Деловая игра в образовательном процессе среднего специального учебного заведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 22:16, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – разработать технологию организации и проведения деловой игры для студентов ССУЗа.
Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
* Рассмотреть особенности проектирования и проведения деловой игры в среднем специальном учебном заведении;
* Апробировать проект разработанной деловой игры на практике и проанализировать полученные результаты;
* Создать методическое пособие (может быть рекомендации?), включающее в себя рекомендации к разработке и проведению педагогической деловой игры и содержащее примеры сценариев деловых игр.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Место деловой игры в образовательном процессе среднего специального учебного заведения……………………………………………….

1.1. Роль нетрадиционных технологий в процессе обучения студентов ССУЗа…………………………………………………………………………..
1.2. Деловая игра в контексте личностно-ориентированных технологий…..
Глава 2. Формирование профессиональных навыков посредством деловой игры…………………………………………………………………………….
2.1. Технология разработки и проведения деловой игры…………………...
2.2. Проект деловой игры «Практическая конференция» для студентов среднего специального педагогического училища…………………………..
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 336.00 Кб (Скачать)

Таймер:

  • следит за ходом игры, соблюдением регламента.
 

Следует помнить, что в  игре:

  • "Умей слушать и слышать!"
  • "Уважай мнение других!",
  • "Критикуя, предлагай!",
  • "Обсуждаются только идеи, ситуации и никогда люди"
 

В процессе подготовки к обсуждению можно пользоваться памятками, которые лежат на столе у каждой группы участников. Также, если возникают какие-либо вопросы, можно поднять руку и попросить помощи педагога.

Время 3 минуты. 

Ход игры:

Председатель  совета: Здравствуйте, уважаемые участники. Сегодня наша практическая конференция посвящена вопросу: «Идеальное занятие по развитию связной речи у дошкольников – существует ли оно?».

Прежде  чем начать обсуждение данного вопроса  предлагаю посмотреть фрагмент занятия  «Составление рассказа по картине», проведенного в экспериментальном детском саду под руководством Ушаковой Оксаны Семеновны в подготовительной к школе группе.

Во время  обсуждения предлагаем участникам аргументировано  доказать, какие положительные моменты или недочеты были в занятии с позиции защитников и критиков.

Время – 3 минуты. 

Просмотр  фрагмента занятия.

Время – 10 – 15  минут. 

Обсуждение  в группах.

Выбор аргументированных высказываний.

Время – 15  минут. 

Дискуссия.

Председатель  совета: Предлагаю начать нашу дискуссию. Провести ее можно следующим образом. Начинают защитники, критики пытаются опровергнуть высказывание защитников.

Время – 30 – 35  минут. 

Общий вывод:

Председатель  комиссии: Наша дискуссия подошла к концу. Итак, мы можем сделать следующий вывод:

  1. Фрагмент занятия по развитию связной речи на тему «Составление рассказа по картине», проведенного в экспериментальном детском саду под руководством Ушаковой Оксаны Семеновны в подготовительной к школе группе был проведен

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Мы пришли к выводу, что педагог должен обладать следующими знаниями и умениями, предполагающими качественное проведение занятия по развитию связной речи:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

    3.  Считаем, что цель нашей конференции  достигнута. Спасибо всем участникам. Особо хотелось бы отметить активную позицию следующих участников:

____________________________________________________________________________________________________________________________________ 

Время – 5  минут. 

Подведение  итогов  игры.

Педагог. Спасибо всем за участие. Я считаю, что цель игры была достигнута. Студенты вели себя активно, соблюдали правила игры, аргументировано отстаивали свою позицию, вели дискуссию корректно. Особенно хотелось бы отметить некоторых участников:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Время – 5 минут. 

Общее время – 80 – 88  минут.

       Данный  сценарий был апробирован на практике в педагогическом колледже № 5 г. Москвы в группе 3А заочного отделения  факультета «Дошкольная педагогика и психология» под руководством преподавателя курса «Теория и методика развития речи дошкольников» Прорешкиной О.И.

       С учетом данного опыта, а также  с учетом опыта проведения нескольких деловых игр в процессе собственного обучения в ВУЗе в рамках того же курса, оценивая положительные моменты и недочеты, автором работы предпринята попытка создания методических рекомендаций к разработке сценария и проведения деловой игры для студентов, осваивающих профессию в области  «Дошкольной педагогики и психологии». Данная разработка представлена в Приложении № 2.

        В заключение хочется отметить, что поскольку деловая игра характеризуется:

  • особым отношением к окружающему миру (каждый участник одновременно находится в реальном мире и мире воображения, что обеспечивает притягательную ценность игры в целом за счет игрового момента);
  • субъективной деятельностью участников (каждый участник игры имеет возможность проявить индивидуальные качества и зафиксировать свое «Я» не только в игровой ситуации, но и во всей системе межличностных отношений: личность – личность, личность – группа, личность – руководитель);
  • социально-значимым видом деятельности (участник вне зависимости от внутреннего склада и настроения «обязан» играть, он не может не принимать участия в игре, т.к. сами условия исключают пассивную позицию);
  • социально-педагогической «формой организации жизни» (в процессе игры отрабатываются определенные формы социального поведения, которые востребуются в дальнейшей самостоятельной деятельности);
  • особыми условиями процесса усвоения знаний (теоретические, методические и практические знания предлагаются участникам игры в ненавязчивой форме естественного делового общения, а не принудительного запоминания);

использование такой формы обучения студентов, на наш взгляд, является целесообразным в процессе их профессиональной подготовки. Однако многое зависит и от личности самого преподавателя, к которому в данном случае предъявляются более высокие требования, как к организатору образовательного процесса, так как своими задачами, содержанием и средствами ориентирована на личность педагога и его профессиональное развитие и саморазвитие. Вместе с тем, не следует считать ее идеальной, полностью и эффективно обеспечивающей повышение профессионального уровня студентов. Точнее было бы ее рассматривать как одну из форм в системе образовательного процесса, без которой уровень целостности, а следовательно, и результативности этой системы в современных условиях резко снижается.

      Практическую  значимость исследования можно видеть в возможности использовать предложенную технологию разработки и проведения деловой игры в качестве основы для написания сценариев деловых игр на любую другую тему. Представленная технология содержит основные этапы разработки деловой игры, «наполняя» которые педагог создает иной сценарий, соответствующий основным требованиям, предъявляемым к деловым играм.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    В условиях современной модернизации образования выпускник профессионального учебного заведения, в том числе и педагогического ССУЗа, должен быть подготовлен к своей будущей практической деятельности на должном уровне и осведомлен о путях ее предстоящего развития. Выполнение требований, предъявляемых к современному профессиональному образованию «в области подготовки педагогов, реализуется путем постепенного приближения требований образовательных стандартов нового поколения к контексту перспективной профессиональной педагогической деятельности» [6, с.75]. В этой связи особо важна оптимизация методов и форм организации обучения при подготовке будущих преподавателей, необходимых для формирования целого спектра базовых умений:

  • психолого-педагогических; коммуникативных; умений, связанных с самореализацией и развитием личности самого преподавателя;
  • умения оценивать и прогнозировать личностное развитие обучающихся, диагностировать уровень их обученности;
  • умения решать проблемные, творческие, внезапно возникающие задачи;
  • методологических умений, владения методикой выбора оптимальных средств обучения в конкретных условиях учебного процесса и многих других.

      Сохраняя  фактически без изменения содержание и методы обучения и подготовки, практически невозможно достичь иных целей, чем те, что обеспечивает сегодня средний уровень наших школ и вузов [8], а также системы среднего профессионального образования. В последние годы правительство сделало ряд существенных шагов, предложенных в рамках концепции модернизации российского образования. В свете новых задач, стоящих перед высшим и средним профессиональным образованием преподаватель находится в поиске эффективных средств более качественной подготовки будущего специалиста как активной и творческой личности, способной самостоятельно принимать решения, адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни. Эта задача должна решаться не столько изменением содержания образования, сколько использованием преподавателем в своей работе  технологий обучения, позволяющих в рамках существующих учебных планов (имеющегося количества аудиторных часов) достичь более эффективных результатов. «Личностная ориентация педагогического процесса, поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом индивидууме, построение личностно-ориентированной педагогической системы, являющиеся насущными требованиям к образованию сегодняшнего дня, невозможны без изменения образовательных технологий. Образовательная технология должна способствовать раскрытию субъектного опыта ученика: формированию личностно значимых для него способов учебной работы; овладению умениями самообразования. Педагогические технологии в совокупности с изучаемыми информационными технологиями и современной информационной средой обеспечивают деятельностный подход к обучению, позволяющий быстрее и легче реализовать сверхзадачу — перевод обучающегося в режим саморазвития» [31, с. 3]. В настоящее время накоплен достаточный опыт в определении и применении технологий образования, позволяющих перевести студента на новый уровень образования – от получения, впитывания знаний к осознанию себя в профессии и овладению способами самостоятельного развития своих профессиональных способностей, то есть к саморазвитию личности.

    В качестве средств, реализующих такой подход в контексте личностно ориентированных технологий, все большее признание находят активные методы обучения, в частности деловые игры. Актуальной целью становится создание личностного потенциала человека, воспитание его способностей к адекватной деятельности в предстоящих предметных и социальных ситуациях, а содержанием – все  то, что обеспечивает достижение этой цели. Успешность достижения цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных форм.

      Формирование  профессионально-значимых качеств личности студентов, развитие их самостоятельности, потребности в профессиональном самосовершенствовании, требует постоянного улучшения методов и подходов к организации обучения. В этой связи использование в процессе обучения различных педагогических технологий не только оптимизирует весь учебный процесс, но и положительно влияет на развитие самостоятельности обучающихся. В данном случае осуществляется переход от планируемого результата как целевого элемента учебного процесса, относящегося к определенному уровню освоения содержания, к соответствующей познавательной деятельности учащегося, а через нее к определению всех прочих сторон процесса. Тенденции развития современных образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности.

      Изучение  литературы по проблеме исследования позволило сделать вывод о  том, что использование образовательных технологий — это подход к описанию педагогического процесса, ставящий своей задачей рекомендовать ключевые особенности деятельности субъектов образовательного процесса, в первую очередь – учащегося, студента, с высокой степенью приводящих к запланированному образовательному результату. Это делает возможными научно обоснованные разработку и решение проблемы формирования у студентов наиболее общих принципов деятельности по самостоятельному нахождению знаний и выработке индивидуальных способностей достраивать целостную систему научных знаний. Учитывая нацеленность современной системы образования на гуманизацию и гуманитаризацию, приоритет должен быть за личностно ориентированной педагогикой, личностно ориентированными педагогическими технологиями. В последнее время ведущие позиции среди личностно ориентированных технологий занимают технологии ценностно-ориентирующие, в том числе и деловая игра, как нетрадиционная форма подачи учебного материала [6] или метод активного обучения [5]. В рамках концепции данной группы технологий имеет место направленность на развитие самосознания личности, ее ценностное самоопределение, и в конечном итоге, самоактуализацию.

      Анализ  научной и методической литературы позволил выделить следующие задачи, которые решает использование деловой игры в процессе обучения:

  • формирование у студентов (учащихся) целостного представления о профессиональной деятельности и ее динамике;
  • приобретение проблемно-профессионального и социального опыта, в том числе и принятия индивидуальных и коллективных решений;
  • развитие теоретического и практического мышления в профессиональной сфере;
  • формирование познавательной мотивации, обеспечение условий появления профессиональной мотивации.

Информация о работе Деловая игра в образовательном процессе среднего специального учебного заведения