Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:15, курс лекций
Понятие «организация» относится к числу ведущих категорий теории организации.Организация может быть определена как: 1) искусственная (синоним – организованная) система, созданная человеком по определенному плану (проекту); 2) активный, относительно независимый элемент общественной системы, через который преломляются интересы индивида и общества.
Организация – это самая распространенная форма человеческой общности, первичная ячейка социума.
В теории управления объекты
и субъекты управления определяются
по их отношениям к управленческим
воздействиям. Субъект – это источник
управленческого воздействия, а
объект – приемник и исполнитель
всего или части
Схема взаимозависимости
функций
Субъект организаторской
деятельности выполняет в рамках
требуемых функций следующие
процедуры: «принимает решение», «утверждает»,
«организует выполнение». Объект организаторской
деятельности в рамках порученных функций
выполняет процедуры «
Таким образом, субъекты организаторской деятельности выполняют действия из набора функций, подфункций, процедур и операций. Например, принятие решения об активизации организаторской деятельности работников ДЭЗов по созданию кондоминиумов. Принятие решения – это процедура, активизация организационной деятельности – это подфункция, создание – это общая функция «организация», кондоминиумы – это продукция по конкретной функции «Управление производством».
Основные составляющие организаторской
деятельности субъекта управления
Понятия «субъект» и «объект» организаторской деятельности являются относительными, а не абсолютными. Так, начальник цеха завода является субъектом по отношению к рабочему, выполняющему его поручение, в то же самое время он – объект по отношению к генеральному директору завода. Субъект организаторской деятельности может быть одновременно и своим объектом, т. е. он может выполнять работу, данную самому себе. Даже рядовые работники могут быть коллективным субъектом организаторской деятельности в форме собрания акционеров, депутатов Государственной Думы и т.д. Таким образом, взаимоотношения субъектов и объектов организаторской деятельности можно представить в виде круга.
Циклическая схема взаимоотношения
субъекта и объекта организаторской
деятельности
Субъектами организаторской деятельности на уровне страны в Российской Федерации являются: Президент, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, Председатель Правительства, федеральные министры и т.д.
Осознание каждым человеком
своих прав и обязанностей как
субъекта и объекта отношений
гармонизирует его
Субъектами организаторской деятельности в компании могут быть отдельные лица (главный механик, начальник цеха и др.), коллективный орган компании (отдел по совершенствованию управления, отдел кадров и др.), внешний орган (пожарная служба города, МЧС и др.).
В зависимости от объекта организационного воздействия субъектами могут быть руководители государства, лидеры общественных объединений, руководители компаний или их подразделений, неформальные лидеры, организационные комитеты и др.
6.
6.1. Система управления
организацией: методология, процесс,
структура, техника и
Функционирование современных
организаций сталкивается с множеством
проблем, часть из которых типовые
и могут быть сравнительно просто
решены специалистами с помощью
обычных технологий разработки и
реализации решений. Для разрешения
нетиповых проблем требуются
специальные технологии-
Система управления (СУ) – совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное (целенаправленное) функционирование организации.
Для системы управления организаций необходимо:
Осуществление перечисленных мероприятий требует создания СУ, которая должна быть согласована с системой производства организации
Система управления организаций
СУ состоит из четырех подсистем: методологии, процесса, структуры и техники управления
Структура элементов
системы управления организацией
Методология управления включает цели и задачи, законы и принципы, функции, средства и методы, школы управления.
Процесс управления – часть управленческой деятельности, включающая формирование системы коммуникаций, разработку и реализацию управленческих решений, создание системы информационного обеспечения управления.
Структура управления – совокупность устойчивых связей объектов и субъектов управления организации, реализованных в конкретных организационных формах. Структура управления включает функциональные структуры, схемы организационных отношений, организационные структуры и систему обучения или повышения квалификации персонала.
Техника и технология управления включают компьютерную и организационную технику, офисную мебель, сети связи, систему документооборота.
Методология и процесс управления характеризуют управленческую деятельность как процесс, а структура и техника управления – как явление. Все элементы, входящие в СУ, также должны быть профессионально организованы для эффективной работы компании в целом.
Основными элементами,
составляющими систему
Цель – идеальный образ желаемого,
возможного, необходимого и исторически
приемлемого для компании.
Процесс управления – последовательность
этапов формирования и осуществления
воздействия для достижения цели.
Метод – способ
воздействия на человека и коллектив.
Выбирается исходя из приоритетов потребностей
и интересов человека или коллектива.
Коммуникации – процесс взаимодействия
или противодействия в системе «человек
– человек», «человек – компьютер» посредством
передачи информации.
Задача – конкретная
проблема, вытекающая из цели, требующая
разрешения.
Закон – необходимое
и устойчивое отношение между явлениями.
Бывают законы природы, общественного
развития и общественных институтов (государств).
Законы не имеют альтернатив.
Принцип – основное
положение какой-либо теории, учения, мировоззрения.
Принципы имеют альтернативы.
Организационные
отношения – различные виды воздействий
на человека, в том числе административные,
функциональные, патронажные.
Функция – порученная
человеку работа, услуга или обязанность.
Технология –
совокупность способов и процессов для
выполнения заданных функций.
Решение – результат
мыслительной деятельности человека,
приводящий к выводу или действиям.
Характеристики информационного
обеспечения – параметры объема, ценности,
достоверности, насыщенности и открытости
информации.
Функциональные структуры –
схемы взаимодействия функций, необходимых
для успешной деятельности компании.
Система документооборота –
принятый в организации порядок передвижения
входящих, исходящих и внутренних документов.
Организационная структура – схема взаимодействия
должностей, функций и подчиненностей.
Взаимосвязь элементов
системы управления
Цели компании разделяют на группу конкретных задач, которые объединяют по сфере деятельности: экономические, технические, социальные, экологические задачи и т. д.
Для решения задач формируют набор функций или операций, которые необходимо выполнить. Так, для решения экономических задач необходимо выполнение следующих функций: бухгалтерский учет, труд и заработная плата, маркетинг и др.
Для решения ряда различных
задач могут потребоваться
Выбранная схема процесса
определяет приоритет тех или
иных организационных отношений. Исходя
из функциональной схемы, процесса и
организационных отношений, определяют
состав персонала по численности
и квалификации. Этих данных достаточно,
чтобы построить
Зная перечень всех должностей,
выполняемых функций и
6.2. Самоорганизация и самоуправление
Деятельность любой
организации базируется на уставных
документах, законодательных и нормативных
актах, должностных инструкциях
для персонала, отделов, цехов и
т. д. Наряду со штатной управленческой
деятельностью в организации
происходят процессы, связанные с
появлением неформальных лидеров, с
несанкционированной
Самоорганизация – спонтанное возникновение процессов, направленных на устранение диспропорций (нарушения гармонии), введение новых элементов в организации или ликвидацию устаревших.
Самоуправление – автономное функционирование какой-либо социальной системы: коллективов, организаций, объединений и даже одного человека.
Самоорганизация и самоуправление
могут при определенных условиях
помогать штатным процессам или
мешать им. Самоорганизация и
В ряде случаев самоуправление
и самоорганизация более
Однако цивилизация в результате эволюции поставила самоорганизацию и самоуправление в подчинение формализованным иерархическим процессам на уровне государственного, муниципального и другого корпоративного управления (рис. 4.5).
Взаимосвязь формальной
и неформальной организации и самоорганизации
Самоорганизация и самоуправление
играют две важные роли:
– компенсируют неохваченные области
управления в случае недостаточно профессионального
управления;
– инициируют развитие искусственного
(формального) управления и организации.
7.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (ОРГАНИЗАЦИЯ) - это основная производительная единица макроэкономической системы, создаваемая субъектами хозяйствования для преобразования ресурсов, используемых в качестве производственных факторов, вобладающие более высокой ценностью промежуточные и конечные товары и услуги, предлагаемые на рынке.
Стремление предприятия к осознанному качественному развитию, организационная целостность, корпоративные ценности, творцом которых является профессиональный коллектив, и проявляющиеся в способности производить востребованный обществом экономический продукт на основе преобразований ресурсов, дают основание определить его как развивающуюся социально-экономическую систему.
Современная экономика включает
в себя множество различных
Любое решение, принимаемое руководством предприятия, должно быть основано на достоверной информации о состоянии дел, о текущих проблемах и возможностях. Таким образом, любая программа изменения должна начинаться с диагностирования, которое проводится для обеспечения точного расчета факторов. В основе диагностирования лежит необходимость знать, во-первых, состояние организации, во вторых, - эффекты или последствия вмешательств.