Дифференцированный подход в обучении младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 21:01, курсовая работа

Описание работы

Дифференцированный подход к учащимся в процессе коллективного обучения – один из важных принципов дидактики, реализация которого должна преодолеть многие противоречия свойственные классноурочной системе.
Классноурочная система, выдержавшая испытание временем, остается основной системой обучения благодаря тому, что ее структура оптимально отвечает требованиям единой общеобразовательной школы, условиям коллективного и планомерного обучения при рациональном расходовании материальных средств.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….3
1 Теоретические основы использования дифференцированного подхода в обучении младших школьников.............................................. . . . . . . . …………...8
1.1 Сущность дифференцированного подхода и его основные характеристики………………………………………………………………………8
1.2 Особенности использования дифференцированного подхода в начальной школе……………………………………………………………………19
Заключение…………………………………………………………………...36
Список использованной литературы…………

Работа содержит 1 файл

курс работа.doc

— 283.50 Кб (Скачать)

   Дифференциация  в обучении предполагает разделение учащихся на группы по каким-либо признакам, которое осуществляется для последующего группирования, т.е. в дифференциации обязательно присутствует интеграция, выражающаяся в объединении eчащихся. Другим не менее важным аспектом является различное построение процесса обучения в группах. Таким образом, при дифференциации обучения осуществляется учёт индивидуально типологических особенностей личности в форме группировки учащихся и различное построение процесса обучения в выделенных группах.

   Анализ  научно-педагогической литературы, проведенный  нами, подтверждает, что для понятий  педагогической науки, которые отражают особенно сложные явления, зачастую характерно то, что они используются в различных, порю весьма – таки неопределенных значениях. К таким понятиям относится и «индивидуализация обучения».

   Наибольшее  затруднение при определении  этого понятия вызывает то обстоятельство, что смешиваются два таких  понятия, как «индивидуализация» и  «дифференциация». Часто используется употребление этих терминов в качестве синонимов.

   При использовании этих понятий встречаются  большие различия как в разных странах, у разных авторов, так и  в повседневной школьной практике. Более точное содержание этих понятий в каждом конкретном случае зависит от того, какие цели и средства имеются в виду, когда говорят об индивидуализации и дифференциации.

   Различные варианты использования этих понятий  можно встретить в зарубежной педагогике. В США понятием «индивидуализация» обычно охватываются любые формы и методы учета индивидуальных особенностей учащихся. Индивидуализированное обучение иногда рассматриваются как стратегия обучения [17].

   Во  французской педагогике уже с 1930-х  гг. под индивидуализацией понимается, прежде всего, совершенствование самостоятельной работы учащихся в соответствии с их индивидуальными способностями. Если учащиеся в классе самостоятельно работают над выполнением одних и тех же заданий, то это считается индивидуальной работой; если же задания подобраны для каждого учащегося с учетом его индивидуальных особенностей, то мы имеем дело с индивидуализацией [17].

   Рассмотрим  виды дифференцированной и индивидуальной работы.

   Опыт  работы В.Ф.Шаталова, которая имеет  направленность к дифференциации в  обучении – это уплотнение, укрепление блоков теоретических знаний, интенсифицирующих их ввод, позволяющих значительно увеличить время на самостоятельную работу [18].

     В опыте Ш.А. Амонашвили дается  предпочтение хоровому ответу, имея  ввиду экономию времени для  включения всех обучаемых в  решение познавательных задач [14].

     Несомненной удачей М.Н. Чередова  является дифференциация обучения  объяснение нового материала,  после чего сразу преступают к выполнению особых заданий [19,20,21].

     За последние годы проблеме  индивидуализации и дифференциации  процесса обучения посвящен ряд  педагогических работ А.А. Кирсанов, Г.Ф. Суворовой, И.Т. Бутузова, С.Д.  Шевченко в трудах которых  определены содержание и структура данной проблемы, предложены пути и средства ее реализации.

   В психолого-педагогической литературе наиболее широко известно использование  понятий, как «индивидуализация  обучения», «индивидуальный подход», «дифференцированный подход», «дифференциация обучения», «индивидуализация и дифференциация обучения».

   В «Педагогической энциклопедии»  индивидуализация определяется как  «… организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов,  темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению» [22,23].

   И.Э. Унт в работе «Индивидуализация  и дифференциация обучения» определяет понятие «индивидуализация» как  «учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его  формах и методах независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются». Под дифференциацией автор подразумевает «учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения, обычно обучение в этом случае происходит по несколько различным учебным планам и программам» [24].

   Индивидуализация  обучения в современной дидактике  рассматривается как организация  учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

   Н.К. Гончаров отмечал, что к проблеме индивидуализации обучения надо подходить  с позиции всестороннего развития личности, определенного понимания  взаимоотношений личности и общества, личности и определенного коллектива, роли школы в  воспитании человека.

   Необходимо  различать индивидуальные качества личности учащихся, его богатый и  неповторимый духовный мир, выражающий отношение к внешнему миру, его  эмоциональный, психологический настрой, и индивидуальные способности и  склонности, касающиеся изучаемых в  школе предметов деятельности, с которыми учащимся приходится иметь дело.

   При практическом исследовании понятия  «индивидуализация обучения» необходимо иметь в виду, что речь идет не об абсолютной, а об относительной  индивидуализации.  Это обусловлено  тем, что  индивидуальные особенности учеников имеют не только различные, но и сходные стороны. Поэтому естественным образом формируются группы учеников, обладающих примерно сходными особенностями. То есть индивидуализация обучения предполагает дифференциацию учебного материала, лежащего в основе организации процесса обучения в конкретных группах, учитывающую индивидуальные особенности каждого учащегося [25,26].

   В.М. Монахов выделил 3 аспекта в индивидуализации обучения:

  • с психологической точки зрения, индивидуальное обучение основано на оптимальных условиях для выявления задатков;
  • с социальной точки зрения, оно воздействует на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества;
  • с дидактической точки зрения, способствует решению назреваемых проблем путем создания новой методики системы дифференцированного обучения.

     Сущность индивидуального подхода,  как считает,  М.А. Данилов заключается  в том, чтобы точно знать  сильные и слабые стороны развивающейся  личности школьника и создать  условия, благоприятные для всестороннего его развития и преодоления тех слабых сторон, которые мешают ему успешно учиться. В индивидуальном подходе нуждаются как сильные,  так и слабые ученики [25].

   Индивидуальный  подход к учащимся основывается на педагогическом предвидении. Это как бы предусмотрительность в оказании индивидуальной помощи ученику в случае затруднения.

   Учитель, зная уровень подготовленности своих  учеников, особенности изучаемого материала  и возможные затруднения в  его усвоении, заранее как бы программирует и разрабатывает дифференцированные задания, методы и способы овладения знаниями, различные рекомендации, продумывает меру помощи отдельным ученикам.

   Во  всех случаях ученику предоставляется  возможность,  прежде всего самому проявлять познавательную самостоятельность, преодолевать встречающиеся затруднения и только в необходимых случаях оказывается индивидуальна помощь в той мере, в какой она нужна. Учитель в известной степени предвидит и влияние, результат своего воздействия на ученика.

   Это нас убеждает в том, что индивидуальный подход к учащимся нельзя ограничивать только восполнением пробелов в знаниях и отдельных уменьях и способах учебной работы.

   Нужно предвидеть и возможные затруднения  в протекании мыслительного процесса. В этих целях следует проводить «своеобразную педагогическую разведку» мыслительных возможностей учащихся, предполагая им соответствующие задания.

   Индивидуальные  занятия характеризуются выполнением  отдельными учащимися работ,  как  по специальным заданиям учителя, так  и по своей собственной инициативе.

   Н.А. Семенов под индивидуальной работой  на уроке подразумевает самостоятельную  деятельность учащихся по выполнению определенного учебного задания. Индивидуальный способ организации обучения является формой организации самостоятельной работы каждого ученика на уроке и при выполнении домашнего задания [27].

   Поэтому индивидуальная работа с учеником не должна рассматриваться в узко дидактическом  плане, а представлять собой широкое  влияние на все его сферы деятельности, на воспитание сознательных мотивов, научно-познавательных интересов, воздействие на него через сильные стороны личности. А это требует определенной системы учебно-воспитательного процесса в школе.

   Дифференциация  в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на части, формы и ступени.

     Вместе с тем термин «дифференциация»  зачастую рассматривается в значительно  более узком смысле, а именно  как разделение класса на группы, иногда как формирование специальных  классов.

   Под дифференциацией подразумевается  учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких – либо особенностей для отдельного обучения; обычно обучение в этом случае происходит  по нескольким различным учебным планам и программам.

   В.А. Крутецкий рассматривает дифференциацию, как одно из проявлений индивидуальности.

         Выдающийся психолог, и педагог П.П. Блонский, говоря о  дифференциации, предлагал необходимость  обращения внимания на психологические  аспекты обучения, и учитывать  индивидуальные особенности и способности обучаемого в процессе обучения.

   В контексте индивидуализации обучения понятие «дифференциация» исходит  из особенностей индивида, его  личностных качеств. Однако необходимо иметь в  виду, что понятие «дифференциация» используется и в более широком значении: при формировании содержания образования и организации учебной работы мы сталкиваемся с дифференциацией по возрастному, половому, национальному и другим признакам [28].

   Н.М. Шахмаев отмечал, что учебно-воспитательный процесс, для которого характерен типичных индивидуальных различий учащихся, принято называть дифференцированным, а обучение в условиях этого процесса – дифференцированным обучением.

   Г. Д. Глейзер дает такую трактовку  дифференцированному обучению в  школе: под дифференцированным подходом к учащимся и понимаем систему управления их индивидуальной деятельности с учетом как индивидуальных психологических различий (особенностей) отдельных обучаемых, так и  доминирующих особенностей групп учащихся, исходя из этого дифференцированное обучение есть учебно–воспитательный процесс, протекающий с подобной системой управления познавательной деятельности учащихся.

   Дифференцированное  обучение учитывает доминирующие особенности  групп учащихся, и в  этом отношении  можно считать это обучение одним  из средств достижения индивидуального подхода.

   При этом уровень эффективности этого  обучения зависит от возможностей выявления  и учета индивидуальных особенностей групп учащихся и от уровня разработки средств управления учебно-познавательной деятельностью учащихся.

   Дифференцированное  обучение:

  • форма организации учебного процесса, при которой работа ведется с определенной группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств;
  • часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

     Цель дифференцированного обучения:

   -    обучение каждого на уровне  его возможностей и способностей;

  • адаптация обучения к особенностям различных групп обучаемых [29].

   Дифференциация  обучения – это учет индивидуально- типологических особенностей личности в форме группирования учащихся и различного построения процесса обучения в выделенных группах.

   Таким образом, и в индивидуализации, и  в дифференциации учитываются индивидуальные особенности учеников. Их отличие заключаются в том, что при индивидуализации учитываются особенности каждого ученика, а при дифференциации – групп учеников. По определению И. М. Осмоловской, индивидуализация является «предельным случаем дифференциации, тем пределом, к которому стремится дифференциация».

Информация о работе Дифференцированный подход в обучении младших школьников