Деловая игра в образовательном процессе среднего специального учебного заведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 22:16, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – разработать технологию организации и проведения деловой игры для студентов ССУЗа.
Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
* Рассмотреть особенности проектирования и проведения деловой игры в среднем специальном учебном заведении;
* Апробировать проект разработанной деловой игры на практике и проанализировать полученные результаты;
* Создать методическое пособие (может быть рекомендации?), включающее в себя рекомендации к разработке и проведению педагогической деловой игры и содержащее примеры сценариев деловых игр.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Место деловой игры в образовательном процессе среднего специального учебного заведения……………………………………………….

1.1. Роль нетрадиционных технологий в процессе обучения студентов ССУЗа…………………………………………………………………………..
1.2. Деловая игра в контексте личностно-ориентированных технологий…..
Глава 2. Формирование профессиональных навыков посредством деловой игры…………………………………………………………………………….
2.1. Технология разработки и проведения деловой игры…………………...
2.2. Проект деловой игры «Практическая конференция» для студентов среднего специального педагогического училища…………………………..
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 336.00 Кб (Скачать)

      

        

      Рис. 2. Схема технологического построения учебного процесса. 

      На  наш взгляд включение в данную схему расширенного понятия обучения выглядит целесообразным с точки зрения технологии образовательного процесса.

      Вместе  с тем, М. В. Кларин [16, 17] предложил различать «строгие» и «нестрогие» педагогические технологии. «Строгие» педагогические технологии содержат признаки диагностичности и воспроизводимости по отношению как к процессу, так и к результатам обучения. Они предполагают последовательное построение учебного процесса, направленное на достижение диагностично заданных учебных результатов. «Нестрогие» педагогические технологии воспроизводимы по учебному процессу, но не предполагают диагностичность описанных учебных результатов.

      В современной теории, посвященной  педагогической технологии, существуют разнообразные подходы к определению ее сущности.

     Процессуальный подход рассматривает педагогическую технологию как системный способ построения педагогического процесса в определенной последовательности действий, операций, обеспечивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого результата.

     Инструментальный  подход определяет педагогическую технологию как совокупность методов, приемов, средств обучения и воспитания.

     Системный подход определяет педагогическую технологию как целостный образовательный процесс в учебном учреждении: совокупность целей, содержания, средств и методов обучения и воспитания (педагогическая система).

     Личностный  подход рассматривает педагогическую технологию как компонент педагогического мастерства преподавателя: умение проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс как систему  педагогических действий.

    Исходя  из того, какой подход к определению  сущности технологии является основным, в педагогической практике существует множество определений технологии.

     Технология  – это совокупность приемов, применяемых  в каком-либо деле, в искусстве [22].

     Педагогическая  технология – прикладная педагогическая дисциплина, обеспечивающая реальное взаимодействие педагога с детьми как решающий фактор взаимодействия детей с окружающим миром посредством тонкого психологически оправданного «прикосновения к личности», искусством которого владеет педагог [33].

     Педагогическая  технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения [по 23].

     Педагогическая  технология – это системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методических средств, используемых для достижения педагогических целей [17].

     В.П. Беспалько [2, 3] определяет педагогическую технологию как систематичное воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса. Отличием педагогических технологий от любых других является то, что они способствуют более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации к нему у учащихся. Поскольку описание любого учебно-воспитательного процесса представляет собой описание некоторой педагогической системы, то педагогическая технология – это проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике.

     Сущность  педагогической технологии можно понять, если рассматривать ее во взаимосвязи с такими педагогическими разделами, как:

  • дидактика;
  • теория воспитания;
  • методика преподавания;
  • педагогическое мастерство;
  • педагогическая этика.

    В зависимости от того, какой подход используется автором в определении сущности технологии, классифицировать современные образовательные технологии можно по разным параметрам. Наиболее полная классификация представлена в работе Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии» [28].  В целом в зависимости от нацеленности на результат все многообразие педагогических технологий, можно разделить на 2 большие группы – предметно ориентированные и личностно ориентированные технологии.

    Предметно ориентированные технологии обеспечивают, прежде всего, освоение обучающимися системы знаний, умений, навыков по дисциплине, т. е. содержания данной дисциплины. К ним можно отнести традиционные способы обучения, при которых в центре учебного процесса находятся знания, умения и навыки учащихся, учебная дисциплина, а не то, как учащиеся овладевают теми или иными знаниями и умениями.

   Личностно ориентированные технологии призваны реализовывать гуманистические цели и принципы личностно-ориентированного обучения. [21, с. 170]. Главной целью этой группы технологий является развитие личностных структур и свойств, обеспечение самоопределения и саморазвития обучающегося в творческом процессе взаимодействия его с культурой. По мнению Е.В. Бондаревской, основными характеристиками данных технологий являются «диалогичность, деятельностный, творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития обучающегося, предоставление ему пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения» [4, с. 14]. Она отмечает, что  цель личностно-ориентированного образования и состоит в том, чтобы создать условия для проявления личностных функций (группа функций ответственности; группа функций рефлексии; группа функций самореализации - самостоятельности, свободы, творчества), или универсальных личностных способностей ребенка.

   Перевод студента в позицию субъекта своей учебной деятельности, в результате которой для него открываются личностные смыслы данной деятельности, возникает потребность в саморазвитии, является существенным отличием личностно ориентированных технологий от других. Личностно ориентированное образование, при котором наиболее полно находят применение личностно ориентированные технологии, является тем форматом образования на сегодняшний день, который позволит рассматривать образование как ресурс и механизм общественного развития.

    Личностно ориентированные технологии условно  можно разделить на несколько групп:

  • ценностно-ориентирующие;
  • адаптивные технологии;
  • технологии творческого развития.

      Ценностно-ориентирующие технологии направлены, прежде всего, на развитие самосознания личности, ее ценностное самоопределение – личностное, жизненное, нравственное, профессиональное и т.п. К этой группе технологий относится социально-психологический тренинг, дискуссия, деловые и ролевые игры.

      Целью группы адаптивных технологий является «приспособление» обучения к индивидуальным возможностям, потребностям и интересам обучающегося, создание психологически комфортных условий, обеспечивающих его самоутверждение и самореализацию в учебной деятельности: технологии индивидуализации и дифференциации обучения (технология разноуровневого обучения, технология модульного обучения и др.).

      Группа  технологий творческого развития личности  сориентированы на развитие личностного потенциала обучающихся, в том числе на развитие творческого мышления – технология учебного проектирования, технология обучения как исследования, технология творческих мастерских и др.

      Разделение  личностно ориентированных технологий на данные группы весьма условно, так как все они в определенной мере реализуют обозначенные выше цели личностно ориентированного обучения. В рамках концепции личностно ориентированной технологии обучения все большее развитие получают ценностно-ориентирующие технологии, которые, как отмечалось выше, направлены на развитие самосознания личности. В центре внимания педагога, реализующего технологию данной группы, стоит личность учащегося – ребенка-дошкольника, ученика школы, студента колледжа или ВУЗа. Личность, «стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционных технологиях здесь достижение личностью перечисленных выше качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания» [31, с. 74].

    Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что использование в процессе обучения образовательных технологий представляет собой переход от планируемого результата как целевого элемента учебного процесса, относящегося к определенному уровню освоения содержания, к соответствующей познавательной деятельности учащегося, а через нее к определению всех прочих сторон процесса. Тенденции развития современных образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности.

      Использование образовательных технологий — это  подход к описанию педагогического процесса, ставящий своей задачей рекомендовать ключевые особенности деятельности субъектов образовательного процесса, в первую очередь – учащегося, студента, с высокой степенью приводящих к запланированному образовательному результату. Это делает возможными научно обоснованные разработку и решение проблемы формирования у студентов наиболее общих принципов деятельности по самостоятельному нахождению знаний и выработке индивидуальных способностей достраивать целостную систему научных знаний. 

I.2. Деловая игра в  контексте личностно ориентированных технологий 

      Личностная  направленность образования сегодня  является одной из основных тенденций  развития средних специальных учебных заведений, что отражается в законе РФ «Об образовании» [13] и Типовом Положении о среднем профессиональном образовании [32], на первый план образования выступает создание условий для выявления и развития способностей студентов, развитие учебно-познавательной активности и творческой самостоятельности. В преддверии вступления в силу образовательных стандартов третьего поколения, нацеленных на гуманизацию и гуманитаризацию образования, речь идет о необходимости развития личности каждого ученика (в том числе и студента ССУЗа), следовательно, приоритет должен быть за личностно ориентированной педагогикой, личностно ориентированными педагогическими технологиями. В последнее время ведущие позиции среди личностно ориентированных технологий занимают технологии ценностно-ориентирующие, в том числе и деловая игра, как нетрадиционная форма подачи учебного материала [6] или метод активного обучения [5]. Как отмечалось выше, в рамках концепции данной группы технологий имеет место направленность на развитие самосознания личности, ее ценностное самоопределение, и в конечном итоге, самоактуализацию.

      В настоящее время наиболее широко деловые игры применяются при подготовке студентов ВУЗов, ССУЗов и в системе экономического образования школьников. Их преимущество перед традиционными методами обучения обнаруживаются в нескольких пунктах:

  • Цели игры в большей степени согласуются с практическими потребностями обучающихся. Данная форма организации учебного процесса снимает противоречие между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности, системным характером используемых знаний и их принадлежности разным дисциплинам;
  • Метод позволяет соединить широкий охват проблем и глубину их осмысливания;
  • Игровая форма соответствует логике деятельности, включает момент социального взаимодействия, готовит к профессиональному общению;
  • Игровой компонент способствует большей вовлеченности обучаемых;
  • Деловая игра насыщена обратной связью, причем более содержательной по сравнению с применяемой в традиционных методах;
  • В игре формируются установки профессиональной деятельности, легче преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка;
  • Традиционные методы предполагают доминирование интеллектуальной сферы, в игре проявляется вся личность;
  • Данным метод провоцирует включение рефлексивных процессов, предоставляет возможность интерпретации, осмысливания полученных результатов.

      Деловая игра своими истоками может считать  магические обряды древнего человека, ритуальные танцы охотников, которые  имели еще и обучающее значение, осуществляли учебные функции. Непосредственный предшественник деловой игры – военная игра, зародившаяся в XVII в. "Потешные полки" юного Петра I и их военные забавы – предтечи маневров, ставших деловыми учебными играми в армии. Первая деловая игра, названная организационно-производственным испытанием и направленная на решение производственных проблем, была разработана и проведена в 1932 г. в г. Ленинграде, Марией Мироновной Бирнштейн и называлась «Перестройка производства в связи с резким изменением производственной программы». Ее участниками стали студенты ВУЗов и руководители предприятий, играли в выходные дни на территории фабрики «Красный ткач». Свободные высказывания участников, множество вариантов решения проблем, наработанные в ходе деловых игр, сделали этот вид деятельности опасным и не совместимым с режимом тотальной регламентации, и их судьба с 1938 г. замерла на десятилетия. Возродилась деловая игра в 1955 г. в США с использованием ЭВМ. Американская ассоциация управления разработала игру «Имитация решений в высшем управленческом звене» и испытала ее на ежегодном семинаре в Саранак Лейк в 1957 г. Там впервые появился термин «деловая игра». Уже через 10 лет они применялись почти во всех школах бизнеса. Первые игры не отражали процесс принятия решения, основное внимание уделялось выбору из альтернатив. Сегодня деловые игры широко используются в учебном процессе за рубежом [11].

Информация о работе Деловая игра в образовательном процессе среднего специального учебного заведения