Организация как система

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

Важнейшим понятием в теории организации является организация. Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае если, среда допускает его осуществление. Внутренняя среда является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе потенциал, необходимый для функционирования организации, но в это, же время может быть источником проблем и даже ее гибели. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Естественно, эти моменты должны быть предметом постоянного внимания со стороны менеджера.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...........8
I Теоретическая часть
1 Организация и организационный процесс………………………………………….9
1.1 Понятие, свойства, принципы построения организации…………………...........9
1.2 Организационный процесс……………………………………………………….12
1.3 Внешняя и внутренняя среда организации………………………………...........14
2 Система управления организацией…………………………………………...........20
2.1 Открытые и закрытые системы…………………………………………………..20
2.2 Системный подход к управлению организацией……………………………….24
2.3 Системные концепции……………………………………………………………26
II Практическая часть
1 Анализ организации как системы на примере ООО «УАЗ - Автотранс»……….28
1.1 Характеристика предприятия ООО «УАЗ - Автотранс»……………………….28
1.2 Анализ внешней и внутренней среды ООО «УАЗ - Автотранс»……………....33
1.3 Определение миссии фирмы и построение «дерева целей»…………………....45
1.4 Проектирование структуры управления организацией………………………...50
1.5 Разработка концепции организационной культуры…………………………….52
Заключение…………………………………………………………………………….55
Список использованной литературы………………………………………………...57

Работа содержит 1 файл

курс по ТО.doc

— 594.00 Кб (Скачать)

    Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...........8

I Теоретическая часть

1 Организация  и организационный процесс………………………………………….9

1.1 Понятие, свойства, принципы построения организации…………………...........9

1.2 Организационный  процесс……………………………………………………….12

1.3 Внешняя и  внутренняя среда организации………………………………...........14

2 Система управления  организацией…………………………………………...........20

2.1 Открытые и  закрытые системы…………………………………………………..20

2.2 Системный  подход к управлению организацией……………………………….24

2.3 Системные  концепции……………………………………………………………26

II Практическая часть

1 Анализ  организации как системы на  примере ООО «УАЗ - Автотранс»……….28

1.1 Характеристика  предприятия ООО «УАЗ - Автотранс»……………………….28

1.2 Анализ  внешней и внутренней среды  ООО «УАЗ - Автотранс»……………....33

1.3 Определение  миссии фирмы и построение  «дерева целей»…………………....45

1.4 Проектирование  структуры управления организацией………………………...50

1.5 Разработка  концепции организационной культуры…………………………….52

Заключение…………………………………………………………………………….55

Список  использованной литературы………………………………………………...57 
 

 

    Введение 

     Важнейшим понятием в теории организации является организация. Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае если, среда допускает его осуществление. Внутренняя среда является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе потенциал, необходимый для функционирования организации, но в это, же время может быть источником проблем и даже ее гибели. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Естественно, эти моменты должны быть предметом постоянного внимания со стороны менеджера.

     Основной  целью данной курсовой работы будет рассмотрение элементов внутренней и внешней среды организации, находящихся в постоянном взаимодействии, изучение организации как системы. А также оценка и анализ этих факторов с помощью различных методов.

     Данная  тема является актуальной, как и  вся теория менеджмента. В новом  тысячелетии наша страна должна научиться  жить в условиях рыночной экономики, важнейшим условием этого является высококвалифицированные управленцы. Умение выделить и проанализировать элементы организации и внешние факторы является залогом успеха фирмы.

     Задачи  курсовой работы:

  1. Изучение организации, ее свойств, принципов построение, рассмотрение организационного процесса;
  2. Исследование внешней и внутренней среды организации;
  3. Рассмотрение системы управления организацией
  4. Анализ организации как системы на примере ООО «УАЗ - Автотранс»

 

      I Теоретическая часть

    1 Организация  и организационный процесс

    1.1 Понятие,  свойства, принципы построения организации 

     Организация может быть определена как: 1) искусственная (синоним – организованная) система, созданная человеком по определенному плану (проекту); 2) активный, относительно независимый элемент общественной системы, через который преломляются интересы индивида и общества.

     Организация – это самая распространенная форма человеческой общности, первичная ячейка социума. Она не существует без общества, и общество не может существовать без организаций, которые оно ради своего существования и создает. Организация – объект и субъект общества. Но будучи самостоятельной подсистемой общества, организация имеет специфические потребности, интересы, ценности, предлагает обществу продукты своей деятельности, свои услуги и предъявляет ему определенные требования.

     В значительной мере и индивидуальное, и групповое поведение людей определяется их включенностью в организации. Особенно значима роль организаций в регулировании совместной деятельности людей.

     Организация является основной функцией управления, суть которой – осуществление  определенной структурированности, внутренней упорядоченности, согласованности взаимодействия относительно автономных частей в системном объекте.

   Свойства  организации как системы

  1. Целенаправленность – определяет поведение системы
  2. Сложность – зависит от множества входящих в нее компонентов
  3. Делимость – система состоит из ряда подсистем , выделенных по определенному признаку
  4. Целостность – функционирование множества элементов системы подчинено единой цели
  5. Многообразие элементов и различие их природы
  6. Структурированность – определяется наличием установленных связей и отношений между элементами внутри системы, распределении элементов системы по уровням иерархии

Независимо  от типа и масштабов деятельности каждая организация (фирма) должна быть некоторым образом упорядочена (организована). Существует ряд общих принципов, которыми следует руководствоваться любой организации в процессе своей деятельности:

– определение  и детализация целей;

– определение  приемов, способов деятельности, способствующих достижению этих целей;

– поручение  различных задач индивидуумам (разделение труда) и объединение их в управляемые рабочие группы;

– координация, согласование различных видов деятельности, порученных каждой группе;

– обеспечение  единства целей;

– установление эффективного контроля.

     Все организации (биологические, социальные, технические) построены на основе иерархического принципа.

     Иерархический принцип означает, во-первых, централизацию, линейную подчиненность низших звеньев  системы высшим, особую форму разделения труда – не только по горизонтали, но и по вертикали, закрепление за людьми и подразделениями управленческих и исполнительских функций. Во-вторых, иерархия обусловливает личную зависимость одного человека от другого. В-третьих, иерархия функционирует как власть, т.е. члены организации подчиняются правилам и стандартам организации – в противном случае к ним могут быть применены санкции и меры принуждения.

     Существенной  чертой организации является также  горизонтальное разделение труда, которое  позволяет специализировать деятельность сотрудников, повышать производительность и качество их работы. Классический образец горизонтального разделения труда на промышленном предприятии – производство, снабжение, маркетинг, кадровое обеспечение и финансы, НИОКР.

     Горизонтальное  разделение труда требует создания специализированных подразделений (отделы, управления, службы и т.д.). Специализированные подразделения, будучи составными частями целостной организации, представляют собой социальные системы меньшего масштаба и сложности, деятельность которых сознательно направляется, координируется для достижения общей цели. Координирование работы людей и специальных подразделений составляет сущность управления, без которого организации не могут существовать.

     Управление  – это процесс планирования, организации, мотивирования (активизации), координации, регулирования, контроля и исследования.

     В больших и сложных организациях управление должно быть четко отделено от неуправленческой работы, т.е. организации  должны назначать специальных руководителей  и определять круг их обязанностей и ответственности.

     Каждая  организация имеет свою организационную  структуру.

     Организационная структура – структура объекта  управления, отражающая взаимодействия между его элементами.

     Для эффектного управления организацией необходимо, чтобы ее структура соответствовала целям и задачам деятельности организаций и была приспособлена к ним. Организационная структура создает некоторый каркас, который является основой для формирования отдельных управленческих функций, определяет взаимоотношения работников внутри организации. Структура организации устанавливает некоторый общий набор предварительных положений и предпосылок, определяющих, какие члены организации несут ответственность за те или иные виды решений. Структура организации определяет структуру подцелей, которая служит критерием выбора при подготовке решений в различных частях организаций. Она устанавливает ответственность подразделений организаций за тщательное исследование отдельных элементов внешнего окружения и за передачу к соответствующим точкам информации о событиях, требующих особого внимания.

     Руководителю  фирмы, менеджеру важно знать, что  организация обладает способностью к адаптации, самоорганизации и  саморегулированию.

     Слово «организация» происходит от латинского organizo – делать сообща, стройный вид, устраиваю. Организация рассматривается как процесс и как явление. 
 

     1.2 Организационный процесс 

     Организация как процесс – совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию  взаимосвязей между частями целого.

    В качестве примера организации как процесса можно привести процесс создания работоспособного коллектива. Организация как процесс регулируется законами о труде, процессуальным и уголовным кодексами.

    Сам процесс «организовывания» включает следующие последовательно осуществляемые этапы:

  1. анализ целей и планов по их достижению;
  2. установление главных целей (задач);
  3. распределение главных целей (задач) на подцели (задания);
  4. распределение ресурсов и направлений их использования по подцелям (заданиям);
  5. оценка результатов реализованных мероприятий.

    Менеджер  должен постоянно повторять эту  последовательность этапов, используя  её для постоянного совершенствования  организационного процесса (рисунок 1). Конечный результат процесса «организовывания» - установление эффективного взаимодействия между всеми видами ресурсов организации.

    Основу  данного процесса составляет взаимодействие между субъектами управленческой деятельности (физическое или юридическое лицо, а также другая система, от которых  исходит управляющее (властное управление)), и между их объединениями в структурные подразделения организации. Такое взаимодействие разделяется на административное, информационное и техническое. [1]

    В процессе административного взаимодействия вышестоящие уровни иерархии управления передают нижестоящим уровням управленческие полномочия и ответственность, распоряжения, инструкции, рекомендации,  осуществляют за ними контроль и т.д.

    Технические взаимодействие между субъектами управленческой деятельности осуществляется в процессе их участия в практической деятельности – подготовке, принятии и реализации  решений, совещаниях и т.д. И техническое и административное взаимодействие между субъектами управления в организации реализуется посредствам их информационного взаимодействия, где они обмениваются информацией для принятия решений, как официальной (закрепленной периодически), так и неофициальной (не обладающей официальным статусом).

    Обеспечение взаимодействия между субъектами управленческой деятельности в организации во многом определяет содержание организаторской деятельности менеджера.

Информация о работе Организация как система