Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 09:46, дипломная работа
Целью данной работы является изучение особенностей социальной работы с подростками девиантного поведения.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить сущность и причины девиантного поведения.
2. Рассмотреть формы и виды девиантного поведения.
3. Выявить особенности и факторы, способствующие проявлению девиантного поведения у подростков.
4. Проанализировать опыт работы социального педагога по профилактике девиантного поведения.
5. Разработать программу профилактики аддиктивного поведения подростков.
Объект исследования: подростки с девиантным поведением.
Предмет исследования: система профилактики девиантного поведения
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ: ПОНЯТИЕ,
ВИДЫ И ПРИЧИНЫ…………………………………………….6
1.1 Сущность девиантного поведения и его причины………………….6
1.2 Формы и виды девиантного поведения…………………………….12
1.3 Факторы девиантного поведения…………………………………...20
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО
ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ……….27
2.1 Опыт работы социального педагога по профилактике девиантного
поведения…………………………………………………………….27
2.1 Программа профилактики аддиктивного поведения подростков...40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….51
ПРИЛОЖЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………
ГЛАВА 1. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ: ПОНЯТИЕ,
ВИДЫ И ПРИЧИНЫ…………………………………………
1.1 Сущность девиантного поведения и его причины………………….6
1.2 Формы и виды девиантного поведения…………………………….12
1.3 Факторы девиантного поведения…………………………………...20
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО
ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО
2.1 Опыт работы социального
поведения………………………………………………………
2.1 Программа профилактики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….51
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. Девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали.
Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопаталогии. Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении [3, с. 39].
Подростковый возраст представляет собой группу повышенного риска. Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции. Во-вторых, пограничность и неопределенность социального положения юношества. В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли [9, с.51].
Психологически
подростковый возраст исключительно
сложен и противоречив. Неслучайно
уже с XX века он привлекает пристальное
внимание исследователей. К настоящему
времени психологами получен
большой фактический материал о
психологических особенностях подростков.
Проведены исследования, посвященные
потребностям, идеалам, интересам подростков,
особенностям воли, нравственным представлениям,
мотивам деятельности подростков, многообразию
факторов, влияющих на их развитие. Но
наиболее актуальными являются исследования
характерологических
Одной из наиболее актуальных проблем сегодняшнего дня является социально-педагогическая профилактика и коррекция девиантного поведения, что обусловлено рядом факторов.
Нарушение или ослабление влияния социальных институтов, призванных заниматься воспитанием детей и подростков, прежде всего института семьи, привели, во-первых, к значительному увеличению числа семей так называемой «группы риска» и, во-вторых, количества социальных сирот и подростков девиантного поведения [5, с. 188].
В многочисленных психолого-педагогических исследованиях (Д.И.Аб-дуллаева, М.А. Алемаскин, А.С. Белкин, Е.В. Бондаревская, Ю.В.Гербеев, Ж.И. Забродин, Р.П. Ким, А.И. Кочетов, И.А. Литвинов, А.А.Лапшин, Е.М. Мастюкова, И.Б. Михайловская, И.А. Невский, А.И.Островский, Л.М. Семенюк, А.Е. Тарасов, М.Н. Фикул и др.) обоснована необходимость комплексного подхода к проблеме профилактики девиантного поведения. В то же время в предлагаемых рекомендациях содержание данного подхода оказывается существенно суженным: успех профилактики девиантного поведения подростков определяется в основном одним фактором - это воспитательный процесс и его компоненты (цели, задачи, формы, методы, средства). При этом не учитывается сложный диалектический характер взаимодействия социальных и медико-биологических факторов, без чего невозможно познание сущности девиантного поведения и причин его возникновения.
Несмотря на достаточно широкий круг исследований по проблеме девиантного поведения, теоретические аспекты организации социально-педагогической деятельности по профилактике и коррекции девиантного поведения подростков в микрорайоне школы и в семье, ее формы, методы и технологии недостаточно разработаны в социальной педагогике. В результате возникает противоречие между востребованностью в практике, peaлизацией конкретных форм, методов и технологий деятельности социального работника с подростками девиантного поведения и их семьями и недостаточной ее научной разработкой.
Любое социальное поведение человека всегда оценивается (как им самим, так и другими людьми), сравнивается с некоторыми «стандартами», принятыми в данном обществе или в данной группе, и если оно не соответствует нормам, такое поведение принято считать девиантным. Девиантное поведение представляет собой систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали [19, с. 4].
Таким образом, само понимание девиации носит очень широкий характер, что в свою очередь сказывается на изучении факторов, приводящих к отклоняющемуся поведению.
В детской и подростковой психологии заключение о девиантном поведении требует осторожности, ибо суждение о нем выносят взрослые, в силу различных причин так или иначе находящихся в оппозиции к детству и психосоциальным издержкам развития; критериями для суждения о девиантном поведении часто являются нормы и ожидания ближайшего окружения, от которого ребенок прямо зависим и в котором права ребенка не соблюдаются или попираются.
Актуальной остаётся проблема эффективной психологической коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков. В отечественной психологии под психокоррекцией понимается система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. При этом необходимо подчеркнуть, что исправляемые недостатки не являются столь тяжкими, чтобы признать их носителя психически больным человеком, и они не имеют также органической основы, относятся к тем качествам или свойствам, которые способны меняться [19, с. 44].
Целью данной работы является изучение особенностей социальной работы с подростками девиантного поведения.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить сущность и причины девиантного поведения.
2. Рассмотреть формы и виды девиантного поведения.
3.
Выявить особенности и факторы,
4.
Проанализировать опыт работы
социального педагога по
5.
Разработать программу
Объект исследования: подростки с девиантным поведением.
Предмет исследования: система профилактики девиантного поведения
Методы исследования: теоретический анализ специальной литературы, систематизация, обобщение, анализ, синтез, наблюдение, беседа, анкетирование, методы математической обработки данных.
База исследования: УО «ГОСШ № 3 г. Витебска».
Теоретическая значимость работы: обобщены данные о причинах, формах, видах девиантного поведения, а также факторах способствующих развитию девиантного поведения у подростков.
Практическая значимость работы: проанализирован опыт работы социального педагога школы по профилактике девиантного поведения, а также самостоятельно разработана программа профилактики аддиктивного поведения у подростков, которая может быть использована в воспитательной работе учреждения образования.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
ГЛАВА
1. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
ПОДРОСТКОВ: ПОНЯТИЕ,
ВИДЫ И ПРИЧИНЫ
1.1
Сущность девиантного
поведения и его причины
В
основе общества как системы лежит
исторически сложившаяся
В
процессе исторического развития в
социуме объективно возникают регуляторы
поведения социальных связей и отношений
между людьми, вследствие чего общество
существует и развивается как
определенная целостность. К числу
таких регуляторов можно
Как правило, члены общества принимают социальные нормы и в своей деятельности следуют им, что в немалой степени сохраняет его как систему. В обществе достаточно хорошо распространено неприятие и неисполнение социальных норм. Такое поведение индивидов или социальных групп определяется как ненормативное. Оно может носить позитивный характер, что способствует установлению в обществе более прогрессивных норм поведения, или иметь негативный характер, что ведет к разрушению прогрессирующих тенденций. Такое поведение принято называть отклоняющимся или девиантным. Существует несколько подходов, объясняющих природу такого явления, как девиантное поведение [43, с. 88].