Организация и технология торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 15:14, курс лекций

Описание работы

Целью дисциплины является: обеспечение организации высокоэффективной деятельности предприятий на рынке товаров народного потребления; изучение факторов, влияющих на состояние рынка и удовлетворение потребностей населения в товарах народного потребления; овладение методами оценки состояния торговли, позволяющих определить пути повышения её эффективности; обеспечение комплексного подхода к организации торговых процессов.

Работа содержит 1 файл

Организация и технология торговли.doc

— 245.50 Кб (Скачать)
    • своевременную приемку товаров по количеству и качеству;
    • складирование товаров, обеспечивающее максимальное использование площади;
    • сохранность товаров;
    • рациональную работу по отборке, комплектации и отпуску товаров;
    • четкую работу экспедиции и организацию централизованной доставки.

    Технологический процесс подразделяется на следующие  части:

    1. Поступления товаров (разгрузка товаров, приемка по количеству и качеству);
    2. Хранение товаров (размещение, укладка товаров, создание оптимального режима хранения);
    3. Отпуск товаров (оформление продажи, отборка товаров, подготовка к отпуску, отправка товаров).
 
 

Вопрос. 33 Технико-экономические показатели работы складов. 

Ответ. Эффективность работы складов определяется по ряду оценочных показателей, основными из которых являются:

  1. Складской товарооборот.
  2. Складской грузооборот.

     определяется  делением складского т/об на стоимость 1 тн. груза

  1. Коэффициент использования площади склада

    определяется  отношением полезной (предназначенной  для хранения) площади к общей  площади склада.

  1. Коэффициент использования объема склада

    определяется  отношением объема стеллажей и штабелей с товарами к общему объему склада.

  1. Производительность труда работников склада.

    определяется  отношением т/об на одного работника  в единицу времени.

  1. Себестоимость переработки груза определяется отношением годовых затрат по переработке груза к годовому грузообороту склада в тн.
  2. Уровень механизации складских работ определяется отношением объема механизированных работ к общему объему на складе в тоннах.
 

    Вопрос 34. Организация труда  работников магазина. 

      Ответ: Организация труда в торговле – это совокупность организационных, технических и экономических мероприятий, направленных на целесообразное и эффективное использование материальных, финансовых и трудовых ресурсов при продаже товаров.

      Торгово-технологический процесс в магазине требует наличия соответствующих групп работников для выполнения операции в ходе реализации товаров.

      В зависимости от выполнения этих функций  работники магазина подразделяются на категории:

      1. Административно-управленческий персонал (директор, зав.отделами и секциями, товароведы, экономисты, бухгалтера).

      2. Торгово-оперативный персонал:

      а) непосредственно связанные с  обслуживанием покупателя (продавцы, кассиры-контролеры);

      б) обеспечивающее обслуживание покупателей (товароведы, товароведы-бракеры, кладовщики);

      в) связанные с обслуживанием, но не осуществляющие продажу (администраторы торговых залов, консультанты, декораторы).

      3. Оперативно-вспомогательный персонал (фасовщики, рубщики мяса).

      4. Технический персонал (механики холодильных установок, мастера кассового и весоизмерительного оборудования, слесари).

      5. Вспомогательный персонал (уборщики, грузчики, дворники).

      Каждый  из вышеназванных работников магазина выполняет свои обязанности в  соответствии с требованиями служебного положения. 

Вопрос 35      Трудовой процесс и его эллементы 

     Ответ:   Процесс труда    состоит из совокупности отдельных приемов и методов. Трудовые операции делятся на трудовые движения, действия и приемы.

     Трудовое  движение – это однократное перемещение конечностей или корпуса человека в процессе труда.

     Трудовое  действие -  совокупность трудовых движений, выполняемых без перерыва несколькими органами человека.

     Трудовой  прием -   определенное сочетание непрерывно следующих друг за другом трудовых действий и связанных единым целевым назанчением.

     Под методом труда понимается способ осуществления процесса труда, определенная последовательность и состав операций и приемов.

    При анализе приемов  и методов труда  важное значение имеет  изучение рабочего времени работника. 
     
     
     

    Вопрос 36. Формы и организация  материальной ответственности  в магазине. 

    Ответ: Трудовым кодексом Республики Беларусь предусмотрена ограниченная и полная материальная ответственность.

      Ограниченная материальная ответственность наступает за ущерб причиненной предприятию при исполнении трудовых обязанностей в размере фактического ущерба, но не более среднего месячного и трехкратного среднемесячного заработка.

      Полную  материальную ответственность несут работники на основании специального письменного договора за товаро-материальные ценности.

      В розничной торговле применяют две  нормы материальной ответственности: индивидуальную и коллективную

      Индивидуальная  материальная ответственность –  это когда за ценности отвечает один человек.

      При приеме на работу материально-ответственных лиц одновременно с трудовым договором заключается договор о полной материальной ответственности.

      В розничной торговле такой договор  заключается с:

    • зав.магазинами и их замами;
    • зав.отделами (секциями) и их замами;
    • кассирами-контролерами;
    • другими лицами, связанными с приемом, хранением, отпуском, продажей товаров и

денежных  средств.

      Коллективная (бригадная) материальная ответственность  может применяться в торговле при совместном выполнении работ  по хранению, обработке и продаже ценностей.

      Эта ответственность устанавливается  администрацией магазина по письменному  договору, заключенному между предприятием и всеми членами коллектива.

      Договор о материальной ответственности  подписывается:

      * при индивидуальной – руководителем  или его замом и работником;

      * при бригадной – руководителем  предприятия, бригадиром и всеми  членами бригады.

      Материально-ответственные  лица имеют право:

    • участвовать в приемке, хранении, отпуске товаров и денег;
    • осуществлять взаимный контроль;
    • участвовать и требовать проведения инвентаризации;
    • знакомиться с товарными отчетами;
    • отводить членов бригады;
    • требовать от администрации выполнения условий договора.

    Администрация магазина обязана:

    • обеспечить условия сохранности ценностей;
    • знакомить работников с законодательством о материальной ответственности;
    • рассматривать заявления об отводе работников и необходимости инвентаризации.
 
 
 

Вопрос 37                       Требования предъявляемые к таре 

Ответ: К таре предъявляются технические, эксплуатационные, экономические, санитарно-гигиенические и экологические требования. 

  1. К техническим относятся требования к материалу изготовления, конструктивным особенностям и размерам, прочности и надежности.
 
  1. К эксплуатационным удобство упаковки, распаковки, приемки, перевозки, хранения, продажи товаров.
 
  1. К экономическим затратам на производство и обороту должны быть оптимальными.
 
  1. К санитарног-гигиеническим  быстрая санитарная обработка и дезинфекция.
 
  1. К экологическим  полная утилизация, исключающая загрязнение окружающей среды.
 
 

Вопрос 38        Классификация тары. Стандартизация и унификация тары и их назначение  

    Ответ: Упаковка и тара – это средство или комплекс мер обеспечивающие: защиту

продукции от повреждений и потерь, окружающую среду от загрязнений.

      Упаковка – это процесс подготовки товаров к транспортировке и хранению.

      Тара – это элемент упаковки, предназначенных для перемещения, хранения и продажи товаров.

      Классифицирование тары:

      По  функциональному  признаку:

    • транспортная тара;
    • потребительская тара;
    • производственная тара;
    • тара-оборудование;

    По  материалу изготовления:

    • деревянная тара;
    • картонная и бумажная тара;
    • полимерная тара;
    • металлическая тара;
    • текстильная тара;
    • стеклянная и керамическая тара;
    • комбинированная тара.

    По  назначению:

    • универсальная;
    • специальная.

    По  кратности использования6

    • многооборотная;
    • разовая.

    По  конструктивным особенностям:

    • неразборная;
    • разборно-складную;
    • закрытую;
    • открытую;
    • плотную;
    • решетчатую.

    По  степени жесткости:

    • жесткая деревянная;
    • металлическая;
    • стеклянная.

    Полужесткая:

    • картонная.

    Мягкая:

    • бумажная, текстильная.

    По  специфическим свойствам:

    • изотермическая;
    • герметическая;
    • изобарическая;
    • пыле-свето-гипро-газо-паро и водонепроницаемая тара.
 

     Ответ:      Стандартизация тары - это установление наиболее рациональных типов тары по размерам, форме, массе конструктивным особенностям, установление общих технических требований к таре, правил его приёмки, маркировки, транспортировки и хранения.

     Внедрение стандартов на тару способствует уменьшению потребности в материалах, топливе, повышению качества хранимых товаров, улучшению организации труда и в конечном счёте повышению производительности труда.

     Унификация  тары – процесс сведения множества  разнообразных по видам конструкциям и размерам тары и небольшому числу  наиболее рациональных типа размеров.

     Она обеспечивает следующие преимущества.

     - создаёт предпосылки для механизации  и автоматизации производства  тары;

     - обеспечивает переход на прогрессивные  методы механизации погрузочно-разгрузочных  работ;

     - облегчают конструктирование  упаковочных машин, торгового оборудования, автоматах.

Информация о работе Организация и технология торговли