Организация и технология торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 15:14, курс лекций

Описание работы

Целью дисциплины является: обеспечение организации высокоэффективной деятельности предприятий на рынке товаров народного потребления; изучение факторов, влияющих на состояние рынка и удовлетворение потребностей населения в товарах народного потребления; овладение методами оценки состояния торговли, позволяющих определить пути повышения её эффективности; обеспечение комплексного подхода к организации торговых процессов.

Работа содержит 1 файл

Организация и технология торговли.doc

— 245.50 Кб (Скачать)

      Уровень специализации определяется:

      1. Как отношение специализированных  магазинов к общему их количеству.

      2. Как отношение товарооборота  специализированных магазинов к  общему товарообороту магазинов.

      3. Как отношение торговой площади  специализированных магазинов к  общей площади магазинов.

      Факторы, влияющие на уровень  специализации:

    • покупательский спрос;
    • степень сложности ассортимента;
    • размер торговых предприятий;
    • численность населения.

    Вопрос 11. Типизация розничной  торговой сети. Основные типы магазинов. 

    Ответ: Типизация – это процесс унификации торговых объектов с учетом их

специализации и размера торговой площади.

      Она направлена на отбор технически современных  и экономически эффективных типов магазинов для массового распространения.

      Типизация устраняет излишнее многообразие магазинов, создает условия для рационального  построения сети, унификации строительных конструкций и индустриализации строительства.

      Тип торгового предприятия определяют следующие основные признаки:

    • ассортиментный профиль магазина;
    • мощность предприятия, выраженная в размерах торговых и подсобных помещений;
    • формы и методы торгового обслуживания;
    • район деятельности магазина.

    Все типы магазинов сведены в номенклатуру типов магазинов, в которой учтены

Современные требования к развитию и организации  торгового обслуживания магазина. Эта  номенклатура включает типоразмеры  магазинов для нового строительства  и ряд дополнительных типов для  реконструкции действующей торговой сети.

      Основные  типы магазинов предназначены в  основном для нового строительства  в районах новой жилой застройки.

      Дополнительные  типы магазинов используются преимущественно  в районах старой застройки, при  реконструкции или расширении действующей торговой сети.

Основные  типы магазинов.

С универсальным ассортиментов  товаров:

1.Универмаг  2. Универмаг «Детский мир». 3. Товары  для детей 4. Товары для молодежи

Специализированные:

1.Одежда. 2. Обувь. 3.Ткани. 4. Хоз. товары. 5. «Сделай  сам». 6. Бытовая химия. 7. Мебель 8. Радиотовары. 9. Радиотовары 10. Ювелирные изделия и часы. 11. Товары для спорта и туризма. 12 Автомобили. 13.Книги. 14. Цветы. 15. Коммисионные товары. 

Вопрос 12. Принципы размещения розничной торговой сети в городе 

      Ответ: Основными задачами рационального размещения розничной торговой сети являются:

    • максимальное  ее приближение к покупателям;
    • обеспечение необходимого ассортимента товаров;
    • обеспечение необходимого объема товарооборота и должного уровня рентабельности;
    • четкое разграничение районов деятельности одноэтажных магазинов.

    При разработке схем развития и размещения торговой сети необходимо учитывать 

следующие факторы:

    • плотность и характер жилой застройки;
    • подвижность населения;
    • развитие общественного и индивидуального транспорта;
    • уровень доходов населения.

    Методы  размещения розничной торговой сети:

      - принцип равномерного размещения  розничной торговой сети заключается  в том, что в каждом участке  города с определенной численностью  населения приходится определенное  количество магазинов, удовлетворяющих спрос населения;

      - децентрализованное размещение  скопились в городах по мере  завершения строительства отдельных  частей города, без комплексного  плана;

      - функциональное (ступенчатое) размещение, когда вся торговая сеть города подразделяется на две группы: магазин жилой зоны (микрорайон,, жилой район, квартал) и общегородского значения. 
 

      Вопрос 13. Устройство и планировка магазинов 

      Ответ: По типу зданий магазины могут быть:

    • в составе торговых центров;
    • в отдельностоящих зданиях;
    • встроенные;
    • встроенно-пристроенные;
    • по особенностям объемно-планировочных решений;
    • в зависимости от стен и конструктивных элементов.

    Помещение магазина по функциональному назначению подразделяются на:

    • торговый зал, включающий торговый и площади для дополнительного

обслуживания  покупателей (кафетерии, раскрой тканей, подгонка швейных изделий, оформление кредита, звукозапись и т.д.);

      - помещение для приема, хранения  и подготовки товаров к продаже  (разгрузочные, приемочные, кладовые  для хранения и подготовки товаров к продаже. Фасовочные, разборочные для проверки технически сложных товаров и др.);

      - подсобные помещения (кладовые  для хранения тары, упаковочных  материалов, пункт приема посуды  и т.д.);

      - административно-бытовые помещения  (кабинет директора; отделы торговлей, бухгалтерия, комната для отдыха персонала, санитарные устройства и т.д.);

      - технические помещения (вентиляционные  камеры, машинное отделение холодильных  установок и др.);

      - площадь связи (проходы, проезды);.

      Устройство  и планировка  магазина должна отвечать следующим требованиям:

    • технологическим;
    • энергометрическим;
    • строительным;
    • архитектурным;
    • экономическим.

    Наиболее  рациональной нормой планировки торгового  зала является прямоугольник, т.е.

соотношение сторон 1:1. Чаще встречаются торговые залы с соотношением сторон 1:2, 1:3, 1:4. Вся площадь торгового зала подразделяется на площади:

    • под торговое оборудование;
    • для выкладки товаров;
    • под узлы расчета;
    • для покупателей;
    • для дополнительного обслуживания покупателей.

    В зависимости  от площади и конфигурации торгового зала применяются несколько форм ее

планировки:

    • линейная планировка;
    • боковая планировка;
    • комбинированная планировка.
 

Вопрос 14. Содержание технологического процесса в магазине.  

      Ответ: Торгово-технологический процесс – это комплекс торговых и технических операций по доведению навыков до потребителей при сохранении их качества, с минимальными затратами труда, времени и высокой культуры торговли.

      Под операцией понимается часть технологического процесса, выполняемая отдельными работниками соответствующими приемами и методами.

      Основными операциями являются продажа товаров  и обслуживание покупателей.

      Вспомогательные операции – это те процессы, которые  обеспечивают основные.

      Факторы, влияющие на торгово-технологический  процесс:

    • спрос и предложение товаров;
    • степень готовности товаров к продаже;
    • состояние товарных запасов и материально-технической базы магазина;
    • система товароснабжения;
    • тип, размер и специализация магазина;
    • степень хозяйственной самостоятельности.

    Приемка товаров в магазине осуществляется материально ответственными лицами в

соответствии  с положением о приемке товаров  по количеству и качеству.

      Задачами  торговых работников по хранению товаров  являются:

    • обеспечение количественной и качественной сохранности;
    • создание оптимальных условий для быстрого выполнения торгово-технологических процессов;
    • эффективное использование площади хранения и емкости торгового оборудования.

    Операции  по подготовке товаров к продаже  подразделяются на общие и специальные. К 

общим относятся:  расфасовка, сортировка, проверка правильности маркировки, придание товарного вида, перемещение в торговый зал, к местам размещения.

      Специальные операции по подготовке товаров к  продаже осуществляются с товарами, требующими особых способов и приемов  сборки и монтажа, накатки тканей, фасовки и т.д. Они характерны только для отдельных товаров.

      Размещение  и выкладка товаров в торговом зале разные понятия. Размещение товаров  предполагает распределение ассортимента на всей площади торгового зала с  учетом частоты спроса, комплектности приобретения, взаимозаменяемости, габаритов и массы товаров, специфических свойств товара.

      Под выкладкой товаров следует понимать определенные способы укладки и  показа товаров на демонстрационной площади торгового зала. Применяется вертикальная и горизонтальная выкладка товаров. Наиболее рациональной является вертикальная система выкладки.  
 
 

Вопрос 15. Организация приемки, хранения и подготовки товаров к продаже  в магазине. 

      Ответ: Приемка товаров – важный элемент торгово-технологического процесса, от которого во многом зависит качество товаров и культура обслуживания покупателей. Приемка товаров в магазине осуществляется материально-ответственными лицами в соответствии:

    • с положением о приемке товаров по количеству и качеству (1996 г.);
    • с положением о поставке товаров в Республики Беларусь (1996 г.);
    • с уставами железнодорожного, автомобильного, водного и воздушного транспорта.

    Приемка товаров по количеству и качеству может осуществляться на складе покупателя, на

складе  продавца или в ином месте в соответствии:

    • с требованиями нормативно-технической документации;
    • с данными маркировки;
    • с данными сопроводительных документов.

    Сроки приемки по количеству производятся в следующем порядке:

    • товары, поставляемые без тары или в поврежденной таре в момент приемки от продавца;
    • товары в исправной таре – в течение 10 дней, скоропортящиеся – 24 часа с момента доставки.

      Приемка товаров по качеству производится на складе покупателя:

      - при поступлении товаров из  другого населенного пункта –  не позднее 20 дней, а по скоропортящимся продуктам 24 часа;

      - при поступлении товаров из  данного населенного пункта –  не позднее 10 дней, а по скоропортящимся  продуктам 24 часа.

Информация о работе Организация и технология торговли