Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:19, курсовая работа
Важнейшим понятием в теории организации является организация. Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае если, среда допускает его осуществление. Внутренняя среда является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе потенциал, необходимый для функционирования организации, но в это, же время может быть источником проблем и даже ее гибели. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Естественно, эти моменты должны быть предметом постоянного внимания со стороны менеджера.
Введение…………………………………………………………………………...........8
I Теоретическая часть
1 Организация и организационный процесс………………………………………….9
1.1 Понятие, свойства, принципы построения организации…………………...........9
1.2 Организационный процесс……………………………………………………….12
1.3 Внешняя и внутренняя среда организации………………………………...........14
2 Система управления организацией…………………………………………...........20
2.1 Открытые и закрытые системы…………………………………………………..20
2.2 Системный подход к управлению организацией……………………………….24
2.3 Системные концепции……………………………………………………………26
II Практическая часть
1 Анализ организации как системы на примере ООО «УАЗ - Автотранс»……….28
1.1 Характеристика предприятия ООО «УАЗ - Автотранс»……………………….28
1.2 Анализ внешней и внутренней среды ООО «УАЗ - Автотранс»……………....33
1.3 Определение миссии фирмы и построение «дерева целей»…………………....45
1.4 Проектирование структуры управления организацией………………………...50
1.5 Разработка концепции организационной культуры…………………………….52
Заключение…………………………………………………………………………….55
Список использованной литературы………………………………………………...57
Содержание
Введение…………………………………………………………
I Теоретическая часть
1 Организация
и организационный процесс……………
1.1 Понятие, свойства,
принципы построения
1.2 Организационный
процесс……………………………………………………….
1.3 Внешняя и
внутренняя среда организации……
2 Система управления
организацией…………………………………………..
2.1 Открытые и
закрытые системы……………………………………
2.2 Системный
подход к управлению
2.3 Системные
концепции………………………………………………………
II Практическая часть
1 Анализ организации как системы на примере ООО «УАЗ - Автотранс»……….28
1.1 Характеристика предприятия ООО «УАЗ - Автотранс»……………………….28
1.2 Анализ внешней и внутренней среды ООО «УАЗ - Автотранс»……………....33
1.3 Определение миссии фирмы и построение «дерева целей»…………………....45
1.4 Проектирование
структуры управления
1.5 Разработка
концепции организационной
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы………………………………………………..
Введение
Важнейшим понятием в теории организации является организация. Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае если, среда допускает его осуществление. Внутренняя среда является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе потенциал, необходимый для функционирования организации, но в это, же время может быть источником проблем и даже ее гибели. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Естественно, эти моменты должны быть предметом постоянного внимания со стороны менеджера.
Основной целью данной курсовой работы будет рассмотрение элементов внутренней и внешней среды организации, находящихся в постоянном взаимодействии, изучение организации как системы. А также оценка и анализ этих факторов с помощью различных методов.
Данная
тема является актуальной, как и
вся теория менеджмента. В новом
тысячелетии наша страна должна научиться
жить в условиях рыночной экономики,
важнейшим условием этого является
высококвалифицированные
Задачи курсовой работы:
I Теоретическая часть
1 Организация и организационный процесс
1.1 Понятие,
свойства, принципы построения
Организация может быть определена как: 1) искусственная (синоним – организованная) система, созданная человеком по определенному плану (проекту); 2) активный, относительно независимый элемент общественной системы, через который преломляются интересы индивида и общества.
Организация – это самая распространенная форма человеческой общности, первичная ячейка социума. Она не существует без общества, и общество не может существовать без организаций, которые оно ради своего существования и создает. Организация – объект и субъект общества. Но будучи самостоятельной подсистемой общества, организация имеет специфические потребности, интересы, ценности, предлагает обществу продукты своей деятельности, свои услуги и предъявляет ему определенные требования.
В значительной мере и индивидуальное, и групповое поведение людей определяется их включенностью в организации. Особенно значима роль организаций в регулировании совместной деятельности людей.
Организация является основной функцией управления, суть которой – осуществление определенной структурированности, внутренней упорядоченности, согласованности взаимодействия относительно автономных частей в системном объекте.
Свойства организации как системы
Независимо от типа и масштабов деятельности каждая организация (фирма) должна быть некоторым образом упорядочена (организована). Существует ряд общих принципов, которыми следует руководствоваться любой организации в процессе своей деятельности:
– определение и детализация целей;
– определение приемов, способов деятельности, способствующих достижению этих целей;
– поручение различных задач индивидуумам (разделение труда) и объединение их в управляемые рабочие группы;
– координация, согласование различных видов деятельности, порученных каждой группе;
– обеспечение единства целей;
– установление эффективного контроля.
Все организации (биологические, социальные, технические) построены на основе иерархического принципа.
Иерархический принцип означает, во-первых, централизацию, линейную подчиненность низших звеньев системы высшим, особую форму разделения труда – не только по горизонтали, но и по вертикали, закрепление за людьми и подразделениями управленческих и исполнительских функций. Во-вторых, иерархия обусловливает личную зависимость одного человека от другого. В-третьих, иерархия функционирует как власть, т.е. члены организации подчиняются правилам и стандартам организации – в противном случае к ним могут быть применены санкции и меры принуждения.
Существенной чертой организации является также горизонтальное разделение труда, которое позволяет специализировать деятельность сотрудников, повышать производительность и качество их работы. Классический образец горизонтального разделения труда на промышленном предприятии – производство, снабжение, маркетинг, кадровое обеспечение и финансы, НИОКР.
Горизонтальное разделение труда требует создания специализированных подразделений (отделы, управления, службы и т.д.). Специализированные подразделения, будучи составными частями целостной организации, представляют собой социальные системы меньшего масштаба и сложности, деятельность которых сознательно направляется, координируется для достижения общей цели. Координирование работы людей и специальных подразделений составляет сущность управления, без которого организации не могут существовать.
Управление – это процесс планирования, организации, мотивирования (активизации), координации, регулирования, контроля и исследования.
В
больших и сложных организациях
управление должно быть четко отделено
от неуправленческой работы, т.е. организации
должны назначать специальных
Каждая организация имеет свою организационную структуру.
Организационная структура – структура объекта управления, отражающая взаимодействия между его элементами.
Для эффектного управления организацией необходимо, чтобы ее структура соответствовала целям и задачам деятельности организаций и была приспособлена к ним. Организационная структура создает некоторый каркас, который является основой для формирования отдельных управленческих функций, определяет взаимоотношения работников внутри организации. Структура организации устанавливает некоторый общий набор предварительных положений и предпосылок, определяющих, какие члены организации несут ответственность за те или иные виды решений. Структура организации определяет структуру подцелей, которая служит критерием выбора при подготовке решений в различных частях организаций. Она устанавливает ответственность подразделений организаций за тщательное исследование отдельных элементов внешнего окружения и за передачу к соответствующим точкам информации о событиях, требующих особого внимания.
Руководителю фирмы, менеджеру важно знать, что организация обладает способностью к адаптации, самоорганизации и саморегулированию.
Слово
«организация» происходит от латинского
organizo – делать сообща, стройный вид,
устраиваю. Организация рассматривается
как процесс и как явление.
1.2
Организационный процесс
Организация
как процесс – совокупность действий,
ведущих к образованию и
В качестве примера организации как процесса можно привести процесс создания работоспособного коллектива. Организация как процесс регулируется законами о труде, процессуальным и уголовным кодексами.
Сам
процесс «организовывания»
Менеджер
должен постоянно повторять эту
последовательность этапов, используя
её для постоянного
Основу данного процесса составляет взаимодействие между субъектами управленческой деятельности (физическое или юридическое лицо, а также другая система, от которых исходит управляющее (властное управление)), и между их объединениями в структурные подразделения организации. Такое взаимодействие разделяется на административное, информационное и техническое. [1]
В
процессе административного
Технические взаимодействие между субъектами управленческой деятельности осуществляется в процессе их участия в практической деятельности – подготовке, принятии и реализации решений, совещаниях и т.д. И техническое и административное взаимодействие между субъектами управления в организации реализуется посредствам их информационного взаимодействия, где они обмениваются информацией для принятия решений, как официальной (закрепленной периодически), так и неофициальной (не обладающей официальным статусом).
Обеспечение взаимодействия между субъектами управленческой деятельности в организации во многом определяет содержание организаторской деятельности менеджера.