Дидактические игры в младших классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 12:29, курсовая работа

Описание работы

Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить и о возрастных особенностях детей, об отклонениях в развитии. Необходимы такие методические приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры

Содержание

Содержание
Введение 3
Глава I. Психолого-педагогическая основа дидактической игры 6
1.1. Дидактические игры в обучении младших школьников математике. Значение игры для младшего школьника 6
1.2. Дидактические игры, применяемые в традиционной системе обучения на уроках математики в начальной школе. 15
1.3. Дидактические игры, используемые на уроках математики в начальной школе в развивающей системе обучения 23
1.4 Сравнительный анализ использования дидактических игр на уроках математики в традиционной и развивающей системах обучения 26
Глава II Использование дидактических игр на уроках математики в начальных классах 31
2.1. Программа исследования. 31
2.2. Результаты исследования влияния дидактических игр
на успеваемость учащихся младших классов 43
Практические рекомендации 52
Заключение 53
Список литературы: 56

Работа содержит 1 файл

КУР_по_теме.doc

— 346.00 Кб (Скачать)

     Результаты  наблюдения за учениками в двух классах оценивались по критериям А.К.Марковой, А.Г.Лидерс, Е.А.Яковлевой, которые определяют уровень познавательной активности следующим образом:

     1. Высокий: 

     Активная  ориентировка в новом материале;

     Самостоятельное выделение ключевых понятий;

     Понимание и принятие учебной задачи, выбор  способов работы;

     Владение  мыслительными операциями, активность, инициатива, нахождение нешаблонных решений;

     2. Низкий:

     Учебные действия и операции не связаны друг с другом в целостную учебную  деятельность;

     Отсутствие  понимания смысла учебной задачи;

     Малое приложение личных усилий в учебной  работе;

     Слабая  активность, отсутствие инициативы, стремления искать новые решения.

     Обработав данные, полученные при проведении наблюдений, анкеты и проверочной  работы, получили следующие результаты: из 25 учащихся 1 “А” класса 3 имеют высокий уровень познавательной активности, 18 – средний, 4 – низкий. В 1 классе “Б” получили следующие результаты: из 23 учащихся 2 имеют высокий уровень активности, 18 – средний, 3 – низкий.

       

     Диаграмма 2. Результаты по уровню активности познавательной деятельности на констатирующем этапе эксперимента

     Таким образом, большинство первоклассников в обоих классах учатся на оценки «4», «5», преобладающий уровень активности познавательной деятельной средний  

     Формирующий этап эксперимента.

     Формирующий этап эксперимента ориентирован на изучение динамики развития изучаемых педагогических явлений в процессе активного воздействия исследователя на условия выполнения деятельности. Особенностью формирующего этапа эксперимента является то, что в нем одновременно сочетаются и задачи исследования, и задачи формирования изучаемого свойства, т.е. оно исследуется в ходе собственного формирования в естественной ситуации выполнения деятельности.

     В таком эксперименте формирование и  исследование становления и развития изучаемого свойства осуществляется в  условиях специально организованного учебно-воспитательного процесса, организации взаимодействия на учащихся, которые одновременно являются и испытуемыми. В формирующем психолого-педагогическом эксперименте планомерно и целенаправленно взаимодействуют все участники образовательного процесса для достижения прогнозируемого экспериментатором уровня развития изучаемых свойств.

     С целью выяснения влияния дидактической  игры на повышение успеваемости в экспериментальном классе было проведено 4 урока с использованием дидактических игр [см. 2.1.]. На уроках дети 1А класса ознакомились с играми  «Капитаны», «Цепочка», «Составим поезд», «Игра на внимание», «Найди себе пару», «Угадай-ка» и др.

     Игры  проводились на трех этапах урока:  этапе повторения, этапе формирования нового знания, этапе закрепления.

     Важной  задачей учителя является: умело  контролировать процесс игры, не допустить  ссоры между учениками, настроить  учащихся на дальнейшую работу на уроке.

     Таким образом, было замечено, что ученики   не отвлекаются, проявляют интерес к происходящему на уроке, значит, дидактические игры способствуют повышению успеваемости учащихся. 
 

Контрольный этап эксперимента.

     Цель: подтверждение или опровержение гипотезы, выдвинутой в данной работе.

     Контрольный этап эксперимента проводился в форме контрольного среза успеваемости по теме «Сложение и вычитание в пределах 10».

     Итак, в 1А классе 75 % человек учатся на отметки «4», 5 % на отметки «3», «4», 20 % - на отметку «5».

     В 1Б классе на отметки «4», «5» учатся 71 % учеников, на отметки «3», «4» – 11 %, на отметку «5»  – 18 % учащихся.

     Из  полученных данных можно сделать  вывод о том, что процент качества выполнения контрольной работы в  1А классе выше на 9% и количество учащихся.

     

     Диаграмма 3. Результаты по успеваемости на контрольном этапе эксперимента

     Таким образом, учащиеся 1А класса повысили успеваемость по сравнению с контрольным 1Б классом. Сравнивая результаты получилось, что в 1А классе количество «4» увеличилось на 7%, «3» уменьшилось на 7%. В 1Б классе картина практически не изменилась, результаты таковы: количество учащихся на «4» уменьшилось на 1%, на «3» увеличилось на 1 %.

     Выявление уровня активности познавательной деятельности проводился по методикам, аналогичным констатирующему этапу эксперимента, результаты оценивались по тем же критериям.

     Обработав данные, полученные при проведении анкеты, наблюдения, проверочной работы, получили следующие результаты:

     из 25 учащихся 1 класса “А” 6 имеют высокий уровень, 20 – средний, 1 - низкий. Во 1 классе “Б” из 23 учащихся 2 имеют высокий уровень, 17 – средний, 4 – низкий.  

     

     Диаграмма 4. Результаты по уровню активности познавательной деятельности на констатирующем этапе эксперимента

     По  результатам данного исследования мы можем сделать вывод, что в 1 классе “А” (экспериментальном) количество школьников с высоким уровнем активизации познавательной деятельности увеличилось на 12 %, со средним – на 8%, с низким уровнем познавательной активности уменьшилось на 12%.

     Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента

     

     Диаграмма 5. Сравнение результатов по успеваемости на  констатирующем и контрольном  этапах эксперимента 

     

     Диаграмма 6. Сравнение результатов по уровню активности познавательной деятельности на  констатирующем и контрольном  этапах эксперимента

     Итак, из анализа диаграмм можно сделать вывод о том, что учащиеся экспериментального класса улучшили результаты как по успеваемости, так и по уровню активности познавательной деятельности. Таким образом, дидактические игры влияют на процесс усвоения и успеваемость учащихся, а также помогают учащимся лучше справиться с работой.

     Таким образом, контрольный этап эксперимента подтверждает гипотезу, а, значит, использование дидактических игр на уроках математики положительно влияет на успеваемость учащихся младших классов, а также повышает активность познавательной деятельности.

Практические  рекомендации

 
  1. дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста;
  2. дидактическая игра может быть использована как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала;
  3. дидактическая игра должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся;
  4. при необходимости включения в активную познавательную деятельность наибольшего числа учащихся рекомендуется использовать дидактическую игру;
  5. трудный материал для младших школьников можно представлять в игровой форме;
  6. подбор дидактических игр необходимо осуществлять с учетом возрастных особенностей, уровнем их подготовленности и в соответствии с целями и задачами урока;
  7. в дидактической игре нельзя забывать о личности ребенка, необходимо проявлять уважение и терпение;
  8. дидактическая игра может быть проиграна до введения ее в процесс обучения, может быть обсуждена с коллегами, так как в процессе игры могут возникнуть заминки и неоднозначные ситуации.

Заключение

 

     Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид  деятельности, занимаясь которой, дети учатся.17 Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Данная игра является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания.

     Основными структурными элементами дидактической  игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.

    Все дидактические игры можно разделить  на три основных вида: 
игры с предметами; настольно-печатные; словесные игры.

     Для ребят младшего школьного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для  них – труд,  игра для них - серьезная форма воспитания. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Потребность в игре и желание играть у младших школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

     Практика  показывает, что занимательный материал применяется на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Использование дидактических игр оправдано только тогда, когда они тесно связаны с темой урока, органически сочетаются с учебным материалом, соответствующим дидактическим целям урока.18

     В практике начальной школы имеется  опыт использования игр на этапе  повторения и закрепления изученного материала и крайне редко применяются  игры для получения новых знаний.

      Таким образом, по экспериментальной работе можно сделать ряд выводов:

  • констатирующий этап эксперимента показал, что успеваемость и уровень активности познавательной деятельности в обоих классах практически одинаковы;
  • формирующий этап эксперимента выявил, что использование дидактических игр на уроках математики в той или иной степени способствует лучшему прохождению по материалу, а также его усвоению, повышает успеваемость, повышает уровень активности познавательной деятельности;
  • контрольный этап эксперимента подтвердил гипотезу, поставленную в работе, то есть использование дидактических игр на уроках математики положительно влияет на успеваемость учащихся, а также повышает уровень активности познавательной деятельности.

       В нашей экспериментальной части  работы мы показали, что действительно  при применении дидактических игр  на уроках математики у младших школьников улучшается успеваемость и возрастает активность познавательной деятельности. Такие выводы нам позволил сделать проведенный срез до начала, и после окончания проведенных уроков по математике с использованием дидактических игр.

       Использование игровых моментов и уроков в игровой форме, особенно в 1-м классе являются необходимым средством активизации познавательной деятельности учащихся, помогают создать для учащихся более комфортные условия в переходный период от дошкольного детства к школьной жизни, а также улучшить успеваемость.

     Таким образом, наша гипотеза о том, что использование дидактических игр на уроках математики положительно влияет на успеваемость учащихся младших классов, а также повышает уровень активности познавательной деятельности, подтверждена. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

 
  1. Аргинская И.И. Математика: Методическое пособие к учебнику 1-го класса четырехлетней начальной школы. М.: ЦОР1, 2003.
  2. Александрова Э.И. Учебник для 1 класса трехлетней начальной школы (Программа обучения по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова) / Под ред. проф. А.К.Дусавицкого: В 2 ч. Ч. 1. 4-е изд., дораб. М., 1998.
  3. Атаханов Р. Некоторые психологические вопросы экспериментального обучения обобщенному способу решения простых задач // Оптимизация процесса обучения в высшей и средней школе / Под ред. В.В.Давыдова, Д.И.Фельдштейна. Душанбе, 1970.
  4. Бантова М.А. Решение текстовых арифметических задач.// Начальная школа 1989 г.№10-11
  5. Бантова М. А. Методика преподавания математики в начальной школе. М., 1984.
  6. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989
  7. Брунер Дж. Психология познания М., 1977
  8. Воронцов А.Б., Заславский В.М. О некоторых результатах проверки уровня математической подготовки учащихся 7 класса в ЭУК "Школа развития" // Вестник. 1999. Вып. 4.
  9. Гобова Е.С. Зачем ходить в школу?; М.1997
  10. Газман О.С. Каникулы: игра, воспитание; М.1988
  11. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.
  12. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  13. Давыдов В.В., Савельева О.В., Микулина Г.Г., Горбов С.Ф. Математика. 1-й класс: Учебник-тетрадь для первоклассников. М., 1997.
  14. Жикалкина Т. К. Система игр на уроках математики. М., 1997
  15. Жикалкина Т. К. Игровые и занимательные задания по математике. М., 1987
  16. Занков Л.В. Избр. пед. труды. М., 1990.
  17. Ковалева Г.С. Не впереди планеты всей // Народное образование. 1998. N 5.
  18. Методы начального обучения математике. Сборник для детей / под ред. Л.Н.Скаткина. – М.: Просвещение, 2005.
  19. Моро М. И. Карточки с математическими заданиями и играми для 1 класса четырехлетней начальной школы. М., 1993
  20. Образовательная программа – маршрут ученика:ч.2 //Под ред. А.П.Тряпицыной. –СПб.,2000
  21. Педагогика / под ред. Сластенина В.А. М. – 2002
  22. Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» – М., 1992г.
  23. Программы общеобразовательных учреждений: Начальные классы (1 - 3) по системе Л.В.Занкова. М., 1996.
  24. Программы общеобразовательных учреждений: Начальные классы (1 - 3). М., 1998.
  25. Программы общеобразовательных учреждений: Начальные классы (1 - 4). М., 1998.
  26. Проблемы средней общеобразовательной школы: Начальные классы (1 - 3) по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова. М., 1998.
  27. Психологические возможности младших школьников в усвоении математики / Под ред. В.В.Давыдова. М., 1969.
  28. Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика: Статьи. Томск, 1997.
  29. Репкина Н.В. Система развивающего обучения в школьной практике // Вопросы психологии. 1997. N 3.
  30. Репкина Н.В. Сравнительный анализ развития младших школьников в условиях разных систем обучения // Вестник. 1998. N 4.
  31. Самсонова Е. Развивающее обучение в России // Психологическая газета. 1998. N 5.
  32. Ситаров В.А. Дидактика М. 2002
  33. Чилинрова Л., Спиридонова Б.  Играя, учимся математике.  М., 1993
  34. Шульга Р.П. Решение текстовых задач разными способами – средство повышения интереса к математике. //“Начальная школа” №12 1990г.

Информация о работе Дидактические игры в младших классах