Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 22:16, дипломная работа
Цель исследования – разработать технологию организации и проведения деловой игры для студентов ССУЗа.
Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
* Рассмотреть особенности проектирования и проведения деловой игры в среднем специальном учебном заведении;
* Апробировать проект разработанной деловой игры на практике и проанализировать полученные результаты;
* Создать методическое пособие (может быть рекомендации?), включающее в себя рекомендации к разработке и проведению педагогической деловой игры и содержащее примеры сценариев деловых игр.
Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Место деловой игры в образовательном процессе среднего специального учебного заведения……………………………………………….
1.1. Роль нетрадиционных технологий в процессе обучения студентов ССУЗа…………………………………………………………………………..
1.2. Деловая игра в контексте личностно-ориентированных технологий…..
Глава 2. Формирование профессиональных навыков посредством деловой игры…………………………………………………………………………….
2.1. Технология разработки и проведения деловой игры…………………...
2.2. Проект деловой игры «Практическая конференция» для студентов среднего специального педагогического училища…………………………..
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………….
Можно обратить внимание на то, что данный метод синтезирует в себе преимущества экспериментального, аналитического и экспертного методов. Деловые игры служат развитию и формированию личности, вырабатывают инициативу и самостоятельность в принятии решений. Их строение отражает логику практической деятельности, и поэтому они являются не только эффективным средством усвоения знаний и формирование умений, но и способом подготовки к профессиональному общению.
Подводя
итог сказанному, следует отметить,
что личностно-ориентированное
Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ
ПОСРЕДСТВОМ
ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
2.1. Технология разработки и проведения деловой игры
С психолого-педагогической точки зрения игра – важнейшая сфера «самости» человека: самоопределения, самопроверки, самоорганизации, самореализации и так далее [12, с. 6]. В большой степени это утверждение относится и к деловой игре, поскольку в ней скрыт огромный потенциал активизации познавательной деятельности участников:
В основе деловой игры лежит имитационная модель, реализуется данная модель благодаря действиям участников игры. Более подробно имитационная модель будет рассмотрена несколько позднее.
В педагогической литературе, посвященной данному вопросу, традиционно подчеркивается тот факт, что деловые или имитационные игры являются «серьезными» играми для взрослых, а не развлечением, не отдыхом и т.п. Деловые игры дают обучающий эффект благодаря присутствию почти во всех играх момента дискуссии, обсуждения и анализа участниками своих действий между собой и с координатором игры. Именно в этом моменте они действительно рефлексивно и исследовательски относятся к собственной деятельности и ее организации. Важно также отметить, что деловая игра — это и коллективный метод обучения. «В деловых играх решения вырабатываются коллективно, коллективное мнение формируется и при защите решений собственной группы, а также при критике решений других групп…» [24, с. 4].
Деловые игры в настоящее время используются для достижения комплексных задач: образовательных, коммуникативных, аттестационных и др. В настоящее время различают три сферы применения игрового метода:
Нас
интересуют, в первую очередь, учебная
и исследовательская сфера
Алгоритм подготовки проведения деловой игры определяется ее типом и особенностями имитируемой профессиональной деятельности. Для того чтобы разработать грамотный сценарий деловой игры, а затем осуществить его проведение, преподавателю необходимо знать структурные компоненты деловой игры. Признанным авторитетом в этой области считается Вербицкий А.А. [6]. Основой его разработки деловой игры является «создание имитационной и игровой моделей, которые должны органически накладываться друг на друга» [6., с. 143]. Также можно обратиться к Булановой-Топорковой М.В. [5], которая более широко раскрывает положения, предложенные Вербицким А.А.
В приведенной ниже структурной схеме учебной деловой игры представлены две стороны – две модели построения, для нее необходимые и значимые.
Имитационная модель - прототип модели, она задает предметный контекст деятельности специалиста в учебном процессе.
Игровая модель задает социальный контекст и представляет собой работу участников деловой игры с имитационной моделью.
Рис.
4. Структурная схема учебно-
Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности. Его можно назвать прототипом модели или объектом имитации, задавая предметный контекст профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе, требующий системного применения разнообразных умений и навыков, которыми должен овладеть учащийся за период, предшествующий игре. Она воплощается в таких структурных компонентах, как цели, предмет игры, графическая модель взаимодействия участников, система оценивания.
Игровая модель является фактически способом описания работы участников с имитационной моделью, что задает социальный контекст профессиональной деятельности специалистов. Состоит игровая модель из следующих компонентов: цели, комплекта ролей и функций игроков, сценария, правил игры.
При постановке целей необходимо различать учебные (педагогические) цели игры – их ставит перед собой руководитель игры – и цели действий её участников, которые ставятся ими, исходя из игровых ролей.
Педагогические цели
дидактические:
воспитательные:
Игровые цели включают:
Предмет игры – это предмет деятельности участников игры, в специфической форме замещающей предмет реальной профессиональной деятельности.
Сценарий – это базовый элемент игровой процедуры, в нем находят отражение принципы проблемности, двуплановости, совместной деятельности. Под сценарием деловой игры понимается описание в словесной или графической форме предметного содержания, выраженного в характере и последовательности действий игроков, а также преподавателей, ведущих игру. Графическая модель ролевого взаимодействия участников отражает количественный и качественный состав участников, их связи, взаимодействия, пространственное расположение игроков и оказывает большую помощь ведущему и участникам игры. В сценарии отображается общая последовательность игры, разбитая на основные этапы, операции и шаги, и представленная в виде блок-схемы.
Роли и функции игроков должны адекватно отражать "должностную картину" того фрагмента профессиональной деятельности, который моделируется в игре. Чем выше профессиональный уровень разработчика, тем удачней будет комплект ролей. Сложным моментом в разработке игры является четкое определение функций игроков. Их нужно составлять обобщенно и дополнять инструкциями, в которых в словесной форме, с помощью таблиц или в виде алгоритма перечислены права, обязанности и возможные действия игроков.
Правила игры – отражают характеристики реальных процессов и явлений, имеющих место в прототипах моделируемой действительности. При этом, в правилах игры должно найти отражение того, что как создаваемые в игре модели, так и сама игра являются упрощением действительности.
Кроме того, существует второй план игры - правила чисто игрового характера; если их не соблюдать, игра перестанет быть игрой, превратившись в занятие тренажерного типа.
Требования к правилам игры сводятся к следующим положениям:
В качестве основных правил игры можно привести соблюдение регламента, использование носителей информации, применение активных форм представлений информации, вопросы дискуссионного характера.
Система оценивания должна обеспечивать, с одной стороны, контроль качества принимаемых решений с позиций норм и требований профессиональной деятельности, а с другой - способствовать развертыванию игрового плана учебной деятельности. Система оценивания выполняет функции не только контроля, но и самоконтроля квазипрофессиональной деятельности, обеспечивает формирование игровой, познавательной и профессиональной мотивации участников деловой игры. Разбор игры преподавателем и рефлексия ее участников по поводу своих навыков на заключительном обсуждении несут основную обучающую и воспитательную нагрузку.
Заключительная часть игры – это не столько подведение итогов, сколько анализ причин, обусловивших фактические ее результаты.
Методическое обеспечение игры предполагает наличие следующих материалов: проспект и параметры игры, набор реальной и игровой документации. Степень детализации методических рекомендаций зависит от сложности объекта имитации, контингента и других причин.
Техническое обеспечение деловых игр присутствует в случае использования ЭВМ и ТСО. Речь идет о степени их использования в игровом процессе. Однако в сценарии должны быть четкие указания о применении ЭВМ и ТСО. Технические средства выбираются в зависимости от целей и содержания игры и выполняют только функции, без которых нельзя обойтись или которые выполняются вручную хуже и медленнее.
Некоторые теоретические аспекты разработки и проведения деловой игры представлены в учебно-методическом пособии «Технологии профессионального образования» Дюжаковой М.В. [31], в котором представлена модель разработки и проведения деловой игры следующим образом:
Информация о работе Деловая игра в образовательном процессе среднего специального учебного заведения