Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 21:01, курсовая работа
Дифференцированный подход к учащимся в процессе коллективного обучения – один из важных принципов дидактики, реализация которого должна преодолеть многие противоречия свойственные классноурочной системе.
Классноурочная система, выдержавшая испытание временем, остается основной системой обучения благодаря тому, что ее структура оптимально отвечает требованиям единой общеобразовательной школы, условиям коллективного и планомерного обучения при рациональном расходовании материальных средств.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….3
1 Теоретические основы использования дифференцированного подхода в обучении младших школьников.............................................. . . . . . . . …………...8
1.1 Сущность дифференцированного подхода и его основные характеристики………………………………………………………………………8
1.2 Особенности использования дифференцированного подхода в начальной школе……………………………………………………………………19
Заключение…………………………………………………………………...36
Список использованной литературы…………
Ценности дифференциации
В психолого-педагогической, дидактической и методической литературе различают 2 основных типа дифференциации содержания образования:
Уровневая дифференциация обеспечивает возможность и право усваивать содержание обучения на различных уровнях глубины и сложности.
Уровневая дифференциация – ориентация на личность обучаемых требует, чтобы ориентация обучения учитывала потребности всех обучаемых и могут усваивать материал на различных уровнях при этом определяющим уровнем является уровень обязательной подготовки.
Профильная дифференциация связана с целенаправленной специализацией содержания образования на основе интересов, склонностей учащихся, их жизненных перспектив, планов и намерений.
В педагогической литературе встречаются два близких термина: внутренняя и внешняя дифференциация.
Внутренняя дифференциация – такая организация учебного процесса, при котором учёт индивидуальных особенностей учащихся производится в условиях работы учителей в обычных классах. Это по существу индивидуализация обучения.
Внешняя дифференциация – организация учебного процесса, при которой для учета индивидуальных особенностей учащихся последние объединяются в специальные дифференцированные учебные группы.
При дифференциации обучения по способностям, учащихся распределяются по учебным группам по одному из следующих признаков:
В первом случае учащиеся разбиваются на несколько групп:
Во втором случае учащиеся группируются по способностям к той или иной группе учебных предметов.
Существует дифференциация по
не способностям. Сущность её
заключается в том, что
Дифференциация в обучении и образовании:
– учет индивидуальных особенностей в форме, предполагающей группировку учащихся на основании выделения определенных способностей, обуславливающих специфику процесса обучения;
-
организация учебного процесса
на основе учета индивидуально-
- классы с углубленным изучением определенных предметов: гуманитарные, математические, биологические и т. п. и профильные классы, классы гибкого состава (учебный предмет, привлекательный для учеников, изучается в составе сборных групп по отдельному расписанию, а остальные предметы в составе своего класса);
-
классы коррекции (поддержки), классы
с ускоренным темпом
-
группы внутри класса, получающие
учебные задания разного
Формирование,
развитие и реализация личности обучаемых
в значительной мере происходит под
влиянием учебно-воспитательного
При этом, в учебном процессе
важное значение имеет
Таким образом, дифференциация
обучения предполагает разработку систем
заданий различного уровня трудности
и объема, разработку системы мероприятий
по организации процесса обучения в
конкретных учебных группах, учитывающие
индивидуальные особенности каждого
обучаемого, понятие «внутренняя дифференциация»
и «индивидуализация» по существу тождественны;
использование дифференциации в процессе
обучения создает возможность для развития
целенаправленной творческой личности,
осознающей конечную цель и задачи обучения;
для повышения активности и усиления мотивации
учения; основной целью дифференциации
является сохранение и дальнейшее развитие
учащихся, воспитание такого человека,
который представлял бы собой неповторимую,
уникальную личность.
1.2
Особенности использования дифференцированного
подхода в начальной школе
Организация учителем внутриклассной дифференциации включает несколько этапов:
1.
Определение критерия, на основе
которого выделяются группы
2. Проведение диагностики по выработанному критерию.
3.
Распределение детей по
4.
Выбор способов дифференциации,
разработка разноуровневых
5.
Реализация
6.
Диагностический контроль за
результатами работы учащихся, в
соответствии с которым может
изменяться состав групп и
характер дифференцированных
Для
организации
Первая
группа комплектуется из учащихся с
высоким уровнем учебных
Вторую группу комплектую из учащихся со средними показателями успеваемости по предмету. Для этой группы наиболее важным для учителя будет деятельность по формированию произвольной внутренней мотивации учащихся, стабилизации школьных интересов и личностной направленности на интеллектуальный труд.
Третью группу составляют учащиеся с низкими познавательными способностями, низким уровнем сформированности познавательного интереса, низкими показателями успеваемости по предметам.
Наибольших усилий требует работа со школьниками третьей группы. Неоднородность индивидуальных особенностей учащихся этой группы предполагает осуществление дифференциации и индивидуального подхода в обучении внутри самой группы.
Осуществляя групповую дифференциацию, необходимо руководствоваться следующими требованиями: создать атмосферу, благоприятную для учащихся, ибо для того, чтобы учебный процесс был мотивирован и ребёнок учился согласно своим индивидуальным возможностям и особенностям, он должен чётко представлять себе и понимать, чего от него ждут.
В работе с младшими школьниками целесообразно, на мой взгляд, использовать два основных критерия дифференциации: «обученность» и «обучаемость». По мнению психологов, обученность – это определённый итог предыдущего обучения, т.е. характеристики психологического развития ребёнка, которые сложились у него к сегодняшнему дню. Показателями обученности могут служить достигнутый уровень усвоения знаний, качества знаний и навыков, способы и приёмы их приобретения.
Обучаемость
– это восприимчивость
Важными показателями высокого уровня являются восприимчивость к помощи другого человека, умение осуществлять перенос, способность к самообучению, работоспособность и т.д.
Дифференцированное обучение по своей структуре понятие многогранное, поэтому на своих уроках, вводя элементы дифференциации, мы придерживаемся в основном одной цели – обеспечить одинаковый темп продвижения каждого ученика при выполнении самостоятельной работы, т.е. каждый ученик работает в полную меру своих творческих сил, чувствует уверенность в себе, ощущает радость труда, прочно и более сознательно усваивает программный материал.
Внутри математического образования, возникли существенные противоречия, которые не позволяют школе получать ожидаемый эффект. Прежде всего, это доминирование в существующем педагогическом процессе коллективных и фронтальных форм обучения, которые не соответствуют ярко выраженной индивидуальности в усвоении и применении различных знаний; во-вторых, это не адекватность традиционно сложившихся приемов учебной деятельности индивидуальным возможностям и способностям учащихся (особенно это ярко проявляется при обучении математике).
Говоря о дифференцированном обучении, следует указать некоторые её особенности, а также требования к ней.
Ю. К. Бабанский выделил следующие требования:
Обучение математике при этом находится в несколько особом положении в связи с особой ролью системы решаемых задач. За счет задачного материала можно осуществлять дифференциацию обучения, формально не затрагивая его содержания. С другой стороны содержание базового образования для учащихся, не обладающих особыми способностями и интересом к математике, у нас традиционно очень высок, что часто не позволяет всем учащимся с ним справиться. Вот почему в последнее время говорят о нескольких уровнях обучения математике.
Уровневая дифференциация обучения математике в обычной школе, учитывая индивидуальные особенности и способности, должна иметь место во всех классах школы, однако для каждого возраста она должна иметь свои особенности.
Информация о работе Дифференцированный подход в обучении младших школьников