Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:15, курс лекций
Понятие «организация» относится к числу ведущих категорий теории организации.Организация может быть определена как: 1) искусственная (синоним – организованная) система, созданная человеком по определенному плану (проекту); 2) активный, относительно независимый элемент общественной системы, через который преломляются интересы индивида и общества.
Организация – это самая распространенная форма человеческой общности, первичная ячейка социума.
8.
Сущность процесса управления
Известно, что человек сам управляет собой, т.е. действиями, осуществляемыми единолично по собственным планам. В отличие от этого совместная деятельность многих людей требует всестороннего согласования и координации.
Эффективность кооперированной
работы зависит от того, насколько
качественно и всесторонне были
согласованы действия ее участников.
Этот факт общеизвестен и объективен.
Поэтому главным в
Что же такое управление, как наиболее полно и точно сформулировать это понятие? Рассмотренная выше сущность управления дает ключ к решению этой задачи. Однако многогранность этой специфической интеллектуальной работы не позволяет в краткой формулировке раскрыть его основные черты. Существует около 300 различных формулировок понятия «управление», в которых отражены только отдельные стороны, аспекты этой деятельности. Однако с позиции кибернетики как науки об общих законах управления, сделать это возможно. На рис. 2 представлен типовой, или универсальный контур управления, т.е. общая схема для объектов различной природы.
Рис. 2. Типовой контур управления
На ней показаны:
- «объект управления» - это то, на что направлено управляющее воздействие;
- «субъект управления»
- это тот, кто оказывает
- сплошная линия, соединяющая объект и субъект управления, - это взаимосвязь между ними, указывающая на подчиненность объекта субъекту управления;
- пунктирная линия, соединяющая
объект и субъект управления,
- это обратная связь,
Управление - это специальная интеллектуальная деятельность людей, осуществляемая для перевода «объекта-системы» из исходного (начального) состояния в желаемое (запланированное). При этом объект управления, так же, как и субъект управления, рассматривается в качестве системы, т.е. здесь используется основное положение системного подхода.
9.
Методология управления и ее компоненты
Методология управления, менеджмента — это логическая схема управленческой деятельности, предполагающая взаимосвязанное понимание целей, ориентиров, а также средств и способов их достижения. Это еще и умение видеть, распознавать, понимать, оценивать и учитывать зависимости, которые и раскрывают содержание проблем, и подсказывают пути их решения. Специалисты выделяют следующие компоненты, характеризующие содержание методологии управления: подходы, парадигмы, проблемы, приоритеты, ориентиры, критерии, альтернативы, процедуры выбора, средства и методы управления, а также ограничения. Последние могут входить в ассортимент средств управления, равно как и любой другой компонент методологии может частично входить в состав других: слишком жесткие границы здесь непродуктивны.
Подход — наиболее принципиальный компонент методологии, определяющий выбор и использование остальных ее компонентов. Среди подходов в управлении особо выделяется системный подход. Весьма популярны в управлении программно-целевой и проектный подходы. В современном менеджменте можно говорить о маркетинговом подходе, ориентированном на потребителя. Можно говорить о кибернетическом, информационном, гуманистическом подходах— в таком случае заметен акцент на преимущественном использовании отдельных наук, типов ресурсов и соответствующей методологии в целом. Многие исследователи ведут речь об интеграционном, сетевом подходах. Исповедуя тот или иной подход, можно говорить о науке управления и об управлении как искусстве; подход в таком случае обычно конкретизируется через те или иные принципы управления. Например, Ю.Д. Красовский предлагает в качестве наиболее перспективного так называемый поведенческий подход к пониманию менеджмента, утверждая, что в учебниках по менеджменту есть много полезного для менеджера, но нет главного - человека в менеджменте, а в образовательном стандарте «Организационное поведение» исследуется человек, но не представлено собственно управление.
Парадигма (от гр. paradeigma — пример, образец) — исходная концептуальная схема, система понятий, отражающая осмысление существенных черт действительности, модель постановки проблем и их решения, выбора соответствующих методов, господствующая в научном сообществе в течение определенного исторического периода и знаменующая собой определенный этап в развитии теории. Можно говорить об управленческом рационализме Ф. Тейлора, о функциональной дифференциации А. Файоля и М. Вебера и др. В современной парадигме управления, несмотря на разнообразие конкретных формулировок, предпочтение отдается человеческой личности с учетом процессов глобализации и с акцентом на управление знаниями, на сетевые, партнерские принципы взаимодействия. Проблема в управленческой деятельности — это главное противоречие цели и ситуации (условий существования и развития системы), разрешение которого определит изменениеситуации в направлении принятой цели. Приоритеты (от лат. prior — первый, старший), как правило, характеризуют в управлении акцент на те или иные сферы, с которыми могут быть соотнесены результаты управляемой деятельности — сферы экономики, социальной жизни.
Приоритеты могут означать последовательность решения проблем во времени, сосредоточение внимания и ресурсов на тех или иных объектах управления, благополучие и преобразование которых может быть наиболее существенным для функционирования и перспективного развития управляемой системы в целом, например, приоритет личности работника или вообще гражданина, приоритет общественных интересов или даже приоритет сохранения и увеличения аппарата управления. Ориентиры — в управлении определяются в тех или иных сферах (прежде всего приоритетных) как хорошо воспринимаемые (качественно определенные и количественно измеряемые) объекты, позволяющие определиться относительно цели деятельности, и могут быть квалифицированы по степени соотнесения с перспективой, т. е. прежде всего как стратегические или оперативные. Соответственно речь идет о стратегическом управлении, управлении функционированием или развитием, о решении текущих или перспективных задач.
Критерии (от гр. kriterion — средство для суждения) в методологии управления — это мерила оценки, наиболее существенные, как правило, комплексные показатели, позволяющие определить, классифицировать, оценить те или иные аспекты управленческой деятельности. Критерии характеризуют прежде всего то или иное качество управления. Критерии обычно тесно взаимосвязаны с подходами. Например, можно говорить об управлении по целям, результатам и т. п., причем достижение целей, результатов выступает критериями качества управления. Критерии оптимизации используются в русле так называемого оптимизационного подхода. Альтернативы (от лат. alter — одно из двух) представляют собой возможные (обычно взаимоисключающие, противопоставленные друг другу) варианты будущих ситуаций, роли, целей и Действий организации, механизмов и процедур управления. Управление может иметь статус авторитетной профессиональной Деятельности, только если перед управляющим существуют альтернативы, он видит их и профессионально осуществляет их выбор. Противоположность этому — управление по инструкциям, как строгое однозначное выполнение, трансляция «вниз» приказов вышестоящего начальства и т. п.
Процедуры выбора — это методики и технологии оценки альтернатив. Методология подсказывает (в том числе на базе применяемых подходов, критериев и т. п.), какие именно процедуры целесообразно задействовать. Здесь могут использоваться как логические, математические, так и интуитивные процедуры, привлекаться внутриорганизационные или внешние, в том числе независимые эксперты. Выделяются балльная процедура, ранжирование и др. В русле маркетингового подхода используются процедуры СВОТ-анализа, реализуются технологии позиционирования товара или фирмы и др. Средства управления — это его инструменты, рычаги. В любом случае это так или иначе оформленные, конкретизированные (условно говоря, материализованные) аспекты, компоненты функций управления, предполагающие использование конкретных методов управления. Понятие методов управления Понятие «метод» происходит от греческого слова methodos и буквально означает «путь исследования», способ достижения какой-либо цели, решения задачи, совокупность приемов или операций теоретического или практического познания и освоения действительности. Методы управления входят составной частью в методологию, а более конкретно — в механизм управления. Механизм — это совокупность средств и методов управления, это сцепление, определяющее возможность целенаправленного движения системы. Если средства управления, его рычаги, инструменты представляют собой все то, с помощью чего можно управлять (в том числе ориентиры, предполагаемые последствия, критерии выбора и оценки, ограничения, требования), то методы — это способы приведения в действие, использования средств управления (а с ними и всего механизма управления).
Методы управления — это способы реализации функций менеджмента. Одновременно они устанавливают ответственность, санкции за невыполнение или недостаточно результативное, неэффективное выполнение функций и обязанностей. Методы управления выбираются и используются в зависимости от сочетания (приоритетов) функций управления и от сочетания (выбора) его средств (инструментов). Многое зависит от масштаба управления, его целей, окружающей социально-экономической среды, качества персонала и реального наличия тех или иных средств (инструментов) управления. Классификация методов управления Методы классифицируются по различным признакам (критериям): по масштабам применения — общие, относимые ко всей системе, и особенные, обращенные к отдельным составным частям этой системы или, наоборот, к внешней среде и ее субъектам, включая потребителей, посредников, конкурентов и др.; по отраслям и сферам применения — в государственном управлении, бизнесе, торговле, промышленности, экологии и др.; по роли на различных этапах жизнедеятельностиорганизации — методы исследования организаций, формирующие, упорядочивающие, стабилизирующие, развивающие, вплоть до методов ликвидации, банкротства; по степени опосредованности воздействия — прямые и косвенные; по уровню обобщения управленческих знаний — методы теории и практики управления; по управленческим функциям, которые эти методы позволяют осуществлять: методы анализа, планирования, мотивации, контроля и т. п.; по конкретным объектам управления и характеру ситуации, проблеме, которую необходимо решить, и др. В отношении последнего из упомянутых критериев разнообразие методов особенно велико. Существуют методы инновационного менеджмента, риск-менеджмента, антикризисного, финансового менеджмента, управления производством, сбытом (включая логистику), коммуникациями, качеством, занятостью, персоналом, знаниями, проектами, малыми и крупными предприятиями, а также методы управления бизнес-процессами, методы управления взаимодействием бизнес-структур между собой и с клиентами и другие.
Традиционная общепризнанная
классификация группирует методы менеджмента
по характеру воздействия: административные
(организационно-
Административные и |
10.
10.1. Системный анализ противоречий и формирование внутренней среды организации
является одним из важнейших аспектов управленческой деятельности. Любой
руководитель должен
уметь управлять
работоспособный коллектив – залог успеха деятельности любого предприятия в
независимости от того, в какой сфере работает организация. Хороший
руководитель всегда стремиться к созданию и совершенствованию условий для
образования такого коллектива.
Основой организационных отношений являются различные коммуникации, которые
представляют собой внутренние и внешние связи. Коммуникации можно
рассматривать и как просто явление, и как процесс.
Коммуникации как
явление – это все
принципы; положения и инструкции; закономерности. Это отношения людей в
организации в процессе выполнения ими своих функций, процедур и операций.
Сюда же входит и система документооборота.
Коммуникации как процесс выражаются непосредственно в отношении работников
друг к другу, к клиентам, партнерам (поставщикам), а также в отношениях между
личностью и информационными технологиями.
Характеризоваться эти отношения могут полной поддержкой и взаимопониманием,
но в процессе деятельности между участниками (субъектами) этих отношений
могут возникать противоречия. Причиной этому могут являться различные
интересы руководства и подчинённых, разная степень удовлетворения их
потребностей. В реальной жизни в отношениях присутствуют и тот, и другой
варианты.
Теория организации рассматривает разные виды коммуникаций:
1. между организацией и внешней средой;
2. между подразделениями (отделами) организации;
3. между
работниками подразделений по
уровням производства и
4. неформальные коммуникации.
Стоит отметить, что такое явление, как полная поддержка не всегда является
положительным для организации, так как, в большинстве случаев, это
свидетельствует о том, что работники-подчинённые пассивны и безынициативны,
а, возможно, просто
«задавлены» авторитетом
может выступать некомпетентность подчинённых.
Наиболее приемлемой и естественной реакцией подчинённых на деятельность
руководства является проявление разного рода противоречий, которые в
большинстве своём являются полезными для организации.
Таким образом, противоречия в организации являются результатом взаимодействия
сторон, которые с разной степенью воспринимают или оценивают одно и тоже
явление или объект, служащие причиной возникновения противоречия.
10.2. КОНФЛИКТ –
МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ
Все противоречия проявляются в организационных отношениях. Более того, ими
необходимо управлять, то есть корректировать или изменять их в зависимости от
соответствия их реальной ситуацией.
В каждом коллективе организации де-факто существует одна из четырёх ступеней
противоречия или полная поддержка. Задача руководителя заключается в переводе
коллектива с существующей ступени на требуемую.
Изменение или перевод противоречий с одной ступени на другую осуществляется
за счёт создания и (или) предотвращения конфликтов. (см. рис.3).
Таким образом, управление противоречиями в организации сводится к задаче
управления конфликтами.
Конфликт – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами,
конкретными людьми или группами. Каждая сторона настаивает и мешает другой
стороне отстоять свою позицию.
Конфликт – это временное
эмоциональное изменение
группы людей в связи с получением новых данных (возмущающих воздействий),
существенно меняющих старое представление об интересующем объекте или
процессе.
Эмоциональное состояние человека, коллектива и даже целой организации при
конфликте может характеризоваться: внешним спокойствием, пассивностью,
желанием разобраться в его причинах и агрессивностью.
«Конфликт» и «противоречие» имеют самостоятельную основу: конфликт –
психологическую, а противоречие – организационную. Конфликты играют важную
социально-психологическую роль как в обществе, так и в любой компании,
неформальной организации.
Конфликт считают явлением нежелательным, его стараются избегать или
немедленно разрешать, если он возникает. Но конфликты в организациях бывают в
некоторых случаях полезны. Иногда конфликт помогает выявить разнообразие
точек зрения, большее число альтернатив или проблем. Это делает процесс
принятия решений группой более эффективным, а также даёт людям возможность
выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и
власти, кроме того, может привести к повышению эффективности планов,
стратегий и проектов.
Современная наука об управлении предлагает выработать конструктивную позицию
в отношении конфликта, которая предполагает рассматривать конфликт не как
аномалию, дисфункцию в деятельности организации, а как норму отношений между
людьми, необходимый элемент производственной жизни, который даёт выход
социально-психологической напряжённости, порождая изменения в деятельности
организации.
Рассмотрим же конкретно, что такое конфликт, какого рода конфликты происходят
в организациях? Как возможно
управлять развитием
Само понятие конфликт берёт своё начало от латинского слова «conflictus» -
столкновение. И, следуя этимологическому значению этого термина, английский
социолог Э. Гидденс даёт такое определение конфликта, «Под конфликтом я имею
в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от
того, каковы истоки этой борьбы и средства, мобилизуемые каждой из сторон».
Российскиеконфликтологи Ф. М. Бородкин и Н. М. Коряк
[3] уточняют понятие конфликта. По их мнению, конфликт – это деятельность
людей, и, следовательно, всегда предполагает преследование цели. Приписывание
конфликтному действию категории цели позволяет выделить в качестве
конфликтующих сторон только те, которые способны к целесообразному,
сознательному поведению, то есть к осознанию своей позиции, планированию своих
действий, сознательному использованию средств. Отсюда следует, что конфликтные
стороны обязательно должны быть деятельными субъектами. И это позволяет
отделить реальных участников конфликта от таких индивидов и групп, которые
выступают в качестве инструментов, орудий, средств борьбы каких-либо субъектов
конфликтного взаимодействия.
На основе вышеизложенного можно дать такое определение конфликта. Конфликт –
это особый вид взаимодействия субъектов организации (оппонентов), при котором
действия одной стороны, столкнувшись с противодействием другой, делают
невозможным реализацию её целей и интересов.
11.механические
и органические структуры
Новые, более гибкие типы организационных
структур, которые многие организации
стали разрабатывать и
Английские ученые-бихевиористы Т.Бернс и Г.М.Сталкер провели сравнение органических и бюрократических структур, которые они называли механическими. Ими было отмечено, что в механической структуре проблемы и задачи, с которыми сталкивается организация в целом, разбиваются на множество мелких составляющих по отдельным специальностям. Каждый специалист решает свою задачу как обособленную от остальных. Технические методы и средства решения задач, права и обязанности каждого элемента системы точно определены. Взаимодействие в системе управления происходит, в основном, по вертикали. Производственная деятельность и поведение персонала регламентировано инструкциями и и решениями руководства. При управлении такой организацией, имеющей сложную иерархическую структуру, используется простая система контроля, где информация поступает снизу вверх.