Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 12:29, курсовая работа
Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить и о возрастных особенностях детей, об отклонениях в развитии. Необходимы такие методические приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры
Содержание
Введение 3
Глава I. Психолого-педагогическая основа дидактической игры 6
1.1. Дидактические игры в обучении младших школьников математике. Значение игры для младшего школьника 6
1.2. Дидактические игры, применяемые в традиционной системе обучения на уроках математики в начальной школе. 15
1.3. Дидактические игры, используемые на уроках математики в начальной школе в развивающей системе обучения 23
1.4 Сравнительный анализ использования дидактических игр на уроках математики в традиционной и развивающей системах обучения 26
Глава II Использование дидактических игр на уроках математики в начальных классах 31
2.1. Программа исследования. 31
2.2. Результаты исследования влияния дидактических игр
на успеваемость учащихся младших классов 43
Практические рекомендации 52
Заключение 53
Список литературы: 56
III.
Закрепление изученного
Решение примеров с комментированием (упр. 2 на с. 27).
Анализ урока.
Дидактическая игра на этапе «Устные упражнения» способствовала актуализации знаний учащихся по теме «сложение и вычитание вида *±2, *±3, *±4» и готовила детей к изучению нового материала. Вопреки установленным учителем правилам игры учащиеся начали подглядывать числовой ряд, поэтому приходилось неоднократно пресекать их действия и напоминать о правилах выполнения задания. Соблюдение правил игры помогает воспитанию важных нравственно-волевых качеств, таких как, организованность, сдержанность, доброжелательность, честность.
Игра на этапе объяснения нового материала позволила ученикам самим прийти к правилу и сформулировать его, что повысило эффективность объяснение нового материала. Включение игровой деятельности в данный этап больше всего понравилось ученикам.
Урок 4 (Т-3, с. 31, 61, 63). Примеры вычитания в случаях *-5, *-6, *-7.
Цели урока:
- повторение материала на воспроизведение состава чисел в пределах 10, переместительное свойство сложения и вычитания;
- изучение материала на переместительное свойство сложения;
-
закрепление изученного
1.
Повторение изученного
1. Игра «Войди в ворота».
Дети берут карточки с числами 0...I0. Два ученика образуют ворота (оба поднимают вверх сцепленные руки), остальные дети в свободных руках держат карточки с цифрами и встают сзади ворот парами.
В результате образуется несколько пар и 1 лишний. Он входит в ворота, выбирает ученика с карточкой, чтобы их числа в сумме составляли число 10. Оба ученика проходят назад. Оставшийся без пары ученик также входит в ворота и подбирает себе пару.
Игра продолжается до тех пор, пока все учащиеся не разберутся на пары. Остается ученик с цифрой 5. К нему выходит еще один ученик с цифрой 5. Все дети, сидящие за столами, подтверждают правильность подбора пар.
2.
Игра «Математическая эстафета»
Класс разбивается по рядам на 3 команды. Для каждой команды учитель пишет примеры вида:
3 + 6= * 2 + 5= * 3 + 7= *
К доске вызываются по одному ученику от каждой команды. Их задача состоит в том, чтобы правильно и быстро решить пример, составить другой пример с этими числами и передать эстафету своему товарищу. Игра продолжается до тех пор, пока ученики каждой команды не составят всех примеров с этими числами. Учащиеся по командам составляют цепочки взаимосвязанных примеров вида:
3 + 6 = 9 2 + 5 = 7 3 + 7= 10
6 + 3 = 9 5 + 2 = 7 7 + 3= 10
9 = 6 + 3 7 = 5 + 2 10 = 7 + 3
9 - 3 = 6 7 - 2 = 5 10 - 3 = 7
Побеждает та команда, которая раньше других составит правильную цепочку взаимосвязанных примеров на сложение, вычитание и состав чисел.
В итоге игры дети по данным цепочкам примеров воспроизводят переместительное свойство сложения и правило вычитания одного из слагаемых.
II. Объяснение нового материала.
1. Игра «Засели дома».
На доске изображаются 4 домика, состоящие из 2 квартир.
Перед учениками ставится задача заселить жильцами в каждом доме вторую квартиру, чтобы число жильцов в 2 квартирах было равно числу, записанному на крыше каждого домика. Причем Жильцы в первой квартире каждого дома заселены. Их число обозначено квадратиками. «Как узнать число жильцов во второй квартире каждого дома?» Ученики отвечают: «Надо от общего числа жильцов, проживающих в каждом доме, вычесть число жильцов, живущих в первой квартире».
Учитель
на первом примере объясняет
10-6=*
«10 — это 6 и сколько?» — спрашивает учитель.
(Десять — это шесть и четыре.) «Из 10 вычтем 6. Сколько останется?» (4.) Учитель записывает:
10 — 6 = 4
/\
6 4
Далее от команды каждого ряда он вызывает по одному ученику. Они заселяют жильцами вторую квартиру каждого дома, предварительно решая примеры вида:
9 — 7 = 2 8 — 5 = 3 10-8 = 2
/\
7 2
Затем ученики обозначают число жильцов во второй квартире квадратами.
Подсчитав общее число жильцов в доме, они убеждаются в том, что заселение жильцов проведено правильно.
2. Работа в тетради на с 31.
Проводится беседа по иллюстрации. «Сколько всего обезьянок качалось на качелях?» (10.) «Сколько из них спрыгнули?» (6.)
«Как узнать, сколько осталось обезьянок на качелях?» (Надо из 10 вычесть 6.) «Запишите решение в квадратах. Напишите ответ. А теперь проверьте свое решение: сколько обезьянок слева на качелях? сколько справа? сколько всего? Запишете решение. Напишите ответ».
3. Решение 1 столбика примеров с комментированием.
4. Самостоятельное решение 2 столбиков примеров.
III.
Закрепление изученного
1. Игра «Освободите принцессу!» (Т-3, с. 16, 17).
Учащиеся под руководством учителя под 6 верхними башнями записывают карандашом цепочку взаимосвязанных примеров вида:
3 + 7 = * 10 = 7 + * 10 - 7= *
7 + 3 =* 10 = 3 + * 10 - 3 = *
Под 4 нижними башнями учащиеся записывают другие примеры, не связанные друг с другом:
2 + 8 = * 5 + 3= * 10 - 4= * 9 - 3= *
Затем учитель рассказывает детям сказку: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был король, у которого была красавица дочь (принцесса). Крепко полюбил ее принц из соседнего королевства.
Однажды принцесса вышла со своей служанкой на прогулку. Вдруг небо потемнело, подул сильный ветер, пошел дождь. Неожиданно из-за туч вылетел Змей-Горыныч, подхватил принцессу и полетел с ней в свой замок. Узнав об этом, сильно загоревали отец и принц. Принц решил во что бы то ни стало разыскать принцессу. Он отправился в дальний путь. По дороге он встретил доброго старика, который показал ему путь к замку, где томилась принцесса. Старик сказал принцу, что в замке 10 башенок, на каждой из которых записаны примеры по определенному правилу, под 4 из них это правило нарушается. В какой из 4 башен находится принцесса, если ее башня находится между желтой и голубой? Принц нашел принцессу, а вы знаете, в какой башне томилась принцесса?»
Анализ урока.
Вначале урока проводились две игры. Наибольший интерес вызвала игра «Математическая эстафета», которая помогает еще раз сформулировать и воспроизвести переместительное свойство сложения и правило вычитания одного из слагаемых. Эта игра командная. И, конечно, каждый ученик старался действовать быстро, чтобы не подвести товарищей. Однако, команды были очень возбуждены, особенно, когда считали последние игроки, своими криками они мешали друг другу. Учителю пришлось убедить детей в том, что они только ухудшают ситуацию своей недисциплинированностью.
Командная игра «Засели дома» проходила гораздо тише. Все дети справились с заданием, все команды с первого раза правильно «заселили» домики.
Таким образом, дидактические игры, проведённые на уроках, помогали в усвоении нового материала, в закреплении знаний, умений и навыков, активизировали деятельность учеников, вызывая интерес к уроку.
Педагогический эксперимент чаще всего преследует цель проверки эффективности различных педагогических воздействий (методы, приемы, формы организации учебной или воспитательной работы). Это значит, что с помощью эксперимента может и должна быть установлена причинная связь между проверяемыми педагогическими воздействиями и их результатом.
В данной работе сделана попытка раскрытия связи воздействия дидактической игры на успеваемость учащихся. Для того чтобы показать эту связь, автором работы проведены 3 этапа эксперимента: констатирующий, формирующий и контрольный.
Исследование проходило на базе школы № 20 г .Твери.
Задачи экспериментальной работы:
Констатирующий этап эксперимента.
Эксперимент становится констатирующим, если исследователь ставит задачу выявления наличного состояния и уровня сформированности некоторого свойства или изучаемого параметра, иначе говоря, определяется актуальный уровень развития изучаемого свойства у испытуемого. Это разовый «срез», дающий данные состояния исследуемого объекта. Полученные данные могут служить материалом для описания ситуации как сложившейся и повторяющейся или быть основой для исследования внутренних механизмов становления тех или иных свойств личности. Это даёт основание для такого построения исследования, которое позволяет прогнозировать дальнейшее развитие изучаемых свойств, качеств, характеристик.
Цель эксперимента: выявление успеваемости у учащихся на исходном этапе эксперимента. Для реализации этой цели автором работы в 1А и 1Б классах был проведен срез уровня успеваемости с помощью контрольной работы (Приложение 1).
Итак, в 1А классе 68 % человек учатся на отметки «4», у 12 % на отметки «3», 20 % - на отметку «5».
В 1Б классе на отметки «4» учатся 72 % учеников, на отметки «3» – 10 %, на отметку «5» – 18 % учащихся.
Диаграмма 1. Результаты по успеваемости на констатирующем этапе эксперимента
Также был изучен уровень активности познавательной деятельности младших школьников в контрольном и экспериментальном классах. На этом этапе констатирующего эксперимента использовалось наблюдение за работой учащихся на уроке.
Программа наблюдения:
Включение школьников в работу в начале урока.
Активность при проведении устного счёта.
Учебные интересы на этапе знакомства с новым учебным материалом и его закрепления.
Активность детей при создании учителем состязательной мотивации.
Деятельность школьников при работе в группах.
Самостоятельность учеников, самооценка при выполнении заданий на повторение.
Активность при проведении учителем фронтальной проверки выполненных заданий.
На
этом этапе констатирующего
Обработав полученные данные, мы получили следующие результаты:
|