Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 12:29, курсовая работа
Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить и о возрастных особенностях детей, об отклонениях в развитии. Необходимы такие методические приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры
Содержание
Введение 3
Глава I. Психолого-педагогическая основа дидактической игры 6
1.1. Дидактические игры в обучении младших школьников математике. Значение игры для младшего школьника 6
1.2. Дидактические игры, применяемые в традиционной системе обучения на уроках математики в начальной школе. 15
1.3. Дидактические игры, используемые на уроках математики в начальной школе в развивающей системе обучения 23
1.4 Сравнительный анализ использования дидактических игр на уроках математики в традиционной и развивающей системах обучения 26
Глава II Использование дидактических игр на уроках математики в начальных классах 31
2.1. Программа исследования. 31
2.2. Результаты исследования влияния дидактических игр
на успеваемость учащихся младших классов 43
Практические рекомендации 52
Заключение 53
Список литературы: 56
Результаты наблюдения за учениками в двух классах оценивались по критериям А.К.Марковой, А.Г.Лидерс, Е.А.Яковлевой, которые определяют уровень познавательной активности следующим образом:
1. Высокий:
Активная ориентировка в новом материале;
Самостоятельное выделение ключевых понятий;
Понимание и принятие учебной задачи, выбор способов работы;
Владение мыслительными операциями, активность, инициатива, нахождение нешаблонных решений;
2. Низкий:
Учебные действия и операции не связаны друг с другом в целостную учебную деятельность;
Отсутствие понимания смысла учебной задачи;
Малое приложение личных усилий в учебной работе;
Слабая активность, отсутствие инициативы, стремления искать новые решения.
Обработав данные, полученные при проведении наблюдений, анкеты и проверочной работы, получили следующие результаты: из 25 учащихся 1 “А” класса 3 имеют высокий уровень познавательной активности, 18 – средний, 4 – низкий. В 1 классе “Б” получили следующие результаты: из 23 учащихся 2 имеют высокий уровень активности, 18 – средний, 3 – низкий.
Диаграмма 2. Результаты по уровню активности познавательной деятельности на констатирующем этапе эксперимента
Таким
образом, большинство первоклассников
в обоих классах учатся на оценки «4»,
«5», преобладающий уровень активности
познавательной деятельной средний
Формирующий этап эксперимента.
Формирующий этап эксперимента ориентирован на изучение динамики развития изучаемых педагогических явлений в процессе активного воздействия исследователя на условия выполнения деятельности. Особенностью формирующего этапа эксперимента является то, что в нем одновременно сочетаются и задачи исследования, и задачи формирования изучаемого свойства, т.е. оно исследуется в ходе собственного формирования в естественной ситуации выполнения деятельности.
В таком эксперименте формирование и исследование становления и развития изучаемого свойства осуществляется в условиях специально организованного учебно-воспитательного процесса, организации взаимодействия на учащихся, которые одновременно являются и испытуемыми. В формирующем психолого-педагогическом эксперименте планомерно и целенаправленно взаимодействуют все участники образовательного процесса для достижения прогнозируемого экспериментатором уровня развития изучаемых свойств.
С
целью выяснения влияния
Игры проводились на трех этапах урока: этапе повторения, этапе формирования нового знания, этапе закрепления.
Важной задачей учителя является: умело контролировать процесс игры, не допустить ссоры между учениками, настроить учащихся на дальнейшую работу на уроке.
Таким
образом, было замечено, что ученики
не отвлекаются, проявляют интерес к происходящему
на уроке, значит, дидактические игры
способствуют повышению успеваемости
учащихся.
Контрольный этап эксперимента.
Цель: подтверждение или опровержение гипотезы, выдвинутой в данной работе.
Контрольный этап эксперимента проводился в форме контрольного среза успеваемости по теме «Сложение и вычитание в пределах 10».
Итак, в 1А классе 75 % человек учатся на отметки «4», 5 % на отметки «3», «4», 20 % - на отметку «5».
В 1Б классе на отметки «4», «5» учатся 71 % учеников, на отметки «3», «4» – 11 %, на отметку «5» – 18 % учащихся.
Из полученных данных можно сделать вывод о том, что процент качества выполнения контрольной работы в 1А классе выше на 9% и количество учащихся.
Диаграмма 3. Результаты по успеваемости на контрольном этапе эксперимента
Таким образом, учащиеся 1А класса повысили успеваемость по сравнению с контрольным 1Б классом. Сравнивая результаты получилось, что в 1А классе количество «4» увеличилось на 7%, «3» уменьшилось на 7%. В 1Б классе картина практически не изменилась, результаты таковы: количество учащихся на «4» уменьшилось на 1%, на «3» увеличилось на 1 %.
Выявление уровня активности познавательной деятельности проводился по методикам, аналогичным констатирующему этапу эксперимента, результаты оценивались по тем же критериям.
Обработав данные, полученные при проведении анкеты, наблюдения, проверочной работы, получили следующие результаты:
из
25 учащихся 1 класса “А” 6 имеют высокий
уровень, 20 – средний, 1 - низкий. Во 1 классе
“Б” из 23 учащихся 2 имеют высокий уровень,
17 – средний, 4 – низкий.
Диаграмма 4. Результаты по уровню активности познавательной деятельности на констатирующем этапе эксперимента
По
результатам данного
Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента
Диаграмма
5. Сравнение результатов по успеваемости
на констатирующем и контрольном
этапах эксперимента
Диаграмма 6. Сравнение результатов по уровню активности познавательной деятельности на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Итак, из анализа диаграмм можно сделать вывод о том, что учащиеся экспериментального класса улучшили результаты как по успеваемости, так и по уровню активности познавательной деятельности. Таким образом, дидактические игры влияют на процесс усвоения и успеваемость учащихся, а также помогают учащимся лучше справиться с работой.
Таким образом, контрольный этап эксперимента подтверждает гипотезу, а, значит, использование дидактических игр на уроках математики положительно влияет на успеваемость учащихся младших классов, а также повышает активность познавательной деятельности.
Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся.17 Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Данная игра является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания.
Основными структурными элементами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.
Все
дидактические игры можно разделить
на три основных вида:
игры с предметами; настольно-печатные;
словесные игры.
Для ребят младшего школьного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Потребность в игре и желание играть у младших школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Практика показывает, что занимательный материал применяется на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Использование дидактических игр оправдано только тогда, когда они тесно связаны с темой урока, органически сочетаются с учебным материалом, соответствующим дидактическим целям урока.18
В практике начальной школы имеется опыт использования игр на этапе повторения и закрепления изученного материала и крайне редко применяются игры для получения новых знаний.
Таким образом, по экспериментальной работе можно сделать ряд выводов:
В нашей экспериментальной части работы мы показали, что действительно при применении дидактических игр на уроках математики у младших школьников улучшается успеваемость и возрастает активность познавательной деятельности. Такие выводы нам позволил сделать проведенный срез до начала, и после окончания проведенных уроков по математике с использованием дидактических игр.
Использование игровых моментов и уроков в игровой форме, особенно в 1-м классе являются необходимым средством активизации познавательной деятельности учащихся, помогают создать для учащихся более комфортные условия в переходный период от дошкольного детства к школьной жизни, а также улучшить успеваемость.
Таким
образом, наша гипотеза о том, что использование
дидактических игр на уроках математики
положительно влияет на успеваемость
учащихся младших классов, а также повышает
уровень активности познавательной деятельности,
подтверждена.