Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 11:12, реферат
Общие принципы управления в живой природе, обществе, технике изучаются кибернетикой. Система знаний об управлении производством формируется на базе различных наук. В политической экономии, в праве, в психологии и во многих других науках имеются разделы, связанные с управлением на производстве. Ряд конкретных научных дисциплин специально изучают определенные функции управления: планирование, вопросы учета и принятие решений, обработку информации и т. д.,
6. Тектология Богданова - это общая теория организации и дезорганизации, наука об универсальных типах и закономерностях структурного преобразования любых систем. Несомненно, что Богданову удалось заложить основы новой синтетической науки, хотя и не получавшей признания длительное время.
Основная идея тектологии состоит в тождественности организации систем разных уровней - от микромира до биологических и социальных.
Самые
разнородные явления
В результате непрерывного взаимодействия формируется три вида комплекса (системы), которые Богданов различает по степени их организованности - организованные, неорганизованные, нейтральные.
7.
Социальные явления, продукты
духовной и материальной
Идеи
о психологических основах
Вопросы
о психологических
8. Закономерности
функционирования и
Наука социального
управления представляется как единая
отрасль научного знания, которая
изучает целостное освоение окружающего
мира под углом зрения системного
воздействия на все сферы общественной
жизни во имя достижения цели общества
— повышения качества жизни его
членов. Она исследует общие
11. Эмиль Дюркгейм (1858—1917) один из основоположников французской социологической школы, профессор Сорбонны и основатель периодического научного издания "L'Annee sociologique", провел ряд серьезных исследований общественных процессов. Его научные труды отличались глубиной и оригинальностью. Особое значение он придавал строгости метода научного исследования и объективности выводов.
Дюркгейм был горячим приверженцем метода объективизма. Он считал, что социология должна игнорировать
всякие философские теории и не должна быть ни индивидуалистической, ни коммунистической, ни социалистической, т. к. все эти теории стремятся не выражать, а прямо преобразовывать факты.*
В то же время Дюркгейм не был классическим позитивистом: он не боялся не только конструировать теории, но и смело предлагал направления преобразования общества. Конечно, он не был марксистом, но некоторые его выводы (о противоречии между трудом и капиталом, о несправедливости общественного устройства в капиталистических государствах и в силу этого их постоянной подверженности кризисам и дезорганизации) были весьма радикальны. Преступность не была основным объектом исследований этого ученого, что, однако, не помешало ему вскрыть фундаментальные социологические закономерности развития криминального феномена. Французский профессор социологии, детально проанализировав анатомию общественного организма, выявил социальные факторы, которые могут как сдерживать, так и генерировать преступность.
Признавая несомненные заслуги А. Кетле в изучении социологических закономерностей преступности, пальму первенства в данной области Дюркгейм отдавал не ему:
"Если Кетле первый
сделал попытку объяснить эту
регулярность научным путем,
Первой фундаментальной монографией французского ученого была вышедшая в 1893 г. в Париже книга "О разделении общественного труда".3 Это одна из наиболее интересных работ Дюркгейма. В ней рассматривается много правовых и криминологических проблем. Автор предпринял попытку проанализировать механизмы нравственности: факторы, влияющие на содержание нравственных норм, их истоки и направление развития. При этом он в значительной мере отступает от классических постулатов позитивизма:
наблюдать факты, но не выводить из наблюдений правил для будущего. Дюркгейм называет такой подход предрассудком и своей задачей считает не только изучение дейст-
вительности, но и поиск путей изменения ее в полезном для общества направлении.' Дюркгейм выдвигает гипотезу о том, что в обществе бывает состояние морального здоровья, и он пытается найти способы, которые позволили бы привести к такому состоянию общественную систему.2
Следующей крупной работой Дюркгейма была книга •'Метод социологии", вышедшая в 1896 г.3 Эта книга смелостью и нестандартностью выводов произвела буквально скандал в научной среде — в ней Дюркгейм не просто заявил о том, что преступность это нормальное явление (как это делал за двадцать лет до него Ч. Ломброзо), но попытался доказать, что "преступник вовсе не антисоциальное существо, не особого рода паразит, не чуждое и неассимилирующееся тело в среде общества; это нормальный фактор социальной жизни. Преступление со своей стороны не должно рассматриваться как зло, для которого не может быть достаточно тесных границ; не только не нужно радоваться, когда ему удается спуститься ниже обыкновенного уровня, но можно быть уверенным, что этот кажущийся успех связан с каким-нибудь социальным расстройством".4 По отзывам современников, Тард был буквально шокирован такой "ересью", о чем он написал в "Этюдах по социальной психологии".5 Дюркгейм ответил ему, что надо принимать выводы науки, каковы бы ни были впечатления чувства.
Через два года в Париже вышла очередная оригинальная монография Дюркгейма, посвященная проблеме самоубийств.6 В этой книге весьма интересен проведенный автором анализ состояния дезорганизации общества, или аномии. Исследование данного социального феномена было одним из главных научных достижений великого ученого.
После "Самоубийства" в творческой жизни Дюркгейма наступила определенная пауза — период глубокого осмысления сущности изучаемых процессов, и лишь спустя пятнадцать лет он выпустил в свет свой последний труд, посвященный исследованию элементарных форм религиозной жизни.7
Обоснование преступности как нормы социальной жизни
По определению Дюркгейма, преступность есть "социальная безнравственность, которую общества карают посредством организованных наказаний".' Это явление он считал нормальным исходя из выработанного им принципа: "Социальный факт нормален для данного социального типа, рассматриваемого в определенном фазисе его развития, когда он имеет место в большинстве принадлежащих к этому виду обществ, взятых в соответствующем фазисе их эволюции".2
загрузка...
Применив это правило
к исследованию преступности, он проводит
интересный анализ. Первый аргумент сводится
к следующему: "Преступление наблюдается
не только в большинстве обществ
того или иного вида, но во всех обществах
всех типов. Нет такого общества, в
котором не существовала бы преступность.
Правда, она изменяет форму: действия,
квалифицируемые как
Во-вторых, по мнению ученого, "преступление нормально, так как без него общество было бы совершенно невозможно".' Причин этого Дюркгейм приводит несколько:
1) "для того, чтобы в
данном обществе перестали
2) ученый утверждает, что
антикриминальные настроения
3) даже если обществу,
обладающему значительной
4) сверхсильное подавление нравственных отклонений идет во вред обществу, поскольку препятствует эволюции в этой области. "Для того, чтобы эти эволюции были возможны, необходимо, чтобы коллективные чувства, лежащие в основе нравственности, не сопротивлялись изменениям, т. е. обладали бы умеренной энергией. Если бы они были слишком сильны, они не были бы пластичны... Чтобы могла проявиться оригинальность идеалиста, мечтающего опередить свой век, нужно, чтобы была возможна оригинальность преступника, стоящая ниже своего времени".'
Информация о работе Принципы и функции управления производством