Дидактические игры в младших классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 12:29, курсовая работа

Описание работы

Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить и о возрастных особенностях детей, об отклонениях в развитии. Необходимы такие методические приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры

Содержание

Содержание
Введение 3
Глава I. Психолого-педагогическая основа дидактической игры 6
1.1. Дидактические игры в обучении младших школьников математике. Значение игры для младшего школьника 6
1.2. Дидактические игры, применяемые в традиционной системе обучения на уроках математики в начальной школе. 15
1.3. Дидактические игры, используемые на уроках математики в начальной школе в развивающей системе обучения 23
1.4 Сравнительный анализ использования дидактических игр на уроках математики в традиционной и развивающей системах обучения 26
Глава II Использование дидактических игр на уроках математики в начальных классах 31
2.1. Программа исследования. 31
2.2. Результаты исследования влияния дидактических игр
на успеваемость учащихся младших классов 43
Практические рекомендации 52
Заключение 53
Список литературы: 56

Работа содержит 1 файл

КУР_по_теме.doc

— 346.00 Кб (Скачать)

      Деятельность  детей должна быть разнообразной не только по форме, но и по содержанию и строится в соответствии с закономерностями обучения: «Чем больше и разностороннее обеспечиваемая учителем интенсивность деятельности учащихся с предметом усвоения, тем выше качество усвоения на уровне, зависящем от характера организуемой деятельности.

      Дидактические игры, используемые программой развивающего обучения можно разделить по характеру познавательной деятельности:

Вид игры Дидактическая цель Пример игры
1. Игры, требующие от детей исполнительской  деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу. «Составим узор»:
2. Игры, требующие воспроизведение действий. Эти игры направлены на формирование навыков сложения и  вычитания в пределах 10. «Математическая рыбалка»:
3. Игры, с помощью которых дети изменяют  примеры и задачи в другие, логически связанные с ними. Обучение преобразованию одних примеров в другие, логически связанные с ними. «Цепочка», «Проверь Угадайку!»
4. Игры, в которые включены элементы  поиска и творчества. Систематизирование  и обобщение знаний учащихся по различным  разделам программы. «По какой тропинке ты пойдешь?»
5. Игры, развивающие воображение. Развитие воображения  детей, их конструкторских способностей. «Танграм»
 

    Для всего процесса обучения основой, в  том числе для применения дидактических  игр, соблюдаются основные дидактические  принципы развивающего обучения:

- принцип высокого уровня трудности. Важно, чтобы обучение вызывало напряжение мысли, давало возможность сделать открытие, найти самостоятельно правило. Всему этому содействует использование проблемного обучения, реализуемого тремя методами обучения: проблемным, частично-поисковым и исследовательским. Применение проблемного обучения реализуется в частично-поисковом методе обучения, когда ученики выполняют отдельные этапы самостоятельного решения проблем. Например, ставят вопрос к задаче.

- принцип ведущей роли теоретических знаний. В игре ученики осознают приемы сложения, вычитания на основе наглядности. В основе приобретения новых знаний на основе игр лежит объяснительно-иллюстративный метод, когда новые знания приобретаются с использованием наглядных средств, беседы, показа диафильма. Знания, полученные на основе объяснительно-иллюстративного метода обучения, закрепляются системой игровых заданий для приобретения учащимися соответствующий умений и навыков.

- принцип осознания процесса учения. На этапе объяснения новых знаний ученики осуществляют поиск на чувственной основе с помощью действий с различными средствами наглядности: рисунками, схемами. Преобразуя один вид наглядности в другой ученики переводят информацию, заложенную в средствах наглядности, на язык математики и словесно описывают подмеченную закономерность, формулируя ее в виде правила. Примером может служить игра «Угадайка», приведенная выше, где по рисункам и примерам можно сформулировать правило: «От перестановки слагаемых сумма не меняется».

- принцип  прохождения материала более быстрым темпом. Игре свойственны определенный темп, ритм; в процессе ее недопустимы пространные объяснения; правила должны излагаться кратко, доступно. Снижает интерес обилие замечаний, пассивное ожидание ребенком своего участия в игре. Учитель создает живой интерес к игре, тем самым стимулируя интерес учащихся к процессу обучения.

- принцип  работы над развитием всех  учащихся. В игре должен участвовать каждый ребенок. С этой целью используются средства обратной связи с учениками: сигнальные карточки (кружки зеленого цвета с одной стороны и красного  - с другой) или разрезные цифры. Когда вызванные к доске дети решают в игре примеры или задачи, учащиеся, сидящие за столами, показывают либо карточки, либо цифры (в знак согласия или несогласия с ответом). Сигнальные карточки служат средством активизации детей в игре. В игре также учитывается уровень ребенка. Со слабыми детьми игры проводятся по-разному. Либо слабые ученики выполняют задания отдельно от класса, либо их работа организованна в паре с сильными учениками.

     Таким образом, в системе уроков по теме игры в развивающей системе обучения направлены на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводящую, контролирующую и поисковую. Главным отличием использования дидактических игр в этой системе является использование игр на всех этапах обучения: на этапе приобретения новых знаний,  повторения и закрепления изученного.

1.4 Сравнительный анализ  использования дидактических  игр на уроках  математики в традиционной и развивающей системах обучения

 

     В настоящее время начальная школа  находится на этапе модернизации и обновления содержания образования. В связи с этим в системах начального обучения (традиционная начальная школа, система Л.В. Занкова,) интенсивно развивается вариативность образовательных программ и учебно-методических комплектов.

     Общие отличия программы традиционной начальной школы от программы развивающего обучения можно обозначить следующими позициями:

     Характеристика  системы      Традиционная  система      Развивающая система
Цель  обучения Передача знаний, умений, навыков  Развитие способностей
Интегративное название Школа памяти Школа мышления, педагогика открытий
Главный девиз педагога Делай, как я  Думай, как сделать 
Кредо педагога Я - над вами Я - вместе с  вами
Роль  учителя  Носитель информации, пропагандист знаний, хранитель норм и традиций Организатор деятельности учеников и сотрудничества, консультант, управляющий учебным процессом 
Функция педагога Сообщение знаний "Выращивание"  Человека
Стиль преподавания Авторитарный  Демократичный
Стиль взаимодействия учителя и ученика  Монологический (со стороны учителя) Диалогический
Преобладающий метод обучения Информационный  Проблемно-поисковый 
Формы организации занятий  Фронтальные, групповые Индивидуальные, групповые 
Преобладающая деятельность учащихся Слушание, участие  в беседе, заучивание, репродукция, работа по алгоритму  Самостоятельная поисковая, познавательная, творческая деятельность разного вида
Время урока на самостоятельную работу учащихся по сравнению с отводимым на изложение материала педагогом Много меньше Сопоставимы
Позиция ученика  Пассивная, при  отсутствии интереса Активная, инициативная, при наличии интереса
Мотив к учению Создается эпизодически Создается всегда и целенаправленно
Психологический климат урока  Формируется изредка, подчас "стихийно" Формируется всегда и целенаправленно 

Табл. 1 Сравнение традиционной и развивающей  систем

     Что же касается дидактических игр, то они используются в традиционной системе ограниченно, в основном на этапах повторения и закрепления материала. Также, в традиционном подходе дидактические игры призваны обеспечить общие цели воспитания и обучения, помогают вырабатывать определенные качества личности: усидчивость, терпение, взаимоуважение, взаимопомощь, аккуратность, способствуют формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделяя характерные особенности предметов, событий, явлений природы и т.д..

       Как правило, большинство представленных в литературе для традиционного обучения игр сводится к тому, что на урок приходит какой-либо сказочный герой и требуется ему помочь решить предложенное задание. Конечно, само появление красиво выполненного сказочного персонажа вызывает у детей огромный интерес. Но при этом предлагаемое задание в общем-то не включается в игровой сюжет. Интерес детей сосредотачивается главным образом на картинке, а не на выполняемом задании.

     Отличительными  особенностями применения дидактических игр в развивающей системе является их направленность на: формирование положительного отношения к математике как учебному предмету. Это достигается возможностью возвращения в новой "взрослой" жизни к знакомым и любимым формам деятельности. Поэтому учебник включает большое количество заданий, по форме близких к игровым – "Найди лишнего", "Выбери похожие", "Найди общую группу", "Пройди через лабиринт", "Восстанови рисунок", "Отгадай загадку" и т.д., которые помогают ученикам переосмыслить те математические знания и представления, с которыми они пришли в школу;

     Дидактические игры в методике Л.В. Занкова призваны вовлекать учащегося в различные виды деятельности, направлены на обогащение воображения, мышления, памяти, речи («Поймай золотую рыбку», «Освободи принцессу»). Игры используются как на этапе повторения и закрепления материала, так и служат методом формирования новых знаний, навыков («Математическая эстафета», «Составим поезд», «Угадайка», «Цифровая акробатика»); с помощью дидактических игр ученики сами формируют правила («Числа бегущие навстречу друг другу», «Было-стало», «Карусель»).

     Обобщим различия в использовании дидактических  игр в традиционной и развивающих  программах:

Применение  дидактической игры Традиционная  система Развивающая система
Направленность, цель игры 1. Развитие познавательных  процессов;

2. Общие цели воспитания;

3. Привлечение  интереса к заданию

1. Развитие интеллекта;

2. Развитие личности;

3. Привлечение  интереса к предмету

Использование на этапах урока 1. Повторение  материала;

2. Закрепление  материала

1. Формирование  новых знаний;

2. Повторение  материала;

3. Закрепление  материала

Приемы  привлечения внимания Приход сказочного персонажа; красочные картинки Вовлечение  в игровую деятельность всего  класса; игровые моменты содержаться в самом в математическом задании
 

     Естественно, учебники по математике и организация  учебной деятельности учащихся как в традиционной, так и в развивающей системах требуют дальнейшей технологической разработки. Последнее является обычной методической задачей, приобретающей психолого-дидактическую направленность. Это означает, что реальной возможностью решения вопросов организации и управления учебной деятельностью будут обладать специалисты, владеющие как психологическими, так и профессионально-научными и организационно- методическими знаниями, которые позволили бы разработать технологию обучения и реализовать ее через содержание учебника и соответствующее ему методическое обеспечение.

     Основные  задачи сегодняшнего дня ясны: определиться с программой обучения математике и объемом соответствующих ЗУНов, согласно этому внести изменения и дополнения в учебники, провести исследования, которые позволили бы разработать обоснованную технологию развертывания курса математики в начальном звене обучения и составить новую, соответствующую времени психодидактику школьного математического образования. 

Глава II Использование дидактических игр на уроках математики в начальных классах

2.1. Программа  исследования.

 

     Изучив  теоретический материал по использованию  дидактических игр для развития внимания у учащихся, у автора возникло желание и интерес реализовать это на практике.

     Автором работы по теме «Сложение и вычитание в пределах 10» было разработано 4 урока с использованием дидактических игр. Уроки проводились в экспериментальном 1А классе. В 1 Б классе проводились уроки в традиционной форме без использования дидактических игр.

     Для конструирования уроков автором  работы использовался учебник «Система игр на уроках математики» Жикалкиной Т. К. 

     Конспект  урока математики 

     Урок 1  (Т-3, с. 5—6). Задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц.

     Цели  урока:

     - повторение материала на сложение и вычитание вида * ±2, * ±3;

     - изучение материала на увеличение и уменьшение на несколько единиц;

     - закрепление изученного материала

     I. Повторение изученного материала.

Информация о работе Дидактические игры в младших классах