Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:15, курс лекций
Понятие «организация» относится к числу ведущих категорий теории организации.Организация может быть определена как: 1) искусственная (синоним – организованная) система, созданная человеком по определенному плану (проекту); 2) активный, относительно независимый элемент общественной системы, через который преломляются интересы индивида и общества.
Организация – это самая распространенная форма человеческой общности, первичная ячейка социума.
Внутренние факторы, влияющие на жизнедеятельность организации, делятся на факторы материального характера (наличие денежных средств, состояние материально-технической базы, технологии работы и т. п.); социально-психологические факторы (профессиональная и психологическая пригодность персонала к выполнению возложенных на них обязанностей, показатели общей психологической атмосферы в коллективе: отношение к руководству, конфликтность, способность работать в часто меняющихся или экстремальных условиях и т. д.); личность менеджера, его инициативность, профессионализм, общая культура, коммуникабельность, организаторские способности, стремление к использованию новаций в управленческой деятельности и т. д.
Факторы
внешней среды. К ним
– международные факторы, – экономические факторы, – рыночные факторы; – технологические факторы; – социальные факторы;
– политические факторы.
Международные факторы. К ним
относятся взаимоотношения
Политические факторы. Это государственный строй, законодательная и нормативная деятельность федерального правительства и органов местной власти, уровень правового регулирования экономической деятельности, состояние кредитной политики, протекционизм в таможенной политике
18. законы развития деловых организаций.
Организация является сложным объектом, в состав которого входят люди, оборудование, здания, информационная среда и т. п. Как и любой другой живой организм, организация имеет свое прошлое, существует в настоящем и планирует будущее.
Закон развития гласит: в процессе жизнедеятельности организации происходят необратимые и закономерные изменения, направленные на максимальное использование энергетического потенциала для достижения поставленной задачи, в результате чего происходит качественное изменение состояния организации. Для организации так же, как и для других многих явлений, применимо понятие жизненного цикла. Схематически его можно представить в виде основных этапов жизнедеятельности организации: создание, рост, стабильность, спад, ликвидация. Цель – это предвосхищение результатов, на достижение которых направлена деятельность организации. Цель деловой организации должна соответствовать запросам потребите-
лей, решать социально-значимые проблемы, стоящие перед обществом. Основой существования организации является коммерческая идея, т. е. предвидение того, каким путем она будет зарабатывать деньги, и какой будет получать доход. Прибыль должна рас сматриваться как один из критериев успеха, а не как самоцель. Основной целью организации должно быть эффективное и быстрое
развитие, которое решается за счет освоения и расширения рынка, внедрения новых технологий работы или выпуска новой продукции, решения актуальных социальных задач.
После установления цели необходимо определить, реализуема ли эта цель. Для этого проводятся следующие действия:
– анализ возможностей организации;
– анализ внешней среды;
– выявление набора подцелей путем прогнозирования;
– морфологический анализ;
– анализ исходной позиции.
Анализ возможностей организации. Проводится комплексный анализ энергетического потенциала организации, т. е. определение соответствия цели существующим возможностям организации и возможности дальнейшего развития. Анализ внешней среды. Проводится детальный анализ субъектов, объектов, факторов и явлений внешней среды, с вязь с государством, состояние рынка, запросов потребителя, поведения конкурентов, работа банков и инвестиционных компаний.
Выявление набора подцелей путем прогнозирования. Просмотр альтернативных целей, соответствующих выбранному направлению деятельности организации; просмотр сценариев возможного поведения организации в будущем с учетом возможных поведений во внешней среде. Морфологический анализ. Этот вид анализа обеспечивает предсказание действий организации в условиях изменения тенденций развития как самой организации, так и окружающей среды. Анализ исходной позиции. Предусматривает ответы на следующие вопросы:
– соответствует ли цель возможностям организации;
– верны ли выдвинутые коммерческие цели;
– как будет осуществляться борьба за выживание организации при неблагополучном развитии событий (оценка опасности).
Следующим этапом развития организации является выбор стратегии, которая определяет последовательность действий организации на всех этапах ее развития, начиная от создания и кончая ликвидацией. Стратегия – это составная часть искусства управления организацией, которая охватывает вопросы теории и практики развития организации. Иначе говоря, стратегия – это общий план ведения конкурентной борьбы. Существуют три основных этапа базовых стратегий развития:
– ограниченный рост (ОР);
– рост (Р);
– сокращение (С).
Ограниченный рост. Эта стратегия применяется в сложившихся отраслях с о стабильной технологией. Если результаты работы фирмы устраивают ее руководителей, то эта стратегия сохраняется продолжительное время как наименее рискованный путь. Рост. Эта стратегия применяется в динамически развивающихся отраслях с быстроменяющейся технологией или неосвоенным сектором рынка. Характерен прирост показателей развития предприятия. Сокращение. Эта стратегия выбирается, когда наблюдается устойчивая
тенденция к снижению показателей работы организации. Характерно установление целей ниже результатов, достигнутых в прошлом. Наиболее характерна тенденция использования организациями комбинированной стратегии, которая допускает использование различных стратегий в случае реализаций нескольких целей. В настоящее время, в условиях переходного периода экономического развития страны, при выборе стратегии развития организации необходимо учитывать дополнительные базовые стратегии развития организаций. В их число включаются следующие стратегии:
– минимизация издержек;
– сокращение рисков;
– накопление ресурсов;
– расширение рынков;
– выбор ассортимента;
– среда обитания;
– координация действий партнеров.
19. закон композиции и пропорциональности.
Закон утверждает, что в рамках достижения единой цели существует объективная тенденция организаций к созданию устойчивых объединений с соблюдением принципов соразмерности и пропорциональности. Что касается деловых организаций, то применительно к ним этот закон выражается в стремлении к работе с добросовестными и надежными партнерами. Для организаций производственного типа в качестве надежных партнеров должны выступать поставщики сырья, материалов, комплектующих изделий; организации, осуществляющие с быт продукции. При этом обязательно должен соблюдаться принцип пропорциональности или соотносительности всех составных элементов объединенной организационной системы. Организация представляет собой единый, целостный, развивающийся объект, для которого характерна тенденция к объединению. Указанная тенденция реализуется прежде всего в желании выбрать оптимальную структуру и создать благоприятную среду обитания. На этом фоне происходит активное формирование объединений. Примером могут служить объединения организаций по отраслевому и региональному признаку (банковские пулы, финансово-промышленные группы, холдинги, корпорации и др.). Основные цели, преследуемые организациями при создании объединений, следующие:
– минимизация издержек;
– получение дополнительной прибыли;
– снижение рисков;
– создание устойчивой среды обитания;
– совместное планирование и пропорциональное распределение работ;
– консолидация финансовых и материальных ресурсов;
– реализация общих проектов;
– освоение новых технологий.
Для России характерно наличие трех мощных факторов, необходимых для объединения организаций:
– общее состояние экономики страны;
– деятельность банков;
– внедрение новых рыночных технологий ведения бизнеса.
Объединения могут создаваться и на базе акционерного капитала, на основе кооперации действий, по типу ассоциаций и т. п., но при этом они должны иметь единую цель. Одна из основных функций объединения – создание структурных взаимосвязей и разработка общей системы управления с выработкой единых правил взаимодействия. Примером достаточно распространенного способа создания
объединений является объединение типа франчайзинга на базе крупных деловых организаций производственного типа. 40 Наиболее характерной схемой объединения является объединение, построенное на основе участия в управлении одновременно нескольких юридических лиц. Такой принцип управления называется дивизиональным. Центральным исполнительным органом объединения является Совет директоров, принимающий коллегиальные решения большинством голосов. Взаимоотношения между директорами регулируются с помощью договоров о сотрудничестве. Формы договоров утверждаются президентом или генеральным директором объединения. В финансовом плане сохраняется определенная независимость звеньев. Директора каждой отдельной фирмы самостоятельно распоряжаются ресурсами руководимых ими компаний. В России используются следующие виды объединений: финансовые компании, финансово-промышленные группы, холдинги, банковские пулы, кластеры. Кластер – среда, в которой функционируют организации разного профиля, обслуживающие один или несколько секторов рынка. Кластер образуется на базе организаций, обеспечивающих реализацию продукции.
20. закон информированности и упорядоченности
Этот закон означает, что любая социальная организация способна к выживанию только в том случае, если она обеспечена полной, достоверной и упорядоченной (структурированной) информацией.
В современном обществе уровень развития организации определяется не только обеспеченностью сырьем, материалами, оборудованием, финансами и т. д., но и состоянием информационного обеспечения или состоянием информационной среды, в которой живет эта организация. Полнота информации определяется возможностями доступа к ресурсам информационного пространства, в котором действует организация, а также состоянием внешних и внутренних коммуникационных связей. В современных условиях любой организации доступны очень большие объемы информации, что требует затрачивать на ее отбор и обработку большое количество времени и средств для поиска нужной информации. Достоверность информации – необходимое условие использования полученных данных в деятельности предприятия. Источники информации должны быть надежными и не вызывать сомнений. Упорядоченность информации – структурирование и распределение информации по степени важности для решения задач управления организацией. В современной перенасыщенной информационной среде доступны огромные объемы информации, но далеко не все можно использовать для деятельности организации. Из общего потока система управления воспринимает и отбирает только ту информацию, которая соответствует поставленным целям и может быть использована в процедурах управления. Поэтому в первую очередь вся доступная информация должна быть упорядочена по целевому признаку.
Не менее важен такой фактор, как объем информации, так как чем большей информацией располагает организация о внутренней и внешней среде, тем у нее больше шансов достичь устойчивого развития. Известно, что в бизнесе побеждает тот, кто владеет информацией, поэтому для деловой организации важна и ценность информации. Ценность информации определяется такими свойствами, как оперативность, достоверность и надежность. Оперативность – своевременность получения информации. Запаздывание получения информации отрицательно сказывается на работе организации. В сложных многоуровневых системах управления деловой организацией скорость прохождения информации настолько замедляется, что зачастую приходится принимать решения на основе уже давно устаревшей информации, что отрицательно влияет на деятельность организации. Надежность информации определяется степенью ее соответствия реальной ситуации, конкретным целям организации и методам управления. Достоверность получаемой информации целесообразно разделить на три информационные категории:
– информационные сообщения, получаемые из источника, о котором вы собираете информацию;
– информация, полученная из независимых источников;
– информация, полученная из неофициальных источников.
Информация, входящая в первую категорию, собирается из опубликованных материалов о деятельности интересующего предприятия: каталоги, проспекты, рекламные сообщения, статистическая отчетность, сведения о финансовой деятельности; высказывания сотрудников предприятия во время официальных мероприятий и личных контактах. Информацию, относящуюся ко второй категории, можно получить от организаций, которые сотрудничают с интересующим нас предприятием; в государственных контрольных органах (судебные, исполнительные и налоговые инспекции). Информация, относящаяся к третьей категории, получается из неофициального общения, называется слухами. Она считается ненадежной информацией, но тем не менее такой информацией не следует пренебрегать, поскольку она может быть использована для проверки информации, полученной из других источников, или для уточнения имеющейся в распоряжении официальной информации.
Для обеспечения недоступности закрытой информации для сторонних лиц вводится понятие «гриф информации». Гриф информации в современных условиях приобретает особое значение, поскольку с этим понятием с вязана информация о государственной или коммерческой тайне. В потоке информации, используемой деловой организацией, выделяются два направления:
– информационный обмен с окружающей средой;
– коммуникации внутри организации.
Информационный обмен с окружающей средой включает: