Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:15, курс лекций
Понятие «организация» относится к числу ведущих категорий теории организации.Организация может быть определена как: 1) искусственная (синоним – организованная) система, созданная человеком по определенному плану (проекту); 2) активный, относительно независимый элемент общественной системы, через который преломляются интересы индивида и общества.
Организация – это самая распространенная форма человеческой общности, первичная ячейка социума.
Системный анализ может включать ряд важных исследовательских работ:
выявление общих тенденций развития пред-приятия и его места в современной рыночной экономике;
установление особенностей функционирования пред-приятия и его отдельных подразделений;
выявление условий, обеспечивающих достижение по-ставленных целей;
сбор данных для прове-дения анализа и разработки мероприятий по совершен-ствованию действующей системы управления;
использование передового опыта других предприятий;
изучение условий адаптации вы-бранной (синтезированной) эталонной модели к услови-ям рассматриваемого предприятия.
В процессе системного анализа
находятся следующие
роль и место данного предприятия в отрасли;
состояние производственно-хозяйственной деятель-ности предприятия;
производственная структура предприятия;
система управления и ее организационная структура;
особенности взаимодействия предприятия с по-ставщиками, потребителями и вышестоящими ор-ганизациями;
инновационные потребности
(возможные связи данного
формы и методы стимулирования и оплаты труда сотрудников
Системный анализ начинается с уточнения или формулировки целей конкретной систе-мы управления (предприятия или компании) и поиска критерия эффективности, который должен быть выра-жен в виде конкретного показателя. Как правило, большинство организаций являются многоцелевыми. Множество целей вытекает из особенностей развития предприятия (компании) и его фактического состоя-ния в рассматриваемый период времени, а также со-стояния окружающей среды (геополитические, эконо-мические, социальные факторы).
Первостепенной задачей сис-темного анализа является определение глобальной цели развития организации и целей функционирования. Имея конкретные, четко сформулированные цели, можно вы-явить и проанализировать факторы, способствующие либо препятствующие скорейшему достижению этих целей.
25. понятие и сущность принципов рационализации
Рационализация – это усовершенствование, улучшение, осуществление более целесообразной организации управленческого и исполнительского труда. Рационализация основывается на совершенствовании управления, обеспечивающего максимально возможный уровень эффективности развития субъектов экономической и хозяйственной деятельности в интересах общества при существующих в данный момент условиях, в рамках объективно действующих законов организационных систем и с учетом производительных сил общества в целом. Но она также находится под воздействием производственных отношений конкретной социальной организации с присущими ей формами собственности.
Рационализация организационной деятельности – это прежде всего процесс, обеспечивающий улучшенное, а значит, и более качественное состояние системы за счет четкой организации производственной деятельности, путем использования новейших достижений науки и техники во всех подразделениях предприятия, включая его управляющую и управляемые части. Техническое и организационное совершенствование на предприятии неразрывно связано с улучшениями условий труда и творческим подходом к решению поставленных задач.
Принципы рационализации эффективны только в том случае, если они опираются на законы организационных систем. Термин «рационализация» произошел от латинского слова ratio – «разум», следовательно, под рационализацией следует понимать разумную организацию труда. Основными направлениями рационализации деятельности организационных систем являются усовершенствование научной организации труда, результатов труда, средств труда и технологических процессов.
Усовершенствование
научной организации труда. Рац
Усовершенствование средств труда и технологических процессов заключается в применении ноухау, в техническом переоснащении, в модернизации и прогрессивных изменениях технического уровня используемого оборудования, которые обеспечивают положительную динамику развития предприятия.
26. основные направления рационализации производства
рационализации |
Реализация |
Усовершенство- вание научной организации тру- да. |
Создание наиболее благоприятных условий труда. Устранение и нервного перенапряжения. Улучшение производственной эстетики. Обеспечение наиболее комфортных режимов отдыха. Разработка правил техники безопасности. Уменьшение влияния из.тучений, шумов, вибрации, загазованности. |
Усовершенство- вание результа- тов труда |
Повышение качественных характеристик исходного сырья и материалов и готовой продукции. Упорядочение сбора, обработки и хранения информа- ции. Расширение номенклатуры и ассортимента выпус- каемой продукции. Улучшение потребительских свойств выпускаемой продукции. Расширение спектра оказываемых услуг. Стандартизация, унификация и нормализация изде- лий. |
вание средств труда |
Модернизация производства. Техническое переоснащение предприятия. Использование современного оборудования. Снижение |
Усовершенство- вание технологи- ческих процессов |
Использование средств автоматизации и новых ком- технологий. Интенсификация производственных процессов. |
27. повышение качества
управленческого и
Наличие столь сложного комплекса различных обстоя тельств, влияющих на качество деятельности организации, приводит к тому, что в условиях острой конкурентной борьбы и насыщенности рынка товарами и услугами выживают лишь те организационные системы, которые стремятся работать лучше, чем другие организации, занимающиеся аналогичной деятельностью. При решении задач оперативного и стратегического ме- неджмента руководитель не может слепо полагаться только на механизмы рыночного саморегулирования. Ему важно пред- видеть возможность неблагоприятного развития событий как внутри самой организации, так и вне нее. Для успешного ре- шения задач упреждающего управления руководитель должен уметь соизмерять свои действия с действиями руководителей других организаций аналогичного типа. В ходе контроля за исполнением и оперативной коррекции принятых управленче- ских решений он должен быть готов в любой момент ответить на вопросы: «В правильном ли направлении развиваются со- бытия, и не возникло ли отклонений, могущих привести к не- гативным или катастрофическим последствиям?».
Первая организация занимающаяся контролем качества субъектов экономической деятельности — ISO (Internationa! Organization for Standardization), действующая на международном уровне, появилась 14 октября 1947 года. В настоящее время подобные организации создаются не только под эгидой органов испол- нительной власти, но и в качестве независимых субъектов экономической деятельности. Основу современного подхода к контролю качества со- ставляет разработка систем оценки качества, анализирующих и обобщающих опыт работы большого количества организа- ций, занимающихся определенным видом деятельности. По- лученные эмпирические данные излагаются в формализован- ном и сжатом виде, пригодном для оценки качества не только конечного продукта, но и процессов управления. В теории организации проблема оценки качества продук- ции и деятельности организации в целом должна рассматри- ваться в контексте реализации закона самосохранения и борь- бы организации за выживание. Если выпускаемая продукция будет обладать слишком высокой стоимостью, то в условиях конкурентной борьбы она найдет сбыта на рынке товаров и услуг, что приведет к гибели организации. Поэтому в условиях экономики для оценки деятельности организации в целом следует использовать относительную оценку вида:
Цена производимого продукта} =
{мера качества изделия} / {стоимость}
Традиционная концепция руководства организацией вклю- чает в себя строго формализованную деятельность руководи- теля: постановку задачи, предоставление подчиненным необ- ходимых ресурсов для решения задачи, поощрение за дости- жение позитивных результатов и порицание за недостаточную производительность. При этом действия подчиненных строго соответствуют распоряжениям формального лидера. На работу организации оказывают влияние разнообразные субъекты, объекты и факторы внешней и внутренней среды. Поэтому в процессе оценки качества должно производиться одновременное и согласованное изучение совокупности пока- зателей, характеризующих основные аспекты управления. Со- держательный вывод о качестве организационной деятельно- сти может быть получен путем выявления качественных и ко- личественных отличий анализируемого объекта от эталонной модели, построенной на основе изучения деятельности пред- приятий, наиболее успешно работающих в аналогичной сфере хозяйственна.
28. влияние новых информационных
технологий на процессы
Уровень информатизации процессов управления стал од- ним из наиболее важных показателей социально-экономичес- кого прогресса, достигнутого государством и отдельной орга- низацией, С качественной стороны увеличение объемов ин- формации, используемой в решении задач управления органи- зациями, приводит к рационализации человеческого труда и росту благосостояния. Под влиянием описанных процессов уже сейчас в человеческом обществе сформировалась группа людей, для которых основным профессиональным занятием стала работа с информацией.
В современных
С позиций рационализации
можно выделить следующие основные
направления воздействия
• создание новых более совершенных технологий произ- водства конечного продукта;
• использование методов, обеспечивающих повышение эффективности управления деятельностью организации; качественное изменение характера труда членов коллек- тива организации благодаря переходу на новый обра- зовательный и профессиональный уровень.
Рационализирующее воздействие электронной коммерции на деятельность деловых организаций оказалось настолько значительным, что вызвало стремительный рост интереса к освоению новых методов ведения бизнес-деятельности и во многом определило революционный характер процессов, про- текающих в современной экономике. Неисчерпаемые возможности предоставляются современ- ными сетевыми технологиями в бизнес-деятельности. Догова- ривающиеся стороны избавляются от необходимости пере- сылки документов, поездок для организации совместных пе- реговоров и многого другого. Теоретически потери времени на заключение договорных трансакций сводятся к нулю. Ма- териальные потери сводятся к оплате за абонентское обслу- живание в сети. Единственное исключение из общих тенденций — это транспортные трансакции. Использование новых информаци- онных технологий повлияло на скорость и четкость организа- ции процесса перевозки, но не на скорость движения транс- портных средств и стоимость используемых при перевозке энергоносителей. Рационализирующее воздействие новых информационных технологий на организационные системы всех типов связано с возможностью непосредственного общения деловых партне- ров в реальном времени и мгновенным преодолением огром- ных расстояний. Это воздействие настолько велико, что в ближайшее время следует ожидать стремительного роста чис- ла организаций, которые сменят свои офисы на место в миро- вом сетевом пространстве. Такой переход является наиболее рациональным для деловых организаций, ведущих междуна- родную деятельность или работающих с большим количест- вом партнеров и клиентов, разбросанных на достаточно боль- ших расстояниях,
29.сущность и основные этапы формирования организационных структур
Проектирование
Научно обоснованный процесс формирования организаци- онных структур управления основан на использовании мето- дов системного который базируется на соблюдении следующих принципов:
• корректная формулировка целей и подцелей проектируе- мой организации с учетом их актуальности, новизны и возможности практической реализации;
• постановка всех управленческих задач, без решения ко- торых реализация целей окажется невыполнимой;
• обоснованное распределение применительно к этим зада- чам функций, прав и ответственности по вертикали управления — от генерального директора предприятия до исполнителей;
• выявление всех необходимых связей и отношений по го- ризонтали управления, с целью координации деятельно- сти всех функциональных звеньев и вспомогательных
служб в рамках выполнения общих текущих задач и реа- лизации перспективных производственных программ;
• ограниченное сочетание вертикали и горизонтали управ- ления путем нахождения оптимального для данных усло- вий соотношения централизации и децентрализации управления;
• соблюдение правил композиции и декомпозиции, сфор- мулированных в законе единства анализа и синтеза.
При формировании организационной структуры уже на на- чальном этапе проектирования необходимо определить ис- ходную позицию и выявить начальные условия, С этой целью нужно оценить влияние внешней среды с учетом системы свя- зей элементов внутренней структуры с субъектами и объекта- ми, находящимися вне организации. Также важно установить, какие факторы и явления во внешней среде могут оказать су- щественное влияние на деятельность организации.
Последовательность: -Выявление и описание элементов внешней среды
-Установление взаимосвязей с элементами внешней среды
-Определение динамики развития элементов внешней среды
-Оценка влияния внешней среды на организацию
-Формирование механизма управления обеспечивающего своевременную и адекватную реакцию организации на
изменения во внешней среде.
Первый этап проектирования установление целей организации с учетом состояния внешней среды и потребностей общественного развития, исходя из принципов: целеполагания, приоритета функций над составом звеньев.