Организация как система

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 13:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение специфики организации как системы.

Предмет исследования – организация как система.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) Рассмотреть теоретическое понятие организации.

2) Рассмотреть свойства организации как системы.

3) Дать организационно-экономическую характеристику предприятия.

4) Дать характеристику внешней и внутренней среды предприятия.

5) Изучить системный характер предприятия.

6) Дать рекомендации по совершенствованию деятельности предприятия

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА I. Теоретические основы организации………………………………..5

1.1 Сущность организации и ее роль в обществе……………………………….5

1.2 Организация как система…………………………………………………….8

1.3 Классификация и признаки организации…………………………………..12

ГЛАВА II. Анализ организации на примере ГУП «Издательский дом «Хыпар» Минкультуры Чувашии…. ………………………………………….18

2.1Организационно-экономическая характеристика предприятия………………..18

2.2 Характеристика внешней и внутренней среды предприятия……………..21

2.3 Системный характер предприятия………………………………………….30

ГЛАВА III. Рекомендации по совершенствованию деятельности ГУП «Издательский дом «Хыпар» Минкультуры Чувашии……………………….36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...40

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………42

Работа содержит 1 файл

организация.doc

— 845.50 Кб (Скачать)

     

       

Рис. 2. Схема функционирования системы

Системы могут включать большое число  группировок, однако основной является группировка их в трех подсистемах: технической, биологической и социальной.

Техническая подсистема включает станки, оборудование, компьютеры и другие работоспособные изделия, имеющие инструкции для пользователя и используемые им. Набор решений в технической подсистеме ограничен и их последствия обычно предопределены. Например, порядок включения и работы с компьютером, порядок управления автомобилем, методика расчета мачтовых опор для ЛЭП. Эти решения носят формализованный характер и выполняются в строго определенном порядке. Профессионализм специалиста, принимающего решения, предопределяет качество принятого и выполненного решений. Например, по заключению специалистов компании руководитель принял решение о закупке компьютеров и интегрированной системы “Галактика”.

Биологическая подсистема включает флору и фауну планеты, в том числе относительно замкнутые биологические подсистемы, например, муравейник, человеческий организм, относительно которых человек принимает решения.

Эта подсистема обладает большим разнообразием  функционирования, чем техническая. Вариантов решений в биологической  системе, так же как и в технической, немного из-за объективно медленного эволюционного развития животного и растительного мира. Однако последствия решений в биологических подсистемах иногда оказываются непредсказуемыми. Например, решения руководителя об установлении в помещениях компании кондиционеров. В некоторых случаях кондиционеры провоцируют увеличение простудных заболеваний. Решения в таких подсистемах предполагают разработку нескольких альтернативных решений и выбор лучшего из них по каким-либо признакам. Профессионализм специалиста определяется его способностью находить лучшее решение.

Социальная (общественная) подсистема характеризуется наличием человека в качестве объекта управления. В качестве характерных примеров социальных подсистем можно привести семью, производственный коллектив, неформальную организацию и даже одного человека (самого по себе). Эти подсистемы существенно опережают биологические по разнообразию функционирования. Набор решений в социальной подсистеме характеризуется большим динамизмом. Это объясняется достаточно высокими темпами изменения сознания человека, а также нюансов в его реакциях на одинаковые и однотипные ситуации. Социальная подсистема может включать биологическую и техническую подсистемы, а биологическая – техническую подсистему.

Перечисленные виды подсистем обладают различным  уровнем неопределенности (непредсказуемости) в результатах реализации решений (рис. 3).  
 

  

Рис. 3. Соотношение неопределенностей

в деятельности различных  подсистем

Социальная  система может включать биологическую  и техническую подсистемы, а биологическая – техническую (рис.4).

Рис. 4. Взаимодействие подсистем

Таким образом, системный характер организации  – это необходимое условие  ее деятельности.

С понятием системы связана широта подхода  при анализе и синтезе различных  организационных образований. Речь идет о системном, комплексном и  аспектном подходах. Системный подход требует учета всех ключевых элементов (внутренних и внешних), влияющих на принятие решений. Комплексный подход требует определения приоритетов ключевых элементов и учета наиболее важных из них. Аспектный подход ограничивается учетом отдельных элементов при анализе или синтезе организационных образований. Системный подход требует наибольших затрат ресурсов и времени. Если они оправданы, то использование этого подхода целесообразно. Комплексный и аспектный подходы дешевле, но и менее точны. 
 

1.3 Классификация и  признаки организации

Любая организация, вне зависимости от ее конкретного назначения, может быть описана с помощью ряда параметров, среди которых главными являются: целевое назначение, правовая и нормативная основа, ресурсы, процессы и структура, разделение труда и распределение ролей, внешняя среда и система внутренних социальных, а также экономических связей и отношений, отражающих организационную культуру. В соответствии с этим все многообразие организаций подразделяется на классы и виды, каждый из которых объединяет предприятия, однородные по тому или иному критерию.

С практической точки зрения классификация организаций важна по трем причинам:

– нахождение сходных организаций – по каким-либо параметрам, это помогает создавать  минимум методик для их анализа  и совершенствования;

– возможность  определения их численного распределения по классификации для создания соответствующей инфраструктуры: подготовки кадров, контрольных служб и т.д.;

– принадлежность организации к той или иной группе позволяет определить их отношение  к налоговым и другим льготам.

Исходя  из сущности системного подхода к классификации организаций важно руководствоваться несколькими объективно обоснованными критериями.

Одним из критериев классификации может  быть принцип построения и функционирования организации, на основе которого целесообразно  разделять все организации в обществе на формальные и неформальные (рис. 5).

Рис. 5. Классификация организаций по принципу их построения и функционирования

Формальная  организация характеризуется узаконенной системой норм, правил, принципов деятельности, стандартов поведения членов организации. Главный признак формальной организации – это заданность, запрограммированность и определенность организационных норм и действий. Организация не исчерпывается формальной частью, хотя и определяется ею.

Неформальные  организации — незарегистрированные в государственных органах власти. Это объединение людей, не связанных между собой формальными договоренностями о правах и обязанностях, они не регистрируются в государственных органах, создаются на базе общих интересов в области культуры, быта, спорта и пр. (группа туристов, объединение друзей бега и т.п.).

Используя критерий принадлежности к основным структурным элементам общества – государству и гражданскому обществу, можно выделить совокупность государственных организаций и  совокупность организаций, составляющих структуру гражданского общества (рис. 6).

Рис. 6. Классификация организаций по принципу принадлежности к основным структурным элементам общества

В российском обществе к государственным относятся  федеральные (законодательные, исполнительные и судебные) организации. Конституцией РФ предусмотрено разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ. Совокупность организаций, составляющих структуру гражданского общества, в зависимости от характера и целей их деятельности можно подразделить на коммерческие и некоммерческие.

Коммерческие  организации — организации, ставящие своей целью получение прибыли в интересах учредителей или акционеров.

Некоммерческие  организации — ставят целью удовлетворение общественных потребностей. Несмотря на то, что цели их носят некоммерческий характер, они могут заниматься предпринимательством и получать прибыль, идущую на текущие расходы. Полученная прибыль идет не учредителям, а используется на развитие организации, прибыль не облагается налогом.

Коммерческие  организации создаются для осуществления  предпринимательской деятельности и подразделяются: по виду и характеру  хозяйственной деятельности; по принадлежности капитала и контролю; характеру собственности; правовому положению; масштабам и сфере деятельности (рис. 7).

 

Рис. 7. Классификация коммерческих организаций по разным критериям

Некоммерческие  организации подразделяются по формам создания и объединения.

Одна  из типологий организаций, построенная на базе системного подхода, представлена на рис. 8.

Рис.8. Типология организаций

Признаками  организации являются:

  1. Наличие хотя бы одной цели, которая объединяет членов организации. Официально заявленная цель придает смысл существованию предприятия и определяет основную направленность ее деятельности. Одной из основных целей любой коммерческой организации является получение прибыли;
  2. Обособленность заключается в замкнутости внутренних процессов и наличии границ, отделяющих данную организацию от внешней среды. Границы могут быть как материальными - в виде стен и заборов, так и нематериальными - в виде запретов, ограничений, правил;
  3. Разделение труда предполагает, что члены организации выполняют различные функции;
  4. Существование связей между элементами организации способствует обеспечению их взаимной поддержки. Связи между элементами организации бывают экономическими, технологическими, информационными, социальными и управленческими;
  5. Саморегулирование - это возможность организации самостоятельно решать вопросы внутренней жизни, учитывая сложившуюся обстановку и внешние указания. Данная деятельность реализуется внешним центром, целью которой является координация усилий и работы людей на достижение целостности организации;
  6. Организационная культура - это система ценностей, символов, образцов поведения и убеждений, определяющих характер взаимоотношений и линию поведения сотрудников как внутри предприятия, так и на внешнем уровне[8.С.78].
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА II. Анализ организации на примере ГУП «Издательский дом «Хыпар» Минкультуры Чувашии

2.1. Организационно-экономическая  характеристика 

ГУП «Издательский дом «Хыпар» Минкультуры Чувашии

      ГУП «Издательский дом «Хыпар» Минкультуры  Чувашии  является     правопреемником     республиканского государственного    унитарного    предприятия    «Издательский   дом    «Хыпар» Министерства печати и информационной политики Чувашской Республики, зарегистрированного  Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Чебоксары Чувашской Республики 05.01.2003

      ГУП «Издательский дом «Хыпар» Минкультуры  Чувашии  является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на закрепленное за ней собственником республиканское имущество.

      Предприятие   действует   на   принципах   хозяйственного   расчета, вправе заключать хозяйственные договоры и совершать сделки, приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском судах в соответствии с действующим законодательством.

      Местонахождение   ГУП «Издательский дом «Хыпар» Минкультуры Чувашии  428019, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. И. Яковлева, д. 13.

      ГУП «Издательский дом «Хыпар» Минкультуры  Чувашии  производит продукцию, выполняет работы, оказывает услуги  для  выполнения  социально-экономических  заказов,   удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

      Основными целями ГУП «Издательский дом «Хыпар» Минкультуры Чувашии  являются:

      -  глубокое и всестороннее освещение  в средствах массовой информации государственной политики и общественной жизни Чувашской Республики и Российской Федерации;

      -  объективное информирование читателей  о происходящих событиях в  Чувашской Республике, Российской  Федерации и за рубежом;

      -  последовательная реализация принципов свободы информации;

      -  участие в сотрудничестве с  зарубежными издательствами любой  формы собственности.

Информация о работе Организация как система