Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:12, курсовая работа
Цель исследования: выявление распространённости дисграфии и методов её устранения у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: речевая деятельность детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: выявление нарушений при обучении письму младших школьников.
Гипотеза исследования: предупреждение дисграфии возможно в условиях школы, если первым этапом логопедической работы будет раннее выявление нарушений письма по существующим адаптированным методикам.
Задачи исследования:
изучить исторический аспект возникновения дисграфии и причины возникновения дисграфии у детей младшего школьного возраста;
проанализировать понятие дисграфии, классификации её видов с учетом различных подходов;
проанализировать методы выявления дисграфии у детей младшего школьного возраста;
провести анализ письменных работ по выявлению разновидностей дисграфии у детей.
− паралалическая дисграфия (косноязычие в письме);
Выражается дефектами произношения в письме, проявляется в виде смешений букв, нарушений воспроизведения в письме звукослоговой структуры слов. Клиническая симптоматика этого вида дисграфии в большинстве случаев представлена синдромом осложненного психического инфантилизма.
− фонематическая дисграфия (соотносится с классификацией Р.И.Лалаевой);
14) метаязыковые дисграфии:
− дисграфия вследствие нарушений языкового анализа и синтеза
(соотносится с классификацией Р.И.Лалаевой);
− диспраксическая (моторная) дисграфия;
Проявляется неспособностью овладения графическим образом букв, на письме – в виде замен букв, сходных по начертанию или имеющих одинаковые элементы или недописывания элементов букв. По наблюдениям А.Н.Корнева, оптически сходные буквы смешиваются в письме детей сравнительно редко.
Механизм возникновения подобных замен букв автор объясняет инертностью
стереотипа написания одинаковых начальных элементов букв.
Различают дисграфии по
15) дисграфия на почве нарушения произносительного ритма;
М.Е. Хватцев связывает с недостаточным развитием чувства слухоречевого
ритма, отрицательно сказывающимся как в устной речи, так и в письме. При таком нарушении дети пропускают гласные буквы и слоги, не дописывают окончания слов.
16) дисграфия на почве акустической агнозии;
Ученый видит в данный вид дисграфии в недифференцированности слуховых восприятий звукового состава слов и недостаточности фонематического анализа. В письме детей это проявляется в заменах букв, соответствующих оппозиционным звукам, искажениям структуры слов и предложений.
17) дисграфия на почве расстройств устной речи («графическое
косноязычие»);
По мнению М. Е. Хватцева, она возникает на почве неправильного звукопроизношения. Замены одних звуков другими, отсутствие звуков в произношении вызывают соответствующие замены и пропуски звуков на письме.
18) дисграфия при моторной и сенсорной афазии;
Наблюдается в случаях органического поражения головного мозга соответствующей локализации и сочетается с нарушениями устной речи.
Свой вариант трудностей письма Т.В. Ахутина представляет следующими разновидностями [3]:
19) регуляторная дисграфия;
Обусловлена несформированностью произвольной регуляции действий (функций планирования и контроля). Отмечается у детей с проблемами удержания произвольного внимания: трудностями ориентировки в задании,
включения в задание, импульсивностью решений и инертностью,
затруднениями в переключении с одного задания на другое.
Детьми допускаются ошибки упрощения программы по типу патологической инертности:
− инертное повторение (персеверация) букв, слогов, слов, типов заданий;
− пропуски букв и слогов;
− предвосхищение (антиципация) букв;
− слипание (контаминация) слов;
− не соблюдение правил написания прописной буквы, безударных гласных и
т.п.
20) дисграфия, обусловленная трудностями поддержания рабочего
состояния, активного тонуса коры;
У детей наблюдается повышенная утомляемость, колебания работоспособности – уровень работоспособности меняется в течение четверти, недели, дня, урока. Обычно эти дети не сразу включаются в задание, а, начав его, быстро устают; через некоторое время рабочее состояние возвращается, но уже на сниженном уровне, вследствие чего ребенок вновь устает – ложится на парту или сползает с нее. На фоне утомления ребенок делает разнообразные грубые ошибки и, прежде всего, те, которые характерны для детей с трудностями программирования и контроля.
Дети пишут медленно, навыки письма автоматизируются с большим трудом, во время письма может нарастать тонус мышц, ребенку трудно удержать рабочую позу. Величина букв, нажим, наклон колеблются в зависимости от утомления.
21) зрительно-пространственная дисграфия по правополушарному типу.
От работы правого полушария зависят зрительно-моторная координация, возможность соотнесения движения с вертикальной и горизонтальной координатами, возможность объединения в одно целое и запоминание общего взаиморасположения частей, то есть восприятие целостного образа.
У детей наблюдаются сложности в ориентировке на тетрадном листе, в нахождении начала строки, трудности в удержании строки; постоянные колебания наклона и высоты букв, несоответствие элементов букв по размеру,
раздельное написание букв в слове; задержки актуализации графического и
двигательного образов нужной буквы, замены зрительно похожих и близких по
написанию букв (например К-Н), замены рукописных букв печатными, необычный способ написания букв, особенно прописных;
− устойчивая зеркальность при написании букв 3, Е, э, с; замены букв У-Ч,
д-б, д-в; невозможность формирования навыка идеограммного письма
(«Клоссная робота», «кено» вместо «кино»);
Также наблюдаются пропуски и
замены гласных, в том числе
ударных; нарушения порядка
И.Н. Садовникова определяет
Все названные виды дисграфии
в различных сочетаниях могут
присутствовать у одного
Классификацию видов дисграфии
можно изобразить в виде
Соотнесение
вида дисграфии и специфических
ошибок
№ | Вид дисграфии | Специфические ошибки |
1 | Артикуляторно-акустическая | - замены;
- пропуски букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи. |
| ||
№ | Вид дисграфии | Специфические ошибки |
2 |
Акустическая (фонематическая) | - замены букв,
соответствующих, фонетически - замены гласных звуков; - ошибки
обозначения на письме |
3 | Анализа и синтеза | - пропуски букв
и слогов;
- пропуски согласных при их стечении; - пропуски гласных; - перестановка букв и (или) слогов; - добавление слогов; - недописывание слов; - написание
лишних букв в слове (бывает,
когда ребенок, проговаривая - повторение букв и (или) слогов; - контоминация - в одном слове слоги разных слов; - слитное
написание предлогов, - слитное написание слов и их разрывы. |
4 |
Аграмматическая |
- неправильное
написание приставок, - нарушение
предложных конструкций, - нарушения
синтаксического оформления пропуски
членов предложения, нарушения последовательности
слов в предложении). |
5 | Оптическая | - замены графически
сходных рукописных букв, состоящих
из одинаковых элементов, но
различно расположенных в - зеркальное написание букв; - пропуск
элементов букв и их |
| ||
№ | Вид дисграфии | Специфические ошибки |
расположение. | ||
6 | Кинетическая (моторная) | - трудности движения руки во время письма. |
7 | Дизорфография | - отсутствие «чутья» на орфограммы. |
8 | Вторичная (неспецифическая) | - отсутствие стабильных типов ошибок. |
9 | Дисграфия на почве истерии | - пропуски букв,
как гласных, так и согласных;
- ошибочное написание слов с неизученными орфограммами. |
10 | Литеральная | - нарушения в узнавании и воспроизведении изолированных букв. |
11 | Вербальная | - искажения и замены изолированных букв оптического характера. |
12 | Дисфонологические
дисграфии:
- паралалическая - фонематическая |
- смешение букв; - нарушение
воспроизведения в письме - смешения
букв, соответствующих оппозиционным
согласным, близким по - пропуски букв. |
13 |
Метаязыковые
дисграфии:
- дисграфия
вследствие нарушений - диспраксическая (моторная) |
- многочисленные пропуски и перестановки букв и слогов; - нарушение
деления текста на предложения
(отсутствуют точки и - слитные написания слов, отдельное написание частей слова. - замены букв, сходных по начертанию или имеющих одинаковые элементы; - не дописывание элементов букв. |
№ | Вид дисграфии | Специфические ошибки |
14 | Дисграфия на почве
нарушения произносительного ритма |
- пропуск
гласных букв и слогов;
- не дописывание окончаний слов. |
15 | Дисграфия на почве акустической агнозии | -пропуски, перестановки,
замены букв;
- слияние двух слов в одно, пропуски слов и т. д. |
16 | Дисграфия на почве расстройств устной речи «графическое косноязычие» | - замены одних
звуков другими, отсутствие |
17 | Дисграфия при моторной и сенсорной афазии | - расстройства анализа и синтеза структуры слов и предложений. |
18 |
Регуляторная |
-несформированность
произвольной регуляции - ошибки упрощения программы по типу патологической инертности: - инертное повторение (персеверация) букв, слогов, слов, типов заданий; - пропуски букв и слогов; - предвосхищение (антиципация) букв; - слипание (контаминация) слов. - не
соблюдение правил написания
прописной буквы, безударных |
19 | Дисграфия, обусловленная
трудностями поддержания
рабочего состояния, активного тонуса коры |
- разнообразные
грубые ошибки, которые характерны
для детей с трудностями контроля; - медленное письмо, с большим трудом; - величина букв, нажим, наклон колеблются. |
№ | Вид дисграфии | Специфические ошибки |
20 |
Зрительно-пространственная
дисграфия по правополушарному типу |
- сложность
в ориентировке на тетрадном
листе, в нахождении начала
строки, трудности в удержании
строки;
- постоянные колебания наклона и высоты букв, несоответствие элементов букв по размеру, раздельное написание букв в слове; - задержки актуализации графического и двигательного образов нужной буквы, замены зрительно похожих и близких по написанию букв (например К-Н), замены рукописных букв печатными, необычный способ написания букв, особенно прописных; - устойчивая
зеркальность при написании - невозможность формирования навыка идеограммного письма («Клоссная робота», «кено» вместо «кино»); - пропуски и замены гласных, в том числе ударных; - нарушения порядка букв в слове; - тенденция к «фонетическому» письму («радостно» - «радсно»); - трудности
выделения целостного образа
слова, вследствие чего два
слова, а также слова с |
21 | Эволюционная или ложная | - трудности распределения
внимания между техническими, орфографическими
и мыслительными операциями. |
22 | Смешанная | - сочетание различных типов ошибок |
Информация о работе Дисграфия как разновидность нарушений письменной речи