Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 12:29, курсовая работа
Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить и о возрастных особенностях детей, об отклонениях в развитии. Необходимы такие методические приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры
Содержание
Введение 3
Глава I. Психолого-педагогическая основа дидактической игры 6
1.1. Дидактические игры в обучении младших школьников математике. Значение игры для младшего школьника 6
1.2. Дидактические игры, применяемые в традиционной системе обучения на уроках математики в начальной школе. 15
1.3. Дидактические игры, используемые на уроках математики в начальной школе в развивающей системе обучения 23
1.4 Сравнительный анализ использования дидактических игр на уроках математики в традиционной и развивающей системах обучения 26
Глава II Использование дидактических игр на уроках математики в начальных классах 31
2.1. Программа исследования. 31
2.2. Результаты исследования влияния дидактических игр
на успеваемость учащихся младших классов 43
Практические рекомендации 52
Заключение 53
Список литературы: 56
1.
Воспроизведение приема
2.
Воспроизведение приема
3. Воспроизведение состава числа 8 в игре «Угадай-ка». «Я задумала 2 числа, сложила их, у меня получилось 8. Какие числа я сложила?» (Запись выполнить на доске.)
II.
Изучение нового материала.
1.
Учитель предлагает детям
Учитель ставит на верхнюю полку 4 игрушки и спрашивает: «У кого было 4 игрушки? Ниже поставьте столько же игрушек, сколько их было у Иры. Что говорится в задаче об игрушках Иры? Как по-другому сказать, что у Иры было на 2 игрушки больше, чей у Лены?» (У Иры игрушек столько же, сколько у Лены, да еще 2.) На второй полке ставятся кроме 4 игрушек немного подальше еще 2 игрушки. «Сколько игрушек у Иры?» (6.)
Учитель 4 игрушки на второй полке убирает, снова формулирует задачу и спрашивает: «Как получили 6 игрушек, если у Лены было 4 игрушки, а у Иры на 2 больше? Какое действие надо выполнить с числами 4 и 2, чтобы получилось 6?» (Сложение.) «У кого игрушек больше? У кого меньше?»
«Теперь слушайте вторую задачу: «У Иры 6 игрушек, а у Лены на 2 игрушки меньше. Сколько игрушек у Лены? Что известно в задаче? Что требуется узнать? Сколько игрушек у Лены?» (4.) «Какое действие надо выполнить над числами 6 и 2, чтобы получилось 4?» (Вычитание.) «Мы решили 2 взаимосвязанные задачи».
2. Решение задачи в тетради на с. 5.
Учащиеся под руководством учителя составляют к задаче схему и решают ее. Аналогичная работа проводится по составлению и решению задачи на уменьшение числа на несколько единиц. III. Закрепление изученного материала.
1. Составление и решение задач на увеличение и уменьшение на несколько единиц по рисунку на с. 6.
2.
Самостоятельное решение
3. Учитель предлагает задание к упр. 3 на с. 6: «Назовите номера прямых, кривых незамкнутых линий, замкнутых кривых линий, ломаных незамкнутых и ломаных замкнутых линий».
4.
Решение задач с
а) «У Коли 7 кругов, а треугольников на 3 больше. Сколько треугольников у Коли?»
б) «У Коли 10 треугольников, а кругов на 3 меньше. Сколько кругов у Коли?»
5. Игра «Капитаны».
На
магнитной доске или
«Многое должен знать капитан, чтобы идти намеченным курсом. Представьте себе, что на море шторм: (высокие волны), пароход качает из стороны в сторону. Любая ошибка в расчетах может потопить его, погибнут люди.
Почему корабли не садятся на мель,
А по курсу идут сквозь туман и метель?
Потому что, потому что, вы заметьте-ка,
Капитану помогает а-риф-ме-ти-ка».
Учитель вызывает 6—10 учеников (капитанов) к доске и поясняет: «Курс каждого корабля зашифрован примером, а его пристань обозначена номером. Каждый капитан должен определить курс движения и потом причалить свой корабль к нужной пристани, где находится его номер (ответ примера). Кто раньше всех встанет на свое место у пристани, тот и будет лучшим капитаном».
Анализ урока.
В начале урока были сообщены тема и цели. Четко прослеживается структура урока. На уроке для повторения, объяснения нового материала и закрепления были использованы метод дидактических игр, объяснения материала учителем, диалога. Для активизации деятельности учащихся в начале урока повторения материала проводилась дидактическая игра «Угадай-ка». Данная игра развивает формирует знание о составе числа у учащихся. Это задание заинтересовало всех ребят без исключения. Во время игры учащиеся пытались угадать какие числа загадал учитель.
На этапе объяснения нового материала были использованы наглядные средства – игрушки, что также способствовало вниманию у школьников. Учащиеся сами выходили на правила, формулировали их.
Большой интерес и участие ребят вызвала игра «Капитаны». Проявили интерес даже те дети, кто не был занят в игре – они пытались помочь «своим» капитанам и подсказать им. Учащиеся работали на уроке активно, поэтому план был выполнен, цели реализованы.
Урок 2 (Т-3, с. 7). Примеры сложения в случаях вида * +4. (Д. и р. м., картонки из листов 5, 7, 13—16).
Цели урока:
- повторение материала на сложение и вычитание вида * ±2, * ±3;
- изучение материала на сложения в случаях вида * +4;
-
закрепление изученного
I.
Повторения изученного
Игра «Цепочка».
Воспроизведение приема сложения и вычитания в случаях вида * ±2.
Дети совместно с учителем по цепочке воспроизводят все изученные вычислительные приемы. Аналогично воспроизводится прием вычитания 2, прием сложения и вычитания в случаях вида * ±3.
II. Объяснение нового материала.
1.
Работа с демонстрационным
Игра «Составим поезд».
«Петрушка-машинист составил поезд из вагонов 3 цветов и придумал такой пример»,— говорит учитель и записывает на доске:
3 + 4= *
3+* + *
«Догадайтесь, как Петрушка сформировал поезд. Составьте такой же из своих рисунков, а затем решите записанный пример».
Учащиеся могут составить свой поезд по-разному: прицепив, например, к 5 зеленым вагонам 2 оранжевых и 2 голубых либо к 5 зеленым вагонам 3 оранжевых и 1 голубой.
Учитель записывает на доске оба приема прибавления 4:
5 + 4 = 9 5 + 4 = 9
5 + 2 + 2 5 + 3+ 1
2. Работа в тетради на с. 7.
Дети по рисунку составляют и решают пример вида 4 + 4 = 8 разными способами. Выбирается наиболее рациональный прием вида
4 + 4 = 8
4 + 2 + 2
III. Закрепление изученного материала.
1. Игра «Эхо».
Учитель называет пример 6 + 4. Один из учеников проговаривает прием прибавления числа 4 на основе значения его состава. «Эхо» (ученики всего класса) воспроизводят его так же (с теми же паузами).
2. «Игра на внимание» с использованием мяча.
Учитель называет пример 3 + 4 и бросает мяч одному из учеников. Тот, получив мяч, решает пример, называет ответ и отбрасывает мяч учителю. Если ученик решил пример неверно, то называется тот же пример и мяч подается другому ученику. Тот, решив пример и назвав его ответ, отбрасывает его учителю. Игра продолжается.
Аналогично строится урок для случаев сложения и вычитания числа 4.
Анализ урока.
На этапе повторения материала использовалась игра «Цепочка». Дидактическая игра способствовала актуализации знаний учащихся по теме «приема сложения и вычитания в случаях вида * ±2, * ± 3» и готовила детей к изучению нового материала.
На этапе объяснения нового материала использовалась игра «Составим поезд». Так как можно было использовать вагоны разных цветов, игра привлекла большое внимание и интерес у учащихся. Практически каждый учащийся был достаточно сосредоточен столько времени, сколько необходимо было для решения своего задания.
Во время игры ребята повторили ранее изученный материал, настроились на работу на уроке, активно участвовали в изучении нового материала.
На заключительном этапе были использованы игры на развитие внимания и умения работать в группе работы. Посредством предложенных игр «Эхо» и «Игра на внимание» выполняются сразу несколько учебных и воспитательных задач: закрепляется изученный материал, формируются навыки работы в группе, внимание. Учащиеся достаточно быстро включились в работу. Однако при решении первого примера в игре «На внимание» учеником была допущена ошибка, что насторожило ребят и заставило их быть более внимательными. Учащиеся, у которых лучше развиты навыки устных вычислений, поднимали руки быстро и отвечали верно. Учитель давал время подумать другим ученикам.
Таким образом, план урока был выполнен. Цели урока реализованы. Детям урок понравился, и многие поняли новый материал.
Урок 3 {Т-3, с. 26, 27). Переместительное свойство сложения.
Цели урока:
- повторение материала на сложение и вычитание вида *±2, *±3, *±4;
- изучение материала на переместительное свойство сложения;
-
закрепление изученного
I. Повторение изученного. I. Игра «День и ночь».
Учитель записывает числовой ряд на доске: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10. Предлагая детям примеры на прибавление и вычитание 2, 3, 4, он произносит слово «ночь». Ученики закрывают глаза и мысленно пробегают по числовому ряду вправо, если пример на сложение, или влево, если пример на вычитание. При слове «день» они открывают глаза, проверяют себя по числовому ряду и по указанию учителя отвечают. Например: «Ночь! Первое слагаемое 2, второе слагаемое 4. Найти сумму. День!» (6.) «Ночь! Первое слагаемое 4, второе слагаемое 2. Найти сумму. День!» (6.)
2. Работа в тетради на с. 26.
а) Решение задачи по рисунку.
б) Решение иллюстрированных примеров.
II. Объяснение нового материала.
1. Работа в тетради на с. 26.
Составление пар примеров на сложение по рисунку (упр. 3). Учитель задает вопросы детям: «Кто катается на качелях? Сколько белочек слева? Сколько справа? Какой пример на сложение можно составить? Какой второй пример на сложение можно составить по рисунку? Какие числа сложили? Изменилась ли сумма?»
2. Работа в тетради на с. 27 (см. описание на с. 9).
а) Составление схемы к рисункам с помощью цветных карандашей (упр. 1).
б) Составление по рисункам и схемам пары примеров на сложение.
в) Формулировка переместительного свойства сложения.
г) Решение пар примеров на применение переместительного свойства сложения с комментированием.
д) Составление учениками пары примеров на сложение с одинаковыми числами.
е) Коллективное решение примеров вида:
3 + 4 + 2 = * Учащихся пприходят к выводу:
4 + 3 + 2 = * при сложении 3 чисел от перемены
2 + 4 + 3 = * мест слагаемых сумма не изменяется.
3. Игра «Найди себе пару».
Учитель раздает детям цифры 0, 1, 2, 3... 9. Затем вызывает к доске одного из них, например с цифрой 2, другого — с такой цифрой, чтобы в сумме получилось число 6. Следовательно, к доске выходит ученик с цифрой 4. Класс хором составляет пример на сложение: 2 + 4 = 6. Затем ученики, стоящие у доски с цифрами, меняются местами. Класс составляет второй пример на сложение: 4 + 2 = 6. Эти примеры записываются на доске в столбик. Выходит следующая пара, например с цифрами 2 и 3. Аналогично составляется новая пара примеров на сложение. Каждая пара примеров сравнивается, дети находят общее и отличное в примеpax и делают индуктивный вывод: от перестановки слагаемых сумма не изменяется.