Организация и стимулирование продаж в магазинах с использованием инструментов мерчандайзинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 19:54, курсовая работа

Описание работы

За последние годы развития маркетинга все большее внимание стали уделять таким инструментам, которые лишь с недавнего времени начали признаваться как полноценные и эффективные способы воздействия на поведение потребителей тех или иных товаров. К таким инструментам относится мерчандайзинг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................2
ГЛАВА I Организация торгового процесса с позиций технологий мерчандайзинга

1.1 Роль, сущность, история, задачи мерчандайзинга.............................. 3
1.2 Технологии мерчандайзинга в планировке ,
организации торгового зала....................................................................5
1.3 Технологии мерчандайзинга в организации выкладки
товаров в торговом зале ....................................................................14
1.4 Приемы и способы визуального мерчандайзинга ..............................27

ГЛАВА I I Организация торгового процесса с позиций технологий мерчандайзинга в магазине «Россия»

2.1 Общая организационно-технологическая характеристика
магазина «Россия»……………………………………………………...36
2.2 Технологии мерчандайзинга в планировке ,организации
торгового зала магазина «Россия».........................................................37
2.3 Технологии мерчандайзинга в организации выкладки
товаров в торговом зале в магазине «Россия».......................................38
2.4 Приемы и способы визуального мерчандайзинга
в магазине «Россия»………………………………………………….... 44
2.5 Выводы и рекомендации……………………………………………….54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...........................................60

Работа содержит 1 файл

Курсовая Туевой.docx

— 445.02 Кб (Скачать)
p>Объектом исследования в данной курсовой работе является магазин «Россия»,  Индивидуальный предприниматель Алефиров Юрий Дмитриевич.

Минемаркет «Россия» работает круглосуточно без обеда и выходных дней, расположен в жилом районе города Оренбурга, вблизи от транспорта , по улице Самолетная, 198.

 Данный магазин  находится в жилом доме на 1-ом  этаже, имеющий отдельный вход  и выход.

Магазин « Россия»  осуществляет  вид деятельности: розничная продажа продуктов  питания и товаров первой необходимости  населению.

Метод продажи – самообслуживание.

Общая торговая площадь магазина «Россия»200 кв. м., из них 150 кв. м. – площадь торгового зала.

Контингент  обслуживаемых покупателей это  жители данного района - постоянные покупатели.

Основными целями деятельности торгового предприятия  являются:

-  наиболее  качественное и полное удовлетворение  потребностей граждан в продуктах  питания и товаров первой необходимости.

Общая численность  работников магазина составляет 13 человек .

В магазине «Россия» используется линейно-функциональная структура управления .

Для работников магазина время начала и окончания  работы, перерыва для отдыха и питания  устанавливается в соответствии с графиком сменности.

Поставщиков в  основном определяет сама фирма по следующим критериям: наиболее низкие цены; репутация того или иного  предприятия; берёт ли поставщик  возврат товаров (некачественный товар, прошёл срок реализации и т.д.).

От правильной организации товароснабжения зависит  размер и структура товарных запасов, объёмы продаж, качество торгового  обслуживания.

Ассортимент реализуемых  товаров в магазине «Россия» отражается в прайс-листах, что также очень  удобно для быстрого поиска нужной группы товара или поставщика (Приложение 3).

У магазина "Россия" очень много поставщиков. Товар  завозят как производители (скоропортящиеся  товары), так и посредники.

Основные функции  работников данного магазина заключаются  в следующем:

Директор магазина организует полностью работу магазина, производит анализ торговой деятельности, разрабатывает и внедряет мероприятия  по улучшению организации торговли, принимает меры к укомплектованию  кадрами магазина, обеспечивает безопасные условия труда, осуществляет контроль за работой магазина.

Администратор торгового зала организует работу персонала  в торговом зале, проверяет наличие  товара в торговом зале, участвует  в их выкладке и маркировке, осуществляет контроль качеством товара, консультирует  покупателей о свойствах товара, учувствует в проведении выставок-продаж.

Товаровед изучает  ассортимент всех продуктов и  их свойства, анализирует состояние  и тенденции спроса на товары, принимает  участие в приёмке товаров  по количеству и качеству, принимает  участие в заключение договоров, предложения покупателей, предоставляет  своевременно установленную отчётность, ведет документацию, занимается информационно-рекламной  деятельностью.

Магазин ориентирован на жителей близ лежащих домов  и других покупателей. Основная его  задача формирование торгового ассортимента для полного удовлетворения, существующего  спроса. 

2.2  Технологии  мерчандайзинга в планировке ,организации торгового зала     магазина «Россия»

Эффективность работы магазина во многом зависит  от рациональной планировки и расстановки  торгового оборудования.

 При входе в магазин уставшего от повседневной жизни покупателя радует то, что двери не нужно открывать самому, все автоматизировано и открывается само.

Распределение площади торгового зала в магазине осуществлено с позиций мерчандайзингового подхода. В планировке учтены интересы покупателей к различным отделам, их предпочтения и все сделано для их удобства. Продавцами-мерчандайзерами продумано все до каждой мелочи: направление потока движение покупателей не выглядит так, как будто потребителям пытаются навязать проход именно через этот отдел, все происходит произвольно и ненавязчиво. Покупатель может находясь в одном проходе совершить комплексную покупку, например, чай и кондитерские изделия. Товары интенсивного спроса расположены так, что даже пришедший в первый раз в магазин покупатель найдет их без особого труда.

В торговом зале преобладает линейная планировка. Данный вид планировки позволяет формировать  покупательские потоки, организовать единый узел расчета, создать лучшие условия для осмотра и отбора товаров покупателями. Выставочная  планировка применяется в магазине, в отделе молочных товаров, хлебобулочных  изделий.

Наиболее распространенным типом оборудования товаров в  торговом зале являются - горки пристенные и островные, холодильные оборудования.

Покупательский  поток управляется с помощью  расположение самих отделов в  торговом зале, т.е. товары, пользующиеся спросом каждый день, расположены  в глубине торгового зала, чтобы  покупатели через весь торговый зал  могли сделать несколько импульсных покупок. Поэтому, например, напротив отдела, где реализуется хлебобулочные  изделия, расположен кондитерский отдел.

По количеству товарных остатков товароведом делаются заказы поставщикам. Эта работа в  магазине «Россия» хорошо налажена, ассортимент  товаров большой, что может удовлетворить  вкусы каждого покупателя. Также  товаровед делает заявки товаров-новинок, что освежает ассортимент магазина и знакомит покупателей с новинками  фирм-производителей.

  При планировании  размещения товарных групп   также обращается внимание на  специфику товаров: мясопродукты, молочные продукты, фрукты и овощи,  свежемороженые продукты.

 Учитываются  особенности хранения каждого  типа товара,(температура, влажность,возможностьразмещениязапасанаполках),атакже"несовместимость" некоторых товарных групп (рыбные и молочные продукты).

 В магазине «Россия» произведена планировка магазина  по главному принципу- простота Оптимальный вид планировки — решетка.

Правая от входа  стена торгового зала — начало маршрута покупателей, которые входят в магазин; именно правая стена создает первое и самое яркое впечатление о магазине.  У правой стены выложен алкоголь, На пути к правой стене, сразу после входа в магазин располагают товары импульсивного спроса: новинки или товары по специальной цене.

 Перед праздниками   специально организовывается выкладка «алкоголь и конфеты в подарочных упаковках», перед Пасхой — тематическая выкладка «куличи, пасха, яйца», перед началом дачного сезона выкладка «пиво, снетки, наборы для пикника».

Задняя (длинная) стена торгового зала — второе место по значимости. У задней размещают мясо и молоко. Эти отделы используются как «якоря», заставляющие покупателей пройти через весь торговый зал и по пути сделать дополнительные покупки, в том числе и импульсивные. Здесь, а также у следующей по ходу движения покупателей стены, размещены товары, за которыми покупатель специально приходит в магазин, — мясную гастрономию, сыр, мясо, молоко. Товары-якоря образуют вершины «золотых треугольников», а чем их больше, тем больше вероятность, что покупатель пройдет весь магазин, зайдет в центральную часть торгового зала, а также обратит внимание на товары импульсивного спроса, которые размещены по ходу движения на торцах стеллажных полок. Именно этому принципу придерживается руководство магазина «Россия», и старается максимально использовать все правила мерчандайзинга.

Прилавок с  колбасой расположен на задней, противоположной  входу стене .

 Третьим по значимости участком торгового зала является левая торцевая стена. Здесь завершается обход торгового зала, и здесь же заканчивается та сумма, которую покупатель предполагал истратить на покупки. Поэтому в этой зоне  размещены товары повседневного или целевого спроса (молоко и молочные продукты, выпечка, хлеб), которые покупатель вынужден приобрести, за которыми он пришел специально.

Центр зала — место, где расположен отдел бакалейно-гастрономических товаров, там покупательские потоки не отличаются интенсивностью. Здесь выложены товары периодического спроса (консервы, бакалея, чай/ кофе, приправы, продукты быстрого приготовления, диетические товары, детское питание, товары для животных, непродовольственные товары). Замечено, что в магазине «Россия» 80-90% покупателей обходят магазин по периметру и только 40-50% заходят во внутреннюю зону магазина самообслуживания. Покупатели сначала осматривают и покупают товар, расположенный у правой торцевой стены, затем идут через бакалею к «якорям» задней стены. Миновав их, они возвращаются в бакалею, но не в центр, а осматривают лишь несколько крайних стеллажей.

Углы торгового  зала. Замечено, что покупатели магазина «Россия» обычно огибают углы быстрым шагом, если там не продаются особо притягательные товары. Здесь размещены небольшие отделы, которые покупатель сразу видит и узнает: чайного отдела, отдела деликатесных товаров.

Кассовая зона. В этой зоне расположены товары импульсивного спроса (жевательная резинка, конфеты, шоколад). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица №1 – Расчет показателей  демонстрационной и установочной площади в магазине «Россия» 

Вид оборудования Кол-во единиц  № полки Ширина полки, м2 Длина полки, м2 Демонстр. площадь, м2 Установ. площадь, м2 Емкость оборудов
1 2 3 4 5 6 7 8
Стеллажи 78 6 1 0,5 21 7 12
Холодильный шкаф 4 4 0,6 0,6 1,44 0,6 2,4
Холодильник «Coca Cola» 2 5 0,5 0,6 3 1 3
Витрина охлаждаемая 6 2 0,7 1 2,8 1,4 8
Морозильный ларь 2 1 0,6 1,2 1,4 1,2 1,1
Прилавок  витрина 4 1 0,8 1,6 2,6 1,6 1,3
Прилавок  под кассу 2 1 0,6 0,9 0,54 0,6 1,8
Итого - - - - 33,28 13,9 -
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица №2 - Перечень торгового оборудования в магазине «Россия» 

Вид оборудования Размеры единицы  оборудования, м Число единиц Число полок

в единице оборудования

Стеклянная  витрина 1,9 х 1,2 4 5
Стол-прилавок 1,2 х 1,5 1 -
Стол  упаковочный 1,2 х 2,8 1  
Секция  пристенная угловая 1,7 х0,7 8 6
Горка пристенная 0,8 х 1,8 70 5
Кабина  кассовая 1,8 х 1,5 2 -
 
 
 
 
 
 
 

Таблица №3- Деление помещений магазина «Россия» по функциональному признаку . 

Название  группы Вид помещения  
I. Торговые помещения 1. Торговые залы  
(72%) 2.Помещения для оказания дополнительных услуг покупателям  
     
     
     
   II. Помещения для       приёмки, хранения и подготовки товаров к продаже 1. Разгрузочные  
2. Приёмочные  
3. Кладовые  для хранения товаров  
4. Охлаждаемые  камеры.  
(20%) 5. Фасовочные  
     
     
III. Административные и    

         бытовые помещения

     (5%)

1. Кабинет директора  
2.Комната  для персонала  
3.Уборная  
   
     
IV. Подсобные помещения 1. Для хранения  тары  
(3%)    
     
     
     

Информация о работе Организация и стимулирование продаж в магазинах с использованием инструментов мерчандайзинга