Организация и технология торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 15:14, курс лекций

Описание работы

Целью дисциплины является: обеспечение организации высокоэффективной деятельности предприятий на рынке товаров народного потребления; изучение факторов, влияющих на состояние рынка и удовлетворение потребностей населения в товарах народного потребления; овладение методами оценки состояния торговли, позволяющих определить пути повышения её эффективности; обеспечение комплексного подхода к организации торговых процессов.

Работа содержит 1 файл

Организация и технология торговли.doc

— 245.50 Кб (Скачать)

      Если  товары не соответствуют количеству и качеству акт составляется в  день приемки. Акт подписывается всеми членами комиссии и утверждается руководителем не позднее следующего дня.

      Хранение  товаров должно обеспечить количественную и качественную сохранность в  соответствии с требованиями. Операции по подготовке товаров к продаже  подразделяются на общие и специальные.

      К общим относятся: распаковка, сортировка, проверка правильности маркировки, придание товарного вида, перемещение в  торговый зал, к местам размещения.

      Специальные операции осуществляются с товарами требующих особых способов и приемов  сборки и монтажа, накатки тканей и т.д. 

Вопрос.16 Общие и специальные операции по подготовке товаров к продаже. 

Ответ. Общие операции включают проверку целостности упаковки, распаковку из внешней тары, проверку маркировки товаров, их качества, внешнего вида после хранения и сортировку.

Специальные операции требуют особых приемов, наличия  должного контроля для подготовки товаров  к продаже.

По непродовольственным  товарам к таким операциям  относятся утюжка одежды, сборка и  проверка технически сложных товаров, их сборка, настройка, техническое регулирование. По продовольственным товарам к таким операциям относятся фасовка, нарезка, упаковка. 

Вопрос 17. Размещение и выкладка товаров в торговом зале. 

      Ответ: Размещение товаров предполагает распределение ассортимента по всей площади торгового зала с учетом частоты спроса, размеров (габаритов) товаров, широты внутригруппового ассортимента, комплексности приобретения, затрат времени покупателей на осмотр и выбор товаров, психологии покупателей.

      За  всеми группами товаров закрепляются определенные места в торговом зале. При продаже новых, модных, сезонных товаров выделяются наиболее видные места.

      При размещении должно соблюдаться товарное соседство. В многоэтажных магазинах  на первых этапах размещаются крупногабаритные товары и товары частого спроса.

      Принципы  размещения:

    • обеспечение широкого выбора товаров;
    • максимальные удобства покупателям;
    • учет движения потоков покупателей;
    • должная обозримость товаров;
    • рациональное использование торговой площади;
    • учет физико-химических свойств товара;
    • сокращение путей движения товарных потоков.

    При размещении товаров должна быть учтена психология покупателя, который более 

склонен к импульсивным покупкам, если куплено  главное.

      Выкладка  – это определенные способы укладки  и показа товаров.

      Различают два основных способа выкладки – вертикальный и горизонтальный. В первом случае товары выкладываются на полках по вертикали, сверху вниз. При горизонтальной выкладке тот или иной товар занимает полностью 1-2 полки. Наиболее удобной зоной выбора являются полки на высоте 110-160 см. Менее удобна зона 80-110 см и 160-180 см от уровня пола. Неудобная зона на высоте 80 см и свыше 180 см. 

Вопрос. 18 Формы и методы продажи  товаров. 
 

      Ответ: Метод продажи – это совокупность приемов и способов реализации товаров покупателям.  Формы продажи товаров: магазинные и внемагазинные.

      Основными операциями процесса продажи являются:

    • осмотр предлагаемого ассортимента;
    • отбор товара;
    • расчет за товары и получение покупки;
    • предоставление покупателям дополнительных услуг.

    Существуют магазинные и внемагазинные формы продажи товаров.

    В зависимости  от степени участия продавца в  обслуживании и технологии выбора товара в 

предприятиях  торговли используют две основные системы  обслуживания: традиционную и прогрессивную.

      Традиционная  система представлена продажей товаров через прилавок обслуживания. К прогрессивным относят: самообслуживание, продажа товаров с открытой выкладкой, продажа товаров, по образцам, продажа товаров с индивидуальным обслуживанием и электронная торговля.

      Прогрессивность данных методов определяется следующими факторами:

    • широкая самостоятельность;
    • ускорение процесса обслуживания;
    • увеличение пропускной способности магазина;
    • повышение культуры торговли и снижение издержек.

    В магазинах  с прогрессивными методами торговли производительность труда повышается

На 15-20 %, снижаются издержки обращения  на 10-15 %.

      Прогрессивные методы продажи позволяют решать одну и важнейших социальных и  экономических задач торговли –  снижение издержек потребления, актуальность, которой с переходом на рыночные отношения возрастает. 
 
 
 
 
 

Вопрос.19 Нормируемые и ненормируемые потери товаров, порядок их списания и пути сокращения. 

Ответ. Нормируемые товарные потери это естественная убыль, бой, лом товаров в следствии их хрупкости, бой порожней стеклянной посуды, технологические отходы при подготовке отдельных видов товаров к продаже, порча товаров или повреждение потребительской тары, что вызывает потерю потребительских свойств товара.

Ненормируемые товарные потери это порча и недостача  товаров сверх установленных норм, недостача товаров, по которым нормы потерь не установлены.

Порядок списания нормируемых потерь оформляется  актом в соответствии с положением о приемке товаров по количеству и качеству.

Ненормируемые товарные потери относятся на материально ответственных лиц по розничным ценам.

В целях  сокращения товарные потери следует  строго контролировать поступление, реализацию и остатки товаров и соблюдение условий и режимов хранения товаров. 
 

20. Контроль за работой  торговых предприятий. 

      Ответ: Государственный контроль за деятельностью предприятий торговли осуществляется органами исполнительной власти.

      1. Комитет государственного контроля  осуществляет полномасштабный контроль  за деятельностью всех организаций  и предприятий независимо от  форм собственности. Непосредственно этим занимается Госторгинспекция КГК, которая наделена большими правами.

      2. Министерство здравоохранения Республики  Беларусь через управление гигиены  и эпидемиологии (Госнадзор) осуществляет  контроль за соблюдением санитарного законодательства.

      3. Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации РБ  (Госстандарт) осуществляет контроль  за качеством и безопасностью  всех товаров, реализуемых в  республике, каждый из которых  должен иметь документ, подтверждающий качество (удостоверение о качестве, удостоверение о государственной гигиенической регистрации, сертификат соответствия). Госстандарт также осуществляет метрологический контроль.

      4. Министерство финансов Республики  Беларусь осуществляет контроль  за финансовой дисциплиной, а также продажей ювелирных изделий.

      5. Министерство предпринимательства  и инвестиций Республики Беларусь  контролирует соблюдение нормативных  актов закона «О защите прав  потребителей» и Государственной  дисциплины цен.

      6. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь контролирует соблюдение налогового законодательства, проверку данных учета и статистики.

      7. Национальный банк Республики  Беларусь осуществляет контроль  за финансовыми расчетами, устанавливает  порядок ведения кассовых операций, наличных и безналичных расчетов.

      8. Министерство по чрезвычайным  ситуациям контролирует соблюдение  правил пожарной безопасности.

      9. Министерство торговли Республики  Беларусь осуществляет контроль  за деятельностью торговых предприятий  независимо от форм собственности по:

    • соблюдению правил торговли;
    • обоснованности плановых расчетов;
    • законности и необходимости хозяйственных операций, их документальному оформлению;
    • соблюдению режима работы;
    • соблюдению ценовой дисциплины.

    10. Общественный  контроль согласно закону «О защите прав потребителей» возлагается на

Белорусское общество защиты прав потребителей. 

Вопрос 21. Культура торговли и пути ее повышения. 

      Ответ: Культура торговли – широкое понятие, включающее достижение развития отрасли, качество и культуру обслуживания. Качество торгового обслуживания характеризуют показатели:

    • качественное состояние розничной торговой сети;
    • внедрение прогрессивных методов продажи;
    • дополнительное обслуживание покупателей;
    • полноту и устойчивость ассортимента;
    • затраты времени на приобретение покупок;
    • завершенность покупки;
    • развитие товарооборота.

    Культура  обслуживания – совокупность признаков  характеризующих уровень 

обслуживания  покупателей:

    • профессиональное мастерство продавца;
    • культура продавца;
    • внешний вид продавца;
    • эстетическое оформление торгового зала.

    Культура  торговли оценивается:

    • коэффициентом устойчивости ассортимента;
    • коэффициентом дополнительного обслуживания;
    • коэффициентом затрат времени на ожидание обслуживания;
    • коэффициентом культуры по мнению покупателей.
 

Вопрос.22           Источники товароснабжения розничной торговой сети. 

Ответ. Основными источниками поступления товаров народного потребления в торговую сеть являются.

  1. Заводы, комбинаты, промышленные предприятия.
  2. Агропромышленные комплексы, фермерские хозяйства.
  3. Оптовые предприятия.
  4. Собственные подсобные хозяйства (особенно в потребкооперации).
  5. Торговые предприятия, имеющие излишки товаров.
  6. Коммерческие структуры.
  7. Внешнеторговые предприятия.
  8. Частные предприятия.

Вопрос.23 Организация доставки товаров в розничную торговую сеть. 

Ответ. Рациональная организация и технология товароснабжения требует выбора наиболее эффективных методов доставки товаров в розничную торговую сеть.

Существует  два метода товароснабжения: децентрализованный завоз и централизованная доставка.

  1. При децентрализованном завозе или самовывозе транспортно-экспедиционные операции осуществляются силами и средствами покупателя. При этом методе транспорт рассредоточивается по торговым организациям. Основной недостаток этого метода в неэффективном использовании транспортных средств. Большие потери имеют место при отборке товара, оформлению документации и проведению погрузочно-разгрузочных работ.
  2. Централизованная доставка товаров это система доставки товаров транспортом поставщика по предварительно разработанным рациональным маршрутам и графиком завоза. Централизация транспортно-экспедиционных операций позволяет обеспечить:
    • устранение сверхнормативных простоев транспорта;
    • уменьшение числа грузчиков и экспедиционного состава, занятого перевозкой груза;
    • освобождение руководителей магазина от организации транспортных работ;
    • регулярную доставку товаров в розничную сеть по согласованным графикам;
    • устранение излишних складских звеньев в движении товаров и ускорение их оборачиваемости.

Информация о работе Организация и технология торговли