Организация и технология торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 15:14, курс лекций

Описание работы

Целью дисциплины является: обеспечение организации высокоэффективной деятельности предприятий на рынке товаров народного потребления; изучение факторов, влияющих на состояние рынка и удовлетворение потребностей населения в товарах народного потребления; овладение методами оценки состояния торговли, позволяющих определить пути повышения её эффективности; обеспечение комплексного подхода к организации торговых процессов.

Работа содержит 1 файл

Организация и технология торговли.doc

— 245.50 Кб (Скачать)

      Организационный признак предусматривает, чтобы предприятие представляло собой единое целое с внутренней структурой аппарата управления в соответствии с Уставом или положением.

      Правовой  признак характеризует предприятие, как юридическое лицо, который имеет счет в банке, совершает коммерческие сделки от своего имени.

      В состав розничного торгового предприятия  входят торговые объекты: магазины, павильоны, палатки, автомагазины, являющиеся торговыми единицами.

      Торговая  организацияюридическое лицо, объединяющая под своим руководством торговые предприятия.

      Торговая  организация делится на три вида:

      - торговые организации, включающие  в свой состав предприятия, не обладающие правами юридических лиц;

      - торговые организации, в состав  которых входят предприятия, являющиеся  юридическими лицами;

    • торговые организации, в состав которых входят как предприятия, являющиеся юридическими лицами, так и структурные хозяйственные единицы.

Характерным признаком торговой системы является однородность входящих в нее 

предприятий, действующих на определенной территории или обслуживающих определенный контингент населения.

      К торговым системам относятся: система Минторга, потребительской кооперации и прочих министерств и ведомств (Минздрав, Минобороны, Минлесхоза). 

Вопрос.5 Министерство торговли Республики Беларусь  и его организационная структура. 

Ответ. Для организации и координации торговой деятельности в Республике Беларусь создано Министерство торговли. В его составе сформированы и функционируют следующие управления:

  1. Экономики торговли и развития рыночных отношений.
  2. Финансов цен, бухгалтерского учета и контроля.
  3. Организации потребительского рынка продовольственных товаров.
  4. Организации потребительского рынка товаров легкой промышленности.
  5. Организации потребительского рынка товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения.
  6. Организации торговли и защиты прав потребителей.
  7. Новых технологий, инвестиций и материально-технического значения.
  8. Кадров, правового обеспечения, социальной защиты и общих вопросов.

В областях и г. Минске при областных и  городских исполнительных комитетах  созданы управления потребительского рынка, которые находятся в двойном  подчинении: Советов народных депутатов области и города и Министерству торговли. 
 
 
 
 

Вопрос 6.      Потребительская  кооперация и ее роль в обслуживании сельского  населения 

      Ответ: Потребительской кооперации принадлежит важная роль в реализации программы возрождения белорусского села. В настоящее время система потребительской кооперации осуществляет торговое обслуживание. 4,1 млн. человек или 41,5 % населения республики, в том числе все сельское население (2,8 млн.человек).

      В Республики Беларусь сложилась мелкодисперсная система сельского расселения, поэтому торговое обслуживание потребовало определенной дифференциации в развитии и размещении торговых предприятий. Главным направлением развития розничной торговой сети явилось обеспечение торговыми площадями обслуживающего населения на уровне не ниже установленного социального стандарта 280 м2 на 1000 жителей. В зависимости от социальной роли определенных населенных пунктов: районный центр, внутрихозяйственный центр (агрогородок), рядовое село создается и развивается торговая сеть.

      В рядовых населенных пунктах размещаются  объекты торговли по продаже товаров  повседневного спроса через магазины «Мини-маркет», «Продукты», «Автомагазины». Они представляют первую ступень  торгового обслуживания. Во внутрихозяйственных  центрах (агрогородки) находятся магазины, торгующие товарами повседневного и периодического спроса – универмаг площадью 650-1000 м2, магазины «Продукты», «Хозтовары» и предприятие общественного питания. Они обслуживают не только собственное, но и тяготеющее население близлежащих деревень и образуют вторую ступень торгового обслуживания. Объекты торговли, расположенные в районных центрах, составляют третью ступень. Они торгуют широким ассортиментом товаров эпизодического, периодического и повседневного спроса, обслуживают жителей всего района, оказывают им дополнительные услуги. Основными типами магазинов являются универмаги, площадью 850-3500 м2 и более; универсамы, крупные специализированные магазины.

      Такая система построения розничной торговой сети в административном районе называется концентрической. 

Вопрос 7. Виды розничной  торговой сети 

      Ответ: Розничная торговая сеть представляет собой совокупность пунктов розничной продажи товаров. Основными функциями розничной торговой сети являются:

    • закупка товаров у поставщиков;
    • организация завоза товаров в магазины;
    • приемка и хранение товаров; подсортировка и подготовка к продаже;
    • продажа товаров населению;
    • наиболее полное удовлетворение покупательского спроса.

    В зависимости  от организации торгового обслуживания розничная торговая сеть

подразделяется  на стационарную, полустационарную и  передвижную.

      Стационарное  торговое предприятие  – это торговый объект установленный на заглубленном фундаменте и присоединенный к инженерным коммуникациям. Это, как правило, крупные магазины, размещенные в отдельно стоящих зданиях или на первых этажах жилых и административных зданий. Через эту сеть реализуется до 80-85 % товаров народного потребления.

      Полустационарная  торговая сеть включает мелкорозничные торговые предприятия, отличительной чертой которых является, что они построены не на заглубленных фундаментах, независимо от присоединения к инженерным коммуникациям. К ним относятся павильоны, киоски, лавки, палатки, торговые автоматы. Эти предприятия имеют, как правило, одно рабочее место.

      Передвижная торговая сеть предназначена для организации торгового обслуживания населения там, где отсутствует стационарная или полустационарная торговая сеть. Средствами развозной торговли являются автомагазины, автофургоны, вагоны-магазины, судомагазины.

      В Республики Беларусь преимущественное развитие получили автомагазины, особенно в системе потребительской кооперации, для обслуживания населения мелких населенных пунктов. 

Вопрос.8      Требования, предъявляемые к розничной торговой сети. 

Ответ. Основными требованиями являются:

  • реализация всевозрастающих масс товаров народного потребления с наименьшими затратами;
  • обеспечение высокой культуры торгового обслуживания;
  • сокращение издержек потребления, связанных с приобретением товаров;
  • взаимосвязь с сетью предприятий культурно-бытового и коммунального обслуживания;
  • учет принципов современного градостроения.
 

Вопрос 9. Стационарная и нестационарная (мелкорозничная) торговая сеть. Их преимущества и недостатки в  обслуживании населения. 

      Ответ: В соответствии с Законом Республики Беларусь «О торговле» № 231-3 от 28.07.2003 г. понятие стационарной торговой сети определено, как торговые объекты, установленные на заглубленных фундаментах и присоединенные к инженерным коммуникациям. Нестационарная (мелкорозничная) торговая сеть определена как торговые объекты, установленные без заглубленных фундаментов, независимо от присоединения к инженерным коммуникациям, используемых конструкций и габаритов, в том числе передвижные.

      Стационарная  торговая сеть размещается, в основном, в отдельно стоящих зданиях или на первых этажах жилых и административных зданий.

      Полустационарная (мелкорозничная) торговая сеть (павильоны, киоски, ларьки, палатки, торговые автоматы) имеют, как правило, одно рабочее место и максимально приближены к покупателю.

      Полустационарная  торговая сеть имеет два вида: замещающую и дополняющую сеть магазинов.

      Первый  вид вызван, прежде всего, недостатком стационарной торговой сети, как правило, для новых жилых районов.

      Второй  вид сети применяется для развертывания уличной торговли, с целью максимального приближения к покупателям.

      Преимущества  стационарной торговой сети:

      - обеспечение более широкого ассортимента  товаров;

      - применение прогрессивных методов  продаж товаров и дополнительного  обслуживания покупателей;

      - обеспечение условий для хранения  и сохранности товаров;

      - создание оптимальных условий  для подготовки товаров к продаже,  сортировке и обработке их;

      - расширение возможностей для  механизации и автоматизации  торгово-технологических производств;

      - обеспечение более высокой культуры  обслуживания населения и создание  условий труда для работников  торговли.

      Основной  недостаток стационарной торговой сети заключается в относительной  удаленности ее от обслуживаемого населения.

      Преимущество  полустационарной торговой сети большая подвижность, возможность быстрого развертывания и перемещения, на ее строительство и эксплуатацию требуются небольшие затраты. 

Вопрос 10. Специализация  розничной торговой сети 

      Ответ: Специализация – это норма разделения труда между торговыми объектами по розничной продаже отдельных групп товаров для наиболее полного удовлетворения спроса населения.

      Специализация розничной торговой сети может осуществляться по двум признакам: товарно-отраслевому  и комплексности  спроса.

      По  товарно-отраслевому признаку деятельность магазинов ограничивается продажей товаров определенных групп и  отраслей. Как правило оно осуществляется по следующим отраслям:

      1. Товары легкой промышленности (одежда, обувь, ткани трикотажа и д.д.);

      2. Предметы культурно-бытового назначения (музыкальные, фото, радио и спорттовары, школьные, канцелярские и писчебумажные товары);

      3. Предметы домашнего и хозяйственного  обихода )мебель, электротовары,  бытовые машины, хозтовары);

      4. Предметы производственно-хозяйственного обихода (стройматериалы, химико-москательные товары, сельхозинвентарь);

      5. Прочие (автомобили, запчасти, топливо,  цветы и т.д.);

      6. Продовольственные

      По  степени специализации  магазины подразделяются на:

      - узкоспециализированные (хлеб, молоко, чулки-носки, сорочки);

      - специализированные (обувь, одежда, ткани, кондитерские изделия и  т.д.);

      - комбинированные – объединяют  несколько товарных групп (галантерея-парфюмерия, мясо-рыба, овощи-фрукты);

      - универсальные – торгуют несколькими  товарными группами (универмаги, Дома торговли);

      - неспециализированные – реализуют  продовольственные и непродовольственные  товары (в основном в сельской  местности).

      При специализации по комплексности  спроса ассортимент реализуемых  товаров формируется по потребительским комплексам (магазины «Товары для детей», «Товары для дома», «Сделай сам»).

Информация о работе Организация и технология торговли