Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 08:24, курсовая работа
Цель: Исследование зависимости иерархии потребностей и мотивов деятельности сотрудников компании и уровня общеорганизационной культуры.
Задачи:
диагностика и анализ потребностей сотрудников компании;
диагностика и анализ существующей организационной культуры компании;
установление зависимости между двумя переменными;
проектирование и разработка приёмов организационно-культурных изменений;
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава I. Характеристики культуры, как ресурса системы управления……….6
Понятие, основные характеристики корпоративной (организационной) культуры………………………………………………...6
Типология организационной культуры……………………………….12
1.3. Проблемы поддержания и коррекции культуры организации……….14
Глава II. Психологические условия формирования корпоративной
культуры…………………………………………………………………21
2.1.Психологические аспекты исследования организационной культуры,
с позиции мотивационно-ориентированного менеджмента…………...21
2.2. Психологические проблемы мотивации персонала через
потребности……………………………………………………………….24
Глава III. Методы и методики диагностики ценностно-потребностной сферы и организационной культуры организации………………………………...30
Организация экспериментального исследования. Характеристики групп испытуемых…………………………………………………………...30
Методы и методика диагностического эксперимента………………..31
Результаты диагностики, анализ и интерпретация экспериментального материала………………………………………….38
Основные направления проектирования и коррекции культуры строительного холдинга «ООО Х» (ориентированные на задачу)…..45
Заключение……………………………………………………………………...48
Список литературы……………………………………………………………..51
Приложения……………………………………………………………………..
I уровень
- поверхностный
Может
увидеть сторонний наблюдатель
II уровень – средний
Снаружи можно увидеть
лишь
небольшую часть
III уровень - глубинный
Таблица № 2 Ценностно-потребностная основа 1-го и 2-го уровня корпоративной культуры (по Шейну).
Процессы | Потребности | Ценности |
|
Потребность в принадлежности к определённой социальной группе | Ценность люди и их отношения, проявляется в стремлении людей быть принятыми другими людьми. |
|
Потребность в независимости | Ценность свободы волеизъявления и возможности управлять самим собой. |
|
Потребность власти | Ценность значимость собственной личности, желание управлять, контролировать других людей. |
|
Потребность в признании | Ценность получить одобрение в том числе значимых людей (родителей, друзей, руководителей). |
|
Потребность в определённом социальном статусе | Связана с ценностью места человека в обществе, организационной и социальной иерархии |
|
Потребность в надёжности и безопасности | Ценность экономическая и эмоциональная надёжность и стабильность в рамках организации. |
|
Потребность в самоуважении | Ценность образа Я |
Некоторые
исследователи предлагают более
дробную структуру
В соответствии с такой структурой три последних компонента соответствуют первому уровню, тогда как мировоззрение и организационные ценности соответствуют среднему уровню. Данная структура в каждой организации наполняется своим собственным содержанием, однако психологические условия оптимизации культуры едины для всех.
При всей важности организационной культуры для эффективного функционирования предприятия, её изучение, измерение и оценка представляют значительную сложность. Как правило, изучение, и обобщение конкретных проявлений организационной культуры является долгим и трудоёмким процессом, который включает анализ всех факторов. Внутренняя характеристика феномена организационной культуры предполагает описание процессов и механизмов её психической регуляции, её структуры и содержания, операционных средств её реализации.
Предметом психологического изучения организационной культуры выступают психологические компоненты, которые побуждают, направляют и
регулируют трудовую активность сотрудников и реализуют её в исполнительских действиях, а также личные свойства сотрудников, через которые эта активность реализуется. Предметы, вещи, конкретные люди или объединения, события и процессы, которые происходят в обществе, по-разному сопрягаются с имеющимися у них потребностями. Глубинным источником мотивации трудового поведения человека являются потребности, под которыми понимаются нужда, надобность сотрудника, коллектива в чем-то. Неудовлетворённый человек сделает одно из двух: либо займётся поисками объекта, способного удовлетворить нужду (потребность), либо попытаться заглушить её. Первичные и вторичные потребности равноценны, одинаково весомы, в ряде случаев, материальное, не может заменить и компенсировать моральное, в соответствии с этим принято выделять две системы мотивации внешнюю и внутреннюю, между которыми существуют достаточно сложные и закономерные отношения. Они обуславливают личностные предпочтения сотрудника, личностную привлекательность управленческой деятельности, а также профессиональные успехи при её осуществлении.
Именно в профессиональном становлении и развитии, материальный стимул значительно преломляется через моральную природу человека. Люди сталкиваются, с всё большим количеством объектов, пробуждающих их любопытство, интерес и желание. В результате соотнесения личных мотивов с целями организации, формируется особое и важнейшее психологическое образование – личностный смысл деятельности. Направленность личности на те или иные ценности, характеризуют её ценностныё ориентации и служат, своего рода вектором, личностного смысла деятельности. Различают ценности-цели (терминальные) и ценности-средства (инструментальные). Первые, отражают цели и устремления человека, то для чего и ради чего он живёт, и трудится: здоровье, любовь, семья, материальные блага, покой, интересная работа, служение науке и обществу и т.д. Вторые, представляют собой как, и какие способы человек использует, для достижения своих целей: активность, инициативу, силу воли, напористость, умение держать слово и пр., а также могут представлять собой убеждения личности (хорошо плохо, нравственно безнравственно и т.д.). Среди внутренних побудителей ценности, цели, установки являются предрасположенностью – внутренней позицией сотрудника по отношению к различным ситуациям и явлениям в организации.
Как индивид чувствует и воспринимает себя, не имея возможности удовлетворить те или иные свои потребности в рамках организации?
Культура личности индивида в процессе профессиональной деятельности охватывает: перцептивную, познавательную, аффективную и поведенческую сферы.
Сомнение в состоятельности базового представления вызывает тревогу и ощущение незащищённости. Коллективные базовые представления – как на групповом, так и на индивидуальном уровне – выполняют роль «психологических когнитивных защитных механизмов». Внутренние переживания, которые, казалось бы, никаким образом не связаны с деятельностью реальной, ориентированной на результат организации, очень часто встают на пути эффективной работы персонала и эффективного менеджмента.
Таблица № 3 Механизм реагирования сотрудника и организации, с позиций мотивационного подхода.
Психологический компонент | Сотрудник (работник) | Организация (менеджмент) | Психологический компонент |
Когнитивная сфера (познавательная) | |||
Потребность, мотив, цель сотрудника | Что Я хочу? | Что он хочет? | Потребность, мотив, цель организации |
Перцептивная сфера (внутреннее ощущение, восприятие) | |||
Восприятие
и оценка
сотрудником |
Получу ли Я то, что хочу? | Можем ли мы дать то, что он хочет? | Восприятие и оценка организацией сотрудника |
Аффективная сфера (эмоциональное состояние) | |||
Чувства,
переживания
сотрудника |
Плохо это или хорошо? (для меня) | Плохо это или
хорошо?
(для компании) |
Чувства, переживания коллектива (организации, руководства) |
Поведенческая сфера (действия, поступки) | |||
Поведение сотрудника | Одобрение, эффективная работа или протест? | Эффективен ли сотрудник, награждать или наказывать? | Нормы, стандарты поведения |
При рассмотрении механизмов реагирования, несовпадение значений различных элементов (2 и 3 столбцов), обязательно сказывается на том, как каждый из компонентов в сознании отражается, каким переживанием на каждый компонент откликается, и какое поведение при этом принимается. В то же время, добиться совпадения этих элементов и есть цель воздействия (и на организацию и на сотрудника), при формировании корпоративной культуры.
Выделяя все выше сказанные варианты реагирования личности на воздействия, которым она подвергается из окружающей её социальной микро- и макросреды. Отмечая большой разброс в характере откликов на одни и те же воздействия у разных людей, нужно далее чётко видеть связь этого феномена с тем, каким целям подчинена повседневная жизнь каждого из них. Современные тенденции в менеджменте организации переносят акцент из области финансовых и производственных возможностей в сферу эффективного использования ресурсов людских, человеческих. Наиболее актуальным и соответствующим реалиям XXI века, рассматривается стратегический, проектный, мотивационно-ориентированный менеджмент, как:
Информация о работе Психологические условия формирования корпоративной культуры