Деловая игра в образовательном процессе среднего специального учебного заведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 22:16, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – разработать технологию организации и проведения деловой игры для студентов ССУЗа.
Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
* Рассмотреть особенности проектирования и проведения деловой игры в среднем специальном учебном заведении;
* Апробировать проект разработанной деловой игры на практике и проанализировать полученные результаты;
* Создать методическое пособие (может быть рекомендации?), включающее в себя рекомендации к разработке и проведению педагогической деловой игры и содержащее примеры сценариев деловых игр.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Место деловой игры в образовательном процессе среднего специального учебного заведения……………………………………………….

1.1. Роль нетрадиционных технологий в процессе обучения студентов ССУЗа…………………………………………………………………………..
1.2. Деловая игра в контексте личностно-ориентированных технологий…..
Глава 2. Формирование профессиональных навыков посредством деловой игры…………………………………………………………………………….
2.1. Технология разработки и проведения деловой игры…………………...
2.2. Проект деловой игры «Практическая конференция» для студентов среднего специального педагогического училища…………………………..
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 336.00 Кб (Скачать)

      Подготовка  деловой игры.

      Этап 1-й – диагностика  основных элементов деловой игры:

  1. Выбор темы и диагностика исходной ситуации;
  2. Определение целей и задач, прогнозирование ожидаемых 
    результатов (игровых и педагогических);
  3. Определение структуры деловой игры;
  4. Диагностика возможностей группы, игровых качеств будущих исполнителей ролевых функций;
  5. Диагностика объективных обстоятельств, влияющих на ход игры.

      Этап 2-й – подготовка сценария:

  1. Системный анализ исходной информации;
  2. Анализ существующих способов решения поставленных проблем;
  3. Выбор наиболее оптимальных способов, методики и ее творческая переработка применительно к данной деловой игре;
  4. Подготовка сценария.

      Проведение  деловой игры.

      Этап 1-й – ознакомление студентов с исходной информацией:

  1. Изложение преподавателем исходной информации, совместное определение задач игры и учебных задач;
  2. Распределение ролей.

      Этап 2-й – подготовка студентов к игре:

  1. Анализ исходной информации;
  2. Изучение специальной литературы;
  3. Подготовка к выполнению ролевых функций.

            Этап 3-й  – проведение игры:

  1. Выполнение участниками ролевых функций;
  2. Управление процедурой;
  3. Анализ результатов игры студентами;
  4. Подведение итогов игры преподавателем.

     В данном случае можно достаточно четко  проследить процесс проектирования образовательной технологии, представленный на рис. 1 в предыдущей главе нашей работы. Имитационная и игровая модель в данном случае представлены в качестве подготовки и проведения деловой игры. На наш взгляд, такое представление является наиболее удобным для осуществления процесса разработки деловой игры при условии последовательного исполнения всех этапов. Описание ключевых моментов соответствует предложенному выше.

      Большинство исследователей и разработчиков  деловых игр фиксируют следующий  ряд трудностей в использовании  и проектировании деловых игр:

  • отсутствие общепринятой (или хотя бы разделяемой большинством исследователей и практиков) концепции деловой игры;
  • некритическое заимствование технологий деловых игр при перенесении их в разные дисциплинарные практики;
  • методологические трудности в оценке эффективности разных видов деловых игр;
  • трудности воспроизведения и тиражирования деловых игр, из-за отсутствия их целостных описаний
  • опережение эмпирическими разработками деловых игр их теоретических описаний.

      Отдельно  можно выделить и социально-психологические  «сбои» в деловой игре. Многие из них вызваны двуплановым характером игры, когда реальный и условный планы начинают «конфликтовать». Доминирование реального плана над условным планом происходит, если:

  • «личностные отношения вне игры переносятся в игру…
  • конфликт, возникший в рамках игровых ролей, затрагивает отношения и вне игры…
  • кто-либо из участников игры «использует» игровые ситуации и взаимоотношения в группе для «решения» своих внутренних, глубоко личностных проблем…» [10 , с. 76].

      Проанализировав перечисленные выше трудности, позволили исследователям сформулировать следующие практические советы преподавателю как проектировщику и пользователю обучающих деловых игр:

    1. Деловые игры достаточно трудоемкая и ресурсо-затратная форма обучения, поэтому ее стоит использовать только в тех случаях, когда иными формами и методами обучения невозможно достичь поставленных образовательных целей. Это означает, что деловые игры имеет смысл использовать в тех случаях, когда важны:
      • «получение целостного опыта выполнения будущей профессиональной деятельности…;
      • систематизация… в целостную систему уже имеющихся у обучающихся наметок к умениям и навыкам… ;
      • получение опыта социальных отношений… ;
      • формирование профессионального творческого мышления…» [6, с. 158].
      • К разработке игры следует подходить системно и учитывать ее влияние на другие виды работы со студентами, а также реакцию других преподавателей, которая может быть неадекватной.
    2. «Внедрение в учебный процесс хотя бы одной игры… приводит к необходимости перестройки всей используемой преподавателем методики обучения…» [6, с. 158]. В деловой игре нельзя играть в то, о чем студенты не имеют представления, это ведет к профанации деловой игры. Это означает, что компетентностное участие обучающихся в игре требует заблаговременной их подготовки (например, следует предварительно учить дискуссии, методам анализа ситуации, методам разыгрывания ролей и т.п.)
    3. Структурные компоненты деловой игры должны сочетаться таким образом, чтобы она не стала ни тренажером, ни азартной игрой.
    4. Преподаватель наиболее активен на этапе разработки, подготовки игры и на этапе ее рефлексивной оценки. «Чем меньше вмешивается преподаватель в процесс игры, тем больше в ней признаков саморегуляции, тем выше обучающая ценность игры» [6, с. 159].
    5. Деловая игра требует изменения отношения к традиционному представлению о поведении студентов. Главным становится соблюдение правил игры. Дисциплинарные нарушения, с привычной точки зрения, (например, самовольный выход из аудитории) в деловой игре утрачивают таковой свой статус.
    6. Оптимальная продолжительность деловой учебной игры примерно 4 часа. Такое рамочное время позволяет компромиссно вписываться в существующую образовательную систему [6]. Их лучше проводить на последних часах последнего дня учебной недели, учитывая эмоциональный заряд.

   Таким образом, в условиях перехода к инновационным формам и методам взаимодействия в образовательном процессе возрастает роль педагога в создании условий, направленных на развитие самостоятельности, творческой активности, способности выявлять и реализовывать собственные возможности, регулировать и совершенствовать поведение личности. Использование такого нетрадиционного метода обучения, как деловая игра, позволяет активизировать учебный процесс, дает возможность студенту в процессе игры постепенно перейти от учебной деятельности к профессиональной. В результате ее проведения у игроков снижается эгоцентрические тенденции в поведении и мышлении, обостряется социальная чувствительность, уменьшается нормативный самоконтроль, формируется установка на восприятие новой информации, снижается порог принятия точки зрения другого, расширяются стереотипы, актуализируется творческий потенциал, повышается адекватность само- и взаимооценок. 

2.2. Проект деловой игры «Практическая конференция» для студентов среднего специального педагогического училища

      Изучив  литературу по вопросу разработки деловой  игры, мы обнаружили, что при всем многообразии теоретических исследований о деловой игре как нетрадиционной технологии обучения совершенно недостаточно практических разработок сценариев деловой игры, особенно в области дошкольной педагогики. Несколько больше разработано сценариев в экологическом образовании, сценарии для системы повышения квалификации учителей, в области управления и технических областях. Для работников в сфере дошкольного образования, а также для студентов ВУЗов и ССУЗов, осваивающих область «Дошкольной педагогики и психологии», разработки сценариев деловых игр не встретились ни в научно-методической литературе, ни в источниках интернет-порталов. Данная ситуация обусловила актуальность и новизну проведенной нами на основании изученной теории разработки деловой игры  для студентов ССУЗа факультета «Дошкольной педагогики и психологии» в рамках дисциплины «Теория и методика развития речи дошкольников».

      Следует отметить, что сценарий разрабатывался без учета диагностики и анализа исходной ситуации, возможностей игровых качеств будущих участников – исполнителей главных ролей и участников игровых групп, поскольку объективной возможности осуществить данный вид работы автору не представилось. Однако в ходе реального осуществления данного сценария деловой игры со стороны преподавателя эта часть подготовки должна осуществляться в полном объеме.

      Экспериментальная часть нашей работы заключалась  в разработке технологии деловой игры «Практическая конференция» таким образом, чтобы его можно было использовать в курсе «Теория и методика развития речи дошкольников» в рамках практически любого раздела, как то «Методика развития связной речи дошкольников», «Методика развития грамматического строя речи дошкольников» и других. Предложенную нами деловую игру целесообразно использовать на этапе закрепления знаний по разделу курса, а также в качестве своеобразной формы зачета по курсу при условии необходимой  трансформации – творческой переработки со стороны преподавателя. Разработка данного сценария включает в себя также протоколы для участников игры, а также протокол для преподавателя, если предполагается оценивание студентов в ходе игры. Для поощрения наиболее активных участников игры в разработку включен образец диплома для награждения. Полностью разработка представлена в Приложении № 1.

ДЕЛОВАЯ ИГРА

«Практическая конференция» 

 
Цель  игры: Выявить аргументированную позицию студентов по отношению к вопросу: «Идеальное занятие по развитию связной речи у дошкольников – существует ли оно?».

Задачи  игры:

  1. Обобщить и систематизировать знания студентов по теме «Развитие связной речи дошкольников»;
  2. Формировать умение свободно ориентироваться в теме, вести диалог;
  3. Предоставить возможность студентам применять имеющиеся знания в незапланированных ситуациях, требующих быстрого решения.

Материалы:

Видеоматериал фрагмента занятия «Составление рассказа по картине», проведенного в экспериментальном детском саду под руководством Ушаковой Оксаны Семеновны в подготовительной к школе группе, листы формата А4, ручки, таблички для участников, карточки с предложенными ролями, памятки для каждой группы участников. 

Участники:

Совет конференции – председатель, 2 методиста.

Участники 2 групп – защитники и критики.

Таймер – участник, который следит за временем. 

Организация. 

Перед началом занятия участники вытягивают карточки с предложенными ролями и рассаживаются на предложенные в соответствии с карточкой места, выбирают представителей команды для дальнейшей работы.

Время – 7 минут. 

Вступительное слово.

Преподаватель.

Уважаемые студенты. Я предлагаю вам стать участниками деловой игры под названием «Практическая конференция».

Цель  нашей игры такова – В процессе игры выявить вашу аргументированную позицию по отношению к вопросу: «Идеальное занятие по развитию связной речи у дошкольников – существует ли оно?».

Правила проведения игры таковы. Каждый из вас уже выбрал себе роль путем жеребьевки.

Задача  защитников – выявить все положительное в фрагменте занятия, предложенного к просмотру, аргументировано доказать свою правоту в  процессе дискуссии с критиками. При этом в процессе обсуждения фрагмента постараться ответить на вопрос: «Какие требования к занятию по развитию связной речи у дошкольников были выполнены в полном объеме?».

Задача  критиков – выявить все недочеты во фрагменте занятия, предложенного к просмотру, аргументировано доказать свою правоту в процессе дискуссии с защитниками. При этом в процессе обсуждения фрагмента постараться ответить на вопрос: «Какие требования к занятию по развитию связной речи у дошкольников были выполнены не в полном объеме?».

Задача  совета конференции – во время просмотра фрагмента выявить как положительные моменты, так и недочеты. Во время дискуссии направлять защитников и критиков к рассмотрению наиболее важных моментов, поощрять оппонентов к аргументированному высказыванию. В конце обсуждения сделать общий вывод, ответив на поставленный вопрос: «Идеальное занятие по развитию связной речи у дошкольников – существует ли оно?». При этом каждый участник совета конференции должен задавать направляющие вопросы.

Задача  таймера: Четко отслеживать время, отведенное на каждый этап игры, сообщать об этом участникам.  

Права и обязанности  участников игры:

Каждая  группа имеет право:

  • задавать вопросы,
  • отвечать на вопросы,
  • дополнять, выдвигать предложения.

Каждый  участник игры:

  • соблюдает регламент каждого этапа игры,
  • внимательно слушает выступления, не перебивает, в нужное время вступает в обсуждение,
  • не может оспаривать оценку аналитиков.

Информация о работе Деловая игра в образовательном процессе среднего специального учебного заведения