Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 11:12, реферат
Общие принципы управления в живой природе, обществе, технике изучаются кибернетикой. Система знаний об управлении производством формируется на базе различных наук. В политической экономии, в праве, в психологии и во многих других науках имеются разделы, связанные с управлением на производстве. Ряд конкретных научных дисциплин специально изучают определенные функции управления: планирование, вопросы учета и принятие решений, обработку информации и т. д.,
Правила организации государственного управления
Это (установление каждого органа государственного управления - Я.Р.)<...>должно означать: 1) состав каждого из них, 2) предметы (функции, задачи - Я.Р.) его и 3) порядок действий (методы работы, рабочие процедуры - Я.Р.). <...>Каждое из сих установлений<...>должно простираться на всю империю и, разделяясь постепенно, нисходить к самым последним селениям.<...>Сие ведет к разделению империи в порядке законодательном, в судном и в порядке управления. Первое правило сего разделения состоит в том, чтоб стараться, сколь возможно, все степени сил государственных совместить между собою. Сего требует економия их упражнений, надзора и издержек. Второе правило, не менее важное, состоит в том, чтоб, избегая излишней раздробительности, доставить всем подданным, в установлениях сих участвующим, удобность в них действовать. Третие правило. Все устройства, слишком сложные и составленные из великого числа людей, движутся медленно; напротив, те установления, кои не имеют достаточных сил, вместе действующих, обыкновенно падают в слабость и неуважение [1, с.189-190].
Необходимость
одновременного введения нормативно-правовой
базы
взаимодействующих органов управления
Когда все сии материалы (положения и уставы - Я.Р.) будут приуготовлены, соображены (согласованы - Я.Р.) и утверждены, тогда все места (органы, должности - Я.Р.), на сем новом плане расположенные, открыть в одно время, дабы вступая все вместе в новый вещей порядок, представляли они стройное целое, коего все части покорны одному закону [1, с.135].
Методология разработки структуры управления
<...>По
различию местных положений в
каждом главном отделении
ФУНКЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ
Необходимость и целесообразность планирования
<...>Не
имея постоянного плана,
Планирование - инструмент упорядочения
<...>Правительство, действуя без плана, не только теряет время и случай к приготовлению лучшего, но и заграждает себе пути, ставя в подвиге своем самому себе препятствия [1, с.66].
<...>Они
(организационные нововведения
Каким порядком можно приступить к полному составу всей системы управления? Есть ли план усовершенствования, выше предлагаемый (заранее составленный - Я.Р.) будет [1, с.139].
Потребность планирования в моделях
Всякое правительство по необходимости обязано составить себе сей образец, дабы знать, куда ему должно склонять свои движения, чтоб иметь, так сказать, неподвижную точку направления; без сего все его планы могут быть подвержены великим ошибкам [1, с.113].
ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ
Целевое предназначение контроля
Главная
мысль<...>есть мысль надзора в
порядке и благоустройстве
Потребность в контроле за исполнительной властью
<...>Какие
бы законы народ ни издавал,
естьли власть исполнительная
не рассудит приводить их в
действие, они будут пустые теории;
естьли законодатели не будут
иметь средств заставить
Право контроля требует ответственности
Надзор,
естьли он не есть тайный, всегда предполагает
ответственность; в самом деле, надзор,
который бы, не потребовав на месте
объяснения, доносил только первые
свои примечания высшему начальству,
был бы самое тщетное и вредное
фискальство. Надзор, который бы мог
требовать от главных местных
начальников объяснения, должен бы
быть от них независим. <...>Он должен
необходимо следовать за течением дел,
т.е. видеть все их производство; следовательно,
должен иметь во всех местах своих
агентов. Агентам сим должны быть
все дела сообщаемы на предварительное
усмотрение; чтоб усмотрение сие могло
иметь свою пользу, должно им дать право
протеста (иначе злоупотребления
будут видимы, но не исправлены), с
протестом соединить право
ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ
Лиц, принимающих решения, необходимо обеспечивать только релевантной информацией
Министр, действуя в Коллегии как Главный Директор, не может иначе управлять ею, как только внешним образом, т.е. он должен получить от нея мемории о делах текущих, разсматривать ея представления, давать на них предложения, составлять доклады, предписывать по ним исполнение: сколько излишней и ничего в себе существенно не заключающей переписки! Он должен иметь для каждой Коллегии свою Канцелярию и свой Архив, и все сие только для того, чтобы сказать ей свою резолюцию или объявить указ. Сие вводить Министра в безполезныя подробности, развлекает внимание, отвлекает время и средства обозреваемых их в совокупности [6, с.41].
Потребность органов управления во взаимодействии
<...>Как
скоро одно министерство
Зависимость эффекта управления от исполнения
Самый лучший образ управления, не имея исполнителей, не только не произведет никакого полезного действия, но по необходимости родит два весьма важные и столь редко законодателями измеряемые неудобства: 1) Недоверчивость и неуважение к правительству. <...>2) Разрушив прежний вещей порядок, хотя несовершенный, но с привычками народными сообразный, естьли порядок вновь установленный не будет обеспечен разумом исполнителей, он по необходимости родит во всех классах народа тем важнейшее неустройство, что все, и самые обыкновенные, упущения ему приписаны будут [1, с.112-113].
Общественное согласие повышает действенность управления
<...>Где
нет общего мнения о предметах
управления, все суждения о них
разнообразны, уединены, недействительны.
Там добрый и вредный закон
приемлется с равнодушием,
Рационализация процесса группового решения (от консенсуса - к большинству)
<...>Для
преграждения излишних
<...>Естьли
по неведомым мне причинам
необходимо большинство
Технология коллегиального управления
Председатель никогда не объявляет своего мнения прежде, нежели на все вопросы собраны будут мнения всех членов [5, арх., прил., отд.1, с.3].
При равенстве голосов мнение председателя имеет перевес. <...>Как скоро мнение, большинством голосов принятое, объявлено, все разсуждения пресекаются, и дело считается окончательно решенным. Одно сие мнение составляет существо решения и приводится в исполнение [Цит. по: 8, с.412].
Несогласные с большинством могут записать голоса свои в протокол. Сим освобождаются они от взыскания в случае неправильного решения в Коллегии [5, с.20].
Коллегиальность не исключает единоначалия
<...>В
толпе людей управляющих, под
каким бы названием ни была
она составлена, на всякую данную
минуту во всяком важном деле
есть и должен быть один
голос, один интерес, один
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ
Методы управления как меры воздействия
К действию законов необходимы способы исполнения. Сии способы содержатся в Уставах и Учреждениях (т.е. речь идет о собственно организационных и распорядительных методах - Я.Р.). В Уставах постановляются правила, как должно приводить закон в исполнение, меры к предупреждению нарушений и взыскания за пренебрежения сих мер. В Учреждениях устанавливаются власти, охраняющие исполнение закона по правилам, в Уставах положенным [6, с.92].
Связь между правовыми, организационными и распорядительными методами
Повеление указует, как поступить в известном и определенном деле; а закон есть правило, как поступать всегда в делах сего рода [2, с.84].
Отсюда
необходимая связь между
Действенность экономических методов
<...>Личный
интерес более подействует<...>
Избирательность в применение административных мер
<...>Необходимость различать в сих мерах то, что есть для всех частей общее, и что для некоторых из них есть особенное [6, с.93].
Методы регламентирования (формальной организации)
Два рода постановлений необходимо нужны к устройству всякой исполнительной части: 1) устав и 2) учреждение. Устав должен определить с точностью главные правила, на коих министр должен управлять вверенною ему частью. Учреждение должно установить предметы его, пределы его власти, образ его действия и постепенность исполнения [1, с.212].
<...>Прежде,
нежели уставы будут
ДИАГНОСТИКА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ДЕФЕКТОВ УПРАВЛЕНИЯ
Типичные недостатки в организации государственного управления
Как царство сие (Александра I - Я.Р.) застало также частные управления без правил и уставов, то и в нем все подвергается частным разрешениям - отсюда многоделие. Недостаток плана есть второе неудобство. Недостаток доброй организации есть третье неудобство. Наконец, смешение начал законодательных с упражнениями исполнительными, необходимость, в которую поставлены все департаменты - составлять и уставы и наблюдать за их исполнением - есть четвертое неудобство и также важная причина многоделия [1, с.142].
Дублирование в процессе управления
<...>Различия
существенного<...>между собою
они (т.е. разные органы
Причина
неверного распределения
В системе разделения дел на министерства, без сомнения, более был уважен порядок предшествовавший, нежели естественная их связь и отношение. Казалось несходственным - и заключение сие было правильно - пуститься с первого шага в большие уновления и, строя новое здание, разрушить все прежнее до основания. Отсюда, вероятно, произошел недостаток истинной соразмерности в разделении дел [1, с.204]
Недостатки организации аппарата управления министерств
1)
Медленность, в делах
Информация о работе Принципы и функции управления производством