Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 11:12, реферат
Общие принципы управления в живой природе, обществе, технике изучаются кибернетикой. Система знаний об управлении производством формируется на базе различных наук. В политической экономии, в праве, в психологии и во многих других науках имеются разделы, связанные с управлением на производстве. Ряд конкретных научных дисциплин специально изучают определенные функции управления: планирование, вопросы учета и принятие решений, обработку информации и т. д.,
Этот анализ Дюркгейм резюмирует следующим образом: "Мы приходим к выводу, по-видимому, парадоксальному. Не следует обманывать себя; поместить преступление в число явлений нормальной социологии, значит, не только признать его явлением, хотя и прискорбным, но неизбежным, вытекающим из непоправимой испорченности людей, но и утверждать при этом, что оно есть фактор общественного здоровья, составная часть всякого здорового общества".2 "Преступление, следовательно, необходимо, оно связано с основными условиями всякой социальной жизни и уже потому полезно, т. к. условия, в тесной связи с которыми оно находится, в свою очередь необходимы для нормальной эволюции этики и права".3
Сущность концепции аномии
В период общественной стабильности (по терминологии автора "в нормальное время") существующий общественный порядок в большей мере основывается на:
— устоявшейся иерархии социальных ценностей, понятии о добре и зле, справедливости и несправедливости, о том, что можно делать и чего делать нельзя;
— оценке людьми существующего порядка в обществе как справедливого и вырабатываемом на этой базе общественном мнении;
— религиозных стереотипах сознания и поведения;
— семейных связях;
— социальных традициях и привычках, системе авторитетов.
Последним Дюркгейм придавал
особое значение, считая, что авторитет
коллектива в значительной мере зависит
от авторитета традиций. Живым выражением
традиций он считал стариков.4 Уважение
к старикам — показатель уважения
к традициям, а соответственно и
индикатор прочности
В период стабильности закон является для человека не в виде грубого давления материальной среды, а в образе высшего, и признаваемого им за высшее, коллективного сознания.' Все эти интегрирующие факторы формируют внутреннюю целостность общества, его единство, сглаживают противоречия между его членами. "В силу этого принципа общество представляет не простую сумму индивидов, но систему, образовавшуюся от ассоциации их и представляющую реальность в собственном смысле, наделенную особыми свойствами".2
Степень сплоченности общества определяется этими факторами, а уровень солидарности в свою очередь определяет характер многих социальных процессов, в том числе и преступности.
Дюркгейм выделяет два вида солидарности. Низший тип — механическая солидарность, высший — органическая. Первый основывается на подавлении человеческой природы, второй — на гармонии индивидуального и общественного сознания. Первый предполагает практическое устранение личности (человек сливается с обществом и теряет индивидуальность), второй возможен только, если всякий имеет собственную сферу действия, т. е. личность.
Именно в отсутствии солидарности (дезорганизации) Дюркгейм усматривает источник абсолютного большинства негативных общественных проявлений. В этой связи особое внимание он уделяет анализу социальной дезорганизации (или аномии) как фактору, генерирующему различные негативные социальные явления, в том числе и преступность. "В момент общественной дезорганизации, будет ли она происходить в силу болезненного кризиса или, наоборот, в период бескомпромиссных, но слишком внезапных социальных преобразований, — общество оказывается временно неспособным проявлять нужное воздействие на человека... Прежняя иерархия нарушена, а новая не может сразу установиться. Для того, чтобы люди и вещи заняли в общественном сознании подобающее им место, нужен большой промежуток времени. Пока социальные силы, предоставленные сами себе, не придут в состояние равновесия, относительная ценность их не поддается учету и, следовательно, на некоторое время всякая регламентация оказывается несостоятельной. Никто не знает точно, что возможно и что не возможно, что справедливо и что не справедливо; нель
зя указать границы между законными и чрезмерными требованиями и надеждами, а потому все считают себя вправе претендовать на все... Те принципы, на основании которых члены общества распределяются между различными функциями, оказываются поколебленными... Общественное мнение не в силах своим авторитетом сдержать индивидуальных аппетитов; эти последние не знают более такой границы, перед которой они вынуждены были бы остановиться...
Общее состояние дезорганизации,
или аномии, усугубляется тем фактом,
что страсти менее всего
Вот еще один из немаловажных штрихов аномии:
"Наши верования были
нарушены; традиции потеряли свою
власть; индивидуальное суждение
эмансипировалось от
При этом, по мысли автора, кризис не является чем-то исключительным или чрезвычайным: "В промышленном мире кризис и состояние аномии суть явления не только постоянные, но, можно даже сказать, нормальные".3
Наряду с экономическими
факторами аномии Дюркгейм выделяет
и физиологические. Здесь он выступает
вполне в русле ломброзианства, которое
нередко подвергал критике: "В
современных нациях существует все
увеличивающаяся масса
Дюркгейм разрабатывает общие направления выхода из кризисного состояния аномии: "Лекарство против зла состоит не в том, чтобы стараться воскресить, во что бы то ни стало, традиции и обычаи, которые, не отвечая более настоящим условиям социального положения, могли бы жить только искусственной и кажущейся жизнью. Что нужно — так это прекратить аномию, найти средство заставить гармонически сотрудничать органы, которые еще сталкиваются в несогласных движениях, ввести в их отношения более справедливости, все более и более ослабляя внешние неравенства, эти источники зла".5 При этом ученый выдвигает
13. Научное управление
Основополагающей предпосылкой этого направления классической теории является то, что работа (в частности, работа исполнителей) может и должна изучаться с помощью научных методов. Согласно Тейлору, объективный анализ фактов и данных, собранных на рабочем месте, может стать основой определения наилучшего способа организации работы. Более того, определение этого наилучшего способа является обязанностью управляющего.
Сущность научного управления выражена Тейлором в следующих четырех основных положениях:
1. вместо волевых решений научно обосновывать каждый элемент работы;
2. с помощью определенных критериев отбирать, а затем обучать, образовывать и развивать рабочую силу;
3. тесно сотрудничать с людьми, обеспечивая при этом выполнение работы в соответствии с разработанными принципами науки;
4. обеспечивать обоснованное разделение труда и ответственности между руководителем и работниками. Руководители выполняют ту работу, для которой они лучше подготовлены, чем рабочие, тогда как в прошлом почти вся работа и большая часть ответственности лежала на исполнителях.
Эти четыре положения выражают главную идею научного управления: для каждого вида деятельности человека вырабатывается теоретическое обоснование, а затем осуществляется его обучение (в соответствии с утвержденным регламентом), в ходе которого он приобретает необходимые навыки работы. Такой подход противостоит методу волевых решений, когда задачи управляющих и рабочих не четко разделены. Тейлор полагал, что посредством более эффективной организации труда общий объем благ может быть увеличен, а доля каждого участника может увеличиваться без сокращения доли других. Поэтому если и управляющие, и рабочие выполняют свои задачи более эффективно, то доходы и тех и других будут возрастать. Обеим группам следует пережить то, что Тейлор называл «умственной революцией», прежде чем станет возможным широкое применение научного управления. «Умственная революция» будет заключаться в создании атмосферы взаимопонимания руководителей и рабочих на почве удовлетворения общих интересов.
Разделение планирования работ и их выполнения. Это разделение двух функций базируется на специализации труда как руководителей, так и рабочих, и на рациональном подходе к формированию иерархии управления в организациях. На каждом уровне организации происходит специализация функций. Разделяя планирование работ и их выполнение, производственные организации образуют отделы планирования, задача которых — выработка точных ежедневных предписаний для управляющих. Тейлор, однако, пошел дальше и обосновал необходимость специализации руководителей низовых звеньев — групп исполнителей.
Функциональное руководство
Home :: Классическая теория организации
Административная теория организации
В отличие от создателей школы научного управления, главной заботой представителей административной теории организации было управление в более широком смысле — применительно к работе всей организации. Если Тейлор предлагал устанавливать рациональное управление организациями «снизу», то Файоль — «сверху». Файоль неоднократно подчеркивал, что никакого противоречия между его теорией и теорией Тейлора нет, просто они рассматривают разные уровни организации производства: Тейлор — цеховое управление, а он — высшее административное. Основной вклад представителей ад¬министративной теории организации состоит в том, что они рас¬сматривали управление организацией как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, и изложили основные принципы управления. Они сформировали систематизиро¬ванную теорию управления всей организации, выделив управление как особый вид деятельности (см. рисунок).
Файоль предложил
четырнадцать принципов организации,
хотя и утверждал, что их может
быть намного больше. Структурные
прин¬ципы обеспечивают основные направления
для создания системы взаимосвязанных
организаторских функций, права
и ответственно¬сти. Принципы процесса
сосредоточены на действиях руководите¬лей,
направляющих деятельность организации,
особенно когда руко¬водители общаются
с подчиненными. Принципы конечного
резуль¬тата определяют желаемые характеристики
организации.
Административная теория организации
и управления — это одна из первых целостных
рационально-нормативистских теорий органи¬зации
и управления промышленным предприятием,
имеющая мощ¬ный социальный компонент.
Она создана на рубеже ХIХ-ХХ вв. в рамках
классической школы Файолем. Согласно
этой теории управ¬ление определяется
как «ведение предприятия к определенной
цели», при которой «извлекается максимум
из имеющихся в распо¬ряжении организации
ресурсов». В качестве объекта управления
рассматриваются следующие сферы деятельности:
• техническая;
• коммерческая;
• финансовая;
• защитная;
• бухгалтерская;
• административная (определяется как
базовая и связана с управлением персоналом).
Содержание теории организации и управления
вообще и админи¬стративного управления
в частности сводится к двум проблемам
деятельности администрации:
1. что делать (функции управления) — все
функции управления рассматриваются как
универсальные, обязательные для руководителя
любого уровня, хотя их соотношение и изменяется
на разных уровнях управления и исключение
одной из них разрушило бы всю логику управления.
Функции управления трактуются как основа
«науки ад¬министрирования». Файоль выделял
пять универсальных функций (в его терминологии
— «стабильных элементов» управления):
• предвидение;
• организация;
• распорядительство;
• координация;
• контроль;
2. как делать (принципы управления) — как
относительно более гибкий компонент
системы управления. Принципы управления
— это постоянно пополняющийся перечень
положений, обобщающих прак¬тику руководителя
и трактуются как основа «искусства админист¬рирования».
Файоль определил перечень универсальных
принципов управления:
• власть;
• дисциплина;
• единство командования;
• единство руководства;
• подчинение индивидуальных и ведомственных
интересов об¬щей цели;
• вознаграждение;
• централизация;
• иерархия;
• порядок;
• равенство;
• корпоративный дух.
Организация в качестве одной из пяти
предложенных Файолем универсальных функций
управления трактуется как процесс созда¬ния
материальных и социальных предпосылок
для целенаправлен¬ной управленческой
деятельности. При этом отмечается мощная
со¬циальная составляющая функции организации,
обусловленная про¬цессом формирования
структур управления под цель, «обоснованием
места каждого в структуре управления».
В результате этого процес¬са создается
иерархическая система управления (социальная
органи¬зация), рассматриваемая им как
специфическая целостность и еди¬ный
«социальный организм». В этом пункте
Файоль предвосхитил системный взгляд
на природу организации.
14.
Бюрократическая теория
Огромный вклад
в развитие управленческой мысли
внес Вебер М., разработавший теорию
бюрократического построения орга¬низации
и системы управления, в частности.
Если Тейлор пытался найти ответ
на вопрос, как сделать так, чтобы
рабочий работал как машина, то
Вебер искал ответ на вопрос, что
нужно сделать, чтобы вся организация
работала как машина. Ответ на данный
вопрос Ве¬бер видел в разработке
правил и процедур поведения в
любой ситуа¬ции, а также правил
и обязанностей каждого работника.
Личность отсутствовала в веберовской
концепции организации. Процедуры
и правила определяли все основные
виды деятельности, карьеру работ¬ников
и конкретные решения и деятельность
руководства.
Вебер считал, что бюрократическая система
организации должна обеспечить скорость,
точность, порядок, определенность, непрерывность
и предсказуемость. Однако бюрократия
имеет различные значения. В одних случаях
это понятие характеризует правления
с жестко отра¬ботанными правилами и процедурами.
В других — бюрократией обо¬значаются
негативные последствия деятельности
больших организаций. В исследовании Вебера
бюрократия относится к социологическим
представлениям о рационализации коллективной
деятельности. Он описывает форму или
схему организации, которая гарантирует
предсказуемость поведения наемных работников.
Назовем основные эле¬менты построения
организации по Веберу:
• Положения законной власти
• Скорость
• Точность
• Порядок
• Построение организации
• Характеристика организации
• Тезисы структуры законной власти
• Определенность
• Непрерывность
• Предсказуемость
Положения законной
власти в организации:
• могут быть установлены такие легитимные
законы, которые мо¬гут действовать с
согласия части членов организации;
• закон есть система абстрактных правил,
применяющихся в ча¬стном случае. Администрация
соблюдает интересы организации в рамках
закона;
• исполнительная власть также подчиняется
этим правилам;
• член организации подчиняется правилам
только в этом качестве;
• подчинение касается не лица, осуществляющего
власть, а без¬личного порядка.
Тезисы структуры
законной власти в организации:
• служебные обязанности установлены
на постоянной упорядо¬ченной основе;
• обязанности подразделяются по различным
функциональным сферам, каждая из которых
обеспечивается необходимой властью и
санкциями;
• должности учреждаются по иерархической
шкале, где их взаим¬ные полномочия на
контроль и обжалование тщательно обозначены;
• правила, согласно которым должна выполняться
работа, могут быть либо техническими,
либо юридическими. В обоих случаях тре¬буется
квалифицированный персонал;
• ресурсы организации четко отделены
от ресурсов, которыми располагают индивиды;
• должностное лицо не может присвоить
должность;
• администрация основывается на письменных
документах, что превращает контору (бюро)
в центр современной организации;
• система законной власти может принимать
многочисленные формы, но в наиболее чистом
виде — это бюрократическая админист¬ративная
группа служащих.
Информация о работе Принципы и функции управления производством