Принципы и функции управления производством

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 11:12, реферат

Описание работы

Общие принципы управления в живой природе, обществе, технике изучаются кибернетикой. Система знаний об управлении производством формируется на базе различных наук. В политической экономии, в праве, в психологии и во многих других науках имеются разделы, связанные с управлением на производстве. Ряд конкретных научных дисциплин специально изучают определенные функции управления: планирование, вопросы учета и принятие решений, обработку информации и т. д.,

Работа содержит 1 файл

Экзамен по ТОРГу.docx

— 376.21 Кб (Скачать)
  1. Принципы и функции управления производством

Общие принципы управления в живой природе, обществе, технике изучаются кибернетикой. Система знаний об управлении производством формируется на базе различных наук. В политической экономии, в праве, в психологии и во многих других науках имеются разделы, связанные с управлением на производстве. Ряд конкретных научных дисциплин специально изучают определенные функции управления: планирование, вопросы учета и принятие решений, обработку информации и т. д., обобщая практический опыт и разрабатывая более совершенные формы и методы в целях повышения эффективности управленческой деятельности. Все большее значение в этой связи приобретают количественные методы и модели принятия решений. Современное управление производством уже нельзя представить без компьютеров.

Управление производством  на любом уровне — сложная комплексная система. За пределами фирмы управляющий должен постоянно вести бой за долю рынка, предвидеть требования клиентов, обеспечивать точные сроки поставок, выпускать продукцию всё более высокого качества, назначать цены с учётом условий конкуренции и всячески заботиться о поддержании репутации фирмы у потребителей. Внутри фирмы он должен добиваться роста производительности труда путём улучшения планирования, более эффективной организации и автоматизации производственных процессов. Одновременно он должен учитывать требования профсоюзов, сохранять конкурентные позиции на рынке, обеспечивать акционерам дивиденды на таком уровне, чтобы не терять их доверия, и оставлять фирме достаточный объём нераспределённой прибыли для обеспечения её роста. Важной задачей управления является объединение, интеграция всех сторон и аспектов деятельности организации и участков, их частных целей, для достижения общей цели данной системы.

Теория  управления применяет научные методы анализа с целью выработки определенных методов и рекомендаций для практики управления. Однако эти методы и рекомендации — не рецепты, их нельзя абсолютизировать. Эффективное применение этих методов и рекомендаций зависит от сочетания конкретных обстоятельств, условий. Так, например, японский опыт использования «кружков качества» не нашел широкого применения в условиях американской промышленности из-за различий социальных отношений на производстве. Поэтому одним из важных условий эффективного управления (то есть достижения целей организации с минимальными затратами) является адекватность (соответствие) применяемых методов управления внешней и внутренней среде функционирования организации. Бесполезно применять в промышленности методы управления, принятые в армии и наоборот. Точно также в условиях рыночной экономики не обеспечат запланированных результатов, использовавшиеся в СССР, директивные методы управления. И наоборот, применение методов менеджмента и маркетинга в экономике СССР представляло бы лишь академический интерес.

Как и во всякой другой сфере  интеллектуальной и практической деятельности людей (военное дело, медицина и т. п.), научность управления и искусство управления дополняют друг друга. Эффективность системы управления обеспечивается умением руководителей овладевать искусством творческого применения научных принципов управления в конкретных ситуациях. Управление, то есть действия, обеспечивающие достижение поставленных целей, следует отличать от так называемого «камлания» и «воздействия» (камлание — ритуальные действия шаманов по вызову дождя, изгнанию духов и т. д.). Под камланием понимается руководящая деятельность, не приводящая к каким либо результатам. Такая деятельность может быть безопасной только в условиях устойчивой экономики. Под «воздействием» понимается руководящая деятельность, приводящая к изменению организационных структур, условий внешней и внутренней среды организаций, но не обеспечивающая достижение поставленных целей. В большинстве случаев такая деятельность создает опасность для жизнедеятельности организации. Таким образом, руководящие действия, не обеспечивающие достижения поставленной цели, не являются управлением.

Три основные функции менеджмента: управление бизнесом по повышению его эффективности, управление менеджерами и управление работниками и работой — обусловлены комплексной природой бизнеса — специфика профессии менеджера заключается в том, чтобы выполнять эти три функции одновременно. В соответствии с основными целями и задачами фирмы функция управления бизнесом является центральной, объединяющей все функции — управлять бизнесом — значит находить оптимальное равновесие между его разнообразными потребностями и целями.

3. ЗАКОНЫ, НАУКА И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ

Взаимосвязь между законом и управлением 

<...>Слово право происходит от слова править; правят по закону лица и места (должности и органы управления - Я.Р.), законом установленныя; но закон сам по себе не правит. Управление действует по закону; но закон различен от управления [4, с.9].

От  верховного правления различается  собственно так называемое управление (administration). Власть верховная правит (gouverne) установлениями ею учрежденными; а установления управляют (administrent) делами им вверенными по уставам их и учреждениям. Управление прилагает законы к данным случаям; когда же случай не определен в законе: тогда он причисляется к чрезвычайным и порядком, для сего установленным, восходит на разрешение верховной власти [2, с.90].

Управление  как условие равновесия в обществе

Все постановления, коими государство  управляется, составляют неразрывную  связь последствий, из одного начала истекающих. <...>Бесчисленные последствия <...>все имеют одно общее свойство, в том состоящее, что все они  ограничивают отдельную и естественную свободу человека и приводят ее в  совместность со свободой других, и, следовательно, все они могут быть признаваемы  законом. Закон положительный не что другое есть, как ограничение  естественной свободы человека [1, c.175].

Качество  управления обусловлено качеством  законодательства

Поелику управление (администрация) .. не что другое есть, как исполнение закона, то само собою явствует, что доброта управления, по необходимости, зависит от доброты закона [1, с.103].

Трудности правового обеспечения управления

<...> 1) Недостаток законов на многие  случаи и излишество их на  другие; 2) смешение между законами  непременными и временными постановлениями; 3) разум, в котором прежние  законы составлены были, чрез  долгое время и частыми переменами, а также и через пристрастные  толки сделался темен и неизвестен; 4) несходство прежних времен и обычаев с настоящими [3, с.28].

Необходимость соединения науки и практики

<...>Теория  без опыта почти бесполезна. Но  когда дело настоит о приведении  законов в систему, тогда опытность  одна недостаточна: здесь нужно  познание начал, из коих каждый  род законов проистекает, связь  их между собою, пределы их  и взаимные отношения; здесь  нужна теория, с опытностью соединенная  [3, с.57].

ПРИНЦИПЫ  УПРАВЛЕНИЯ

Неустойчивость  управления, не организующегося на принципах - “твердых началах”

<...>Недостаток  твердых начал был причиною, что  доселе образ нашего правления  не имеет никакого определенного  вида и многие учреждения, в  самих себе превосходные, почти  столь же скоро разрушались,  как и возникали [1, с.56].

Если свойства управления <...> достигнуты, то можно утвердительно заключить, что оно правильно и основано на твердых началах [1, с.131].

Системность

<...>Теории  редко полезны для практики. Они  объемлют одну часть и не  вычисляют трений всей системы,  а после жалуются на род  человеческий! [1, с.76].

Усовершенствовать высшие части управления и суда, оставляя низшие в бездействии или  беспорядке, значит то же, что хотеть удержать реку, не заградив ее источников. Между тем редко правительство  доводило свои планы до сих источников [1, с.138].

Плановость 

Отчего  все человеческие установления столь  несовершенны? Сверх многих других причин оттого, что все они делаются по большей части отрывками и  без общего начертания. Нетерпеливость, людям столь естественная, обольщение разума видами народного счастия  и скорейшего улучшения, чаяние, что, поправив одну часть, дела пойдут лучше, все сие вводит нередко самые  благоразумнейшие правительства в  частные организации (здесь в  смысле - мероприятия - Я.Р.) и не дает, так сказать, созреть общему плану [1, с.111].

Соответствие  системы управления духу времени 

По  сим признакам (падение доверия  народа к власти, ее ослабление, невозможность  отдельных исправлений и желание  обществом перемен - Я.Р.) можно, кажется, с достоверностью заключить, что настоящая система правления не свойственна уже более состоянию общественного духа и что настало время переменить и основать новый вещей порядок [1, с.164].

Приоритет объекта управления перед субъектом 

Сколько бедствий, сколько пролития крови  можно бы было упредить, если бы правители  держав, точнее наблюдая движение общественного  духа, сообразовались ему в началах  политических систем и не народ приспособляли  к правлению, но правление к состоянию  народа [1, с.156].

Наличие самоуправления

Здесь нет необходимости изображать, сколь  волостное наше управление слабо  и ничтожно. Одно только примечание, кажется, будет не излишним. Известно, что вообще злоупотребление власти менее действует на целые общества и сословия, нежели на частныя лица. От сего первоначально и возникли городския, а потом и сельския общества. Если бы земский чиновник имел дело с лицами и более с  мирскими обществами, т.е. если мирские  сии общества были лучше образованы и имели свое собственное твердое  управление, то нет сомнения, что  сим одним пресекся бы главный  повод к притеснениям и жалобам, ныне столь вопиющим [5, с.102].

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Принципы  организации государства 

I. Законы суть правила, по коим  силы государственные действуют  к охранению лица, чести и имущества  народного. II. Чтоб законы были  неподвижны, нужно, чтоб пределы  сил правительства были непременяемо  ограничены. III. Расположение сих  пределов есть образ правления  (модель управления - Я.Р.). IV. Образ правления есть внешний и внутренний. V. Внешний образ правления не может удостоверить пределы сил. VI. Сила правительства ограничивается равновесием сил народных. В сем состоит внутренний образ правления. VII. Равновесие сил народных требует, чтобы они все одно имели направление, но чтоб власть, стерегущая пределы, была отделена и независима. VIII. Прочие части народа должны быть совершенно равны в правах своих и составлять едино [1, с.42].

Ограниченность  возможностей централизованного управления, необходимость децентрализации 

Власть  верховного правления не может всем управлять непосредственно; ей нужны  органы; сии органы суть установления [2, с.42-43].

Необходимость разделения властных полномочий

Три силы движут и управляют государством: сила законодательная, исполнительная и судная [1, с.145].

Власть  исполнительная должна быть вся исключительно  вверена правительству; но поелику  власть сия распоряжениями своими под  видом исполнения законов не только могла бы обезобразить их, но и совсем уничтожить, то и должно ее поставить  в соответственности власти законодательной [1, с.166].

Общая система управления вмещает в  себя четыре частные системы, из коих каждая составляет целое и все, однако же, связаны между собою неразрывно. Управление волостное подчинено управлению уездному, уездное - губернскому, губернское - государственному. Каждая часть управления имеет свойственную ей ответственность [1, с.114].

Разграничение компетенции между законодательными и исполнительными органами

Есть  ли бы власть исполнительная обязана была на всякий случай испрашивать определения власти законодательной, никакое государство не могло бы отправлять дел своих [1, с.104].

<...>Закон  поставляет общие правила, учреждение  прилагает правила сии к частным  случаям и назначает образ  исполнения [1, с.108].

Критериальные требования к высшему органу исполнительной власти - правительству

1) Всякое законное на земли правительство  устанавливается общею волею  государства; 2) никакое правительство  не может иметь другой цели  в установлении своем, как только  охранение граждан в их личности, в их имуществе, в их чести; 3) всякое правительство получает  силы свои на тот только  конец, чтоб достигнуть сея цели; 4) никакой силы собственной правительство иметь не может, источник сил его есть государство; 5) всякое правительство существует на условии, и доколе оно исполняет сии условия, дотоле оно законно [1, с.30].

Общие правила организации управления

Определив<...>части, составляющие управление, и познав внутренне их сложение, должно назначить  каждой из них приличнейшую организацию. Организация управления вообще должна быть: 1) сообразна общему государственному закону и учреждениям; 2) основана на единстве исполнения; 3) подвержена отчету в форме и в существе дел; 4) постановлена на одном плане во всех частях своих; 5) соображена с местными уважениями и 6) соразмерена способам исполнения [1, с.102-103].

Учреждения  всегда постановляются властию исполнительною.< ...>Всякое учреждение должно по необходимости быть сообразно государственному закону, а следовательно и способы, коими приводится оно в исполнение, должны быть на нем же основаны. Способы сии суть то, что называем мы организацией управления [1, с.104].

Информация о работе Принципы и функции управления производством