Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 12:29, курсовая работа
Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить и о возрастных особенностях детей, об отклонениях в развитии. Необходимы такие методические приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры
Содержание
Введение 3
Глава I. Психолого-педагогическая основа дидактической игры 6
1.1. Дидактические игры в обучении младших школьников математике. Значение игры для младшего школьника 6
1.2. Дидактические игры, применяемые в традиционной системе обучения на уроках математики в начальной школе. 15
1.3. Дидактические игры, используемые на уроках математики в начальной школе в развивающей системе обучения 23
1.4 Сравнительный анализ использования дидактических игр на уроках математики в традиционной и развивающей системах обучения 26
Глава II Использование дидактических игр на уроках математики в начальных классах 31
2.1. Программа исследования. 31
2.2. Результаты исследования влияния дидактических игр
на успеваемость учащихся младших классов 43
Практические рекомендации 52
Заключение 53
Список литературы: 56
4. Обсуждение игры: дается характеристика выполнения действий, их восприятия участниками, анализируются положительные и отрицательные стороны хода игры, возникшие трудности, обсуждаются возможные пути совершенствования игры, в том числе изменения ее правил.
При
проведении игр необходимо сохранить
все структурные элемен-
ты. Так как именно с их помощью решаются
дидактические задачи.
Взаимоотношения между детьми и педагогом
определяются не учебной
ситуацией, а игрой. Дети и педагог – участники
одной игры. Нарушается это
условие, и педагог становится на путь
прямого обучения.
Таким образом, дидактическая игра – это
игра только для
ребенка, а для взрослого – это способ
обучения. Цель дидактических игр –
облегчить переход к учебным задачам,
сделать его постепенным. Из сказанного
выше можно сформулировать основные функции
дидактических игр:
- функция формирования устойчивого интереса
к учению и снятие напряжения, связанного
с процессом адаптации ребенка к школьному
режиму;
- функция формирования психических новообразований;
- функция
формирования собственно
- функция
формирования общеучебных
- функция
формирования навыков
- функция формирования адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей.
Использование дидактических игр как средство обучения младших школьников определяется рядом причин:
1) игровая
деятельность как ведущая в
дошкольном детстве еще не
потеряла своего значения в младшем школьном
возрасте (Л.С.Выготский), поэтому опора
на игровую деятельность, игровые формы
и приемы – это наиболее адекватный путь
включения детей в учебную работу;
2) освоение учебной деятельности, включение
в нее детей идет медленно;
3) имеются возрастные особенности детей,
связанные с недостаточной
устойчивостью и произвольностью внимания,
преимущественно произвольным развитием
памяти, преобладанием наглядно-образного
типа мышления. Дидактические игры способствуют
развитию у детей психических процессов;
4) недостаточно
сформирована познавательная
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные.
Все
дидактические игры можно разделить
на три основных вида:
1 – игры с предметами (игрушками, природным
материалом);
2 – настольно-печатные;
3 – словесные игры.
В
играх с предметами используются
игрушки и реальные предметы.
Играя с ними, дети учатся сравнивать,
устанавливать сходство и различие
предметов. Ценность этих игр в том, что
с их помощью дети знакомятся со свойствами
предметов и их признаками: цветом, величиной,
формой, качеством. В играх решаются задачи
на сравнение, классификацию, установлению
последовательности в решении задач. По
мере овладения детьми новыми знаниями
о предметной среде задания в играх усложняются:
младшие школьники упражняются в определении
предмета по какому-либо одному качеству,
объединяют предметы по этому признаку
(цвету, форме, качеству, назначению…),
что очень важно для развития отвлеченного,
логического мышления. В игре также используют
предметы, в которых разница между ними
менее заметна. В играх с предметами младшие
школьники выполняют задания, требующие
сознательного запоминания количества
и расположения предметов, нахождение
отсутствующего предмета. Играя, они приобретают
умения складывать из частей целое, выкладывать
узоры из разнообразных форм. В дидактических
играх широко используются разнообразные
игрушки. В них ярко выражены цвет, форма,
величина, материал из которого они сделаны.
Это помогает учителю упражнять младших
школьников в решении определенных дидактических
задач.
Примером
игр с предметами могут быть: «Какого
цвета не стало», «Детки на ветке», «Математический
телефон», «Украсим елочку шарами»,
Игры
с природным материалом учитель
применяет при проведении
таких дидактических игр, как “Чьи следы?
“, “От какого дерева лист?”,
“Разложи листья по убывающей величине”
и.т.д. В таких играх закрепляются
знания об окружающей природной среде,
формируются мыслительные процессы (анализ,
синтез, классификация).
Настольно-печатные
игры разнообразны по видам: парные
картинки,
различные виды лото, домино. При их
использовании решаются различные
развивающие задачи. Так, например, игра,
основанная на подборе картинок по парам.
Ученики объединяют картинки не только
по внешним признакам, но и по смыслу. Подбор
картинок по общему признаку – классификация.
Здесь от учеников требуется обобщения,
установление связи между предметами.
Например, в игре «Что растет в лесу?».
Составление разрезных картинок направлено
на развитие у детей умения из отдельных
частей составлять целый предмет, логическому
мышлению. Описание, рассказ по картинке
с показом действий, движений направлено
на развитие речи, воображения, творчества
у младших школьников. Для того чтобы играющие
отгадали, что нарисовано на картинке,
ученик прибегает к имитации движений
(например, животного, птицы и.т.д.) В этих
играх формируются такие ценные качества
личности ребенка, как способность к перевоплощению,
к творческому поиску в создании необходимого
образа.
К
настольно-печтным играм можно
отнести:
Словесные
игры построены на словах и действиях
играющих. В таких играх дети учатся, опираясь
на имеющиеся представления о предметах,
углублять знания о них, так как в этих
играх требуется использовать приобретенные
ранее знания о новых связях, в новых обстоятельствах.
Дети самостоятельно решают разнообразные
мыслительные задачи: описывают предметы,
выделяя характерные их признаки; отгадывают
по описанию; находят признаки сходства
и различия; группируют предметы по различным
свойствам, признакам; находят алогизмы
в суждениях и др.
С помощью словесных игр у детей воспитывают
желание заниматься умственным трудом.
В игре сам процесс мышления протекает
активнее,
трудности умственной работы ребенок
преодолевает легко, не замечая, что его
учат. Для удобства использования словесных
игр в педагогическом
процессе их условно можно объединить
в четыре основные группы:
Для обеспечения развивающего потенциала игр нужны не только разнообразные игрушки, особая творческая аура, создаваемая взрослыми, увлеченными работой с детьми, но и соответствующая предметно-пространственная среда. Для педагогов важно продумать поэтапное распределение игр, в том числе и дидактических, на уроке. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер. На любом этапе урока игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, увлекательной, включать детей в разные виды деятельности. Следовательно, игра, может быть проведена на любом этапе урока, а также на уроках разного типа. Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания младших школьников.
Главнейшим
является значение игры для развития
мотивационно-потребностной
Дж.Брунер12 высоко оценивает значение игры для интеллектуального развития, так как в ходе игры могут возникать такие комбинации материала и такая ориентация в его свойствах, которая может приводить к последующему использованию этого материала в качестве орудий при решении задач. Здесь идет речь о свободном, не связанном решением какой-либо определенной задачи, экспериментировании материалом, своего рода свободной конструктивной деятельности. В игре же развиваются более общие механизмы интеллектуальной деятельности, развиваются умственные действия - формируется план представлений, развиваются способности и творческие возможности ребенка.
Игра помогает в ориентировке во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознания и самооценки. Воспроизводя типичные ситуации взаимоотношения людей в социальном мире, ребенок подчиняет свои собственные желания, импульсы и действует в соответствии с социальными образцами. Это помогает ребенку постигать и учитывать нормы и правила поведения. Все эти воспитывающие эффекты опираются как на свое основание, на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности.13
Вряд ли кто подвергнет
сомнению тезис о необходимости
использования дидактических
Кроме того, использование дидактических игр на уроке является одним из средств, содержащих в себе реальные возможности для формирования познавательного интереса детей, активного, деятельностного отношения к учебному процессу, а также для снижения технических и физических перегрузок школьников.
Приведем
примеры использования
Нахождение значений математических выражений.
К этому виду вычислений можно отнести и числовые выражения и выражения, содержащие переменную. Числовые выражения могут предлагаться в различной словесной формулировке. Например, из 10 вычесть 5; 12 минус 7; уменьшаемое 21 вычитаемое 7, найти разность. Числовые выражения могут включать в себя одно арифметическое действие или несколько действий со скобками и без скобок. Например:
12 + (7 - 4) : 5;
35 – 15:2;
14+15*3.
Числовые выражения могут быть заданы в форме таблицы, окошек, рамок, и т.д. Например, задание заполнить недостающие числа в таблице.
Уменьшаемое | 56 | 95 | 64 | 97 |
Вычитаемое | 43 | 34 | 24 | 65 |
Разность |