Дифференцированный подход в обучении младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 21:01, курсовая работа

Описание работы

Дифференцированный подход к учащимся в процессе коллективного обучения – один из важных принципов дидактики, реализация которого должна преодолеть многие противоречия свойственные классноурочной системе.
Классноурочная система, выдержавшая испытание временем, остается основной системой обучения благодаря тому, что ее структура оптимально отвечает требованиям единой общеобразовательной школы, условиям коллективного и планомерного обучения при рациональном расходовании материальных средств.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….3
1 Теоретические основы использования дифференцированного подхода в обучении младших школьников.............................................. . . . . . . . …………...8
1.1 Сущность дифференцированного подхода и его основные характеристики………………………………………………………………………8
1.2 Особенности использования дифференцированного подхода в начальной школе……………………………………………………………………19
Заключение…………………………………………………………………...36
Список использованной литературы…………

Работа содержит 1 файл

курс работа.doc

— 283.50 Кб (Скачать)

   Таким образом, реализуя дифференцированный подход в обучении, учитель должен опираться на типологическое применение такого  обучения, который может  быть развивающим относительно к каждому отдельно ученику, способствующий выявить уровень развития его, а также умственных способностей через знания и специальные средства, которые сформируют рациональные умения; одной из важнейших основ дифференциации в обучении является  учет психологических особенностей учащихся. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение 
 

   Одной из задач дифференциации является создание и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей; содействие различными средствами выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся, развитие познавательных интересов и личностных качеств.

   По  характерным индивидуально–психологическим  особенностям детей составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:

   - по возрастному составу (школьные  классы, возрастные параллели, разновозрастные  группы)

   - по полу (мужские, женские, смешанные  классы, команды)

   - по личностно-психологическим типам  (типу мышления, темпераменту)

   - по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха)

   - по уровню умственного развития (уровню достижений)

   - по области интересов (гуманитарные, исторические, математические …).

   Положительные аспекты уровневой дифференциации:

   - исключаются не оправданные и нецелесообразные для общества «уравниловка» и усреднение детей;

   - у учителя появляется возможность  помогать слабому, уделять внимание  сильному;

   - отсутствие в классе отстающих  снимает необходимость в снижении  общего уровня преподавания;

   - появляется возможность более  эффективно работать с трудными  учащимися, плохо адаптирующимися  к общественным нормам;

   - реализуется желание сильных  учащихся быстрее и глубже  продвигаться в образовании;

   - повышается уровень «Я - концепции»: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности;

   - повышается уровень мотивации  ученья в сильных группах;

   - в группе, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться.

   Отрицательные аспекты уровневой дифференциации:

   - деление детей по уровню развития  негуманно;

   - слабые лишаются возможности  тянуться за более сильными, поучать  от них помощь, соревноваться  с ними;

   - высвечивается социально-экономическое  неравенство;

   - перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства;

   - несовершенство диагностики приводит  порой к тому, что в ряд слабых  переводятся неординарные дети;

   - понижается уровень «Я - концепции»: в элитарных группах возникает  иллюзия исключительности, эгоистический комплекс; в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости;

   - понижается уровень мотивации  ученья в слабых группах;

   - перекомплектование разрушает классные  коллективы.

   Дифференцированный  подход в обучении младших школьников с давних времен интересует педагогов разных стран.

   Рассмотрим  развитие идеи реализации дифференцированного  подхода к учащимся в истории  педагогической мысли.

   В современной школе, где один учитель  одновременно занимается  с большой группой учащихся, что является проблемой индивидуализации обучения. В аристократической системе домашнего обучения, где обучение было индивидуальным, эта проблема могла возникнуть только в том смысле, способен ли учитель понимать особенности своего ученика.

   Для современного школьного обучения типично  противоречие между массовостью  школы и потребностью отдельных  индивидов. Распространено мнение, что  уменьшение количества учащихся в классе  улучшает возможности индивидуального  подхода к каждому ученику. Однако и относительно малое количество учащихся само по себе автоматически не обеспечивает учета индивидуальных особенностей учащихся.

   В повседневной школьной практике довольно часто встречаются случаи, когда  в классе  с относительно малым  числом учащихся возможности индивидуализации обучения не используется. Вместе с тем имеются учителя, которые и в условиях больших классов сумели весьма успешно осуществлять индивидуализацию учебной работы.

   В классах с дифференцированным обучением  учителю легче работать, поскольку он может выбрать такой учебный материал, который соответствует уровню всего класса, поэтому необходимость во внутриклассной индивидуализации сравнительно меньше. Сильных учащихся легче включить в работу, в результате чего сводится к минимуму пороки, обусловленные скукой и слабой умственной загрузкой.

   Анализ  психолого-педагогической литературы позволяет сделать следующие  выводы:

   - дифференциация обучения предполагает  разработку систем заданий различного  уровня трудности и объема, разработку  системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах, учитывающие индивидуальные особенности каждого обучаемого, понятие «внутренняя дифференциация» и «индивидуализация» по существу тождественны; использование дифференциации в процессе обучения создает возможность для развития целенаправленной творческой личности, осознающей конечную цель и задачи обучения; для повышения активности и усиления мотивации учения; основной целью дифференциации является сохранение и дальнейшее развитие учащихся, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность;

   - реализуя дифференцированный подход  в обучении, учитель должен опираться  на типологическое применение  такого  обучения, который может  быть развивающим относительно к каждому отдельно ученику, способствующий выявить уровень развития его, а также умственных способностей через знания и специальные средства, которые сформируют рациональные умения; одной из важнейших основ дифференциации в обучении является  учет психологических особенностей учащихся. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Список  использованной литературы 
 

   1 Индивидуальные варианты развития  младших школьников./Под ред. Занкова  Л.В., Зверевой М.В.- М.: Просвещение, 1993. - 204 с.

   2 Возрастная   и   педагогическая   психология / Под   ред.   А.В. 
Петровского, М.: Просвещение, 1999. – 368 с.

   3 Концепция образования Республики Казахстан до 2015 года // Учитель Казахстана. – 2004. - № 1-2. – С. 2–6.

   4 Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы // Казахстанская правда. – 2011. – 29 июля. – С. 5.

   5 Закон РК об образовании // Казахстанская правда. – 2007. – 15августа. – С. 18.

   6 Давлетшина   А.А.   Изучение   индивидуальных   особенностей   младших школьников.//Начальная школа, 2003. - № 5. - С. 10.

   7 Занков Л.В. Избранные педагогические труды. О начальном обучении. - М.: Просвещение, 1999. – 546 с.

   8 Махмутов М.И. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся в школах Татарии. – Казань: Таткнигиздат, 1983. – 80 с.

   9 Подласый И.П. Педагогика. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. –  Кн. 2. - 256 с.

   10 Педагогический словарь.,т.1.-М.:Академия пед.наук,1960.-.393 с.

   11 Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М.: Издательский центр “Академия”, 2001. – 176 с.

   12 Коджаспирова Г.М.  Педагогика: Практикум и методические материалы. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 416 с.

   13 Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. - М.: Просвещение, 1985. - 234с. 

   14 Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М.: Издательский центр “Академия”, 2004. – 576 с.

   15 Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1986. - 143 с.

   16 Смирнов В.А., Смирнова И.М. Активизация деятельности учащихся. – М.: Просвещение, 1992. – 325 с.

   17 Дрозд В.А. Дифференциация школьного образования за рубежом// Мир образования - образование в мире. –2008.-№1.-С. 122-131.

   18 Дидактика средней школы / Под. ред. М.Н. Скаткина - М.: Педагогика, 1982. – 298 с.

   19 Столяренко Л.Д. Педагогика. – Ростов-на-Дону: Изд-во “Феникс”, 2003. – 448 с.

   20 Стрезикозин В.П. Организация процесса обучения в школе. – М.: Просвещение, 1984. – 280 с.

   21 Тихомирова Л.Ф. Развитие  познавательных  способностей  детей. -  Ярославль: Академия развития,  1996. – 162 с.

   22 Педагогическая энциклопедия. - М., 1965. Т.2, с.201.

   23 ОжеговС.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.-М.:Азбуковни,1999.-613 с.

   24 Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 1990. – 192 с.

   25 Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Высшая школа, 1990. – 324 с.

   26 Шубинский В.С. Педагогика творчества учащихся. – М.: Просвещение, 1989. – 300 с.

   27 Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. – М.: Педагогика, 1980. – 96 с.

   28 Педагогика / Под. ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 608 с.

   29 Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребёнка. - М.: Просвещение, 1995. - 112с.

   30 Бабанский Ю.К. Избранные  педагогические  труды. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

   31 Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М.: Просвещение, 1982. - 192 с.

   32 Архипова Е.Ф. Коррекционная  работа  с  детьми  младшего  школьного  возраста. – М.:  Просвещение,  1989. – 243 с.

   33 Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов. – М.: Академия, 1988. – 330 с.

   34 Анциферова М.М. Психология формирования и развития личности. – М.: Просвещение, 1995. – 286 с.

   35 Балл Г.А., Бурин М.С. Анализ психологических воздействий и его педагогическое значение // Вопросы психологии.- 1994.- № 4. - С. 48-60.

   36 Ковалев А.Г. Психология личности. – М.: Педагогика, 1980. – 391 с.

   37 Вульфов Б.З. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. – М.: Изд-во УРАО, 1997. – 233 с.

   38 Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо.-М.: Просвещение, 1984. – 254 с.

   39 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1987. - 304 с.

   40 Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. – М.: АН СССР, 1988. - 147 с.

Информация о работе Дифференцированный подход в обучении младших школьников