Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 22:16, дипломная работа
Цель исследования – разработать технологию организации и проведения деловой игры для студентов ССУЗа.
Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
* Рассмотреть особенности проектирования и проведения деловой игры в среднем специальном учебном заведении;
* Апробировать проект разработанной деловой игры на практике и проанализировать полученные результаты;
* Создать методическое пособие (может быть рекомендации?), включающее в себя рекомендации к разработке и проведению педагогической деловой игры и содержащее примеры сценариев деловых игр.
Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Место деловой игры в образовательном процессе среднего специального учебного заведения……………………………………………….
1.1. Роль нетрадиционных технологий в процессе обучения студентов ССУЗа…………………………………………………………………………..
1.2. Деловая игра в контексте личностно-ориентированных технологий…..
Глава 2. Формирование профессиональных навыков посредством деловой игры…………………………………………………………………………….
2.1. Технология разработки и проведения деловой игры…………………...
2.2. Проект деловой игры «Практическая конференция» для студентов среднего специального педагогического училища…………………………..
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………….
Помимо содержательной и процессуальной стороны образования студентов, можно выделить еще мотивационную (как активизировать деятельность учащихся?) и организационную (как структурировать деятельность преподавателя и учащихся?) стороны. Именно для этих целей и необходимо использование образовательных технологий. В документах ЮНЕСКО технология обучения (образовательная технология) рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия. Исходя из этого, одной из главных задач современного образования можно считать оптимизацию методов и форм обучения.
В педагогике область разработки образовательных технологий с точки зрения научного обоснования общественное признание как научной дисциплины «Педагогическая технология» получила сравнительно недавно, не более 20 лет назад. Однако это не значит, что педагогические образовательные технологии до этого времени не существовали вовсе. Следует учитывать тот колоссальный опыт, который мировая педагогика накопила за весь период своего развития в истории человечества. Для традиционного процесса обучения существовали и существуют традиционные технологии обучения, которыми преподаватель пользуется в учебном процессе, не употребляя самого термина. Известно, что многие педагоги в своих исследованиях выходили на технологический подход к образованию задолго до того, как это стало называться технологией обучения или образовательной педагогической технологией. К примеру, А.С. Макаренко [19], организуя с детьми производственный процесс в коммуне им. Ф.Э. Дзержинского, очень быстро понял необходимость переноса технологической определенности и точности в образовательный процесс. Он был противником стихийности процесса воспитания и выдвигал идею разработки «педагогической техники», воспитательный процесс рассматривал как особым образом организованное «педагогическое производство». Разрабатывая «советскую воспитательную технику», А.С. Макаренко на практике усовершенствовал «технику дисциплины», «технику разговора педагога с воспитанником», «технику самоуправления», «технику наказания». Продуманность действий, их последовательность были направлены на проектирование в человеке всего лучшего, формирование сильной, богатой натуры [19].
До 70-80 гг. прошлого столетия под понятием «технология» подразумевалась в большей степени «технологизация» учебного процесса, то есть насыщение его техническими средствами обучения. Этот подход существует и по сей день и носит соответствующее название – технологический. Как отмечает М.В. Кларин, идея создания воспроизводимых учебных процедур, «распространенная на весь учебный процесс, в крайнем своем выражении приводит к мысли о том, что он (процесс – прим. автора) может стать независимым от «живого» учителя» [15, с. 17]. В этом случае преподаватель выступает лишь как организатор и консультант по работе с уже составленными обучающими материалами. При этом можно представить и возможность замены преподавателя обучающей машиной. Технологический подход непосредственно не предусматривает возможности для творческого, эвристического подхода со стороны обучающихся. Он ставит своей целью конструирование учебного процесса, опираясь на заданные исходные установки, сосредотачивается на воспроизводимых учебных моментах [15].
С 1970-1980 гг. появляется новое понимание сущности «технологии», которое связано, прежде всего, с подходом к ней как к способу управления педагогическим процессом. И только в 1989 г. появляется первый самостоятельный труд по педагогическому проектированию известного педагога В.П. Беспалько [2, 3], положивший начало этой важной отрасли педагогики. По мнению автора, педагогическое проектирование состоит в том, чтобы создавать предположительные варианты предстоящей деятельности и прогнозировать ее результаты. Сложность проблемы заключалась в том, что педагогический процесс, в отличие от производственного, с трудом поддается технологизации, что породило множество подходов к толкованию педагогической технологии. Плигин А. А., к примеру, определяет «Педагогическую технологию» или, как он ее называет, «Образовательную технологию» как раздел современной дидактики, который рассматривает нормативно-процессуальную сторону передачи накопленных человечеством знаний в рамках организации образовательного процесса [25].
Термин «технология» происходит от двух греческих слов:
Среди исследователей в области педагогической психологии и педагогики в настоящее время наиболее активно разрабатывают область образовательной технологии В.П. Беспалько, Н.Ф. Талызина, М.В. Кларин, В.А. Сластенин, В.В. Гузеев и др. [ 2, 15, 29, 30, 11]. Современным общеобразовательным технологиям посвящена монография Г.К. Селевко [28].
Беспалько В.П. [2, 3], работы которого легли в основу теории педагогической образовательной технологии, утверждает, что в основе технологии лежит систематичное воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса. Отличием педагогических технологий от любых других, по его мнению, является то, что они способствуют более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации к нему у учащихся. Поскольку описание любого учебно-воспитательного процесса представляет собой описание некоторой педагогической системы, то педагогическая технология – это проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике. По В.П. Беспалько [3], педагогическая технология дает описание, проект процесса формирования личности студента. Она должна включать в свой состав диагностичные цели и содержание обучения, дидактические процессы и организационные формы обучения. Компонентами дидактического процесса в таком случае являются:
Опора только на занимательность, на интерес или наглядность не дает стойкой мотивации, для нее нужно создание мотивационных проблемных ситуаций или постановка специальных познавательных задач. Способ управления деятельностью обучающегося полностью зависит от цели. Технология должна сочетать деятельностный и личностно-ориентированный подходы – чтобы определенное содержание было усвоено, оно должно стать целью отдельных действий. А для этого требуется перевести учебный материал на язык задач, заданий, упражнений, добавить идеи общения, познания мира в контексте творения, конструирования, моделирования.
Один из ведущих авторов, работающих в этой области, Н.Е.Щуркова [33], дает описание ходов педагогического взаимодействия учителя и ученика в воспитательном процессе. Её «технологии» воспринимаются как опыт, тонкие ходы новатора. Однако их трудно, практически невозможно, повторить, переносить, так как они не формализованы в какой-то схеме, алгоритме. Это – описание нового стиля отношений, организации учебного процесса. Его хочется назвать искусством и не представляется возможным назвать технологией. Чтобы сделать возможным перенос опыта, шаги деятельности и в первую очередь, деятельности обучаемого должны быть прописаны не только конкретно-предметно, но и абстрагировано, в обобщенном виде, что отсутствует в отмеченной работе.
Учитывая полезность фиксации такого опыта, следует назвать набор различных приемов педагогического воздействия не технологией, а педагогической техникой. Известно определение педагогической техники как «формы организации поведения учителя в обстоятельствах школьного урока, представляющие собой комплекс профессиональных умений - в том числе актерских, связанных с умением управлять собой и умением взаимодействовать в процессе решения педагогических задач, искусством приема» [цит. по 34]. Юдин В.В. [34] в своем учебном пособии отмечает, что ничем, кроме моды, нельзя оправдать использование слова «технология» вместо известных терминов «педагогическая система» учебного заведения, региона, «система учебной работы педагога» и «методика» предмета. Термин «методика преподавания предмета» наиболее близок к технологии. Рассмотрев отдельно этот термин, можно проследить соотношение методики преподавания и технологии между собой. Первая больше направлена на создание общей теории обучения в рамках одной научной области (например, методика обучения русскому языку), а вторая – надпредметна (переносится в различные области знаний), призвана четко проектировать и моделировать деятельность преподавателя и обучающегося как субъектов деятельности (обучения – учения). Именно анализируя образовательную технологию, можно с уверенностью определить, какой тип взaимодействия в образовательном процессе реализуется. Из анализа методики это не всегда следует, так как методика довольно расплывчато описывает основы деятельности участников образовательного процесса.
Прежде всего, следует уточнить то, что в педагогике существует два значения слова «методика»:
Именно это значение близко связано с технологией. При этом технология обозначает суть действий, ведущих к формированию результата, методика характеризует внешнее оформление этих действий. Можно построить массу методик, учитывающих и индивидуальный стиль деятельности преподавателя, и контингент, и другие ситуативные условия, на основе одной технологии, являющейся инвариантом методик решения данной учебной задачи [Юдин]. Технология основана на закономерностях учебного процесса, как результате научного познания процесса образования человека. Методика опирается на эмпирический опыт, мастерство педагога, она ближе к его артистизму, искусству. Убрать? Оставить, хороший материал.
Наиболее емко, по мнению М.В. Булановой-Топорковой смысл термина «технология обучения» передает «следующее определение: технология обучения – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей» [5, с. 128]. Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными педагогическими задачами. Процесс разработки конкретной педагогической технологии можно назвать процессом педагогического проектирования. Технология – это каркас, методика – оболочка, форма деятельности педагога. Функция технологии в переносе опыта, в использовании его другими. Состав технологии – это не просто совокупность методов, используемых в методиках, это прописанность шагов деятельности, приводящих к нужному результату, что возможно при опоре на объективные устойчивые связи сторон педагогического процесса. Здесь нельзя не согласиться с В.А. Сластениным [29, с. 41-42], выдвигающим в качестве сущностного признака технологии законосообразность.
Педагогическая технология, как проект педагогической системы, должна обладать следующими чертами:
Представить процесс проектирования технологии можно в следующей схеме:
Рис. 1. Схема построения технологии учебного процесса.
Данная схема позволяет проследить направленность процесса обучения на достижение заведомо фиксированной, четко определенной цели и на этой основе коррекция учебного процесса, оперативная обратная связь. Проектирование технологии предполагает процесс управления, т.е. воздействия на педагогическую систему, организацию знаний. Для успешного его осуществления в педагогической науке разрабатываются модели, способствующие оптимальному управлению в педагогических системах.
В более обобщенном виде схема технологического построения учебного процесса представлена у Кларина М.В. [15, с. 19] и выглядит следующим образом:
Информация о работе Деловая игра в образовательном процессе среднего специального учебного заведения