Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 12:29, курсовая работа
Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить и о возрастных особенностях детей, об отклонениях в развитии. Необходимы такие методические приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры
Содержание
Введение 3
Глава I. Психолого-педагогическая основа дидактической игры 6
1.1. Дидактические игры в обучении младших школьников математике. Значение игры для младшего школьника 6
1.2. Дидактические игры, применяемые в традиционной системе обучения на уроках математики в начальной школе. 15
1.3. Дидактические игры, используемые на уроках математики в начальной школе в развивающей системе обучения 23
1.4 Сравнительный анализ использования дидактических игр на уроках математики в традиционной и развивающей системах обучения 26
Глава II Использование дидактических игр на уроках математики в начальных классах 31
2.1. Программа исследования. 31
2.2. Результаты исследования влияния дидактических игр
на успеваемость учащихся младших классов 43
Практические рекомендации 52
Заключение 53
Список литературы: 56
Деятельность детей должна быть разнообразной не только по форме, но и по содержанию и строится в соответствии с закономерностями обучения: «Чем больше и разностороннее обеспечиваемая учителем интенсивность деятельности учащихся с предметом усвоения, тем выше качество усвоения на уровне, зависящем от характера организуемой деятельности.
Дидактические игры, используемые программой развивающего обучения можно разделить по характеру познавательной деятельности:
Вид игры | Дидактическая цель | Пример игры |
1. Игры,
требующие от детей |
С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу. | «Составим узор»: |
2. Игры, требующие воспроизведение действий. | Эти игры направлены на формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10. | «Математическая рыбалка»: |
3. Игры,
с помощью которых дети |
Обучение преобразованию одних примеров в другие, логически связанные с ними. | «Цепочка», «Проверь Угадайку!» |
4. Игры, в которые включены элементы поиска и творчества. | Систематизирование и обобщение знаний учащихся по различным разделам программы. | «По какой тропинке ты пойдешь?» |
5. Игры, развивающие воображение. | Развитие воображения детей, их конструкторских способностей. | «Танграм» |
Для всего процесса обучения основой, в том числе для применения дидактических игр, соблюдаются основные дидактические принципы развивающего обучения:
- принцип высокого уровня трудности. Важно, чтобы обучение вызывало напряжение мысли, давало возможность сделать открытие, найти самостоятельно правило. Всему этому содействует использование проблемного обучения, реализуемого тремя методами обучения: проблемным, частично-поисковым и исследовательским. Применение проблемного обучения реализуется в частично-поисковом методе обучения, когда ученики выполняют отдельные этапы самостоятельного решения проблем. Например, ставят вопрос к задаче.
- принцип ведущей роли теоретических знаний. В игре ученики осознают приемы сложения, вычитания на основе наглядности. В основе приобретения новых знаний на основе игр лежит объяснительно-иллюстративный метод, когда новые знания приобретаются с использованием наглядных средств, беседы, показа диафильма. Знания, полученные на основе объяснительно-иллюстративного метода обучения, закрепляются системой игровых заданий для приобретения учащимися соответствующий умений и навыков.
- принцип осознания процесса учения. На этапе объяснения новых знаний ученики осуществляют поиск на чувственной основе с помощью действий с различными средствами наглядности: рисунками, схемами. Преобразуя один вид наглядности в другой ученики переводят информацию, заложенную в средствах наглядности, на язык математики и словесно описывают подмеченную закономерность, формулируя ее в виде правила. Примером может служить игра «Угадайка», приведенная выше, где по рисункам и примерам можно сформулировать правило: «От перестановки слагаемых сумма не меняется».
- принцип прохождения материала более быстрым темпом. Игре свойственны определенный темп, ритм; в процессе ее недопустимы пространные объяснения; правила должны излагаться кратко, доступно. Снижает интерес обилие замечаний, пассивное ожидание ребенком своего участия в игре. Учитель создает живой интерес к игре, тем самым стимулируя интерес учащихся к процессу обучения.
- принцип работы над развитием всех учащихся. В игре должен участвовать каждый ребенок. С этой целью используются средства обратной связи с учениками: сигнальные карточки (кружки зеленого цвета с одной стороны и красного - с другой) или разрезные цифры. Когда вызванные к доске дети решают в игре примеры или задачи, учащиеся, сидящие за столами, показывают либо карточки, либо цифры (в знак согласия или несогласия с ответом). Сигнальные карточки служат средством активизации детей в игре. В игре также учитывается уровень ребенка. Со слабыми детьми игры проводятся по-разному. Либо слабые ученики выполняют задания отдельно от класса, либо их работа организованна в паре с сильными учениками.
Таким образом, в системе уроков по теме игры в развивающей системе обучения направлены на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводящую, контролирующую и поисковую. Главным отличием использования дидактических игр в этой системе является использование игр на всех этапах обучения: на этапе приобретения новых знаний, повторения и закрепления изученного.
В
настоящее время начальная
Общие отличия программы традиционной начальной школы от программы развивающего обучения можно обозначить следующими позициями:
|
Табл. 1 Сравнение традиционной и развивающей систем
Что же касается дидактических игр, то они используются в традиционной системе ограниченно, в основном на этапах повторения и закрепления материала. Также, в традиционном подходе дидактические игры призваны обеспечить общие цели воспитания и обучения, помогают вырабатывать определенные качества личности: усидчивость, терпение, взаимоуважение, взаимопомощь, аккуратность, способствуют формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделяя характерные особенности предметов, событий, явлений природы и т.д..
Как правило, большинство представленных в литературе для традиционного обучения игр сводится к тому, что на урок приходит какой-либо сказочный герой и требуется ему помочь решить предложенное задание. Конечно, само появление красиво выполненного сказочного персонажа вызывает у детей огромный интерес. Но при этом предлагаемое задание в общем-то не включается в игровой сюжет. Интерес детей сосредотачивается главным образом на картинке, а не на выполняемом задании.
Отличительными особенностями применения дидактических игр в развивающей системе является их направленность на: формирование положительного отношения к математике как учебному предмету. Это достигается возможностью возвращения в новой "взрослой" жизни к знакомым и любимым формам деятельности. Поэтому учебник включает большое количество заданий, по форме близких к игровым – "Найди лишнего", "Выбери похожие", "Найди общую группу", "Пройди через лабиринт", "Восстанови рисунок", "Отгадай загадку" и т.д., которые помогают ученикам переосмыслить те математические знания и представления, с которыми они пришли в школу;
Дидактические игры в методике Л.В. Занкова призваны вовлекать учащегося в различные виды деятельности, направлены на обогащение воображения, мышления, памяти, речи («Поймай золотую рыбку», «Освободи принцессу»). Игры используются как на этапе повторения и закрепления материала, так и служат методом формирования новых знаний, навыков («Математическая эстафета», «Составим поезд», «Угадайка», «Цифровая акробатика»); с помощью дидактических игр ученики сами формируют правила («Числа бегущие навстречу друг другу», «Было-стало», «Карусель»).
Обобщим различия в использовании дидактических игр в традиционной и развивающих программах:
Применение дидактической игры | Традиционная система | Развивающая система |
Направленность, цель игры | 1. Развитие познавательных
процессов;
2. Общие цели воспитания; 3. Привлечение интереса к заданию |
1. Развитие интеллекта;
2. Развитие личности; 3. Привлечение интереса к предмету |
Использование на этапах урока | 1. Повторение
материала;
2. Закрепление материала |
1. Формирование
новых знаний;
2. Повторение материала; 3. Закрепление материала |
Приемы привлечения внимания | Приход сказочного персонажа; красочные картинки | Вовлечение в игровую деятельность всего класса; игровые моменты содержаться в самом в математическом задании |
Естественно, учебники по математике и организация учебной деятельности учащихся как в традиционной, так и в развивающей системах требуют дальнейшей технологической разработки. Последнее является обычной методической задачей, приобретающей психолого-дидактическую направленность. Это означает, что реальной возможностью решения вопросов организации и управления учебной деятельностью будут обладать специалисты, владеющие как психологическими, так и профессионально-научными и организационно- методическими знаниями, которые позволили бы разработать технологию обучения и реализовать ее через содержание учебника и соответствующее ему методическое обеспечение.
Основные
задачи сегодняшнего дня ясны: определиться
с программой обучения математике и
объемом соответствующих ЗУНов, согласно
этому внести изменения и дополнения в
учебники, провести исследования, которые
позволили бы разработать обоснованную
технологию развертывания курса математики
в начальном звене обучения и составить
новую, соответствующую времени психодидактику
школьного математического образования.
Изучив теоретический материал по использованию дидактических игр для развития внимания у учащихся, у автора возникло желание и интерес реализовать это на практике.
Автором работы по теме «Сложение и вычитание в пределах 10» было разработано 4 урока с использованием дидактических игр. Уроки проводились в экспериментальном 1А классе. В 1 Б классе проводились уроки в традиционной форме без использования дидактических игр.
Для
конструирования уроков автором
работы использовался учебник «Система
игр на уроках математики» Жикалкиной
Т. К.
Конспект
урока математики
Урок 1 (Т-3, с. 5—6). Задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц.
Цели урока:
- повторение материала на сложение и вычитание вида * ±2, * ±3;
- изучение материала на увеличение и уменьшение на несколько единиц;
-
закрепление изученного
I.
Повторение изученного