Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 15:50, курсовая работа
Согласно теории Ю.Д.Красовского выделяют несколько пространств организационного поведения, каждое из которых позволяет оценить ситуацию в организации по тому, или иному параметру: основное управленческое отношение к персоналу со стороны руководящего состава, мотивационные предпочтения работников, социокультурный образ организации, уровень межличностной совместимости в коллективе, направленность управленческой ориентации руководителя.
Одной из наиболее значимых типологий является типология Юнга.
Согласно типологии Юнга люди делятся на 8 психотипов. Четыре из них являются основными: мыслительный, чувствующий, ощущающий, интуитивный. Каждый из них может проявляться путем экстраверсии и интроверсии.
Данный метод типирования личности позволяет определить наиболее подходящий вид деятельности для конкретной личности, сильные и слабые стороны, способности и возможности личности.
Еще одной не менее значимой типологией является типология акцентуированных личностей К. Леонгарда. В данной типологии было выделено десять чистых типов и ряд промежуточных. По своему происхождению выделенные типы имеют разную локализацию.
К темпераменту, как природному образованию, Леонгардом были отнесены такие типы, как:
- гипертимный (желание деятельности, погоня за переживаниями, оптимизм, ориентированность на удачи);
- дистимический (заторможенность, подчеркивание этических сторон, переживания и опасения, ориентированность на неудачи);
- аффективно-лабильный (
- тревожный (боязливость, робость, покорность);
- аффективно-экзальтированный
(воодушевление, возвышенные
- эмотивный (мягкосердечие, боязливость, сострадание).
К характеру, как социально обусловленному образованию, были отнесены такие типы, как:
- демонстративный (
- педантичный (нерешительность, совестливость, ипохондрия, боязнь несоответствия Я идеалам);
- застревающий (подозрительность,
обидчивость, тщеславие,
- возбудимый (вспыльчивость, тяжеловесность, педантизм, ориентированность на инстинкты).
Наконец, к личностному уровню были отнесены типы:
- экстравертированный;
- интровертированный.
Данный метод типирования личности позволяет определить наиболее подходящий вид деятельности для конкретной личности, сильные и слабые стороны, способности и возможности личности, качества, которые проявляются в стандартных деловых ситуациях.
1.3.3 Соционика как метод анализа деловых и межличностных отношений.
Методы исследования личности
– совокупность способов и приемов
изучения психологических проявлений
личности человека. С древнейших времен
исследователи, наблюдая значительное
разнообразие поведения, пытались упорядочивать
каким-то образом поведение, группировать
их. Так возникли самые различные
типологии личности. В своей работе
я буду использовать для анализа
деловых межличностных
Соционика располагает инструментом для анализа личности и отношений, не имеющим аналогов ни в отечественной, ни в зарубежной практике.
Отличия соционики от классической психологии состоят в следующем:
Соционика устанавливает характерные постоянные качества, не меняющиеся от возраста или влияния среды.
Соционика опирается в своих методах на единую систему критериев и признаков, количество которых лежит в пределах разумной достаточности (8 признаков, 16 типов личности).
Соционика использует в качестве
основного инструмента
Среди множества теорий личности соционика занимает особое место. Впервые предложена гипотеза о взаимосвязи между типами личности (в соционике их 16) и межличностных отношений. Объединив типы и отношения в общий предмет исследования, соционика заняла особую нишу в психологической науке, до сих пор пустовавшую. Такое уникальное положение надолго сделало соционику неуязвимой для критики, иногда и от критики обоснованной.
Соционика выступает как
метод анализа деловых и
Существует ряд способов,
с помощью которых можно
Метод Айзенка. Один из наиболее известных подходов к изучению личности разработан Х. Айзенком и состоит в измерении характеристик индивида с помощью непрерывной шкалы, например, построенной по принципу интроверсия – экстраверсия. Данные измерений ассоциируются с запросами или качествами, необходимыми члену организации для выполнения определенного круга работ или для выработки поведения в конкретных рабочих ситуациях.
Опросник Кэттелла. Наиболее известный опросник для определения типов личности – 16-факторный опросник Д. Кэттелла, составленный на основе факторного анализа по результатам опроса большого числа людей. Кэттелл выделил 16 факторов ключевых черт личности, лежащих в основе наблюдаемых моделей поведения, которые в свою очередь соответствуют определенным типам личностей: сдержанность – несдержанность; конкретное мышление – абстрактное мышление; эмоциональная нестабильность – эмоциональная стабильность; покорность – напористость; благоразумность – импульсивность; целесообразность – честность; скромность – отчаянность; несговорчивость – зависимость; доверчивость – подозрительность; практичность – непрактичность; открытость – скрытность; самоуверенность – тревожность; консерватизм – экспериментаторство; зависимость от группы – самодостаточность; недисциплинированность – самоконтроль; расслабленность – напряженность.
Соционика базируется на идеях К. Юнга, одного из самых известных учеников З. Фрейда. В начале нашего века Юнг, проанализировав свой богатейший психиатрический опыт, пришел к выводу, что психически больные люди делятся на четко разграничиваемые группы, и два человека из одной группы ведут себя очень похоже. Юнг предположил, что подобное разделение свойственно и здоровым людям, но менее ярко выражено.
Дальнейшее развитие типология Юнга получила в середине прошлого века, когда психологи Майерс и Бриггс (мать и дочь) предложили практический инструмент приближенного определения типа человека – тест MBTI.
В начале 70-х годов литовский экономист Аушра Аугустинавичюте предложила математическую модель личности для Юнговской психотипологии. В результате от описательной теории типов ей удалось прейти к теории интертипных отношений. Выявлено 256 форм информационных отношений, возникающих между типами в процессе общения, и по сходным признакам объединенных в 16 групп. Таким образом, соционика обладает прогностической силой – зная типы двух человек, мы можем предсказать динамику развития отношений между ними.
В профессиональной деятельности
соционика позволяет найти
Использование соционики позволяет:
1.3.4. Выбор и обоснование метода подбора и аттестации сотрудников.
Таблица 2 Критерии, раскрываемые методикой исследования личности
Критерий |
Типология Юнга |
Метод Айзенка |
Опросник Кэттелла |
Соционика |
Определение наиболее подходящего вида деятельности для конкретной личности |
+ |
+ |
+ |
+ |
Определение взаимоотношения между различными типами личностей в профессиональной деятельности |
- |
- |
- |
+ |
Определение сильных и слабых сторон, способностей и возможностей разных типов личностей |
+ |
+ |
+ |
+ |
Определение свойственных конкретному типу личности качеств, которые проявляются у него в стандартных деловых ситуациях |
- |
+ |
+ |
+ |
Возможность сформировать наиболее эффективные рабочие группы для решения конкретных задач |
- |
- |
+ |
+ |
Определение возможной причины конфликтов |
- |
- |
- |
+ |
Определение уровня комфортности личности в группе и группы в целом |
- |
- |
- |
+ |
Вывод: Таким образом, можно сделать вывод, что именно соционика является методом типирования, анализа сотрудников, который позволяет в наиболее полной степени раскрыть критерии, необходимые для построения малоконфликтной группы: вид деятельности, позволяющий каждому сотруднику максимально раскрыть свой потенциал, взаимоотношения между различными типами личностей как в профессиональной, так и не в профессиональной сферах, уровень комфортности и конфликтности в коллективе, способы их оптимизации.
Раздел 2. Проектирование процессов профессионального клиринга в отделе.
2.1 Типирование работников отдела (или декомпозиция главной функции организации при ее проектировании рабочих мест с разработкой ДИ).
Для исследования из всего коллектива было отобрано 5 человек:
- Директора магазина
- Бухгалтера магазина
- Заместителя директора
- Менеджера по рекламе
- Продавца - консультанта
Каждому работнику было предложено пройти экспресс-тестирование (Приложение 1), включающее: дихотомический тест определения личности Вайсбанда И.Д. и цифровой тест. Результаты тестирования отображены в таблице 1:
Таблица 1 Определение социотипов рабочей группы ООО “OGGI”
ФИО тестируемого, должность |
Результаты по Вайсбанду И.Д. |
Результаты по цифровому тесту |
Итоговый социотип |
Ковалева Ирина Сергеевна директор |
ЛСЭ (Штирлиц) |
1357 ЛСИ Горький |
ЛСИ |
Дмитриев Геннадий Дмитриевич главный бухгалтер |
ЛИИ (Робеспьер) |
1468 ЭИЭ Гамлет |
ЛИИ |
Матлина Елена Петровна зам. директора |
ЛИЭ (Джек Лондон) |
2468 ЛИЭ Джек Лондон |
ЛИЭ |
Давыдов Глеб Олегович менеджер по рекламе |
СЭЭ (Наполеон) |
2458 СЭЭ Наполеон |
СЭЭ |
Косеева Ольга Николаевна старший продавец |
ЭСЭ (Гюго) |
2458 СЭЭ Наполеон |
ЭСЭ |
По результатам тестирования у 2-х людей произошло совпадение по обеим анкетам. Необходимо уточнить соционические типы оставшихся работников.
Сотрудникам были даны расшифровки каждого из типов, прочитав которые, он определил, кем он и является:
- Директор – Горький (ЛСИ)
- Главный бухгалтер - Робеспьер (ЛИИ)
- Зам. Директора – Джек Лондон (ЛИЭ)
Информация о работе Создание эффективного рабочего коллектива для отдела в организации