Деловая игра в образовательном процессе среднего специального учебного заведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 22:16, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – разработать технологию организации и проведения деловой игры для студентов ССУЗа.
Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
* Рассмотреть особенности проектирования и проведения деловой игры в среднем специальном учебном заведении;
* Апробировать проект разработанной деловой игры на практике и проанализировать полученные результаты;
* Создать методическое пособие (может быть рекомендации?), включающее в себя рекомендации к разработке и проведению педагогической деловой игры и содержащее примеры сценариев деловых игр.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Место деловой игры в образовательном процессе среднего специального учебного заведения……………………………………………….

1.1. Роль нетрадиционных технологий в процессе обучения студентов ССУЗа…………………………………………………………………………..
1.2. Деловая игра в контексте личностно-ориентированных технологий…..
Глава 2. Формирование профессиональных навыков посредством деловой игры…………………………………………………………………………….
2.1. Технология разработки и проведения деловой игры…………………...
2.2. Проект деловой игры «Практическая конференция» для студентов среднего специального педагогического училища…………………………..
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 336.00 Кб (Скачать)

      Таким образом, использование такой формы  обучения студентов, как деловая  игра, на наш взгляд является целесообразным в процессе подготовки студентов  к будущей профессиональной деятельности. Однако многое зависит и от личности самого преподавателя, к которому в данном случае предъявляются более высокие требования, как к организатору образовательного процесса, так как своими задачами, содержанием и средствами ориентирована на личность педагога и его профессиональное развитие и саморазвитие. Вместе с тем, не следует считать ее идеальной, полностью и эффективно обеспечивающей повышение профессионального уровня студентов. Точнее было бы ее рассматривать как одну из форм в системе образовательного процесса, без которой уровень целостности, а, следовательно, и результативности этой системы в современных условиях резко снижается. 

      Представленный  к рассмотрению сценарий деловой  игры убеди нас в целесообразности применения деловой игры в процессе обучения студентов ССУЗа. Студенты были включены в контекст своей профессиональной деятельности, учились аргументировано отстаивать свою позицию, вести дискуссию, анализировать и оценивать педагогическую ситуацию, эффективно распределять время.

      Разработанный сценарий соответствует требованиям, предъявляемым к разработке и проведению деловой игры, и может быть успешно использован на практике. Методические рекомендации, предложенные в данном исследовании, также могут найти применение в работе педагогов ССУЗа для подготовки студентов факультета «Дошкольной педагогики и психологии».

      Считаем, что цель и задачи, поставленные в работе, были достигнуты.

      Практическая  значимость исследования заключается в том, что представленную автором разработку сценария деловой игры можно трансформировать для проведения деловых игр по различным темам, в том числе в рамках смежных тем одной дисциплины, а при желании со стороны педагога, в изучении других предметов педагогической направленности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бабанский Ю. О дидактических основах повышения эффективности обучения / Ю. Бабанский // Народное образование. – 1986. – № 11. –105-111 с.
  2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько.– М.: Педагогика, 1989. – 192 c.
  3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько.– М.: Ин-т проф. обр. РАО, 1995. – 336 с.
  4. Бондаревская Е.Н. Личностно ориентированное образование: опыт, разработки, парадигмы / Е.Н. Бондаревская. – Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1997. – 28 с.
  5. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / М.В. Буланова-Топоркова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 544 с.
  6. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход/ А.А. Вербицкий.  – М.: «Высшая школа», 1991. – 207 с.
  7. Виленский В.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие / [под ред. В.А. Сластенина]. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 192 c. 
  8. Высшее образование в России/ Аналитический доклад // Коллектив авторов под руководством проф. В. Л. Глазычева –   (http://www.glazychev.ru).
  9. Габрусевич С.А., Зорин Г.А. От деловой игры — к профессиональному творчеству: Учеб.-метод. пособие. / С.А. Габрусевич, Г.А. Зорин – Мн.: Университетское, 1989. – 125 с.
  10. Гинзбург Я.С., Коряк Н.М. Социально-психологическое сопровождение деловых игр / Я.С. Гинзбург, Н.М.  Коряк // Игровое моделирование: Методология и практика. – Новосибирск: Наука, 1987. – С. 61-77.
  11. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. / В.В.Гузеев – М.: Сентябрь, 1996. — C. 108-110.
  12. Деловая игра как форма квалификационных испытаний в процессе аттестации педагогических и руководящих работников: Научно-методические рекомендации / Сост. Плотникова Е.В., Полуяктова В.Г., Мамаева Л.Р. – Екатеринбург: ИРРО, 2003. – 30с.
  13. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года N 3266-1 – (http://www.educom.ru/ru/yurist/doc).
  14. Идиатулин В. С. Технологические подходы к обучению // В. С. Идиатулин – (http://www.eidos.ru).
  15. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. Пособие по спецкурсу для высших педагогических учебных заведений, институтов усовершенствования учителей, повышения квалификации работников образования / М.В. Кларин – М., Арена, 1994. – 222 с.
  16. Кларин М.В. Педагогическая технология / М.В. Кларин – М., 1989. –  92 с.
  17. Кларин М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании // Педагогика, 1996. – № 2. – С.14-21.
  18. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии – М.: Изд. «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.288 с.
  19. Макаренко А. С. – Пед. соч.: в 8-ми тт./ А.С. Макаренко –М.: Педагогика, 1983 г. – Т. 4 – 330с.
  20. Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении / С.А. Мухина, А.А. Соловьева // Серия «Среднее профессиональное образование». – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. – 384 с.
  21. Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. oбразования / Н.Н. Никитина, О.М. Железнякова, М.А. Петухов – М.: Мастерство, 2002. – 288 с.
  22. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / [под ред. П.И. Пидкасистого]. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 608 с.  
  23. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов / [ Под ред. В.А. Сластенина]. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 576 с.
  24. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение / В.Я. Платов – М.  , 1991. –156 с.
  25. Плигин  А. А. Образовательная технология и обучение педагогов основам ее проектирования //А. А. Плигин –  (http://www.pligin.ru).
  26. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.— 2-е изд., испр. и доп.— М.: Политиздат, 1990.— 494 с.
  27. Смолкин А.М. Методы активного обучения: Науч.-метод. пособие.— М.: Высшая школа, 1991.—176 с.
  28. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К.  Селевко. – М.: Народное образование,  1998. – 256 с.
  29. Сластенин В.А. Доминанта деятельности / В.А. Сластенин // НО –№ 9 – 1998. – с. 41-42.
  30. Талызина Н.Ф. Технология обучения и ее место в педагогическом процессе / Н.Ф. Талызина // Современная высшая школа. –  № 1. – 1977.
  31. Технологии профессионального образования: учебно-методическое пособие / Составитель: Дюжакова М.В. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2006. –  167 с.
  32. Типовое положегние об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) от 18 июля 2008 года, N 543 – (http://www.educom.ru/ru/yurist/doc).
  33. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология / Н.Е. Щуркова  – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 224 с.
  34. Юдин В.В. Педагогическая технология. Учебное пособие. Часть 1./ В.В. Юдин – Ярославль, ЯрГПУ, 1997. - 48 с.

Информация о работе Деловая игра в образовательном процессе среднего специального учебного заведения