и содержание логопедической работы.
Первичное логопедическое обследование
должно проводиться на ранних этапах обучения.
Чем раньше проведено обследование школьника,
тем выше вероятность того, что работа
будет иметь профилактический характер,
корректирующий затруднения в овладении
письмом и предупреждающий его нарушение.
Содержание логопедического
обследования школьников включает в себя
изучение у детей состояния устной и письменной
речи, невербальных компонентов, входящих
в состав функциональной системы письма
и чтения.
Логопедическое обследование не включает,
как правило, исследования состояния слухоречевой
памяти. Между тем, полноценность этой
психической функции необходима для успешного
овладения ребенком навыками произвольного
осознанного анализа речи и членения ее
на общепринятые языковые единицы.
Таким образом, для правильной организации
коррекционной работы важно изучить у
школьников с дисграфией не только состояния
устной и письменной речи, но и особенности
состояния внимания и произвольной регуляции
действий.
2.2. Схема обследования
детей с нарушениями
письма
Комплексный (психолого-
Рис. 1. Схема обследования детей с нарушениями письма.
Первичная оценка навыка
начинают с самых простых заданий. Далее приступают непосредственно к
письму, также начиная с наиболее легких вариантов:
Ребенку предлагаются картинки с изображениями хорошо знакомых ему предметов повседневного обихода. Картинки следует подбирать так, чтобы слова были различной сложности (стечение согласных, сложная слоговая структура, сочетание смешиваемых звуков), например: сковорода, скворечник, карандаш, ножницы, телевизор, баранки, лыжи, коньки, шуба, старушка, гриб, спички, зажигалка, щипцы, чулки.
Логопед дает задание написать названия предметов, изображенных на картинках.
Ребенку дают сначала предметные картинки, затем сюжетные и, наконец, серии картинок. Он должен сначала составить предложения, а затем написать их.
Помимо перечисленных выше приемов, навык письма у детей проверяют с помощью слуховых диктантов.
Диктанты для проверки подбирают и составляют таким образом, чтобы они включали в себя слова со звуками, близкими по звучанию или сходными по артикуляции. Кроме того, диктанты, предлагаемые детям при обследовании, должны соответствовать всем требованиям школьной программы по русскому языку и, конечно, возрасту ребенка.
Подбор речевого материала для слухового диктанта детям, страдающим дисграфией, дело непростое, так как в любом, самом несложном тексте может обнаружиться нечто недоступное для учеников на данном этапе обучения. Это обстоятельство стало причиной для разработки новой, нетрадиционной формы письма под слуховую диктовку – графического диктанта.
Графический диктант выполняет контрольную функцию, но является
щадящей формой контроля, так как исключает из поля зрения детей другие орфограммы. Именно графический диктант позволяет тренировать учащихся в различении смешиваемых звуков на таких сложных по звуковому составу словах, какие не могут быть включены в текстовые диктанты. Здесь как бы сужается «луч внимания» ребенка, концентрируясь на двух смешиваемых звуках, которые он должен выделить из насыщенного звукового ряда (слово, фраза, текст).
5) списывание: с рукописного текста; с печатного текста; осложненное заданиями логического и грамматического характера;
Списывание как простейший вид письма наиболее доступен детям, страдающим дисграфией. Ценность его – в возможности согласовывать темп чтения записываемого материала, его проговаривания и записи с индивидуальными возможностями детей. Необходимо как можно раньше научить детей при списывании запоминать слог, а не букву. Следовательно, специфической задачей письма становится правильное послоговое проговаривание, согласованное с темпом письма. В случаях, когда ребенок слабо усваивает это требование, допускает многочисленные пропуски букв, полезно предлагать для списывания слова и тексты, уже разделенные на слоги черточками.
6) зрительный диктант (на материале геометрических фигур, различных трафаретов и т.п.).
Проводится диктант следующим образом:
− рассмотреть образец (ряд букв или изображений предметов);
− перечислить их несколько раз, запоминая последовательность;
− образец закрывается;
− выложить по памяти этот ряд из индивидуального раздаточного материала;
Во всех видах письма чтение выполняет функцию контроля.
Тактика обследования строится гибко – от достигнутого учеником уровня: если школьник может писать текстовой диктант – с него и следует начать. Если такое задание непосильно для ребенка, нужно перейти к списыванию текста либо диктанту слов, букв – для определения сформированных и нарушенных звеньев графолексической деятельности.
Таким образом, на протяжении первых лет обучения школьники упражняются в различных видах письма, каждый из которых имеет определенное значение для формирования навыков полноценной письменной речи. Рассмотренные выше виды письменных работ используются специалистами в логопедической работе для выявления нарушений письма.
В данном исследовании анализировались два вида письменных работ, предусмотренные действующими программами: списывание с печатного текста, диктант. Количественная обработка данных осуществлялась с помощью процентного и числового выражения на основании диктантов двух классов. Также была произведена качественная оценка письменных работ второклассников. Критерии оценивания и правила оформления письменных работ отражены в приложении (см. прил. 1) [12].
Методисты уделяют особое внимание именно этой диагностике, составленной с учётом нейроподхода. Она позволяет выявить дисграфию, понять механизм, определить её вид, оценить её тяжесть. В методике предложены речевые пробы Лалаевой Р.И. и Мальцевой Е.В [15]. Эта методика предназначена для обследования речевого развития учащихся младших классов. Исходя из направлений диагностической работы данной методики, можно строить коррекционно-развивающую работу, с учётом тех нарушений, которые были выявлены у детей.
Работы детей представлены в дополнительном приложении.
Анализ письменных работ учащихся позволил выделить 3 группы детей. Первую группу составили дети без нарушений письма. Среди детей с нарушениями письма было выделено 2 группы: группа детей с выраженной и группа детей с легкой (нерезко выраженной) дисграфией.
Из пятидесяти трёх проанализированных работ второклассников, дисграфии не выявлено у 14 человек (26%) − первая группа. Вторую группу детей с выраженной дисграфией составили 13 человек (33%), с лёгкой (нерезко выраженной) – 26 человек (67%), которые составили третью группу.
Данные по выявлению
дисграфии учащихся трех групп представлены
на рисунке (см. рис. 2).
Рис. 2.
Данные по выявлению дисграфии учащихся
трех групп.
Проявление нарушений письма в группе детей с легкой дисграфией качественно отличалось от аналогичного проявления в подгруппе детей с выраженной дисграфией.
Количество дисграфических ошибок у детей
с выраженной дисграфией зависело от степени
трудности работы. У школьников с легкой
дисграфией,
наоборот, дисграфические ошибки не зависели
от степени ее трудности.
В подгруппе с выраженной дисграфией чаще всего встречались стойкие ошибки на почве нарушения языкового анализа и синтеза, замены букв по принципу оптического сходства и т.д. В свою очередь, у большинства учащихся с легкой дисграфией ошибки отличались нестабильностью, например, преобладали ошибки «анализа-синтеза», смешения букв и т.д.
Как показано на рис. 3., среди учащихся 2«А» класса дисграфии не выявлено у 9 человек (17%), а во 2«Б» – у 5 человек (9%). Однако процент выявления выраженной дисграфии во 2«Б» выше, чем во 2«А» классе: (11%) и (13%) соответственно, а нерезко выраженной дисграфии одинаков в двух классах − (25%).
Рис. 3. Статистическая значимость различий значений выявления дисграфии школьников двух классов.
Таким образом, исследование показало,
что существуют наиболее часто встречающиеся
ошибки на письме у младших школьников.
Практическая работа выявила наибольшую
группу детей со смешанной дисграфией.
В связи с этим необходимо проводить коррекционную
работу с такими детьми, используя современные
логопедические методики, например, рассмотренную
нами в работе диагностическую методику,
направленную на раннее выявление дисграфии
Т.А. Фотековой.
Информация о работе Дисграфия как разновидность нарушений письменной речи