Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 15:50, курсовая работа
Согласно теории Ю.Д.Красовского выделяют несколько пространств организационного поведения, каждое из которых позволяет оценить ситуацию в организации по тому, или иному параметру: основное управленческое отношение к персоналу со стороны руководящего состава, мотивационные предпочтения работников, социокультурный образ организации, уровень межличностной совместимости в коллективе, направленность управленческой ориентации руководителя.
Раздел 1. Анализ процессов управления персоналом в организации (отделе)
Объектом исследования является коллектив Общества с Ограниченной Ответственностью магазина одежды «OGGI».
OGGI - лидер по производству недорогой молодежной одежды в России.
OGGI открыл свой первый магазин в 1998 году и за более чем десятилетнюю историю открыл уже около 300 магазинов в России и Украине. В 2009 году открылись магазины в Казахстане и Армении. А в 2011 году OGGI планирует расширить сеть и обосноваться в Грузии, Азербайджане, Киргизии, Молдавии, Чехии, Польше, Венгрии, Словакии, Турции и других странах.
OGGI - это женская одежда, коллекции которой обновляются ежемесячно. Таким образом, каждый год марка выпускает более 2500 моделей. Вся одежда объединена в две линии: Ultra и Collection. Первая пользуется популярностью у студенток, а вторая - у молодых женщин, предпочитающих классические модели с модными деталями.
Адреса магазинов OGGI в Челябинске:
Телефон: +7(495) 967-86-23
Web: http://www.oggifashion.com/
OGGI в ТЦ Горки: Челябинская область, город Челябинск, Артиллерийская ул., 136
Тел. +7 (351) 247-18-43
Челябинская область, город Челябинск, ул. Кирова, д. 104, ТЦ "Молодежная мода"
Тел. +7 (351) 263-27-53
Челябинская область, город Челябинск, просп. Ленина, 45
Тел. +7 (351) 265-26-02
Пространства управления Красовского для анализируемой организации
Согласно теории Ю.Д.Красовского
выделяют несколько пространств
организационного поведения, каждое из
которых позволяет оценить
Для анализа существующей ситуации в рассматриваемом коллективе было проведено проектирование пяти пространств.
Организационное поведение проявляется в определенной социокультурной среде предприятия. Эта среда объективно задает те или иные способы поведения руководителей и подчиненных им сотрудников, которое может быть позитивным, направленным на развитие организации, и негативным, разрушающим ее.
Образ организации субъективно начинает формироваться с представлений о том, что есть человек работающий и каково его социокультурное окружение, т.е. социальные нормы, ценностные ориентации, этические взгляды, социальные ожидания и оценки, образцы поведения, уровни бытовой воспитанности, социально-психологический фон деловых отношений и творческая атмосфера, компетентность работников в решении проблем, индивидуальные стили руководства и др. Человеку работающему важно знать, какие социокультурные образцы поведения задает ему организация, решая альтернативу: «Человек для дела или дело для человека?». В первом случае для организации важен исполнитель, во втором - инициатор. От этого зависит и осмысление своего собственного поведения, которое для человека работающего вырастает в личную проблему: «Я работаю, чтобы жить, или живу, чтобы работать? И вообще, для чего я работаю и для кого?».
В истории развития организаций сложились четыре типичных представления (стереотипа) о том, что есть человек работающий:
- «экономический человек»
(рационально мыслящий и
- «функциональный человек» (выполняющий рабочие функции как придаток машин и оборудования);
- «психологический человек» (переживающий свои собственные состояния, которые влияют на производительность труда);
- «этический человек» (оценивающий с моральной точки зрения то или иное отношение к себе и сам относящийся к другим людям на основе того, как они к нему относятся). Эти стереотипы оказываются ориентирами поведения как управляющего, так и управляемого персонала. Они различным образом преломляются в сознании и руководителей, и специалистов, и вспомогательных работников, определяя их поступки в конкретных ситуациях, а также линию поведения в целом.
Для определения доминирующего стереотипа в социокультурной среде анализируемой организации была составлена таблица, вопросы в которой, были взяты из опросника организации. Чем больше баллов, тем более ярко выражен стереотип.
Таблица 5 Определение социокультурного образа организации
№ |
Вопрос |
Ответ (руковод-ль) |
(рабочий) | |
Стереотип «экономический человек» | ||||
1 |
Единственное, что меня держит здесь – это зарплата |
2 |
4 | |
2 |
Если мне предложат большую зарплату, я отсюда уйду |
3 |
6 | |
3 |
За большие деньги я согласен выполнять даже неинтересную работу |
2 |
6 | |
4 |
Самый лучший стимул для меня – повышение оплаты труда |
3 |
5 | |
5 |
Больше всего меня стимулирует денежное вознаграждение |
3 |
6 | |
Итого: |
13 |
27 | ||
Стереотип «психологический человек» | ||||
1 |
У нас дружный и сплоченный коллектив |
3 |
2 | |
2 |
Сотрудники нашей организации всегда поддерживают друг друга |
2 |
2 | |
3 |
Мы сильны «единым духом» |
2 |
2 | |
4 |
В основе наших отношений - безразличие друг к другу |
1 |
2 | |
5 |
Искренней предрасположенности друг к другу не возникает |
1 |
1 | |
Итого: |
9 |
9 | ||
Стереотип «технологический человек» | ||||
1 |
У нас хорошо налажена система коммуникаций. |
3 |
3 | |
2 |
У нас четко налажен обмен
информацией между |
6 |
5 | |
3 |
Больше всего я ценю в работе возможность создавать что то самому. |
3 |
2 | |
4 |
Мы работаем в условиях технострессов |
2 |
2 | |
5 |
Управленческая команда |
3 |
4 | |
Итого: |
17 |
16 | ||
Стереотип «этический человек» | ||||
1 |
Сотрудники часто подставляют друг друга |
2 |
3 | |
2 |
Мы мешаем друг другу |
3 |
3 | |
3 |
Приходится сдерживать себя, чтобы не ввязаться в сорру |
2 |
3 | |
4 |
Я открыт для общения с каждым |
3 |
2 | |
5 |
Все праздничные даты мы отмечаем вместе |
2 |
2 | |
Итого: |
12 |
13 |
Экономический человек:
Руководителя Кф = 2.Рабочего Кф =
Общий Кф =
Психологический человек:
Руководителя Кф = Рабочего Кф =
Общий Кф =
Технологический человек:
Руководителя Кф = Рабочего Кф =
Общий Кф =
Этический человек:
Руководителя Кф = Рабочего Кф =
Общий Кф =
Согласно полученным данным, составляем графическую модель социокультурного образа организации. Четыре стереотипа, совмещаясь в сознании и поведении персонала, «задают» четыре сегмента организационного поведения, которые и определяют состояние человека работающего: ригористический; автономный; мобилизационный; прессинговый.
А – ригористический сегмент;
Б – автономный сегмент;
В – мобилизационный сегмент;
Г – прессинговый сегмент.
Рисунок 2. Графическая модель социокультурного образа организации
Данная модель дает позволяет представить, какие стратегии поведения выбирает руководитель в зависимости от тех или иных стереотипов восприятия работников, стереотипов, которые так или иначе проявляются в его сознании.
Из графической модели видно, что организация находится, преимущественно, в прессинговом сегменте.
Прессинговый сегмент насыщен стрессовыми факторами и фрустрациями. В нем работа оценивается в биполярных представлениях.
Ригористический сегмент
формирует исполнительский тип
поведения. В коммерческой организации,
которая находится в
Второе место по степени
доминирования в структуре
Для автономного сегмента характерна свобода маневром работника, возможность выбора той или иной линии поведения в организации дела. Параллельно растет груз ответственности, который возлагается на работника.
Автономное поведение работников проявляется в трех показателях: метод, временной темп и временной ритм, критерии оценки работы. В данном сегменте развита система делегирования полномочий, где формируется инициативный тип работника.
Для работников особенно важны отношения в коллективе, а также отношения с непосредственным руководителем.
Анализируя действительную рабочую обстановку, царящую в изучаемом коллективе, и сравнивая ее с полученной графической моделью, я пришла к выводу, что доминирующее положение занимает не только прессинговый сегмент. Он делит его с автономным сегментом.
В коллективе для большинства работников характерен в основном, автономный тип поведения, когда они сами выбирают, какой метод им применить, в зависимости от ситуации; достаточно самостоятельно регулируют процесс работы, чтобы выполнить ее в определенные сроки. Это связано с творческой направленностью деятельности предприятия в целом.
Однако, что касается критериев оценки работы, то здесь об автономии речи не идет, так как оценкой работы занимается руководящий состав непосредственно (генеральный директор и его заместитель).
В качестве рекомендаций руководителю
можно посоветовать увеличить наполненность
автономного сегмента, для чего произвести
частичную децентрализацию
Организационное поведение работников психологически проявляется как их отношение к той фирме, где они работают. Оно, как правило, персонифицировано, поскольку переносится на конкретных представителей организационной власти. Именно от высшей администрации в первую очередь и зависит, как им работается в организации. Поэтому отношение высшей администрации к работникам является исходной причиной того или иного их поведения. Отсюда следует главный управленческий закон: как высшая администрация относится к работникам, так и работники относятся к организации.
В организации всегда сталкиваются, так или иначе, два типа отношений к работникам: инструментальное и ценностное. Инструментальное отношение характерно для управляющих высшего звена, а ценностное закодировано в требованиях и ожиданиях управляемого персонала. Эта двоякая система - управляющая и управляемая - имеет противоположные полюсы, которые создают определенную психологическую дистанцию «мы — они». В этом противопоставлении и заключается морально-психологический смысл противоречия «управляющие - управляемые».
Для определения основного управленческого отношения, характерного для руководящего состава анализируемой организации, был использован метод опроса. Структура опросника и шкала оценивания – аналогичны тем, что использовались при анализе социокультурного образа организации.
Таблица 6 Определение основного управленческого отношения
№ |
Вопрос |
Ответ (рук-ль) |
Ответ(рабочий) |
Отношение «заинтересовать работника» | |||
1 |
Работа
дает мне возможности |
6 |
4 |
2 |
Мой руководитель способен увлечь за собой коллектив |
6 |
5 |
3 |
У нас развитая система поощрений и премий |
4 |
3 |
4 |
Мы заинтересованы в успехе организации |
6 |
6 |
5 |
На работе я часто не замечаю, как летит время |
6 |
4 |
Итого: |
28 |
22 | |
Отношение «заставить работника» | |||
1 |
Нам часто угрожают применением карательных санкций |
4 |
4 |
2 |
Руководство обычно отдает распоряжения в форме жестких приказов |
2 |
5 |
3 |
Начальство требует беспрекословного выполнения своих указаний |
6 |
3 |
4 |
Я все время помню об опасности штрафов и выговоров |
6 |
5 |
5 |
Я работаю скорее по принуждению, чем по собственному желанию |
2 |
2 |
Итого: |
20 |
29 | |
Отношение «вера в способности» | |||
1 |
В работе мне
предоставляют большую |
3 |
2 |
2 |
Руководство контролирует только результат, а не процесс выполнения работы |
2 |
3 |
3 |
Проявление инициативы у нас поощряется |
4 |
3 |
4 |
Руководство отмечает мои успехи в работе |
6 |
4 |
5 |
Нам дают понять, что личный вклад каждого очень ценен |
6 |
6 |
Итого: |
31 |
18 | |
Отношение «блокировка способностей» | |||
1 |
Попытки сотрудников проявить инициативу подавляются руководством |
2 |
3 |
2 |
После разговора с начальником я чувствую себя ни на что не способным |
2 |
2 |
3 |
Руководство не заинтересовано в профессиональном росте сотрудников |
2 |
3 |
4 |
Я знаю, что способен на большее, но у меня нет возможности это доказать |
3 |
4 |
5 |
Руководство не дает сотрудникам возможности проявить себя |
2 |
2 |
Итого: |
11 |
14 |
Информация о работе Создание эффективного рабочего коллектива для отдела в организации