Дисграфия как разновидность нарушений письменной речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:12, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление распространённости дисграфии и методов её устранения у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: речевая деятельность детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: выявление нарушений при обучении письму младших школьников.
Гипотеза исследования: предупреждение дисграфии возможно в условиях школы, если первым этапом логопедической работы будет раннее выявление нарушений письма по существующим адаптированным методикам.
Задачи исследования:
изучить исторический аспект возникновения дисграфии и причины возникновения дисграфии у детей младшего школьного возраста;
проанализировать понятие дисграфии, классификации её видов с учетом различных подходов;
проанализировать методы выявления дисграфии у детей младшего школьного возраста;
провести анализ письменных работ по выявлению разновидностей дисграфии у детей.

Работа содержит 1 файл

Дисграфия как разновидность нарушения письма младших школьников.docx

— 176.29 Кб (Скачать)

     − паралалическая дисграфия (косноязычие в письме);

     Выражается дефектами произношения в письме, проявляется в виде смешений букв, нарушений воспроизведения в письме звукослоговой структуры слов. Клиническая симптоматика этого вида дисграфии в большинстве случаев представлена синдромом осложненного психического инфантилизма.

     − фонематическая дисграфия (соотносится с классификацией Р.И.Лалаевой);

     14)  метаязыковые дисграфии:

     −  дисграфия вследствие нарушений языкового анализа и синтеза       

         (соотносится с классификацией Р.И.Лалаевой);

     − диспраксическая (моторная) дисграфия;

     Проявляется неспособностью овладения графическим образом букв, на письме – в виде замен букв, сходных по начертанию или имеющих одинаковые элементы или недописывания элементов букв. По наблюдениям А.Н.Корнева, оптически сходные буквы смешиваются в письме детей сравнительно редко.

Механизм возникновения подобных замен букв автор объясняет инертностью

стереотипа написания одинаковых начальных элементов букв.

     Различают дисграфии по классификации  М.Е.Хватцева [39].

     15)  дисграфия на почве нарушения произносительного ритма;

      М.Е. Хватцев связывает с недостаточным развитием чувства слухоречевого

ритма, отрицательно сказывающимся как  в устной речи, так и в письме. При таком нарушении дети пропускают гласные буквы и слоги, не дописывают окончания слов.

     16)  дисграфия на почве акустической агнозии;

     Ученый видит в данный вид дисграфии в недифференцированности слуховых восприятий звукового состава слов и недостаточности фонематического анализа. В письме детей это проявляется в заменах букв, соответствующих оппозиционным звукам, искажениям структуры слов и предложений.

     17) дисграфия на почве расстройств устной речи («графическое                

             косноязычие»);

     По мнению М. Е. Хватцева, она возникает на почве неправильного звукопроизношения. Замены одних звуков другими, отсутствие звуков в произношении вызывают соответствующие замены и пропуски звуков на письме.

     18)  дисграфия при моторной и сенсорной афазии;

     Наблюдается в случаях органического поражения головного мозга соответствующей локализации и сочетается с нарушениями устной речи.     

     Свой вариант трудностей письма Т.В. Ахутина представляет  следующими разновидностями [3]:

     19)  регуляторная дисграфия;

     Обусловлена несформированностью произвольной регуляции действий (функций планирования и контроля). Отмечается у детей с проблемами  удержания произвольного внимания: трудностями ориентировки в задании,

включения       в      задание,      импульсивностью    решений    и    инертностью,

затруднениями в переключении с одного задания на другое.

     Детьми допускаются ошибки упрощения программы по типу патологической инертности:

     −  инертное повторение (персеверация) букв, слогов, слов, типов заданий;

     − пропуски букв и слогов;

     −  предвосхищение (антиципация) букв;

     −  слипание (контаминация) слов;

     −  не соблюдение правил написания прописной буквы, безударных гласных и   

        т.п.

     20) дисграфия, обусловленная трудностями поддержания рабочего

          состояния, активного тонуса коры;

     У детей наблюдается повышенная утомляемость, колебания работоспособности – уровень работоспособности меняется в течение четверти, недели, дня, урока. Обычно эти дети не сразу включаются в задание, а, начав его, быстро устают; через некоторое время рабочее состояние возвращается, но уже на сниженном уровне, вследствие чего ребенок вновь устает – ложится на парту или сползает с нее. На фоне утомления ребенок делает разнообразные грубые ошибки и, прежде всего, те, которые характерны для детей с трудностями программирования и контроля.      

     Дети пишут медленно, навыки письма автоматизируются с большим трудом, во время письма может нарастать тонус мышц, ребенку трудно удержать рабочую позу. Величина букв, нажим, наклон колеблются в зависимости от утомления.

     21)  зрительно-пространственная дисграфия по правополушарному типу.     

     От работы правого полушария зависят зрительно-моторная координация, возможность соотнесения движения с вертикальной и горизонтальной координатами, возможность объединения в одно целое и запоминание общего взаиморасположения частей, то есть восприятие целостного образа.

     У детей наблюдаются сложности  в ориентировке на тетрадном  листе, в нахождении начала  строки, трудности в удержании  строки; постоянные колебания наклона  и высоты букв, несоответствие  элементов букв по размеру, 

раздельное  написание букв в слове; задержки актуализации графического и

двигательного образов нужной буквы, замены зрительно  похожих и близких по

написанию букв (например К-Н), замены рукописных букв печатными, необычный способ написания букв, особенно прописных;

     −  устойчивая зеркальность при написании букв 3, Е, э, с; замены букв У-Ч,

        д-б, д-в; невозможность    формирования    навыка идеограммного письма

       («Клоссная робота», «кено» вместо «кино»);

     Также наблюдаются пропуски и  замены гласных, в том числе  ударных; нарушения порядка букв  в слове;  тенденции    к   «фонетическому»    письму  («радостно»-«радсно»); трудности выделения целостного образа слова, вследствие чего два слова, а также слова с предлогами пишутся слитно (позднее в связи с повышенным вниманием, которое уделяется правилу написания предлогов, приставки пишутся отдельно от корней).

     И.Н. Садовникова определяет также  эволюционную или ложную дисграфию,  которая является проявлением естественных затруднений детей в ходе начального обучения письму [33].

     Все названные виды дисграфии  в различных сочетаниях могут  присутствовать у одного ребенка.  Эти случаи относят к смешанной дисграфии.

     Классификацию видов дисграфии  можно изобразить в виде таблицы   (рис.1).     

                                                                                                                Таблица 1.

Соотнесение вида дисграфии и специфических  ошибок 

Вид дисграфии Специфические ошибки
1 Артикуляторно-акустическая - замены;

- пропуски  букв, соответствующих заменам и  пропускам звуков в устной речи. 

                                                                                                        Прод. табл. 1.
Вид дисграфии Специфические ошибки
2 
 
Акустическая (фонематическая) - замены букв, соответствующих, фонетически близким  звукам;

- замены гласных звуков;

- ошибки  обозначения на письме мягкости  согласных.

3 Анализа и синтеза - пропуски букв  и слогов;

- пропуски  согласных при их стечении;

- пропуски  гласных;

- перестановка  букв и (или) слогов;

- добавление  слогов;

- недописывание  слов;

- написание  лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при  письме, очень долго «поет звук»);

- повторение  букв и (или) слогов;

- контоминация - в одном слове слоги разных  слов;

- слитное  написание предлогов, раздельное  написание приставок («настоле», «на ступила»);

- слитное написание слов и их разрывы.

4 
 
 
 
 
 
Аграмматическая 
 
 
 
 
 
- неправильное  написание приставок, суффиксов,  падежных окончаний; 

- нарушение  предложных конструкций, изменение  падежа местоимений, числа существительных;  нарушение согласования;

- нарушения  синтаксического оформления речи (трудности конструирования сложных  предложений,                                             

пропуски  членов предложения, нарушения последовательности слов в предложении).                                                            

5 Оптическая - замены графически  сходных рукописных букв, состоящих  из одинаковых элементов, но  различно расположенных в пространстве;

- зеркальное  написание букв;

- пропуск  элементов букв и их неправильное 

                                                                                                              Прод. табл. 1.
Вид дисграфии Специфические ошибки
    расположение.
6 Кинетическая (моторная) - трудности  движения руки во время письма.
7 Дизорфография - отсутствие «чутья» на орфограммы.
8 Вторичная (неспецифическая) - отсутствие стабильных типов ошибок.
9 Дисграфия на почве истерии - пропуски букв, как гласных, так и согласных; 

- ошибочное  написание слов с неизученными  орфограммами.

10 Литеральная - нарушения  в узнавании и воспроизведении  изолированных букв.
11 Вербальная - искажения  и замены изолированных букв  оптического характера.
12 Дисфонологические дисграфии:

- паралалическая 
 

- фонематическая

 
 
- смешение букв;

- нарушение  воспроизведения в письме звукослоговой  структуры слов.

- смешения  букв, соответствующих оппозиционным  согласным, близким по акустико-артикуляторным  признакам;

- пропуски  букв.

13 
 
 
Метаязыковые  дисграфии:

-  дисграфия  вследствие нарушений языкового  анализа и синтеза 
 
 
 

- диспраксическая  (моторная)

 
- многочисленные пропуски и перестановки букв и слогов;

-  нарушение  деления текста на предложения  (отсутствуют точки и заглавные  буквы) и предложения - на слова;                                                     

- слитные  написания слов, отдельное написание  частей слова.

- замены  букв, сходных по начертанию или  имеющих одинаковые элементы;

- не дописывание элементов букв.

                                                                                                                                                              Прод. табл. 1.

Вид дисграфии Специфические ошибки
14 Дисграфия на почве

нарушения произносительного  ритма

- пропуск   гласных букв и слогов;

- не дописывание  окончаний слов.

15 Дисграфия на почве акустической агнозии -пропуски, перестановки, замены букв;

- слияние  двух слов в одно, пропуски  слов и т. д.

16 Дисграфия на почве расстройств устной речи «графическое косноязычие» - замены одних  звуков другими, отсутствие звуков  в произношении соответствуют  заменам и пропускам букв на  письме.
17 Дисграфия при моторной и сенсорной афазии - расстройства  анализа и синтеза структуры  слов и предложений.
18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Регуляторная 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
-несформированность  произвольной регуляции действий (функций планирования и контроля), проблемы с удержанием произвольного  внимания, трудности ориентировки  в задании, включения в задание,  импульсивность решений и инертность, затруднения в переключении с  одного задания на другое;

- ошибки  упрощения программы по типу  патологической инертности: - инертное  повторение (персеверация) букв, слогов, слов, типов заданий; 

- пропуски  букв и слогов;

- предвосхищение (антиципация) букв;

- слипание (контаминация) слов.

- не  соблюдение правил написания  прописной буквы, безударных гласных  и т. п.

19 Дисграфия, обусловленная трудностями поддержания

рабочего состояния, активного тонуса коры

- разнообразные  грубые ошибки, которые характерны  для детей с трудностями программирования  и                                              

контроля;

- медленное  письмо, с большим трудом;

- величина  букв, нажим, наклон колеблются.

 

                                                                                                                 Прод. табл. 1. 

Вид дисграфии Специфические ошибки
20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Зрительно-пространственная  дисграфия по правополушарному типу 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
- сложность  в ориентировке на тетрадном  листе, в нахождении начала  строки, трудности в удержании  строки;

- постоянные  колебания наклона и высоты  букв, несоответствие элементов  букв по размеру,

 раздельное  написание букв в слове;

- задержки актуализации графического и двигательного образов нужной буквы, замены зрительно похожих и близких по написанию букв (например К-Н), замены рукописных букв печатными, необычный способ написания букв, особенно прописных;

- устойчивая  зеркальность при написании букв  3, Е, э, с; замены букв У-Ч, д-б, д-в;

- невозможность    формирования    навыка идеограммного письма («Клоссная робота», «кено» вместо «кино»);

- пропуски  и замены гласных, в том числе  ударных;

- нарушения  порядка букв в слове;

- тенденция    к   «фонетическому»    письму  («радостно» - «радсно»);

- трудности  выделения целостного образа  слова, вследствие чего два  слова, а также слова с предлогами  пишутся слитно (позднее в связи  с повышенным вниманием, которое  уделяется правилу написания  предлогов, приставки пишутся  отдельно от корней).

21 Эволюционная или ложная - трудности распределения внимания между техническими, орфографическими и мыслительными                                                

операциями.

22 Смешанная - сочетание различных типов ошибок

Информация о работе Дисграфия как разновидность нарушений письменной речи