Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 08:24, курсовая работа
Цель: Исследование зависимости иерархии потребностей и мотивов деятельности сотрудников компании и уровня общеорганизационной культуры.
Задачи:
диагностика и анализ потребностей сотрудников компании;
диагностика и анализ существующей организационной культуры компании;
установление зависимости между двумя переменными;
проектирование и разработка приёмов организационно-культурных изменений;
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава I. Характеристики культуры, как ресурса системы управления……….6
Понятие, основные характеристики корпоративной (организационной) культуры………………………………………………...6
Типология организационной культуры……………………………….12
1.3. Проблемы поддержания и коррекции культуры организации……….14
Глава II. Психологические условия формирования корпоративной
культуры…………………………………………………………………21
2.1.Психологические аспекты исследования организационной культуры,
с позиции мотивационно-ориентированного менеджмента…………...21
2.2. Психологические проблемы мотивации персонала через
потребности……………………………………………………………….24
Глава III. Методы и методики диагностики ценностно-потребностной сферы и организационной культуры организации………………………………...30
Организация экспериментального исследования. Характеристики групп испытуемых…………………………………………………………...30
Методы и методика диагностического эксперимента………………..31
Результаты диагностики, анализ и интерпретация экспериментального материала………………………………………….38
Основные направления проектирования и коррекции культуры строительного холдинга «ООО Х» (ориентированные на задачу)…..45
Заключение……………………………………………………………………...48
Список литературы……………………………………………………………..51
Приложения……………………………………………………………………..
В этих условиях, ведение бизнеса требует от менеджеров пристального внимания к коллективу, отдельным ключевым фигурам процесса управления, способам и инструментам воздействия на их продуктивную деятельность. Интегрированные возможности психологии, опыт многих HR менеджеров, научные исследования и разработки проблем организационного развития, дают нам необходимое решение назревших кадровых вопросов. Если классический менеджмент рассматривает управление мотивацией в общем, ряду с решением управленческих процессов.
То
мотивационно-ориентированный
Эффективность профессиональной и трудовой деятельности сотрудника зависит не только от особенностей, которые были названы выше, но и от того, как организация отвечает на эти потребности, интересы, склонности личности. В 20-е годы XX века американские учёные Р.Вудвортс и А.Уайт показали, что потребность приводит к активности, которая выполняется не ради какого-либо результата, а ради самого процесса действования. Это – активность, выполняемая ради неё самой и того чувства удовольствия, которое возникает от её процесса.
Содержание и конкретные формы объективирования «философии», «идеологии», культуры господствующей в организации, действуя в совокупности и, взаимопроникая друг в друга, всегда оказываются теми реальными условиями, которые облегчают формирование у сотрудника одних отношений (удовлетворённость) к действительности и затрудняют формирование других (неудовлетворённость).
Глава
3. Методы и методики
диагностики ценностно-
3.1.
Организация
В
данном экспериментальном
Выявление и изучение внутренних побуждений, которые лежат в основе поведения людей, проводилось в рамках программы формирования корпоративной культуры, было принято Советом директоров и утверждено приказом Президента холдинга. Выборка представляет собой управленческий персонал строительного холдинга «ООО Х», в составе которого сотрудники ТОО «ОО1 Х» (далее по тексту Экспериментальная группа № 1) и «ОО2 Х» (далее по тексту Контрольная группа № 2). В эксперименте принимали участие 28 человек, с разным трудовым стажем, из них 12 – женщин, 16 мужчин, возрастной диапазон от 18 до 52 лет.
- женщины - 8 в возрасте до 40 лет, 4 – старше 40 лет,
- мужчины - 7 в возрасте до 40 лет, 4 - старше 40 лет, 1- 19 лет.
Испытуемые в большинстве своём, имеют средне специальное и высшее инженерное строительное образование, дополнительное (второе высшее), по экономическим и юридическим специальностям.
Обследуемые занимают различные должностные позиции в строительном холдинге, в процессе реализации программы «Диагностики и формирования корпоративной культуры», была проведена предварительная, индивидуальная работа, также работа с использованием сетевого ресурса ПК (Приложение № 8).
С целью изучения основ организационной культуры в данной работе были использованы следующие методики опросник «Организационная культура» Чарльза Хэнди, адаптированный Магурой М.И. и Курбатовой М.Б.
Он представляет собой четырёхмерную шкалу, состоящую из 25 утверждений, относящихся к различным сферам функционирования организации. Результаты получают, путём подсчёта общего балла по каждой из предложенных шкал. Все утверждения по данным основаниям группируются в шесть блоков.
Примеры блоков утверждений:
I. Отношение к руководству и управлению (вопросы 1,3,5,13,16)
1) Организация направляется:
А - согласием с общей идей
Б - свободной инициативой
В - сильным руководством
Г - всесторонними обсуждениями
13) Руководство:
А - задаёт контекст и цель, сводя к минимуму остальное вмешательство
Б - даёт людям делать вещи так, как они считают нужным
В - определяет лидеров и возможные пути развития
Г - действует как катализатор группового взаимодействия и сотрудничества
2) Проблемы решаются на основе:
А - исходного согласия с целями и задачами
Б - индивидуального творчества
В - власти и положения
Г - содействия
контактам и сотрудничеству
12) Желания и интересы отдельных людей:
А - оцениваются по степени их согласованности с целями организации
Б - считаются более важными, чем интересы организации
В - подчиняются интересам организации
Г - согласуются с интересами организации путём договорённости
24) Служащие рассматриваются как:
А - элементы организации, унифицированные принадлежностью к общему делу
Б - уникальные и автономные личности
В - взаимозаменяемые части организационной машины
Г - активные партнёры в предпринимательском сотрудничестве
7) Способы выполнения дел:
А - так или иначе складываются сами по себе
Б - это предмет свободного выбора
В - основываются на том, что говорит ответственное лицо
Г - регулярно пересматриваются и усовершенствуются
8) Предпочтительно делать что-либо:
А - в соответствии с общими целями и задачами
Б - с
оригинальностью и
В - придерживаясь прецедентов и принятой практики
Г - практично и в соответствии с имеющимися обстоятельствами
11) Внешние воздействия встречаются
А - выработкой общего представления о них
Б - постоянными изменениями и инновациями
В - сохранением
стабильного и неизменного
Г - гибким приспособлением к требуемым условиям
25) При
серьёзных затруднениях
А - мёртвой, где каждый делает свою работу и никто не разговаривает
Б - несвязанной и хаотичной, где каждый оказывается сам по себе
В - жёсткой и сверх контролируемой, где каждый повышает внимательность и готовность вмешаться
Г - интенсивной,
со сверх включённостью и
19) Рабочая обстановка:
А - гармонична, комфортабельна и нравиться людям
Б - возбуждающа, изменчива и с творческими возможностями
В - стабильна, знакома и безопасна
Г - кооперативна, располагает к сотрудничеству, эффективна
Каждому утверждению соответствует 4 варианта ответа, предпочтение испытуемого таким образом лежат в плоскости 4 типов культур: А – культура Роли; Б – культура Личности; В – Культура Задачи; Г – культура Власти.
Измерение оценочного отношения к состоянию системы управления и организационной культуры осуществлялось с позиции, - «Как есть»? (as is) (Приложение № 1). Для уточнения коррекционного воздействия на корпоративную культуру, а также приёмов и способов изменения использовалось с позиции, - “Какой бы вы хотели видеть культуру компании?” (to be).
Этот подход признает, что недостатком предыдущих теорий менеджмента было то, что в поисках универсального для всех средства они пытались определить общую организационную культуру, т.е. наличие "одного самого лучшего способа" руководить или ряда универсальных принципов, применяемых ко всем организациям при любых обстоятельствах.
Шкала Г – Культура власти. Такую структуру лучше всего представить в виде паутины. Она зависит от центрального источника власти, власть исходит из центра, а распространяется в виде центральных волн. Контроль осуществляется централизованно, через отобранных для этой цели лиц, с учетом некоторых правил и приемов, небольшой доли бюрократизма. Проблемы решаются, по большей части, на основе баланса влияний, а не на процедурной или частично логической основе. Организации с таким типом культуры могут быстро реагировать на события, но сильно зависят от принятия решений людьми из центра. Они будут стремиться привлечь людей, имеющих склонность к политике, ориентированных на власть, любящих рисковать и таких, которые невысоко ценят безопасность. Сила ресурсов является основой власти в этой культуре, с некоторыми элементами персональной власти в центре. Шкала А - Культура роли. Этот тип организации характеризуется строгими функциональными и специализированными участками, такими, как финансовый отдел, торговый отдел (ее колонны), которые координируются узким связывающим звеном управления сверху. Степень формализации и стандартизации велика; деятельность функциональных областей и их взаимодействие регулируются по определенным правилам и процедурам, определяющим разделение работы и власти, способы связи и разрешение конфликтов между функциональными участками. В ролевой культуре основным источником силы является сила положения. Для исполнения роли выбираются отдельные лица, к силе личности относятся с неодобрением, а сила специалиста ценится только в надлежащем ей месте. Влияние регулируется правилами и процедурами. Эффективность этой культуры зависит от рационального распределения работы и ответственности, а не от отдельных личностей.
Информация о работе Психологические условия формирования корпоративной культуры