Теория организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:15, курс лекций

Описание работы

Понятие «организация» относится к числу ведущих категорий теории организации.Организация может быть определена как: 1) искусственная (синоним – организованная) система, созданная человеком по определенному плану (проекту); 2) активный, относительно независимый элемент общественной системы, через который преломляются интересы индивида и общества.
Организация – это самая распространенная форма человеческой общности, первичная ячейка социума.

Работа содержит 1 файл

ответы.docx

— 675.83 Кб (Скачать)

В теории управления объекты  и субъекты управления определяются по их отношениям к управленческим воздействиям. Субъект – это источник управленческого воздействия, а  объект – приемник и исполнитель  всего или части управленческого  воздействия, представленного в  виде набора функций или задач. Аналогично и в теории организации. Субъект  организаторской деятельности является источником воздействия на подчиненных  по функциям организаторской деятельности. Как известно, функция «Организация»  относится к общим функциям управления. Она входит в состав всех конкретных функций управления. Кроме того, при большой трудоемкости эта  функция может быть разделена  на ряд подфункций.

 
Схема взаимозависимости  функций

Субъект организаторской  деятельности выполняет в рамках требуемых функций следующие  процедуры: «принимает решение», «утверждает», «организует выполнение». Объект организаторской  деятельности в рамках порученных функций  выполняет процедуры «подготовка  решения» и «согласование решения» или все операции, относящиеся  к этим процедурам. К операциям  процедур относятся: получение задания  или его формулирование, проведение информационной работы, проведение совещания, сдача выполненной работы заказчику  или использовать ее в своей организации  и т.д.

Таким образом, субъекты организаторской  деятельности выполняют действия из набора функций, подфункций, процедур и операций. Например, принятие решения  об активизации организаторской  деятельности работников ДЭЗов по созданию кондоминиумов. Принятие решения – это процедура, активизация организационной деятельности – это подфункция, создание – это общая функция «организация», кондоминиумы – это продукция по конкретной функции «Управление производством».

 
Основные составляющие организаторской  деятельности субъекта управления

Понятия «субъект» и «объект» организаторской деятельности являются относительными, а не абсолютными. Так, начальник цеха завода является субъектом  по отношению к рабочему, выполняющему его поручение, в то же самое время  он – объект по отношению к генеральному директору завода. Субъект организаторской  деятельности может быть одновременно и своим объектом, т. е. он может  выполнять работу, данную самому себе. Даже рядовые работники могут  быть коллективным субъектом организаторской  деятельности в форме собрания акционеров, депутатов Государственной Думы и т.д. Таким образом, взаимоотношения  субъектов и объектов организаторской  деятельности можно представить  в виде круга.

 
 
Циклическая схема взаимоотношения  субъекта и объекта организаторской  деятельности

Субъектами организаторской  деятельности на уровне страны в Российской Федерации являются: Президент, члены  Совета Федерации и депутаты Государственной  Думы, Председатель Правительства, федеральные  министры и т.д.

Осознание каждым человеком  своих прав и обязанностей как  субъекта и объекта отношений  гармонизирует его деятельность.

Субъектами организаторской  деятельности в компании могут быть отдельные лица (главный механик, начальник цеха и др.), коллективный орган компании (отдел по совершенствованию  управления, отдел кадров и др.), внешний  орган (пожарная служба города, МЧС  и др.).

В зависимости от объекта  организационного воздействия субъектами могут быть руководители государства, лидеры общественных объединений, руководители компаний или их подразделений, неформальные лидеры, организационные комитеты и  др.

 

 

 

6.

6.1. Система управления  организацией: методология, процесс,  структура, техника и технология  управления

Функционирование современных  организаций сталкивается с множеством проблем, часть из которых типовые  и могут быть сравнительно просто решены специалистами с помощью  обычных технологий разработки и  реализации решений. Для разрешения нетиповых проблем требуются  специальные технологии-разработки решений, и, наконец, решение части  проблем может быть не по силам как руководителям, так и специалистам. Набор таких проблем характеризует организацию как один из самых сложных объектов для изучения и познания. Особый интерес представляет система управления организацией. Ее изучение и совершенствование – постоянная задача руководителя.

Система управления (СУ) – совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное (целенаправленное) функционирование организации.

Для системы управления организаций  необходимо:

  • разработать миссию организаций;
  • распределить функции производства и управления;
  • распределить задания между работниками;
  • установить порядок взаимодействия работников и последовательность выполняемых ими функций;
  • приобрести или модернизировать технологию производства;
  • наладить систему стимулирования, снабжение и сбыт;
  • организовать производство.

Осуществление перечисленных  мероприятий требует создания СУ, которая должна быть согласована  с системой производства организации

 
Система управления организаций

СУ состоит из четырех  подсистем: методологии, процесса, структуры  и техники управления

 
Структура элементов  системы управления организацией

Методология управления включает цели и задачи, законы и  принципы, функции, средства и методы, школы управления.

Процесс управления – часть управленческой деятельности, включающая формирование системы коммуникаций, разработку и реализацию управленческих решений, создание системы информационного обеспечения управления.

Структура управления – совокупность устойчивых связей объектов и субъектов управления организации, реализованных в конкретных организационных формах. Структура управления включает функциональные структуры, схемы организационных отношений, организационные структуры и систему обучения или повышения квалификации персонала.

Техника и технология управления включают компьютерную и организационную  технику, офисную мебель, сети связи, систему документооборота.

Методология и процесс  управления характеризуют управленческую деятельность как процесс, а структура  и техника управления – как  явление. Все элементы, входящие в  СУ, также должны быть профессионально  организованы для эффективной работы компании в целом.

Основными элементами, составляющими систему управления компанией, являются: цель, процесс  управления, метод, коммуникации, задача, закон, принцип, организационные отношения, функция, технология, решение, характеристики информационного обеспечения, система  документооборота, организационная  структура.

Цель – идеальный образ желаемого, возможного, необходимого и исторически приемлемого для компании. 
Процесс управления – последовательность этапов формирования и осуществления воздействия для достижения цели. 
Метод – способ воздействия на человека и коллектив. Выбирается исходя из приоритетов потребностей и интересов человека или коллектива. 
Коммуникации – процесс взаимодействия или противодействия в системе «человек – человек», «человек – компьютер» посредством передачи информации. 
Задача – конкретная проблема, вытекающая из цели, требующая разрешения. 
Закон – необходимое и устойчивое отношение между явлениями. Бывают законы природы, общественного развития и общественных институтов (государств). Законы не имеют альтернатив. 
Принцип – основное положение какой-либо теории, учения, мировоззрения. Принципы имеют альтернативы. 
Организационные отношения – различные виды воздействий на человека, в том числе административные, функциональные, патронажные. 
Функция – порученная человеку работа, услуга или обязанность. 
Технология – совокупность способов и процессов для выполнения заданных функций. 
Решение – результат мыслительной деятельности человека, приводящий к выводу или действиям. 
Характеристики информационного обеспечения – параметры объема, ценности, достоверности, насыщенности и открытости информации. 
Функциональные структуры – схемы взаимодействия функций, необходимых для успешной деятельности компании. 
Система документооборота – принятый в организации порядок передвижения входящих, исходящих и внутренних документов. 
Организационная структура – схема взаимодействия должностей, функций и подчиненностей.

 
Взаимосвязь элементов  системы управления

Цели компании разделяют  на группу конкретных задач, которые  объединяют по сфере деятельности: экономические, технические, социальные, экологические задачи и т. д.

Для решения задач формируют  набор функций или операций, которые  необходимо выполнить. Так, для решения  экономических задач необходимо выполнение следующих функций: бухгалтерский  учет, труд и заработная плата, маркетинг  и др.

Для решения ряда различных  задач могут потребоваться одинаковые функции. Поэтому весь набор функций  анализируется, группируется и затем  составляется функциональная структура  компании. В зависимости от условий  функционирования компании процесс  выполнения функций может быть циклическим  и разовым, непрерывным и дискретным, последовательным и параллельным.

Выбранная схема процесса определяет приоритет тех или  иных организационных отношений. Исходя из функциональной схемы, процесса и  организационных отношений, определяют состав персонала по численности  и квалификации. Этих данных достаточно, чтобы построить организационную  структуру управления (линейно-функциональную, иерархическую, матричную и др.).

Зная перечень всех должностей, выполняемых функций и подчиненность, можно рассчитать техническое оснащение  рабочего места персонала. После  этого в соответствии с делегированными  полномочиями работники могут разрабатывать, согласовывать, принимать, утверждать и реализовывать решения. Кроме  того, практически на все элементы распространяются законы и правила (принципы) профессиональной деятельности. С этого момента компания считается  приступившей к работе.

6.2. Самоорганизация и самоуправление

Деятельность любой  организации базируется на уставных документах, законодательных и нормативных  актах, должностных инструкциях  для персонала, отделов, цехов и  т. д. Наряду со штатной управленческой деятельностью в организации  происходят процессы, связанные с  появлением неформальных лидеров, с  несанкционированной организацией и управлением. Эти процессы называются самоорганизацией и самоуправлением.

Самоорганизация – спонтанное возникновение процессов, направленных на устранение диспропорций (нарушения гармонии), введение новых элементов в организации или ликвидацию устаревших.

Самоуправление – автономное функционирование какой-либо социальной системы: коллективов, организаций, объединений и даже одного человека.

Самоорганизация и самоуправление могут при определенных условиях помогать штатным процессам или  мешать им. Самоорганизация и самоуправление – это естественные процессы, свойственные живой и неживой материи.

В ряде случаев самоуправление и самоорганизация более эффективны, чем искусственные управление и организация. В некоторых случаях они инициируют развитие искусственного управления в организации или же функционируют совместно. Иногда трудно определить, что послужило источником профессионального управления: оно само или элементы самоуправления.

Однако цивилизация в  результате эволюции поставила самоорганизацию  и самоуправление в подчинение формализованным  иерархическим процессам на уровне государственного, муниципального и  другого корпоративного управления (рис. 4.5).

 
Взаимосвязь формальной и неформальной организации и самоорганизации

Самоорганизация и самоуправление играют две важные роли:  
– компенсируют неохваченные области управления в случае недостаточно профессионального управления; 
– инициируют развитие искусственного (формального) управления и организации.

 

 

 

7.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  СИСТЕМА (ОРГАНИЗАЦИЯ) - это основная производительная единица макроэкономической системы, создаваемая субъектами хозяйствования для преобразования ресурсов, используемых в качестве производственных факторов, вобладающие более высокой ценностью промежуточные и конечные товары и услуги, предлагаемые на рынке.

Стремление предприятия  к осознанному качественному  развитию, организационная целостность, корпоративные ценности, творцом  которых является профессиональный коллектив, и проявляющиеся в способности производить востребованный обществом экономический продукт на основе преобразований ресурсов, дают основание определить его как развивающуюся социально-экономическую систему.

Современная экономика включает в себя множество различных организационных, правовых, пространственных, целевых  и прочих форм организации предприятия. Независимо от этих параметров, управление всеми видами предприятий сводится к решению определенных общих задач. К таким моментам относятся: построение организационной структуры предприятия, обеспечивающей его функционирование, пере дачу информации, принятие решений и контроль за их выполнением; организация людей, мотивирование их деятельности; обеспечение внешних связей предприятия; контроль за рынком, контрагентами; принятие решений о необходимости изменений в организации системы в целом.

Любое решение, принимаемое  руководством предприятия, должно быть основано на достоверной информации о состоянии дел, о текущих  проблемах и возможностях. Таким образом, любая программа изменения должна начинаться с диагностирования, которое проводится для обеспечения точного расчета факторов. В основе диагностирования лежит необходимость знать, во-первых, состояние организации, во вторых, - эффекты или последствия вмешательств.

Информация о работе Теория организации