Деловая игра в образовательном процессе среднего специального учебного заведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 22:16, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – разработать технологию организации и проведения деловой игры для студентов ССУЗа.
Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
* Рассмотреть особенности проектирования и проведения деловой игры в среднем специальном учебном заведении;
* Апробировать проект разработанной деловой игры на практике и проанализировать полученные результаты;
* Создать методическое пособие (может быть рекомендации?), включающее в себя рекомендации к разработке и проведению педагогической деловой игры и содержащее примеры сценариев деловых игр.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Место деловой игры в образовательном процессе среднего специального учебного заведения……………………………………………….

1.1. Роль нетрадиционных технологий в процессе обучения студентов ССУЗа…………………………………………………………………………..
1.2. Деловая игра в контексте личностно-ориентированных технологий…..
Глава 2. Формирование профессиональных навыков посредством деловой игры…………………………………………………………………………….
2.1. Технология разработки и проведения деловой игры…………………...
2.2. Проект деловой игры «Практическая конференция» для студентов среднего специального педагогического училища…………………………..
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 336.00 Кб (Скачать)

      Можно обратить внимание на то, что данный метод синтезирует в себе преимущества экспериментального, аналитического и экспертного методов. Деловые игры служат развитию и формированию личности, вырабатывают инициативу и самостоятельность в принятии решений. Их строение отражает логику практической деятельности, и поэтому они являются не только эффективным средством усвоения знаний и формирование умений, но и способом подготовки к профессиональному общению.

    Подводя итог сказанному, следует отметить, что личностно-ориентированное образование  из декларации превратится в реальную практику обучения  для преподавателя и студента в том случае, если сам студент научится осознавать и управлять собственными средствами познания для преобразования мира и самого себя, приобретая высокий уровень самосознания и ответственности за осуществляемые изменения внутренней и внешней действительности. А преподаватель при этом сможет выбирать образовательную технологию и научиться проектировать ее в соответствии со сложившейся образовательной ситуацией. 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ

      ПОСРЕДСТВОМ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ 

      2.1. Технология разработки и проведения деловой игры

      С психолого-педагогической точки зрения игра – важнейшая сфера «самости» человека: самоопределения, самопроверки, самоорганизации, самореализации и так далее [12, с. 6]. В большой степени это утверждение относится и к деловой игре, поскольку в ней скрыт огромный потенциал активизации познавательной деятельности участников:

  • игры создают условия для совместной деятельности;
  • активизация достигается за счет приближения игровых условий к реальным;
  • игра способствует созданию целостного представления о проблеме и тем самым улучшает ее понимание;
  • в игре участники мобилизуют весь свой опыт, компетентности;
  • сам процесс игры предполагает творческую активность субъекта.

      В основе деловой игры лежит имитационная модель, реализуется данная модель благодаря действиям участников игры. Более подробно имитационная модель будет рассмотрена несколько позднее.

      В педагогической литературе, посвященной  данному вопросу, традиционно подчеркивается тот факт, что деловые или имитационные игры являются «серьезными» играми для взрослых, а не развлечением, не отдыхом и т.п. Деловые игры дают обучающий эффект благодаря присутствию почти во всех играх момента дискуссии, обсуждения и анализа участниками своих действий между собой и с координатором игры. Именно в этом моменте они действительно рефлексивно и исследовательски относятся к собственной деятельности и ее организации. Важно также отметить, что деловая игра — это и коллективный метод обучения. «В деловых играх решения вырабатываются коллективно, коллективное мнение формируется и при защите решений собственной группы, а также при критике решений других групп…» [24, с. 4].

     Деловые игры в настоящее время используются для достижения комплексных задач: образовательных, коммуникативных, аттестационных и др. В настоящее время различают три сферы применения игрового метода:

  • Учебная сфера: учебный метод применяется в учебной программе для обучения, повышения квалификации.
  • Исследовательская сфера: используется для моделирования будущей профессиональной деятельности с целью изучения принятия решений, оценки эффективности организационных структур и т.д.
  • Оперативно-практическая сфера: игровой метод используется для анализа элементов конкретных систем, для разработки различных элементов системы образования.

      Нас интересуют, в первую очередь, учебная  и исследовательская сфера применения деловой игры в образовательном  процессе ССУЗа. Выше отмечалось, что деловую игру рекомендуется использовать для обучения, диагностики индивидуальных особенностей их участников, организации процесса принятия решений, в исследовательских целях – на этапах закрепления усвоенного материала, а также в качестве промежуточного контроля. В силу того, что в процессе проведения деловой игры со стороны студентов происходит активное развитие и формирование личности, вырабатывается инициатива и самостоятельность принятия решений, а также чувство коллективизма и умения принять позицию другого человека, можно считать деловую игру достаточно важным компонентом образовательного процесса.

      Алгоритм  подготовки проведения деловой игры определяется ее типом и особенностями имитируемой профессиональной деятельности. Для того чтобы разработать грамотный сценарий деловой игры, а затем осуществить его проведение, преподавателю необходимо знать структурные компоненты деловой игры. Признанным авторитетом в этой области считается Вербицкий А.А. [6]. Основой его разработки деловой игры является «создание имитационной и игровой моделей, которые должны органически накладываться друг на друга» [6., с. 143]. Также можно обратиться к Булановой-Топорковой М.В. [5], которая более широко раскрывает положения, предложенные Вербицким А.А.

      В приведенной ниже структурной схеме  учебной деловой игры представлены две стороны – две модели построения, для нее необходимые и значимые.

        Имитационная модель - прототип модели, она задает предметный контекст деятельности специалиста в учебном процессе.

       Игровая модель задает социальный контекст и  представляет собой работу участников деловой игры с имитационной моделью.

           

       

                                             

       

       

       

       

       

              

       

       

       

                            

                                     

         
 

       Рис. 4. Структурная схема учебно-деловой  игры

       Имитационная  модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности. Его можно назвать прототипом модели или объектом имитации, задавая предметный контекст профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе, требующий системного применения разнообразных умений и навыков, которыми должен овладеть учащийся за период, предшествующий игре. Она воплощается в таких структурных компонентах, как цели, предмет игры, графическая модель взаимодействия участников, система оценивания.

       Игровая модель является фактически способом описания работы участников с имитационной моделью, что задает социальный контекст профессиональной деятельности специалистов. Состоит игровая модель из следующих компонентов: цели, комплекта ролей и функций игроков, сценария, правил игры.

       При постановке целей необходимо различать учебные (педагогические) цели игры – их ставит перед собой руководитель игры – и цели действий её участников, которые ставятся ими, исходя из игровых ролей.

       Педагогические  цели

       дидактические:

  • закрепление системы знаний в области конструирования деловой игры;
  • выработка системных умений по конструированию и методическому описанию игры;
  • обмен опытом создания деловой игры;
  • совершенствование навыков принятия коллективных решений;
  • развитие коммуникативных умений разного рода.

       воспитательные:

  • порождение творческого мышления;
  • выработка установки на практическое использование деловой игры:
  • воспитание индивидуального стиля поведения в процессе взаимодействия с людьми;
  • преодоление психологического барьера по отношению к формам и методам активного обучения.

       Игровые цели включают:

  • разработку вариантов проекта деловой игры;
  • демонстрация разработчикам приемов создания игрового контекста.

       Предмет игры – это предмет деятельности участников игры, в специфической форме замещающей предмет реальной профессиональной деятельности.

       Сценарий – это базовый элемент игровой процедуры, в нем находят отражение принципы проблемности, двуплановости, совместной деятельности. Под сценарием деловой игры понимается описание в словесной или графической форме предметного содержания, выраженного в характере и последовательности действий игроков, а также преподавателей, ведущих игру. Графическая модель ролевого взаимодействия участников отражает количественный и качественный состав участников, их связи, взаимодействия, пространственное расположение игроков и оказывает большую помощь ведущему и участникам игры. В сценарии отображается общая последовательность игры, разбитая на основные этапы, операции и шаги, и представленная в виде блок-схемы.

       Роли  и функции игроков должны адекватно отражать "должностную картину" того фрагмента профессиональной деятельности, который моделируется в игре. Чем выше профессиональный уровень разработчика, тем удачней будет комплект ролей. Сложным моментом в разработке игры является четкое определение функций игроков. Их нужно составлять обобщенно и дополнять инструкциями, в которых в словесной форме, с помощью таблиц или в виде алгоритма перечислены права, обязанности и возможные действия игроков.

       Правила игры – отражают характеристики реальных процессов и явлений, имеющих место в прототипах моделируемой действительности. При этом, в правилах игры должно найти отражение того, что как создаваемые в игре модели, так и сама игра являются упрощением действительности.

       Кроме того, существует второй план игры - правила чисто игрового характера; если их не соблюдать, игра перестанет быть игрой, превратившись в занятие тренажерного типа.

       Требования  к правилам игры сводятся к следующим  положениям:

  • правила содержат ограничения, касающиеся технологии игры, регламента игровых процедур или их элементов, ролей и функций преподавателей-ведущих, системы оценивания;
  • правил не должно быть слишком много, не более 5-10, они должны быть представлены аудитории на плакатах или с помощью технических средств;
  • характер правил должен обеспечивать воспроизведение реального и делового контекстов игры;
  • правила должны быть связаны с системой стимулирования и инструкциями игрокам.

       В качестве основных правил игры можно  привести соблюдение регламента, использование носителей информации, применение активных форм представлений информации, вопросы дискуссионного характера.

       Система оценивания должна обеспечивать, с одной стороны, контроль качества принимаемых решений с позиций норм и требований профессиональной деятельности, а с другой - способствовать развертыванию игрового плана учебной деятельности. Система оценивания выполняет функции не только контроля, но и самоконтроля квазипрофессиональной деятельности, обеспечивает формирование игровой, познавательной и профессиональной мотивации участников деловой игры. Разбор игры преподавателем и рефлексия ее участников по поводу своих навыков на заключительном обсуждении несут основную обучающую и воспитательную нагрузку.

       Заключительная  часть игры – это не столько  подведение итогов, сколько анализ причин, обусловивших фактические ее результаты.

       Методическое  обеспечение игры предполагает наличие следующих материалов: проспект и параметры игры, набор реальной и игровой документации. Степень детализации методических рекомендаций зависит от сложности объекта имитации, контингента и других причин.

       Техническое обеспечение деловых игр присутствует в случае использования ЭВМ и ТСО. Речь идет о степени их использования в игровом процессе. Однако в сценарии должны быть четкие указания о применении ЭВМ и ТСО. Технические средства выбираются в зависимости от целей и содержания игры и выполняют только функции, без которых нельзя обойтись или которые выполняются вручную хуже и медленнее.

      Некоторые теоретические аспекты   разработки и проведения деловой игры представлены в учебно-методическом пособии «Технологии профессионального образования» Дюжаковой М.В. [31], в котором представлена модель разработки и проведения деловой игры следующим образом:

Информация о работе Деловая игра в образовательном процессе среднего специального учебного заведения