Дифференцированный подход в обучении младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 21:01, курсовая работа

Описание работы

Дифференцированный подход к учащимся в процессе коллективного обучения – один из важных принципов дидактики, реализация которого должна преодолеть многие противоречия свойственные классноурочной системе.
Классноурочная система, выдержавшая испытание временем, остается основной системой обучения благодаря тому, что ее структура оптимально отвечает требованиям единой общеобразовательной школы, условиям коллективного и планомерного обучения при рациональном расходовании материальных средств.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….3
1 Теоретические основы использования дифференцированного подхода в обучении младших школьников.............................................. . . . . . . . …………...8
1.1 Сущность дифференцированного подхода и его основные характеристики………………………………………………………………………8
1.2 Особенности использования дифференцированного подхода в начальной школе……………………………………………………………………19
Заключение…………………………………………………………………...36
Список использованной литературы…………

Работа содержит 1 файл

курс работа.doc

— 283.50 Кб (Скачать)

     Ценности дифференциации обучения  для ученика, педагога:

  1. ученику предоставляется возможность более успешно освоить содержание образования, необходимое для полноценной жизнедеятельности, самораскрытие, последующей самореализации в жизни.
  2. процесс обучения, адаптированный к особенностям ученика, становится более комфортным.
  3. опора на знания индивидуальных особенностей ученика позволяет учителю при организации образовательного процесса развить стороны личности, недостаточно сформированные.
  4. ученик имеет возможность самоопределиться в своих интересах, выбрать личностно–значимое для него содержание образования.
  5. процесс обучения дает учителю дополнительные возможности раскрытия, самореализации.

   В психолого-педагогической, дидактической и методической литературе различают 2 основных типа дифференциации содержания образования:

    • уровневая дифференциация;
    • профильная дифференциация.

   Уровневая дифференциация обеспечивает возможность  и право усваивать содержание обучения на различных уровнях глубины и сложности.

   Уровневая дифференциация – ориентация на личность обучаемых требует, чтобы ориентация обучения учитывала потребности  всех обучаемых и могут усваивать  материал на различных уровнях при  этом определяющим уровнем является уровень обязательной подготовки.

   Профильная  дифференциация связана с целенаправленной специализацией содержания образования  на основе интересов, склонностей учащихся, их жизненных перспектив, планов и  намерений.

   В педагогической литературе встречаются два близких термина: внутренняя и внешняя дифференциация.

   Внутренняя  дифференциация – такая организация  учебного процесса, при котором учёт индивидуальных особенностей учащихся производится в условиях работы учителей в обычных классах. Это по существу индивидуализация обучения.

   Внешняя дифференциация – организация учебного процесса, при которой для учета  индивидуальных особенностей учащихся последние объединяются в специальные  дифференцированные учебные группы.

     При дифференциации обучения  по способностям, учащихся распределяются по учебным группам по одному из следующих признаков:

  1. по общим способностям,
  2. по частным способностям.

   В первом случае учащиеся разбиваются  на несколько групп:

    • с высоким
    • средним
    • низким баллом.

     Во втором случае учащиеся  группируются по способностям к той или иной группе учебных предметов.

     Существует дифференциация по  не способностям. Сущность её  заключается в том, что учащиеся, неуспевающие по тем или иным  предметам, группируются в классы, в которых эти предметы изучаются  на пониженном уровне и в меньшем объёме [29].

     Дифференциация в обучении и  образовании:

   – учет индивидуальных особенностей в  форме, предполагающей группировку  учащихся на основании выделения  определенных способностей, обуславливающих  специфику процесса обучения;

   - организация учебного процесса  на основе учета индивидуально-типологических  особенностей личности путем  создания групп-классов, образовательных  учреждений, образовательных программ, в которых различаются цели, содержание, методы, формы и результаты реализации образовательных программ: гимназии, лицеи, математические, музыкальные, художественные, спортивные и другие школы, школы для детей с отклонениями в умственном развитии, школы для детей с недостаточным развитием определенных функций;

   - классы с углубленным изучением определенных предметов: гуманитарные, математические, биологические и т. п. и профильные классы, классы гибкого состава (учебный предмет, привлекательный для учеников, изучается в составе сборных групп по отдельному расписанию, а остальные предметы в составе своего класса);

   - классы коррекции (поддержки), классы  с ускоренным темпом прохождения  программы и т. п.;

   - группы внутри класса, получающие  учебные задания разного уровня  в зависимости от успеваемости, способностей, общего развития, подготовленности и собственного выбора учеником необходимого и достаточного уровня знаний для себя.

   Формирование, развитие и реализация личности обучаемых  в значительной мере происходит под  влиянием учебно-воспитательного процесса, который по своей сути и содержание является динамическим единством общественного индивидуального.

     При этом, в учебном процессе  важное значение имеет значение  и учет неповторимых, присущих  только каждому отдельному обучаемому, так и типичных для целой  группы обучаемых способностей. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, учебная деятельность осуществляется конкретным обучаемым и существенно зависит от его индивидуальных способностей, с другой стороны, невозможно иметь отдельную для каждого обучаемого методику обучения [29].

         Таким образом, дифференциация обучения предполагает разработку систем заданий различного уровня трудности  и объема, разработку системы мероприятий  по организации процесса обучения в  конкретных учебных группах, учитывающие  индивидуальные особенности каждого обучаемого, понятие «внутренняя дифференциация» и «индивидуализация» по существу тождественны; использование дифференциации в процессе обучения создает возможность для развития целенаправленной творческой личности, осознающей конечную цель и задачи обучения; для повышения активности и усиления мотивации учения; основной целью дифференциации является сохранение и дальнейшее развитие учащихся, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность. 
 

   1.2 Особенности использования дифференцированного подхода в начальной школе 
 

   Организация учителем внутриклассной дифференциации включает несколько этапов:

   1. Определение критерия, на основе  которого выделяются группы учащихся  для дифференцированной работы.

   2. Проведение диагностики по выработанному критерию.

   3. Распределение детей по группам  с учётом результатов диагностики.

   4. Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий  для созданных групп учащихся.

   5. Реализация дифференцированного  подхода к школьникам на различных этапах урока.

   6. Диагностический контроль за  результатами работы учащихся, в  соответствии с которым может  изменяться состав групп и  характер дифференцированных заданий [30].

   Для организации дифференцированного  обучения используется групповая форма. В группы детей формируются по способу обученности, а также на основании индивидуальных особенностей, способностей, интересов.

   Первая  группа комплектуется из учащихся с  высоким уровнем учебных возможностей и высокими показателями успеваемости, а также учащиеся со средними учебными возможностями и высоким уровнем развития познавательного интереса. Для этой группы главным является организация обучения в соответствующем темпе, не тормозящая естественный ускоренный процесс развёртывания психологических функций. Существенным моментом является ориентация на самостоятельность учащихся. Для наиболее одарённых детей разрабатываются индивидуальные задания и упражнения.

   Вторую  группу комплектую из учащихся со средними показателями успеваемости по предмету. Для этой группы наиболее важным для учителя будет деятельность по формированию произвольной внутренней мотивации учащихся, стабилизации школьных интересов и личностной направленности на интеллектуальный труд.

   Третью  группу составляют учащиеся с низкими  познавательными способностями, низким уровнем сформированности познавательного интереса, низкими показателями успеваемости по предметам.

   Наибольших  усилий требует работа со школьниками  третьей группы. Неоднородность индивидуальных особенностей учащихся этой группы предполагает осуществление дифференциации и индивидуального подхода в обучении внутри самой группы.

   Осуществляя групповую дифференциацию, необходимо руководствоваться следующими требованиями: создать атмосферу, благоприятную  для учащихся, ибо для того, чтобы учебный процесс был мотивирован и ребёнок учился согласно своим индивидуальным возможностям и особенностям, он должен чётко представлять себе и понимать, чего от него ждут.

   В работе с младшими школьниками целесообразно, на мой взгляд, использовать два  основных критерия дифференциации: «обученность» и «обучаемость». По мнению психологов, обученность – это определённый итог предыдущего обучения, т.е. характеристики психологического развития ребёнка, которые сложились у него к сегодняшнему дню. Показателями обученности могут служить достигнутый уровень усвоения знаний, качества знаний и навыков, способы и приёмы их приобретения.

   Обучаемость – это восприимчивость школьника  к усвоению новых знаний и способов их добывания, готовность к переходу на новые уровни умственного развития [31].

   Важными показателями высокого уровня являются восприимчивость к помощи другого  человека, умение осуществлять перенос, способность к самообучению, работоспособность  и т.д.

   Дифференцированное  обучение по своей структуре понятие  многогранное, поэтому на своих уроках, вводя элементы дифференциации, мы придерживаемся в основном одной цели – обеспечить одинаковый темп продвижения каждого ученика при выполнении самостоятельной работы, т.е. каждый ученик работает в полную меру своих творческих сил, чувствует уверенность в себе, ощущает радость труда, прочно и более сознательно усваивает программный материал.

   Внутри  математического образования, возникли существенные противоречия, которые  не позволяют школе получать ожидаемый  эффект. Прежде всего,  это доминирование в существующем педагогическом процессе коллективных и фронтальных форм обучения, которые не соответствуют ярко выраженной индивидуальности в усвоении и применении различных знаний; во-вторых, это не адекватность традиционно сложившихся приемов учебной деятельности индивидуальным возможностям и способностям учащихся (особенно это ярко проявляется при обучении математике).

   Говоря  о дифференцированном обучении, следует  указать некоторые её особенности, а также требования к ней.

   Ю. К. Бабанский выделил следующие требования:

  1. Осуществлять внутреннюю дифференциацию не за счет содержания обучения (усложнение или  упрощение), а за счет соответствующей помощи учащимся, не меняя при этом содержание обучения.

   Обучение  математике при этом находится  в несколько  особом положении в связи с особой ролью системы решаемых задач. За счет задачного материала можно осуществлять дифференциацию обучения, формально не затрагивая его содержания. С другой стороны содержание базового образования для учащихся, не обладающих особыми способностями и интересом к математике, у нас традиционно очень высок, что часто не позволяет всем учащимся с ним справиться. Вот почему в последнее время говорят о нескольких уровнях обучения математике.

  1. В процессе обучения математике важно показать роль математической деятельности не только в самом курсе математики, но и на практике в смежных науках, приобщить учащихся к непосредственному участию а этом процессе.
  2. Основной целью дифференцированного обучения является развитие всех форм самостоятельности учащихся, включающая в себя стремление к самообразованию, самовоспитанию, самоконтролю [31].

   Уровневая дифференциация обучения  математике в обычной школе, учитывая индивидуальные особенности и способности, должна иметь место во всех классах школы, однако для каждого возраста она должна иметь свои особенности.

Информация о работе Дифференцированный подход в обучении младших школьников