Дидактические игры в младших классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 12:29, курсовая работа

Описание работы

Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить и о возрастных особенностях детей, об отклонениях в развитии. Необходимы такие методические приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры

Содержание

Содержание
Введение 3
Глава I. Психолого-педагогическая основа дидактической игры 6
1.1. Дидактические игры в обучении младших школьников математике. Значение игры для младшего школьника 6
1.2. Дидактические игры, применяемые в традиционной системе обучения на уроках математики в начальной школе. 15
1.3. Дидактические игры, используемые на уроках математики в начальной школе в развивающей системе обучения 23
1.4 Сравнительный анализ использования дидактических игр на уроках математики в традиционной и развивающей системах обучения 26
Глава II Использование дидактических игр на уроках математики в начальных классах 31
2.1. Программа исследования. 31
2.2. Результаты исследования влияния дидактических игр
на успеваемость учащихся младших классов 43
Практические рекомендации 52
Заключение 53
Список литературы: 56

Работа содержит 1 файл

КУР_по_теме.doc

— 346.00 Кб (Скачать)
 

    Математические  выражения могут быть заданы в форме выражения, содержащего одну или несколько переменных. Например, такое задание: “Найти значение выражения а + 15 при следующих значениях переменной 5, 10, 15, 20”. Подставляя данные вместо буквы, находят значение выражения. Цель каждого из этих заданий выработать вычислительные навыки.

    В этом случае можно применить такие  типы дидактических игр как игра «кто быстрее», когда команды учащихся соревнуются в заполнении таблиц, получая положительные очки за каждое правильное высказывание и отрицательные за каждую ошибку.

Сравнение математических выражений

    Можно научить сравнивать числовые выражения  и выражения с переменной. Существуют следующие способы сравнения  выражений:

  • на основе нахождения значения каждого выражения и их сравнения;
  • на основе знания свойств арифметических действий;
  • на основе знания зависимости изменения результата действия от изменения одного из компонентов;
  • на основе знания зависимости изменения результатов результата действия от изменения одного из компонентов;
  • на основе знания частных случаев выполнения арифметических действий с числами 1 и 0.

    Например, можно предложить найти похожие  пары выражений по способу их сравнения.

    6 +9 и 9 + 6; 81:9и81:3; 10 : 2 и ( 4+6 ): 2;

    10*8 и 8*10; 82 – 1 и 76 + 0, 24 – 8 и 22 – 8,

    22+ 7 и 22+ 14; 20*0 и 44*1; 22 + 14 и 22 + (10 + 4 );

    После анализа сравнения каждой пары выражений, распределяют их на следующие группы:

    1 группа 2 группа 3 группа 4 группа

    6 + 9 и 9 + 6 10*8 и 8*10; 22 + 7 и 22 + 14; 20*0и44*1;

    22+14 и 22+( 10+4); 81:9и81:3; 82 – 1 и 76 + 0;

    10:2и(4+6):2; 24 – 8 и 22 – 8;

    Сравнение выражений группы основано на знании свойств арифметических действий. Сравнение  выражений 2 группы основано на нахождении значения каждого выражения и  их сравнения. Сравнение выражений 3 группы основано на знание зависимости изменения результатов действия от изменения одного из компонентов. Сравнение выражений 4 группы основано на знании частных случаев выполнения арифметических действий с числами 1и 0.

    На  такой же теоретической основе можно  провести сравнение выражений с буквенными значениями. Задание такого вида можно рассматривать как обобщение возможных способов сравнения. Например, нужно сравнить такие пары выражений:

    а + в и в + а;

    с-8 и с - 1; в+13 и в-13;

    16-а  и 28-а;

    72 : к и 36 : к;

    8* а и 18* а;

Решение уравнений

    Можно предлагать уравнения в привычном  виде. Например: а+12 = 21; в-8 = 17..

    Здесь можно провести игру "Принеси  ответ". Урок проводится в заранее  выбранном учителем месте, где ученики  могут собрать разнообразный  природный материал (шишки, желуди, каштаны, листья, мелкая галька и т.д.). Ученики разбиваются на несколько команд, каждая из которых получает свое задание на сбор какого-нибудь из возможных природных материалов в соответствии с решением того или иного уравнения. Собранные группы предметов сравниваются, принесшие неверное количество отдают фант или выбывают из игры. (Побочным результатом урока является появление большого количества раздаточного природного материала, который учитель использует в дальнейшей работе на уроках в классе).

Решение задач

    Решение задачи надо начинать с глубокого  и всестороннего анализа задачи. Первое, что нужно - расчленить формулировку задачи на условия и требования. Анализ задачи должен быть всегда направлен  на ее требования. Результаты анализа  фиксируются схематической записью задачи. Часто удобнее использовать разного рода графические схемы, чертежи. Весь этот анализ составляет первый этап процесса решения задачи. Второй этап - схематическая запись задачи. Третий этап - поиск плана решения задачи. Четвертый этап -осуществление решения задачи. Пятый этап - проверка решения задачи. Шестой этап - исследования задачи. Седьмой этап - формулирование ответа. Восьмой этап - анализ решения задачи (установить, нет ли другого более рационального решения задачи и др.) Умение решать задачу, проникать в ее сущность - это главное в умении решения задачи.

    В программе для начальной школы  сказано о том, что дети должны учиться решать задачи разными способами  Что же значит “решить задачу разными  способами”?

    Задача  считается решенной различными способами, если ее решения отличаются связями между данными и искомыми, положенными в основу решения или последовательностью этих связей.14

    В методике выделяют следующие способы  решения:

  • арифметический;
  • алгебраический;
  • графический;
  • табличный.

    При решении задач разными способами  необходимо использовать прием сравнения  решений задач. Этот прием позволяет  ответить на вопросы: какой способ решения  рациональнее, в чем преимущество одного способа перед другим. Каждый новый способ решения позволяет взглянуть на задачу по иному, глубже понять связи и отношения между данным и искомым.

    В каждом виде изучения вычислений можно  использовать игровые формы. Например, такие игры:

  • ромашка;
  • магические квадраты;
  • занимательные рамки;
  • составим поезд;
  • лестница;
  • угадай число;
  • почтовый ящик;
  • магазин;
  • угадай слово и др.

    Предлагаемые  уроки-путешествия, уроки-экскурсии, уроки- игры в основном будут способствовать закреплению и расширению знаний и представлений, полученных на уроках.

  1. Урок-путешествие по теме "Наши встречи с математикой". Урок желательно провести в окрестностях школы, проложив маршрут так, чтобы можно было посетить несколько разных магазинов, пройти мимо домов разной высоты, перейти или хотя бы посмотреть на улицы разной ширины. Во время путешествия дети измеряют отдельные, выбранные учителем, отрезки пути шагами, считают повороты налево и направо. Желательно, чтобы учитель при участии детей составил план пройденного пути. (Учебник часть 1, с. 4-7).

Целью данного урока является ознакомление с понятием натурального числа, и формирование абстрактного мышления – предметы в мире отличаются, но их количество можно выразить через те же самые числа.

    Задачи  урока: 1) заинтересовать детей математикой; 2) дать понятие натурального числа; 3) дать навыки счета и сравнения чисел между собой.

  1. Урок-игра по теме "Ориентация в пространстве". Урок проводится на свежем воздухе или в помещении, которое позволит назвать большое количество предметов в любом названном учителем направлении - слева, справа, сзади, спереди, вверху, внизу, перед, за. Класс разбивается на 2 команды, которые попеременно называют предметы, расположенные в заданном направлении. Команда, которая не смогла назвать предмет, отдает фант. В конце игры фанты разыгрываются. В процессе игры желательно несколько раз менять местоположение команд, что позволит рассмотреть положение предметов с разных позиций. (Учебник, часть 1, с. 6-8, 11-14).

    Целью данного урока является ознакомление с основными координатами пространства.

    Задачи  урока: 1) развить навыки коллективной работы; 2) дать понятие направления в пространстве; 3) сформировать практические навыки определения направления в пространстве.

  1. Урок-экскурсия "Геометрия вокруг нас". Урок можно провести, следуя потому же маршруту, который был использован на уроке 1, но теперь основное внимание сосредотачивается на форме окружающих предметов, среди которых дети стараются найти похожие, а также на поиске в объемных предметах знакомых плоскостных фигур (кругов, многоугольников разной формы и т.д.). (программный материал, не отраженный в учебнике).

    Целью данного урока является ознакомление с понятием формы, и формирование абстрактного мышления – предметы в мире отличаются, но их форму можно  свести к определенному набору фигур.

    Задачи  урока: 1) заинтересовать детей геометрией; 2) дать понятие формы предмета; 3) дать навыки определения форм и сравнения их между собой.

  1. Урок-путешествие на тему "Зачем людям нужны числа". Урок проводится в окрестностях школы по маршруту, на котором ученики могут увидеть различные объекты, в которых использованы числа (номера домов, маршрутов автобусов и других видов транспорта, шкалы весов, цены товара и т.д.). При проведении урока желательно использовать стихотворение15

    Негаданно-нежданно

    Нагрянула беда:

    Все числа потерялись,

    Исчезли без следа.

    Как дом или квартиру

    Без номера найти?

    И к другу в день рожденья

    Вовремя прийти?

    Ведь  стрелка не покажет Нам время  на часах, И сколько весят фрукты, Не видно на весах. Отныне заблудиться. Не стоит и труда: Автобус без  маршрута Уходит в никуда.

    Целью данного урока является ознакомление с понятием натурального числа, и формирование абстрактного мышления – предметы в мире отличаются, но их количество можно выразить через те же самые числа.

    Задачи  урока: 1) заинтересовать детей математикой; 2) дать понятие натурального числа; 3) дать навыки счета и сравнения чисел между собой.

  1. Урок-экскурсия на тему "Линии вокруг нас". Урок желательно провести там же, где проходил урок 3, но сосредоточив внимание на поиске линий, как части рассматривавшихся на нем объемных и плоскостных объектов. (Учебник часть 1,с. 19,23,27,29,36,41,43)16.

    Целью данного урока является ознакомление с понятием линии, и формирование абстрактного мышления – предметы в мире отличаются, но их форму можно  свести к определенному набору линий.

    Задачи  урока: 1) заинтересовать детей геометрией; 2) дать понятие линии; 3) дать навыки определения линий и их направлений.

  1. Урок-игра "Движемся по плану" (завершение работы над ориентацией в пространстве с использованием одного направления). На пришкольном участке или в любом выбранном для проведения урока помещения заранее устраиваются "тайники" с сюрпризами по числу команд, на которые учитель разделит учеников. Для каждой команды заготавливается план движения к одному из тайников с указанием поворотов и длины проходок по прямой между ними в шагах или с использованием любой другой мерки, которая вручается команде (это может быть палочка, кусок шнура и т.д.). Желательно, чтобы на каждом отрезке пути число мерок не превышало 9. Игра завершается, когда все команды найдут свой тайник. Те, кто справился с заданием раньше, могут по просьбе отставших оказывать им помощь. (Команды должны быть примерно равными по возможностям). (Учебник, часть 1, с. 29, 47, 60, 63).

    Целью данного урока является закрепление  понятия направления, и формирование абстрактного мышления – все многообразие перемещений можно свести к определенному набору направлений.

    Задачи  урока: 1) заинтересовать детей геометрией; 2) закрепить представление об основных направлениях в пространстве; 3) дать навыки определения направлений и движения по плану в пространстве.

1.3. Дидактические игры, используемые на уроках математики в начальной школе в развивающей системе обучения

            Развивающее обучение направленное на общее развитие детей  и учитывающее психологические особенности детей младшего школьного возраста предлагает свою систему дидактических игр. Применение дидактических игр содействует полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививает интерес к учебным занятиям, формирует умение анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать.

Информация о работе Дидактические игры в младших классах