Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 22:16, дипломная работа
Цель исследования – разработать технологию организации и проведения деловой игры для студентов ССУЗа.
Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
* Рассмотреть особенности проектирования и проведения деловой игры в среднем специальном учебном заведении;
* Апробировать проект разработанной деловой игры на практике и проанализировать полученные результаты;
* Создать методическое пособие (может быть рекомендации?), включающее в себя рекомендации к разработке и проведению педагогической деловой игры и содержащее примеры сценариев деловых игр.
Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Место деловой игры в образовательном процессе среднего специального учебного заведения……………………………………………….
1.1. Роль нетрадиционных технологий в процессе обучения студентов ССУЗа…………………………………………………………………………..
1.2. Деловая игра в контексте личностно-ориентированных технологий…..
Глава 2. Формирование профессиональных навыков посредством деловой игры…………………………………………………………………………….
2.1. Технология разработки и проведения деловой игры…………………...
2.2. Проект деловой игры «Практическая конференция» для студентов среднего специального педагогического училища…………………………..
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………….
Таймер:
Следует помнить, что в игре:
В процессе подготовки к обсуждению можно пользоваться памятками, которые лежат на столе у каждой группы участников. Также, если возникают какие-либо вопросы, можно поднять руку и попросить помощи педагога.
Время
3 минуты.
Ход игры:
Председатель совета: Здравствуйте, уважаемые участники. Сегодня наша практическая конференция посвящена вопросу: «Идеальное занятие по развитию связной речи у дошкольников – существует ли оно?».
Прежде чем начать обсуждение данного вопроса предлагаю посмотреть фрагмент занятия «Составление рассказа по картине», проведенного в экспериментальном детском саду под руководством Ушаковой Оксаны Семеновны в подготовительной к школе группе.
Во время обсуждения предлагаем участникам аргументировано доказать, какие положительные моменты или недочеты были в занятии с позиции защитников и критиков.
Время
– 3 минуты.
Просмотр фрагмента занятия.
Время
– 10 – 15 минут.
Обсуждение в группах.
Выбор
аргументированных
Время
– 15 минут.
Дискуссия.
Председатель совета: Предлагаю начать нашу дискуссию. Провести ее можно следующим образом. Начинают защитники, критики пытаются опровергнуть высказывание защитников.
Время
– 30 – 35 минут.
Общий вывод:
Председатель комиссии: Наша дискуссия подошла к концу. Итак, мы можем сделать следующий вывод:
______________________________
______________________________
3.
Считаем, что цель нашей
______________________________
Время
– 5 минут.
Подведение итогов игры.
Педагог. Спасибо всем за участие. Я считаю, что цель игры была достигнута. Студенты вели себя активно, соблюдали правила игры, аргументировано отстаивали свою позицию, вели дискуссию корректно. Особенно хотелось бы отметить некоторых участников:
______________________________
Время
– 5 минут.
Общее время – 80 – 88 минут.
Данный сценарий был апробирован на практике в педагогическом колледже № 5 г. Москвы в группе 3А заочного отделения факультета «Дошкольная педагогика и психология» под руководством преподавателя курса «Теория и методика развития речи дошкольников» Прорешкиной О.И.
С учетом данного опыта, а также с учетом опыта проведения нескольких деловых игр в процессе собственного обучения в ВУЗе в рамках того же курса, оценивая положительные моменты и недочеты, автором работы предпринята попытка создания методических рекомендаций к разработке сценария и проведения деловой игры для студентов, осваивающих профессию в области «Дошкольной педагогики и психологии». Данная разработка представлена в Приложении № 2.
В заключение хочется отметить, что поскольку деловая игра характеризуется:
использование такой формы обучения студентов, на наш взгляд, является целесообразным в процессе их профессиональной подготовки. Однако многое зависит и от личности самого преподавателя, к которому в данном случае предъявляются более высокие требования, как к организатору образовательного процесса, так как своими задачами, содержанием и средствами ориентирована на личность педагога и его профессиональное развитие и саморазвитие. Вместе с тем, не следует считать ее идеальной, полностью и эффективно обеспечивающей повышение профессионального уровня студентов. Точнее было бы ее рассматривать как одну из форм в системе образовательного процесса, без которой уровень целостности, а следовательно, и результативности этой системы в современных условиях резко снижается.
Практическую
значимость исследования можно видеть
в возможности использовать предложенную
технологию разработки и проведения деловой
игры в качестве основы для написания
сценариев деловых игр на любую другую
тему. Представленная технология содержит
основные этапы разработки деловой игры,
«наполняя» которые педагог создает иной
сценарий, соответствующий основным требованиям,
предъявляемым к деловым играм.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях современной модернизации образования выпускник профессионального учебного заведения, в том числе и педагогического ССУЗа, должен быть подготовлен к своей будущей практической деятельности на должном уровне и осведомлен о путях ее предстоящего развития. Выполнение требований, предъявляемых к современному профессиональному образованию «в области подготовки педагогов, реализуется путем постепенного приближения требований образовательных стандартов нового поколения к контексту перспективной профессиональной педагогической деятельности» [6, с.75]. В этой связи особо важна оптимизация методов и форм организации обучения при подготовке будущих преподавателей, необходимых для формирования целого спектра базовых умений:
Сохраняя фактически без изменения содержание и методы обучения и подготовки, практически невозможно достичь иных целей, чем те, что обеспечивает сегодня средний уровень наших школ и вузов [8], а также системы среднего профессионального образования. В последние годы правительство сделало ряд существенных шагов, предложенных в рамках концепции модернизации российского образования. В свете новых задач, стоящих перед высшим и средним профессиональным образованием преподаватель находится в поиске эффективных средств более качественной подготовки будущего специалиста как активной и творческой личности, способной самостоятельно принимать решения, адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни. Эта задача должна решаться не столько изменением содержания образования, сколько использованием преподавателем в своей работе технологий обучения, позволяющих в рамках существующих учебных планов (имеющегося количества аудиторных часов) достичь более эффективных результатов. «Личностная ориентация педагогического процесса, поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом индивидууме, построение личностно-ориентированной педагогической системы, являющиеся насущными требованиям к образованию сегодняшнего дня, невозможны без изменения образовательных технологий. Образовательная технология должна способствовать раскрытию субъектного опыта ученика: формированию личностно значимых для него способов учебной работы; овладению умениями самообразования. Педагогические технологии в совокупности с изучаемыми информационными технологиями и современной информационной средой обеспечивают деятельностный подход к обучению, позволяющий быстрее и легче реализовать сверхзадачу — перевод обучающегося в режим саморазвития» [31, с. 3]. В настоящее время накоплен достаточный опыт в определении и применении технологий образования, позволяющих перевести студента на новый уровень образования – от получения, впитывания знаний к осознанию себя в профессии и овладению способами самостоятельного развития своих профессиональных способностей, то есть к саморазвитию личности.
В качестве средств, реализующих такой подход в контексте личностно ориентированных технологий, все большее признание находят активные методы обучения, в частности деловые игры. Актуальной целью становится создание личностного потенциала человека, воспитание его способностей к адекватной деятельности в предстоящих предметных и социальных ситуациях, а содержанием – все то, что обеспечивает достижение этой цели. Успешность достижения цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных форм.
Формирование профессионально-значимых качеств личности студентов, развитие их самостоятельности, потребности в профессиональном самосовершенствовании, требует постоянного улучшения методов и подходов к организации обучения. В этой связи использование в процессе обучения различных педагогических технологий не только оптимизирует весь учебный процесс, но и положительно влияет на развитие самостоятельности обучающихся. В данном случае осуществляется переход от планируемого результата как целевого элемента учебного процесса, относящегося к определенному уровню освоения содержания, к соответствующей познавательной деятельности учащегося, а через нее к определению всех прочих сторон процесса. Тенденции развития современных образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности.
Изучение литературы по проблеме исследования позволило сделать вывод о том, что использование образовательных технологий — это подход к описанию педагогического процесса, ставящий своей задачей рекомендовать ключевые особенности деятельности субъектов образовательного процесса, в первую очередь – учащегося, студента, с высокой степенью приводящих к запланированному образовательному результату. Это делает возможными научно обоснованные разработку и решение проблемы формирования у студентов наиболее общих принципов деятельности по самостоятельному нахождению знаний и выработке индивидуальных способностей достраивать целостную систему научных знаний. Учитывая нацеленность современной системы образования на гуманизацию и гуманитаризацию, приоритет должен быть за личностно ориентированной педагогикой, личностно ориентированными педагогическими технологиями. В последнее время ведущие позиции среди личностно ориентированных технологий занимают технологии ценностно-ориентирующие, в том числе и деловая игра, как нетрадиционная форма подачи учебного материала [6] или метод активного обучения [5]. В рамках концепции данной группы технологий имеет место направленность на развитие самосознания личности, ее ценностное самоопределение, и в конечном итоге, самоактуализацию.
Анализ научной и методической литературы позволил выделить следующие задачи, которые решает использование деловой игры в процессе обучения:
Информация о работе Деловая игра в образовательном процессе среднего специального учебного заведения