Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 15:50, курсовая работа
Согласно теории Ю.Д.Красовского выделяют несколько пространств организационного поведения, каждое из которых позволяет оценить ситуацию в организации по тому, или иному параметру: основное управленческое отношение к персоналу со стороны руководящего состава, мотивационные предпочтения работников, социокультурный образ организации, уровень межличностной совместимости в коллективе, направленность управленческой ориентации руководителя.
Заинтересованность работника
Руководителя Кф = Рабочего Кф =
Общий Кф =
Заставить работника
Руководителя Кф = Рабочего Кф =
Общий Кф =
Вера в способности
Руководителя Кф = Рабочего Кф =
Общий Кф =
Блокировка способностей
Руководителя Кф = Рабочего Кф =
Общий Кф =
Согласно полученным данным составляем графическую модель основного управленческого отношения (Рисунок 3).
Рисунок 3 Графическая модель
основного управленческого
Из данной модели видно, что в основном в управленческом отношении руководство опирается на заинтересованность работника в работе, так и пытается заставить его работать.
Применительно к реальной ситуации в организации, следует отметить, что мотивирование работников, с учетом индивидуальных особенностей каждого, как таковое на предприятия присутствует. Руководители не особенно заботятся о вере в способности персонала.
Также следует отметить, что в качестве стимула используется только материальное вознаграждение. О перспективах карьерного роста, каких-либо иных нематериальных стимулах, опять же, речи мало. Все это не позволяет раскрыть творческий потенциал специалистов, повысить интерес к работе, что отрицательно сказывается на эффективности деятельности предприятия.
Мотивация является одной из основных функций топ-менеджера, руководителя. Именно поэтому, необходимо учитывать мотивационные предпочтения работников.
Для выявления мотивационных предпочтений работников предприятия, как и при анализе двух предыдущих пространств управления, был использован метод опроса.
№ |
Вопрос |
Варианты/Балл |
Ответ |
Мотивационное предпочтение «творческий интерес» | |||
1 |
Моя работа дает мне возможность самовыражения |
5 |
3 |
2 |
Больше всего я ценю в работе возможность создавать что-то самому |
3 |
2 |
3 |
Мне нравится находить новые нестандартные решения |
4 |
2 |
4 |
Мне интересно решать новые задачи |
5 |
2 |
5 |
Я получаю удовольствие от самого процесса работы |
3 |
3 |
Итого: |
20 |
12 | |
Мотивационное предпочтение «денежный интерес» | |||
1 |
Единственное, что меня держит здесь – это зарплата |
2 |
4 |
2 |
Если мне предложат большую зарплату, я отсюда уйду |
3 |
6 |
3 |
За большие деньги я согласен выполнять даже неинтересную работу |
2 |
6 |
4 |
Самый лучший стимул для меня – повышение оплаты труда |
3 |
6 |
5 |
Больше всего меня стимулирует денежное вознаграждение |
3 |
|
Итого: |
13 |
27 | |
Мотивационное предпочтение «карьерный интерес» | |||
1 |
Большое значение для меня имеет перспектива карьерного роста |
6 |
4 |
2 |
Ради продвижения по службе я готов на многое |
6 |
5 |
3 |
Карьера стоит многих лишений |
4 |
5 |
4 |
Я стремлюсь занять высокую должность |
5 |
5 |
5 |
Мнение руководства для меня важнее, чем мнение коллег |
4 |
5 |
Итого: |
25 |
24 | |
Мотивационное предпочтение «служебный долг» | |||
1 |
Я чувствую большую ответственность перед организацией, перед своими коллегами |
6 |
5 |
2 |
Я серьезно отношусь к своим обязанностям |
6 |
6 |
3 |
Я чувствую свою причастность к успехам и неудачам организации |
6 |
4 |
4 |
Я никогда не позволяю себе подводить своих коллег |
5 |
3 |
5 |
Я выполняю все свои обязанности, во что бы то ни стало |
6 |
5 |
Итого: |
29 |
23 |
Творческий интерес:
Руководителя Кф = Рабочего Кф =
Общий Кф =
Денежный интерес:
Руководителя Кф = Рабочего Кф =
Общий Кф =
Карьерный интерес:
Руководителя Кф = Рабочего Кф =
Общий Кф =
Служебный долг
Руководителя Кф = Рабочего Кф =
Общий Кф =
Согласно полученным данным строим графическую модель мотивационных предпочтений (Рисунок 4):
Рисунок 4 Графическая модель мотивационных предпочтений
Видно, что все мотивационные предпочтения можно разделить на: творческий, денежный, карьерный интересы и служебный долг.
В первом случае «мотивационное ядро» проявляется у работника в чувстве долга по отношению к работе. Такой работник может особенно болезненно переживать несправедливое отношение к себе со стороны высшего руководства: ведь он отдает всего себя организации, а ее руководители не ценят в нем преданного сотрудника. У. него может быть особенно горькое разочарование.
В втором случае «мотивационным ядром» работника является карьерный интерес. Он работает, чтобы выстроить себе деловую карьеру либо в этой организации, либо в другой, если в этой не получится. И если он понимает, что «в этой» не получается, то тогда он может использовать ее в своих личных интересах: будет работать в ней, пока все «не выжмет для себя». Поэтому до поры до времени он может быть не очень чувствительным к несправедливым оценкам и даже глух к ним: ему важно продержаться в организации столько, сколько необходимо для накопления профессионального опыта.
В третьем случае «мотивационным ядром» работника может быть обеспечение достатка самому себе. Он работает откровенно ради денег, чтобы удовлетворить свои потребности и потребности своей семьи. Такая прагматическая ориентация подогревает в нем чувство несправедливости, если его недооценили и недоплатили, и он может даже выступить на защиту своих законных прав. Однако он может и терпеть унижения «за хорошие деньги».
В четвертом случае «мотивационное ядро» обнаруживается в стремлении работника к творческой самореализации. Он ценит в работе возможность реализовать свои способности, всесторонне использовать знания, получить удовлетворение от профессионального роста. Для него важно прежде всего социальное признание его профессиональных успехов. И если этого не происходит, он начинает испытывать чувство разочарования.
В зависимости от этих мотивационных предпочтений и проявляется поведение работника в организации.
Из данных модели видно, что доминирующие мотивационные предпочтения сотрудников разделяют служебный и карьерный интересы.
Сфера деятельности анализируемой организации – продажа. Такие понятия, как творческий подход, нестандартное видение решения проблемы, креатив – неразрывно связаны с ней.
Отсюда следует вывод, что желательными мотивационными предпочтениями в коллективе должны быть творческий интерес и служебный долг.
Организационная ориентация поведения
Руководители любой организации (коммерческой, государственной) постоянно вынуждены решать одну и ту же проблему: как отладить систему управления так, чтобы, с одной стороны, обеспечивать сотрудничество работников в организации, а с другой — преодолевать их возможные конфронтации в организационной среде.
Проблема «конфронтация
- сотрудничество» оказывается
Для определения модели
организационного поведения на
анализируемом предприятии был
использован метод опроса, как
и при анализе других
Таблица 8 Определение организационной ориентации поведения
№ |
Вопрос |
руководитель |
рабочий |
Противодействие работников | |||
1 |
Часто мы мешаем друг другу выполнять свою работу |
2 |
2 |
2 |
У нас слабо развиты навыки организации совместной работы |
2 |
4 |
3 |
Сотрудники часто подставляют друг друга |
2 |
3 |
4 |
У нас каждый «тянет одеяло на себя» |
2 |
2 |
5 |
Каждый отстаивает собственные интересы, даже в ущерб интересам коллег |
4 |
6 |
Итого: |
12 |
17 | |
Взаимодействие работников | |||
1 |
У нас принято совместными |
6 |
5 |
2 |
У нас слаженный и сработанный коллектив |
4 |
4 |
3 |
Наши усилия направлены на достижение общих целей |
6 |
5 |
4 |
Мы работаем одной командой |
3 |
4 |
5 |
У нас хорошо налажена система коммуникаций |
6 |
6 |
Итого: |
25 |
24 | |
Отчужденность работников от организации | |||
1 |
Здесь меня держит только зарплата |
2 |
4 |
2 |
Я работаю здесь только ради стажа и опыта |
4 |
4 |
3 |
У меня нет желания проявлять инициативу, я выполняю только то, что от меня требуют |
2 |
5 |
4 |
Я хочу сменить работу |
3 |
4 |
5 |
Успехи организации меня мало волнуют |
3 |
2 |
Итого: |
14 |
19 | |
Приобщенность работников к организации | |||
1 |
Я могу с полным правом назвать фирму, в которой работаю, моим «вторым домом» |
6 |
5 |
2 |
Я связываю свое будущее с этой организацией |
6 |
4 |
3 |
Мне интересно здесь работать |
6 |
4 |
4 |
Я чувствую свою нужность организации |
5 |
6 |
5 |
Проблемы и успехи организации я воспринимаю, как свои |
6 |
6 |
Итого: |
29 |
25 |
Противодействие работников
Руководителя Кф = Рабочего Кф =
Общий Кф =
Взаимодействие работников
Руководителя Кф = Рабочего Кф =
Общий Кф =
Отчужденность работников от организации
Руководителя Кф = Рабочего Кф =
Общий Кф =
Приобщенность работников к организации
Руководителя Кф = Рабочего Кф =
Общий Кф =
Согласно полученным данным составляем графическую модель организационного поведения «сотрудничество - конфронтация» (рисунок 5).
Из графической модели видно, что организационное поведение по детерминанте «сотрудничество - конфронтация» на анализируемом предприятии близко к идеальному – «сотрудничеству». На предприятии доминирует приобщенный тип работника.
При взаимосогласованной модели поведения у работников формируется панорамное видение всего фронта работ, что создает дополнительное поле открытых коммуникаций. Их результатом является широкий спектр взаимодействий, взаимоподдержек, взаимостраховок в решении совместных задач.
Организационную культуру можно охарактеризовать как близкую к культуре «общий дом», что, безусловно, положительно отражается на психо-эмоциональной обстановке в коллективе, уровне комфортности.
Но, нельзя не отметить, что и как на каждом предприятии, имеет место разделение коллектива на мини-группы (неформальные группы), что связано с особенностями социотипов работников, их совместимостью, общими интересами на работе и вне ее.
Также, не могу не сказать о таком явлении, как парадокс «наоборот». Как ни странно, и действительно ни парадоксально, но в таком, казалось бы, сплоченном и дружном коллективе этот парадокс имеет место.
Суть данного парадокса заключается в том, что данный парадокс основан на блокировке в организации определенных потребностей работников. Это может быть блокировка потребностей в признании, саморазвитии, и т.д. В этом случае работник самоотграничивается от организации и в то же время оказывается приобщенным к ней в превратной форме. Это в свою очередь, свидетельствует об определенной дискриминации к работнику со стороны руководства. Для устранения данного парадокса необходимо совершенствовать систему мотивации, о чем уже говорилось раньше.
Организационное поведение следует понимать, прежде всего, как управленческий процесс. В связи с этим важное место занимает вопрос о том, какую роль в управленческом процессе играет руководитель.
Управленческие отношения в организации проявляются как формализованные и персонализованные, взаимодополняя друг друга. Их комбинации в каждой фирме, в каждом подразделении могут быть различными. Суть организационного управления и заключается в том, чтобы найти их оптимальные сочетания на разных стадиях развития фирмы.
Формализованные управленческие отношения могут превращаться в односторонние способы воздействия «сверху вниз»:
- автократические - работники подчиняются силе (воле) руководителя;
- технократические - подчиняются производственному процессу;
- бюрократические - подчиняются организационному порядку нередко в ущерб делу.
Персонализованные управленческие отношения могут быть:
- демократизаторскими - руководитель постоянно учитывает мнение работников в корректировке рабочего процесса;
- гуманизаторскими - уважает человеческое достоинство работников, проявляя заботу о них;
- инноваторскими – предоставляет свободу творчества работникам, организует внедрение инициативных предложений.
Для определения сочетания
формализованных и
Таблица 9 Определение управленческих ориентаций руководителя
№ |
Вопрос |
Варианты/Балл |
Ответ |
Формализованные управленческие отношения | |||
1.1 Бюрократическая ориентация руководителя | |||
1 |
В нашей организации имеет место необоснованно большое количество совещаний. |
Полностью согласен – 2 Частично согласен – 1 Полностью не согласен -0 |
0 |
2 |
Для нашей организации характерна замедленная реакция на требования рынка. |
Полностью согласен – 2 Частично согласен – 1 Полностью не согласен -0 |
0 |
3 |
В нашей организации имеет место непомерное расширение товарно-материальных запасов. |
Полностью согласен – 2 Частично согласен – 1 Полностью не согласен -0 |
0 |
4 |
В нашей организации процесс принятия управленческих решений весьма сложен. |
Полностью согласен – 2 Частично согласен – 1 Полностью не согласен -0 |
0 |
5 |
Для нашей организации характерна передача проблем из одного отдела в другой. |
Полностью согласен – 2 Частично согласен – 1 Полностью не согласен -0 |
1 |
Итого: |
1 | ||
1.2 Технократическая ориентация управления | |||
1 |
В нашей организации степень вовлеченности работников в производственный процесс оценивается только с точки зрения исполнителей рабочих функций: «Мое предприятие должно работать как отлаженный часовой механизм». |
Полностью согласен – 2 Частично согласен – 1 Полностью не согласен -0 |
1 |
2 |
В нашей организации социальные процессы подгоняются под жесткие дисциплинарные схемы. |
Полностью согласен – 2 Частично согласен – 1 Полностью не согласен -0 |
0 |
3 |
В нашей организации не уделяют внимания пониманию психологических проблем. |
Полностью согласен – 2 Частично согласен – 1 Полностью не согласен -0 |
0 |
4 |
У руководства возникают трудности с делегированием полномочий, с управленческим взаимодействием по «горизонтали» на уровне межличностного общения. |
Полностью согласен – 2 Частично согласен – 1 Полностью не согласен -0 |
1 |
5 |
В нашей организации |
Полностью согласен – 2 Частично согласен – 1 Полностью не согласен -0 |
1 |
Итого: |
3 | ||
1.3 Автократическая ориентация руководителя | |||
1 |
Для нашего руководящего состава характерно стремление подчинить работников своей воле, вопреки нашим интересам. |
Полностью согласен – 2 Частично согласен – 1 Полностью не согласен -0 |
1 |
2 |
Для нашего руководства характерна категоричность в суждениях, грубость, жесткий контроль. |
Полностью согласен – 2 Частично согласен – 1 Полностью не согласен -0 |
1 |
3 |
Для нашего руководства характерна прямолинейность оценок, непримиримость к критике. |
Полностью согласен – 2 Частично согласен – 1 Полностью не согласен -0 |
2 |
4 |
Наш руководитель совмещает в себе роли собственника, предпринимателя и менеджера. |
Полностью согласен – 2 Частично согласен – 1 Полностью не согласен -0 |
2 |
5 |
Про наше руководство можно сказать, что оно потеряло «обратную связь» с работниками. |
Полностью согласен – 2 Частично согласен – 1 Полностью не согласен -0 |
1 |
Итого: |
7 | ||
Персонализированные управленческие отношения | |||
2.1 Гуманизаторская ориентация руководителя | |||
1 |
Можно сказать, что наш руководитель воспринимает рабочий коллектив как «большую семью». |
Полностью согласен – 2 Частично согласен – 1 Полностью не согласен -0 |
0 |
2 |
Деловые и личные качества работников используются руководством для профессионального роста. |
Полностью согласен – 2 Частично согласен – 1 Полностью не согласен -0 |
1 |
3 |
Руководство относится к работникам как к главному ресурсу производства. |
Полностью согласен – 2 Частично согласен – 1 Полностью не согласен -0 |
2 |
4 |
Руководитель помогает работникам решать их личные проблемы. |
Полностью согласен – 2 Частично согласен – 1 Полностью не согласен -0 |
0 |
5 |
Руководитель ценит |
Полностью согласен – 2 Частично согласен – 1 Полностью не согласен -0 |
0 |
Итого: |
3 | ||
2.2 Демократизаторская ориентация руководителя | |||
1 |
Наш руководитель отслеживает «обратные связи» от работников, чтобы лучше корректировать управленческие ситуации. |
Полностью согласен – 2 Частично согласен – 1 Полностью не согласен -0 |
0 |
2 |
Наш руководитель выслушивает не только мнение узкого круга лиц, но и точки зрения низовых работников. |
Полностью согласен – 2 Частично согласен – 1 Полностью не согласен -0 |
1 |
3 |
Руководитель всегда выносит свои идеи на обсуждение компетентных лиц. |
Полностью согласен – 2 Частично согласен – 1 Полностью не согласен -0 |
1 |
4 |
Руководитель предпочитает использовать компромиссные решения проблем при оценке баланса интересов. |
Полностью согласен – 2 Частично согласен – 1 Полностью не согласен -0 |
1 |
5 |
Можно сказать, что руководитель культивирует либерализм в управленческих отношениях. |
Полностью согласен – 2 Частично согласен – 1 Полностью не согласен -0 |
0 |
Итого: |
3 | ||
2.3 Инноваторская ориентация руководителя | |||
1 |
Руководитель всячески поддерживает нововведения работников. |
Полностью согласен – 2 Частично согласен – 1 Полностью не согласен -0 |
1 |
2 |
Руководитель стремится создать творческую обстановку для постоянного обновления новаторских идей. |
Полностью согласен – 2 Частично согласен – 1 Полностью не согласен -0 |
0 |
3 |
Для нашего руководства характерна постоянная модернизация, смена идей. |
Полностью согласен – 2 Частично согласен – 1 Полностью не согласен -0 |
0 |
4 |
Наше руководство имеет банк инициативных предложений. |
Полностью согласен – 2 Частично согласен – 1 Полностью не согласен -0 |
0 |
5 |
Если руководитель видит рациональное зерно в новаторских предложениях работника, то он представляет ему необходимые полномочия. |
Полностью согласен – 2 Частично согласен – 1 Полностью не согласен -0 |
1 |
Итого: |
2 |
Информация о работе Создание эффективного рабочего коллектива для отдела в организации