Управление оплатой труда: проблемы и современные тенденции

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 22:31, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В новых экономических условиях работник должен самостоятельно (и практически в полной мере) оплачивать все потребляемые им и членами его семьи блага и услуги, а сами блага и услуги надо еще и создавать, причем эффективно. В связи с этим проблема установления соответствующего уровня оплаты труда и определяющих его критериев приобретает значение, которое трудно переоценить.

Работа содержит 1 файл

УПРАВЛЕНИЕ ОПЛАТОЙ ТРУДА.docx

— 454.07 Кб (Скачать)

- при установлении заработной  платы должна учитываться способность  экономики (предприятия, отрасли,  страны) к оплате труда;

- должна осуществляться  регулярная корректировка заработной  платы в зависимости от эволюции  макроэкономических условий.

3. Предложена процедура  определения ставок заработной  платы, включающая:

- определение механизмов  установления ставок заработной  платы на конкретных рынках  труда;

- выявление влияния профсоюзов  на структуру и уровень заработной  платы;

- анализ воздействия минимума  заработной платы и прожиточного  минимума на уровень ставок;

- обоснование дифференциации в заработной плате, в том числе и с учетом инвестиций в человеческий капитал.

4. В связи с коренной  перестройкой кадровой политики  в отрасли железнодорожного транспорта  особую значимость приобретает вопрос нормативного планирования профессионального и квалификационного роста работников всех категорий и рангов, схем замещения вакантных должностей и совершенствование механизма аттестации и тарификации работников. Такой подход позволил бы работникам активно влиять на эффективность своего труда, не бояться более сложной ответственной работы, постоянно работать над повышением своего профессионального уровня.[80]

Применение новой ETC для  оплаты специалистов в большей степени, чем прежняя тарифная сетка, обеспечивает реальные условия для усиления роли тарифа в заработке и более гибко обеспечивает реальные возможности саморегулирования работником его заработка по мере роста результатов индивидуального труда. Вместе с тем только ETC всех проблем стимулирования роста профессионального роста и повышения результативности трудовой деятельности не сможет решить. Дополнительно на базе ETC и применения специальных квалификационных надбавок следует более четко определить порядок и задействовать в отрасли систему материальных стимулов, побуждающих к саморегуляции в вопросе своего профессионального роста с учетом особенностей и условий труда каждой категории персонала работников.

5. В рыночной экономике,  особенно развитой, существуют достаточно  сильные централизованные регуляторы  заработной платы. Вместе с  тем эти регуляторы не отождествляются  с государственным регулированием. В соответствии с действующим  законодательством принцип применения  отраслевой централизованной тарифной  системы может быть реализован  на основе социального партнерства.

На железнодорожном транспорте уже имеется положительный опыт централизованного регулирования  в сфере оплаты труда, являющийся результатом взаимодействия государства, профсоюзов и работодателей. В ходе предстоящего реформирования заработной платы этот процесс должен подняться  на качественно более совершенную  ступень.[81]

Принципиально важным представляется оптимизация централизованной регламентации  и самостоятельности предприятий  железнодорожного транспорта в организации  оплаты труда, а в этой связи проблемы совершенствования механизма регулирования  трудовых отношений в отрасли на основе соглашений и коллективных договоров железных дорог, отделений и предприятий, где базовым необходимо сохранить Отраслевое тарифное соглашение, призванное регламентировать условия оплаты труда работников и обеспечивать необходимое единство в ее организации на предприятиях отрасли.[82]

Круг вопросов, предусматриваемых  в Отраслевом тарифном соглашении, исходя из специфических условий  работы отрасли, может быть в сравнении  с другими отраслями значительно  шире и включать:

- минимальный размер оплаты  труда в отрасли (тарифную ставку  рабочего первого разряда с  нормальными условиями простого  труда) с учетом межотраслевых  соотношений и достигнутого уровня  в отрасли по сравнению с  минимальной оплатой труда в  стране (но не ниже установленного  государством минимума заработной  платы);

- единую тарифную сетку  (тарифные соотношения в оплате  труда по ETC) и единый порядок  тарификации работ и рабочих  железнодорожного транспорта на  основе Единого тарифно-квалификационного  справочника работ и профессий  рабочих железнодорожного транспорта  и ЕТКС общих профессий рабочих;

- размеры и порядок  выплаты компенсационных надбавок, доплат и вознаграждений за  условия труда, отклоняющиеся  от нормальных; за работу в  ночное время; за сверхурочные  часы работы и работу в праздничные  и выходные дни; за выслугу  лет; за разъездной характер  и другие, имеющие общеотраслевой  характер;

- перечень сквозных профессий  и должностей, для которых в  отрасли устанавливаются единые  условия оплаты труда;

- доля тарифа в заработке  по основным профессиональным  группам рабочих;

- отраслевые принципы  стимулирования повышения квалификации  по категориям персонала;

- порядок индексации заработной  платы в связи с инфляционными  процессами и дополнительных  компенсаций в оплате труда  существенных региональных отклонений в стоимости жизни ;

- порядок и условия  введения новых норм труда  и перечень отраслевых нормативов  и норм на основные виды  работ обязательные для применения  на железных дорогах по условиям  безопасности перевозок и охраны  труда;

- методы регулирования  фонда оплаты труда с учетом  отраслевых гарантий оплаты труда;

- меры ответственности  за задержку выплаты заработной  платы и др. В коллективных  договорах железных дорог (отделений  дорог, предприятий) представляется  важным найти наиболее оптимальное  сочетание обязательного применения  отраслевых гарантий и обоснованности  принимаемых самостоятельных решений  по их расширению и увеличению  за счет заработанных средств  в результате улучшения производственной  деятельности.

Самостоятельность предприятий  в применении тарифной системы при  отраслевой централизованной регламентации  основных элементов ETC может быть реализована  в части других зарплатообразующих факторов, прежде всего через:

-персонализацию тарифных  ставок и окладов в зависимости  от условий оплаты труда;

-доли тарифа в заработке  по основным профессиональным  группам рабочих;

-отраслевые принципы  стимулирования повышения квалификации  по категориям персонала;

-порядок индексации заработной  платы в связи с инфляционными  процессами и дополнительных  компенсаций в оплате труда  существенных региональных отклонений  в стоимости жизни;

-порядок и условия  введения новых норм труда  и перечень отраслевых нормативов  и норм на основные виды  работ обязательные для применения  на железных дорогах по условиям  безопасности перевозок и охраны  труда;

-методы регулирования  фонда оплаты труда с учетом  отраслевых гарантий оплаты труда;

-меры ответственности  за задержку выплаты заработной  платы и др. В коллективных  договорах железных дорог (отделений  дорог, предприятий) представляется  важным найти наиболее оптимальное  сочетание обязательного применения  отраслевых гарантий и обоснованности  принимаемых самостоятельных решении  по их расширению и увеличению  за счет заработанных средств  в результате улучшения производственной  деятельности. 

 

Приложения. 

 

Таблица 1. Отраслевая единая тарифная сетка по оплате труда  работников основной деятельности железных дорог

Разряды 

10 

11 

12 

13 

14 

15 

16 

17 

18 

19 

20 

21 ) 

22 

23 ' 

Рабочие всех предприятий, не связанные с движением поездов  

1,0 

1,14 

1,33 

1,32 

1,71 

1,90 

2,!4 

2,38 

2,64 

2,93 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочие, связанные с движением  поездов, ремонтом подвижного состава  и технических средств 

1J 

1.26 

1,47 

1,88 

2,12 

2,33 

2,64 

2,92 

3,27 

3,62 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочие локомотивных бригад  

 

 

 

 

 

 

1,96 

2,23 

2,31 

2,77 

2,95 

3,34 

4,12 

4,36 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Служащие 

 

 

 

 

 

 

 

 

1,98 

2,21 

2,48 

2,76 

2,95 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специалисты линейных предприятий  отделений ж. д. Управлений ж. д. 

 

 

 

 

 

 

 

 

2,06 2.19

2,27 

2,33

2,43 2,37 

2,64 2,77 2.91 

2,99 3,14 3,30 

3,49 3,83 4,81 

4,8 3.4 6,0 

3.3

3,82 6,4 

3,9 6,3

7,0 

6,4 6,8

7,4 

7,2 8.0 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководители линейных предприятий  отделений ж. д. Управлений ж. д. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2,72 

3,07 3,21 3,87 

3.46 3,9

4.31 

3.0 3,4 5,83 

6,6 6,8

7.0 

7,12 7.4 7.6 

7,68 7,8 3,2 

8,0 8,3 8,8 

8,38 8,8 9,4 

9,0 9,2 10,0 

9,3 9,62 10,6 

10.1 11.0 

10.5 11,4 

11,0 11,9 

11,3 12,4 

12,5 13,0 

14,0 

15,0 


 

 

Рис. 1. Классификация  стимулов.

Рис. 2. Материальное стимулирование в механизме трудовой мотивации. Модель Портера–Лоулера. 

 

Список использованной литературы.

Нормативно-правовые акты.

1.                               Конституция Российской Федерации М. ПРИОР, 1997. 32с.

2.                               Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч 1,2 II Российская газета 1994 8декабря, 1996. 6, 7. 8. 10 февраля.

3.                               Кодекс законов о труде Российской Федерации М.: Ось-89, 1999. 112с.

4.                               Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях». Сборник документов Социальная политика в России М.. Республика, 1992.

5.                               Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» // Российская газета. 1995. 5 декабря.

6.                               Закон РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР»: Сборник документов: Социальная политика в России. М.: Республика, 1992.

7.                               Федеральный закон Российской Федерации «О прожиточном минимуме Российской Федерации»//Человек и труд. 1998. №2. С.9-10,

8.                               Федеральный закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» // Кодекс№О. 1998. №6. С.8-35.

9.                               Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2000-2001 годы/7 Российская газета. 1999.31 декабря.

10.                            Налоговый кодекс Российской Федерации Ч. 2 // Информационно-справочный бюллетень «Ажур». 2000. № 76. С. 16-119.

11.                            Сборник нормативных актов Российской Федерации по трудовому праву / Сост. А А Масленников. Екатеринбург Рекламно-издательское агентство «ПАН», 1996. 168с.

12.                            Конвенции и рекомендации МОТ. 1919-1990 В 2 т Женева МБТ, 1991; Конвенции и рекомендации МОТ. 1991-1997. М: Региональное бюро МОТ в Москве, 1997.

13.                            Инструкция по составлению отчетов о численности, заработной плате и нормировании труда работников отдельных профессий (должностей) железных дорог : Утв. М-вом путей сообщ. Рос. Федерации 17.12.99,М.: МВП Инсофт, 1999.

Информация о работе Управление оплатой труда: проблемы и современные тенденции