Деловая игра в образовательном процессе среднего специального учебного заведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 22:16, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – разработать технологию организации и проведения деловой игры для студентов ССУЗа.
Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
* Рассмотреть особенности проектирования и проведения деловой игры в среднем специальном учебном заведении;
* Апробировать проект разработанной деловой игры на практике и проанализировать полученные результаты;
* Создать методическое пособие (может быть рекомендации?), включающее в себя рекомендации к разработке и проведению педагогической деловой игры и содержащее примеры сценариев деловых игр.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Место деловой игры в образовательном процессе среднего специального учебного заведения……………………………………………….

1.1. Роль нетрадиционных технологий в процессе обучения студентов ССУЗа…………………………………………………………………………..
1.2. Деловая игра в контексте личностно-ориентированных технологий…..
Глава 2. Формирование профессиональных навыков посредством деловой игры…………………………………………………………………………….
2.1. Технология разработки и проведения деловой игры…………………...
2.2. Проект деловой игры «Практическая конференция» для студентов среднего специального педагогического училища…………………………..
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 336.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 
 
 
 

деловая игра в образовательном  процессе

  среднего специального учебного заведения  
 
 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Место деловой игры в образовательном процессе среднего специального учебного заведения……………………………………………….  
 
1.1. Роль нетрадиционных технологий в процессе обучения студентов ССУЗа…………………………………………………………………………..  
1.2. Деловая игра в контексте личностно-ориентированных технологий…..  
Глава 2. Формирование профессиональных навыков посредством деловой игры…………………………………………………………………………….  
2.1. Технология разработки и проведения деловой игры…………………...  
2.2. Проект деловой игры «Практическая конференция» для студентов среднего специального педагогического училища…………………………..  
Заключение……………………………………………………………………..  
Список  литературы…………………………………………………………….  
Приложение…………………………………………………………………….  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ

    В настоящее время система образования  в России претерпевает значительные изменения в результате реформы, проводимой правительством РФ. Это должно позволить выйти на уровень требований единого европейского образовательного пространства, к чему обязывает как подписание Болонской конвенции, так и вступление России в ВТО.

    Главным вызовом перед системой образования в этих условиях становится ее способность осуществлять ключевые миссии, определенные в международном поле дискуссий с достаточной прозрачностью:

  • Научить знать, т.е. научить узнавать;
  • Научить основам общежития, т.е. освоить правила сосуществования и сотрудничества;
  • Научить действовать, т.е. научить осваивать умения;
  • Научить сознавать себя, т.е. научить выработке азов мировоззрения.

    Иными словами, в условиях современной модернизации образования выпускник профессионального учебного заведения (в том числе и педагогического ССУЗа) должен быть вполне подготовлен к своей будущей практической деятельности на должном уровне и осведомлен о путях ее предстоящего развития. Выполнение требований, предъявляемых к современному профессиональном образованию в области подготовки педагогов, реализуется «путем постепенного приближения требований образовательных стандартов нового поколения к контексту перспективной профессиональной педагогической деятельности» [6, с.75]. В этой связи особо важна оптимизация методов и форм организации обучения при подготовке будущих преподавателей, необходимых для формирования целого спектра базовых умений:

  • психолого-педагогических; коммуникативных; умений, связанных с самореализацией и развитием личности самого преподавателя;
  • умения оценивать и прогнозировать личностное развитие обучающихся, диагностировать уровень их обученности;
  • умения решать проблемные, творческие, внезапно возникающие задачи;
  • методологических умений, владения методикой выбора оптимальных средств обучения в конкретных условиях учебного процесса и многих других.

      Сохраняя  фактически без изменения содержание и методов обучения и подготовки, практически невозможно достичь иных целей, чем те, что обеспечивает сегодня средний уровень наших школ и вузов [8], а также системы среднего профессионального образования. В последние годы правительство сделало ряд существенных шагов, предложенных в рамках концепции модернизации российского образования. Их целью является повышение качества, расширение доступа и повышение экономической эффективности образования. Были разработаны и внедрены федеральные стандарты общего образования, новое поколение стандартов профессионального образования. Через разработку единых стандартов и подходов к оценке учащихся и образовательных учреждений министерство сделало попытку не допустить того, чтобы в результате децентрализации возросло неравенство в образовательных результатах. Подготовлена программа модернизации системы подготовки педагогических кадров, учитывающая многие стрессы, которым подвержены учителя и система образования в целом. Кроме того, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образование является позитивным шагом на пути к обеспечению более равного доступа к качественному образованию [8]. Вступление в силу образовательных стандартов третьего поколения требует от преподавателей высшего и среднего профессионального образования отхода от традиционной системы обучения, где основным компонентом являются знания и их получение, восприятие и воспроизведение со стороны обучаемого. В свете новых задач, стоящих перед высшим и средним профессиональным образованием, преподаватель находится в поиске эффективных средств более качественной подготовки будущего специалиста как активной и творческой личности, способной самостоятельно принимать решения, адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни. Эта задача должна решаться не столько изменением содержания образования, сколько использованием преподавателем в своей работе  технологий обучения, позволяющих в рамках существующих учебных планов (имеющегося количества аудиторных часов) достичь более эффективных результатов. «Личностная ориентация педагогического процесса, поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом индивидууме, построение личностно-ориентированной педагогической системы, являющиеся насущными требованиям к образованию сегодняшнего дня, невозможны без изменения образовательных технологий. Образовательная технология должна способствовать раскрытию субъектного опыта ученика: формированию личностно значимых для него способов учебной работы; овладению умениями самообразования. Педагогические технологии  в совокупности с изучаемыми информационными технологиями и современной информационной средой обеспечивают деятельностный подход к обучению, позволяющий быстрее и легче реализовать сверхзадачу — перевод обучающегося в режим саморазвития» [31, с. 3]. В настоящее время накоплен достаточный опыт в определении и применении технологий образования, позволяющих перевести студента на новый уровень образования – от получения, впитывания знаний к осознанию себя в профессии и овладению способами самостоятельного развития своих профессиональных способностей, то есть к саморазвитию личности.

    В качестве средств, реализующих такой подход в контексте личностно ориентированных технологий, все большее признание находят активные методы обучения, в частности деловые игры. Актуальной целью становится создание личностного потенциала человека, воспитание его способностей к адекватной деятельности в предстоящих предметных и социальных ситуациях, а содержанием – все  то, что обеспечивает достижение этой цели. Успешность достижения цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных форм.

      Актуальность  исследования деловой игры с точки  зрения оптимизации образовательного процесса в контексте личностно ориентированных технологий обусловлена потребностью общества в специалистах не только знающих свой предмет, но и умеющих работать на результат, способных к самостоятельной, сознательной и творческой деятельности. Несмотря на то, что в современной педагогической литературе накопился достаточно большой теоретический материал, описывающий деловую игру как метод или форму обучения учащихся, проработанные сценарии деловых игр, особенно педагогических, встречаются крайне редко.

     Формирование  профессионально-значимых качеств  личности студентов, развитие их самостоятельности, потребности в профессиональном самосовершенствовании требует постоянного улучшения методов и подходов к организации обучения. В этой связи использование в процессе обучения различных педагогических технологий не только оптимизирует весь учебный процесс, но и положительно влияет на развитие самостоятельности обучающихся. Следует отметить, однако, что речь идет не о полном замещении традиционных форм, методов и средств технологиями, а о разумном их сочетании и использовании их педагогом в своей работе, исходя из качества учебного материала, подготовленности студентов, а также личностных особенностей педагога.

      Таким образом, объектом исследования дипломного проекта является деловая игра в образовательном пространстве ССУЗа.

      Предмет исследования – технология организации деловой игры в образовательном процессе ССУЗа.

      Цель исследования – разработать технологию организации и проведения деловой игры для студентов ССУЗа. 

      Исходя  из цели были поставлены следующие задачи:

  • Рассмотреть особенности проектирования и проведения деловой игры в среднем специальном учебном заведении;
  • Апробировать проект разработанной деловой игры на практике и проанализировать полученные результаты;
  • Создать методическое пособие (может быть рекомендации?), включающее в себя рекомендации к разработке и проведению педагогической деловой игры  и содержащее примеры сценариев деловых игр.

      Методологической  основой работы выступили исследования в области образовательных технологий Селевко Г.К., Кларина М.В., Вербицкого А.А., Беспалько В.П., Булановой-Топоркова М.В., Щурковой Н.Е., Левитеса Д.Г. и др. [2, 3, 5, 15, 18].

      Основными теоретическими методами исследования являются анализ, синтез, индукция и  дедукция. Эмпирические методы, используемые при проведении исследования, - анкетирование, беседа, интервью, наблюдение ситуаций, опросники.

      По  структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. МЕСТО ДЕЛОВОЙ ИГРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ 

1.1. Роль нетрадиционных технологий в процессе обучения студентов ССУЗа.

     На  современном этапе в профессиональном образовании в РФ происходит постепенный переход от традиционного обучения студентов к инновационным, или нетрадиционным способам, методам и формам взаимодействия педагога и студентов. Этот процесс обусловлен несоответствием уровня знаний и умений выпускников требованиям современным социально-экономическим потребностям общества. Это касается и выпускников профильных педагогических средних специальных учебных заведений (далее  ССУЗов – прим. авт.).  В последнее время данные учебные заведения все чаще приобретают статус колледжа, что позволяет педагогам гармонично сочетать учебно-воспитательную работу с научно-исследовательской, давать более высокое по сравнению с  другими специальными средними учебными заведениями образование. По структуре учебного процесса, формам и методам преподавания колледж приближается к ВУЗу, в нем выше, чем в других ССУЗах, степень гуманизации и гуманитаризации учебно-воспитательного процесса, что позволяет студентам  после окончания обучения в колледже поступать на второй или третий курс ВУЗа. В педагогическом колледже создаются необходимые условия не только для повышения профессионально-педагогического уровня будущего специалиста, но и для реализации и самореализации его личности, индивидуального духовного роста, совершенствования его профессионального и педагогического мастерства.

     Формирование профессионально-значимых качеств личности студентов, развитие их самостоятельности, потребности в профессиональном самосовершенствовании, требует постоянного улучшения методов и подходов к организации обучения. В этой связи использование в процессе обучения различных педагогических технологий не только оптимизирует весь учебный процесс, но и положительно влияет на развитие самостоятельности обучающихся.

    Споры в дидактике о том, чему учить (образовательный стандарт) и как учить (методика обучения) не прекращаются до сих пор. Так, в области отбора содержания образования они имеют предметный характер – их структура хорошо очерчена – и сводятся в основном к приоритетности одних знаний перед другими (с точки зрения обязательности и принадлежности к культурной норме, а также логике, последовательности, связанности и легкости их усвоения). В области же организации познавательных средств – учения и обучения – дела обстоят гораздо сложнее. Традиционно педагогическая наука рассматривала методику обучения как второй компонент образования, в основном с точки зрения деятельности преподавателя, а не учащегося.

     Большая часть рекомендаций в различных методиках обучения касаются деятельности педагога (как учить?), а для учащегося (как учиться?). «…лишь разрабатывались общие алгоритмы осуществления деятельности: написание сочинения, решение задачи, подготовка реферата и т.д. В них описаны основные этапы деятельности, но не даны четкие ориентиры их реализации на уровне осуществления действий и операций» [25]. Учащийся, в том числе и студент ССУЗа, находясь в такой ситуации, вынужден сам подбирать и подстраивать имеющиеся в его арсенале индивидуальные познавательные средства под общие, часто расплывчатые указания. Таким образом, создается иллюзия управления учебной деятельностью со стороны педагога. Учащиеся своим учением управляют безотчетно, часто не догадываясь, какие именно действия, в каком порядке и кого качества необходимо осуществить. Технологический же подход к образовательному процессу призван обеспечить, как отмечал еще Ю. Бабанский, активное направление познавательной деятельности учеников, развитие у них умений и навыков учебного труда, самостоятельного пополнения, закрепления знаний, то есть научить «рационально учиться» [1, с. 107]. Речь идет об «оптимальном сочетании управления процессом обучения со стороны учителя и самоуправления, т. е. проявления познавательной активности и волевой регуляции своих действий самим учеником» [1, с. 109].

Информация о работе Деловая игра в образовательном процессе среднего специального учебного заведения