Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:15, курс лекций
Понятие «организация» относится к числу ведущих категорий теории организации.Организация может быть определена как: 1) искусственная (синоним – организованная) система, созданная человеком по определенному плану (проекту); 2) активный, относительно независимый элемент общественной системы, через который преломляются интересы индивида и общества.
Организация – это самая распространенная форма человеческой общности, первичная ячейка социума.
Цель деловой организации
базируется на коммерческой идее, поэтому
она определяется на основе анализа
рынка и соответствующих
Цель должна быть актуальной,
достижимой, реальной, понятной исполнителям,
соизмеримой с возможностями
и выполняемой в конкретные сроки.
При этом социальная ориентация цели
должна быть по двум точкам зрения: с
позиции запросов потребителя и
с позиции устойчивого развития
самой организации и
Для создания целеустремленной единой организации главная цель декомпозируется на цели-ориентиры в той последовательности, которая наилучшим образом способствует достижению главной цели.
После развернутой во времени последовательности целей-ориентиров определяют стратегическую концепцию организации и выбирают общую стратегию, которая значительно влияет на характер необходимой оргструктуры, так например:
- стратегия роста с
выходом на новые бурно
- стратегия обороны,
- стратегия анализа,
Следующий этап проектирования – создание организационной структуры, основой для ее разработки служит общая схема функционального взаимодействия предполагаемых подразделений (организационная модель). К принципиальным характеристикам оргструктуры можно отнести принятую систему целей-ориентиров, которые нужно решать, общую спецификацию функциональных и программно-целевых подсистем, обеспечивающих их реализацию, принятые принципы специализации подразделений, количество уровней управления, степень централизации и децентрализации, основные формы взаимоотношения с внешней средой, общие требования к экономическому механизму и формам обработки информации, при этом ориентируется на принцип минимума сложности.
На ее базе происходит разработка
состава основных подразделений
и связей между ними при этом руководствуется
принципами: диапазон контроля; охват
контролем; пределы автономности; сочетание
централизации и
Затем производят регламентацию оргструктуры: разработку количественных характеристик аппарата управления, регламентирующих положений о подразделениях, должностных инструкций и т.п. При этом ориентируется на принципы: единства распорядительства; сбалансироваемости обязанностей прав и ответственности.
Затем производят оценку эффективности
сформированной структуры организации
по степени соответствия достигаемых
результатов установленным
30. критерии Модели Р.Бускирка
Р. Бускирк, профессор маркетинга и директор программы для предпринимателей в университете Южной Каролины, раз- работал модель, которая помогает оценить достоинства пла- нируемого дела. В основу модели он положил 15 критериев для того, чтобы оценить риск начинания и понять, насколько задуманное дело приближается к «идеальному бизнесу». На- зовем эти критерии.
1. Нет нужды в капиталовложениях. Многие мечтают об
«идеальном бизнесе» который не требует никаких капитало- вложений. Но вряд ли дело можно организовать без денег. Так что реальнее всего свести все к минимальным затратам. Чем больше денег требует Ваш проект, тем он рискованнее.
2. Сложившиеся рынки. В идеале хорошо иметь сложив- шийся рынок сбыта товара. Самый простой способ оценить Ваш будущий рынок — это изучить конкурентов. Если конку- рент успешно продает аналогичный товар, то степень связанная с тем, что товар не будет пользоваться спросом, уменьшается.
3. Сложившаяся система сбыта. Необходимо оценить путь товара до рынка, ответив на ряд вопросов: «Как доставить то- вар к месту продажи?», «Каким способом?», «Какая часть ко- нечной прибыли идет на доставку товара потребителю?», «Кто будет покупателем?». Не стоит создавать собственную систе- му сбыта, если Вы хотите избежать излишнего риска.
4. Высокая потребность в товаре. Обнаружив, что сущест- вует рынок сбыта, следует выяснить, долго ли будет нужен товар покупателям, и захотят ли они его покупать в дальней- шем. Необходимо провести маркетинговые исследования и выяснить реальную потребность в товаре, что, безусловно, снизит степень риска.
5. Постоянное и надежное снабжение. Важно сосредото- чить внимание на проблеме регулярной поставки товара, осо- бенно если это связано с зарубежными поставками, поскольку в этом случае степень риска значительно возрастает.
6. Отсутствие государственного вмешательства. В идеале каждому предпринимателю хотелось бы обходиться без госу- дарственного регулирования. Поскольку это невозможно, то следует диверсифицировать свою деятельность и постараться в качестве страховочных вариантов иметь такие виды дея- тельности, на которые не накладываются ограничения со сто- роны государства.
7. Отсутствие необходимости в большом сотрудни-
ков. Чем больше людей у Вас в штате, тем больше проблем. В идеале следует использовать наемный труд по минимуму. Чем меньше людей на Вас работает, тем меньше риска.
8. Валовая прибыль. Начиная новое дело, не следует ори- ентироваться на сверхприбыли. Уплатив налоги, рассчитав- шись с поставщиком, оптовым посредником, розничными тор- говцами, оплатив маркетинг, можете считать себя удачливым если получите доход. У большинства
американских компаний доход составляет 6%.
9. Частота совершения торговых сделок. Необходимо сде- лать все необходимое, чтобы покупатели как можно чаще на- ведывались к Вам. Большая часть клиентов теряется из-за недостаточно высокого качеств услуг. Привлечение к себе вни- мания потребителя — главная задача предпринимателя.
10 Элементы новизны.
Любой предлагаемый
Кредит для покупателей. Вряд ли найдется такой пред- приниматель, который с восторгом относился бы к предостав- лению покупателям кредита. Ведь чем больше кредит, тем хлопотнее дело и тем больше риск. Но это вынужденная мера, к которой нередко приходится обращаться, чтобы реализовать свой товар.
12. Техническое устаревание или смена моды. Чтобы спра- виться с риском этого рода, надо быть очень умелым менед- жером, обладающим интуицией и четко отслеживающим все нововведения.
Обязательства. Самое лучшее, что можно сделать, это постараться ограничить Ваши обязательства и учесть их при планировании Ваших финансов. Но если Вы взяли на себя оп- ределенные обязательства перед клиентом или партнером, то их необходимо выполнить с полной ответственностью.
14. Конкуренция. идеале конкуренция привлекает вни- мание публики и убеждает ее в необходимости Вашего товара, помогая тем самым в реализации. Отсутствие конкуренции говорит о том, что рынок может и не сложиться. Лучше всего с целью снижения риска наладить деловые контакты с опреде- ленной категорией конкурентов и действовать сообща.
Безукоризненная этика — необходимое условие успеш- ного ведения дела.
31. основы методики
Проектирование
основе следующих методов:
1. Метод аналогий.
2. Экспертно-аналитический метод.
3. Структуризация целей.
4. Организационное моделирование.
1. Ме тод аналогий с ос тоит в применении организационных форм и ме-
ханизмов управления, которые оправдали с ебя в организациях с о сходными ор-
ганизационными характеристиками по отношению к проектируемой организа-
ции (целями, технологией, спецификой, размерами и т. д.). К методу аналогии
относится разработка типовых структур управления, а также определение гра-
ниц и условий их применения.
2. Экспертно-аналитический метод с ос тоит в обследовании и
аналитическом изучении организации с илами квалифицированных специа-
листов, с привлечением руководителей, что позволяет выявлять специфиче-
с кие особенности проблем и «узкие места» в работе аппарата управления. Дан-
ный метод является наиболее гибким и всеохватывающим, применяется в с оче-
тании с другими методами и имеет многообразные формы реализации.
Одной из форм реализации этого метода является «диагностический ана-
лиз», основанный на следующих принципах: построение организационной
структуры исходя из с ис темы целей; отделение с тратегичес ких и координаци-
онных функций от оперативного управления; сочетание функционального и
программно-целевого управления и др.
Особое место с реди экспертных методов занимает разработка графиче-
с ких и табличных описаний организационных структур и процессов управле-
ния, отражающих рекомендации по их наилучшей организации.
3. Ме тод структуризации целей предусматривает выработку с ис темы
целей и подцелей организации, включая их количественную и качественную
формулировку и последующий анализ организационных структур с позиций их
с оответс твия с ис теме целей. При использовании этого метода выполняются
следующие этапы:
– разработка с ис темы («дерева») целей, которая является
я структурной ос-
новой для увязки всех видов организационной деятельности, исходя из конеч-
ных рез ультатов;
– экспертный анализ предполагаемых
вариантов организационной
туры с точки зрения организационной обеспеченности достижения каждой из
целей;
– с ос тавление карт прав и ответс твеннос ти за достижение целей.
4. Ме тод организационного моделирования представляет с обой
разработку формализованных математических, графических, машинных и
других отображений (моделей) распределения полномочий и ответс твеннос ти97
в организации. Они являются базой для проведения анализа и оценки различ-
ных вариантов организационных структур во взаимосвязи их переменных
32. методы корректировки организационных систем
Метод аналогий заключается в применении организаци- онных форм и механизмов управления, которые оправдали се- бя в организациях со сходными характеристиками (целями, технологией, спецификой, размером и т.д.) по отношению к проектируемой организации. К методу аналогий относится
разработка типовых структур управления, а также определе- ние границ и условий их применения.
Экспертно-аналитический метод состоит в обследовании и аналитическом изучении организации силами квалифициро- ванных специалистов с привлечением руководителей, что по- зволяет выявить специфические особенности проблем и
«узкие места» в работе аппарата управления. Метод дает воз- можность выработать рациональные рекомендации по форми- рованию или перестройке управления, исходя из количествен- ных оценок эффективности организационной структуры, ра- циональных принципов управления, заключений экспертов, а также обобщения и анализа наиболее передовых тенденций в области организации управления. Данный метод является наиболее гибким и всеобъемлющим.
Метод структуризации целей
предусматривает выработку
Метод организационного моделирования состоит в раз- работке формализованных математических, графических и других отображений (моделей) распределения полномочий и ответственности в организации. Разработанные модели явля- ются базой для проведения вычислительного эксперимента с целью построения, анализа и оценки различных вариантов ор- ганизационных структур во взаимосвязи их переменных. Выбор метода решения той или иной организационной проблемы зависит от ее характера, а также от результатов со- ответствующего исследования. Должны приниматься во вни- мание качество и эффективность используемой методики, наличие необходимой информации, квалификация разработ- чиков системы, сроки выдачи рекомендаций, материальная и научно-техническая база и т.д.
33.организационная культура: параметры, типы, механизмы поддержания.
Организационная культура это система норм, правил и моральных ценностей, регламентирующая отношения между членамиорганизации.
Организационная культура неразрывно связана с организа- ционным поведением, в котором принято выделять: поведение руководителя; групповое поведение; индивидуальное поведе- ние (поведение личности). Основная цель организационного поведения заключается в том, чтобы помочь людям более продуктивно выполнять свои обязанности и получать от этого большее удовлетворение. Для реализации этой цели должны быть сформированы ценностные установки каждой личности в отдельности и всей организации в целом.
Организационная культура является элементом информа- ционной среды деловой организации. Так как сама организа- ция является частью общественной системы, ее деловая куль- тура является составной частью общественной культуры.