Теоретические основы анализа прибыли на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ процесса формирования и использования прибыли и рентабельности на предприятии.
Для этого в ходе написания работы будут решены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические вопросы формирования и использования прибыли предприятия;
- проанализировать прибыль предприятия и выявить недостатки при управлении прибыли предприятия;
- проанализировать рентабельность предприятия;
- разработать конкретные мероприятия, направленные на рост прибыли и рентабельности предприятия.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы анализа прибыли на предприятии 4
1.1 Понятие прибыли 4
1.2 Методика анализа финансовых результатов 6
2. Экономическая характеристика ООО «Стройоптторг» 11
3. Анализ прибыли ООО «Стройоптторг» 15
3.1 Анализ динамики и структуры прибыли ООО «Стройоптторг» 15
3.2 Анализ формирования прибыли ООО «Стройоптторг» 17
3.3 Факторный анализ прибыли ООО «Стройоптторг» 20
3.4. Распределение прибыли в ООО «Стройоптторг» 24
3.5. Анализ рентабельности ООО «Стройоптторг» 27
4. Основные направления повышения прибыли предприятия 31
Выводы и предложения 34
Список использованной литературы 35
Приложения

Работа содержит 1 файл

Управление формированием и использованием прибыли для ВГМХА 2012.docx

— 116.15 Кб (Скачать)

Данная  прибыль определяется как разница  между продажной стоимостью объекта, без налога на добавленную стоимость, и остаточной стоимостью. Остаточная стоимость объекта – это стоимость  основного средства за минусом накопленного износа.

За  анализируемые три года ООО «Стройоптторг» не осуществляло продажу принадлежащего ему имущества, поэтому данный вид прибыли у предприятия отсутствует.

Наконец, в составе прибыли ООО «Стройоптторг» отражаются прочие доходы и расходы, т.е. результаты прочихопераций. В составе этих  результатов учитываются следующие доходы (расходы ):

  • доходы от долевого участия в деятельности других предприятий;
  • доходы от сдачи имущества в аренду;
  • дивиденды, проценты по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию;
  • суммы полученных и уплаченных экономических санкций (штрафы, пени, неустойки и др.). рассмотрим динамику и изменение прочих доходов и расходов ООО «Стройоптторг» в общем объеме прибыли. Результаты оформим в виде таблицы 3.3.

Как уже отмечалось ранее, на величину прибыли  отчетного периода повлияло увеличение в 1,11 раза прочих  расходов.

Проанализируем  состав и структуру прочих расходов предприятия:

Таким образом, на основании таблицы 3.3 можно  сделать вывод, что внереализационные  доходы в 2009 году у ООО «Стройоптторг» отсутствовали, то есть предприятие  не имело дополнительных источников прибыли.

В 2010 году наблюдается убыток от прочих операций. Это вызвано значительным превышением уплаченных штрафов  и пеней над доходами от внереализационной  деятельности (на 21 тыс. руб.). Данный факт характеризует деятельность предприятия  с отрицательной стороны, то есть предприятие не выполняло свои договорные обязательства.

 

Таблица 3.3 - Анализ прочих доходов и расходов ООО «Стройоптторг» за 2009 – 2011 гг., тыс. руб.

Показатель

2009 год

2010 год

2011 год

Изменение к 2011 г. 2010

Изменение 2011 г. к 2009 г.

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

1

2

3

4

5

6

7

8

Штрафы, пени, неустойки полученные

---

10,6

29

18,4

273,585

29

---

Дивиденды по ценным бумагам

13402

16490

15000

-1490

90,9642

1598

111,924

Штрафы пени, неустойки уплаченные

---

-40

-25

15

62,5

-25

---

Налоги за счет прибыли

13402

16493,6

15004

-1489,6

90,9686

1602

111,953

Итого прочих доходов (расходов)

---

-21

115

136

-547,62

115

---


 

В 2011 году предприятие стало получать значительную прибыль от приобретенных ценных бумаг – 15000 тыс. руб. В результате этого ООО «Стройоптторг» получило в 2011 году значительную прибыль от прочихопераций.

Значительную  величину составляют внереализационные  расходы и это сокращает прибыль  от внереализационных операций.

Итак, анализ состава выручки ООО «Стройоптторг» показал ведущее значение прибыли от реализации продукции (работ, услуг), и усиливающееся в условиях развития предпринимательства значение внереализационных доходов и расходов. Прибыль от реализации прочего имущества у предприятия отсутствует.

 

3.3 Факторный анализ  прибыли ООО «Стройоптторг»

 

На изменение суммы прибыли  влияют в основном три фактора: изменение  объема реализации продукции (работ, услуг), изменение структуры и ассортимента выпускаемой продукции и оказываемых  услуг, а также изменение уровня издержек продукции на 1 рубль выручки  от реализации.

Важнейшим фактором, влияющим на величину дохода от реализации продукции, является изменение  объема реализации продукции, работ, услуг. Чем больше объем реализации в конечном счете, тем больше прибыли получит предприятие, и наоборот. Зависимость прибыли этого фактора при прочих равных условиях прямо пропорциональная.

Падение объема реализации при нынешних экономических  условиях, не считая ряда противодействующих факторов, как, например, роста цен, неизбежно влечет сокращение объема прибыли. Отсюда вывод о необходимости  принятия неотложных мер по обеспечению  роста объема реализации товаров, услуг, работ на основе технического его  обновления и повышения эффективности  производства. В свою очередь, совершенствование  расчетно-платежных отношений между  предприятиями будет способствовать улучшению условий реализации продукции, а следовательно, росту прибыли.

Не  менее важным фактором, влияющим на величину дохода от реализации продукции, работ, услуг, является изменение издержек производства предприятия. Если изменение  объема реализации влияет на сумму  прибыли прямо пропорционально, то связь между величиной прибыли  и уровнем издержек производства обратная. Чем ниже издержки производства, определяемая уровнем затрат на ее реализацию, тем выше прибыль, и наоборот. Этот фактор, в свою очередь, находится  под воздействием многих причин. Поэтому  при анализе изменения уровня издержек производства должны быть выявлены причины их снижения или повышения  с тем, чтобы разработать мероприятия  по сокращению уровня затрат на реализацию продукции, работ, услуг, а следовательно, увеличению прибыли.

Кроме указанных выше факторов на величину прибыли от реализации, безусловно, влияют изменения в структуре  реализуемой продукции, работ, услуг. Чем выше доля более рентабельных видов продукции, тем больше прибыли  получит предприятие. Увеличение доли малорентабельных видов продукции, работ, услуг повлечет сокращение прибыли.

Результаты факторного анализа  обобщим в таблице (табл. 3.5).

В результате изменения объема реализации продукции и услуг сумма прибыли  увеличилась в 2010г. по сравнению с 2009г. на 315,8 тыс. рублей:

- за счет изменения структуры  и ассортимента реализованной  продукции и услуг прибыль  уменьшилась на 56,3 тыс. рублей,

- за счет изменения уровня  издержек производства на 1 рубль  выручки от реализации прибыль  предприятия снизилась на 706,5 тыс.  рублей.

В целом, под влиянием этих факторов прибыль от реализации продукции  ООО «Стройоптторг» уменьшилась в 2010г. на 447 тыс. рублей.

 

 

 

 

 

 

Таблица 3.4 - Обобщение результатов факторного анализа прибыли ООО «Стройоптторг» за 2010 – 2011 гг.

Факторы

Сумма прибыли

Удельный вес

2010г.

2011г.

2010г.

2011г.

1

2

3

4

5

изменение объема реализации продукции

315,8

-35,4

-70,6

-21,3

изменение структуры и ассортимента

-56,3

3,4

12,6

2,1

изменение уровня затрат на 1 руб. выручки  от реализации продукции

-540,5

198,0

158,0

119,3

Итого:

-281,0

166,0

100,0

100,0


 

В 2011 г. в результате изменения объема реализации продукции сумма прибыли уменьшилась на 35,4 тыс. рублей, за счет изменения структуры и ассортимента выпускаемой продукции и оказываемых и услуг прибыль от реализации возросла на 3,4 тыс. рублей. В целом прибыль от реализации продукции и услуг увеличилась на 166 тыс. рублей.

Таким образом, анализируя таблицу 3.4 можно сделать вывод, что в 2011г. по сравнению с 2010г. изменилось влияние всех трех факторов на прибыль от реализации продукции и услуг ООО «Стройоптторг»:

1.затраты на 1 рубль выпускаемой  продукции, услуг на 38,8%;

2.структура и ассортимент выпускаемой  продукции и услуг на 10,5%

3.объем реализации в натуральном  выражении на (-49,3%).

Следовательно, дальнейшее сокращение издержек производства является резервом роса прибыли от реализации продукции  и услуг ООО «Стройоптторг».

Проводя факторный анализ прибыли  от реализации продукции ООО «Стройоптторг», мы выявили, что наибольшее влияние на нее оказывают изменение затрат на реализацию продукции и услуг, а также объема продаж в натуральном выражении и цен на продукцию и услуги.

Важно также произвести анализ состава  и структуры издержек производства ООО «Стройоптторг».

Необходимым условием получения прибыли  является превышение выручки от реализации продукции и услуг над затратами  на ее приобретение и реализацию, то есть издержками производства. Главная  факторная цепочка, формирующая  прибыль может быть представлена схемой:

Издержки производства-------Объем  продаж------- Прибыль

В упрощенном виде прибыль ООО «Стройоптторг», как уже было сказано ранее, – разность между выручкой от реализации продукции, работ, услуг и издержками производства предприятия. Такую прибыль принято называть бухгалтерской (валовой), она отражает финансовый результат конкретной деятельности предприятия. Однако, как известно, не все затраты предприятия включаются в издержки производства.

Все затраты предприятия, учитываемые  как в составе издержек производства, так и относимые на прибыль, в  сумме образуют экономические издержки, поскольку они характеризуют  совокупность действительных расходов производственного предприятия. Экономические  издержки по количеству и объему больше издержек производства.

Для качественной оценки проанализируем динамику состава и структуры  издержек производства ООО «Стройоптторг» за период с 2009г. по 2011г.

Таблица.3.5 -Анализ состава и структуры затрат на выпуск продукции, работ и услуг ООО «Стройоптторг» за 2009 – 2011 гг., тыс. руб.

Элементы затрат

2009г.

2010г.

2011г.

отклонение

сумма

уд.вес%

сумма

уд.вес%

сумма

уд.вес%

2010-2009г.

2010-2011г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Материальные затраты

5100

76,9

9562

83,8

6250

77

4462

-3312

Затраты на оплату труда

622

9,4

1172

10,3

1085

13,3

550

-87

Отчисления на социальные нужды

280

4,22

469

4

434

5,4

189

-35

Амортизация основных средств

229

3,5

214

1,9

192

2,4

15

-22

Прочие затраты 

397

5,98

   

152

1,9

   

Итого по элементам затрат

6628

100

11417

100

8113

100

4789

-3304


 

За 2010-2011гг. затраты предприятия ООО «Стройоптторг» уменьшились на 3304 тыс. рублей и составили в 2011г. 8113 тыс. рублей. Наибольший вес в этом уменьшении затрат играют материальные затраты и затраты на оплату труда – 3312 тыс. рублей и 87 тыс. рублей соответственно. Отчисления на социальные нужды уменьшились с 469 до 434 тыс. рублей, т.е. на 35 тыс. рублей. Появилась также отсутствующая в 2010г.статья - прочие расходы – 152 тыс. рублей. Амортизация основных средств уменьшилась на 22 тыс. рублей.

Однако по сравнению с 2009 г. затраты предприятия увеличились на 4789 тыс. рублей. это произошло за счет увеличения материальных затрат  ООО «Стройоптторг» с 9562 тыс. рублей на 4462 тыс. рублей. Значительно выросли и затраты на оплату труда на 550 тыс. рублей. Возросли также отчисления на социальные нужды и амортизация основных средств 189 и 15 тыс. рублей соответственно. Данное изменение вызвано ростом заработной платы работников ООО «Стройоптторг».

За последние три года структура  затрат изменилась. Наибольший удельный вес занимают материальные затраты 76,9%, 83,8%, 77% соответственно. Возросли затраты  на оплату труда от 9,4% до 13,3%. Поскольку  увеличилась доля затрат на оплату труда, то увеличилась и доля отчислений на социальные нужды с 4,22% - 2009г. до 5,4% - 2011г.

3.4. Распределение прибыли  в ООО «Стройоптторг»

 

Механизм  воздействия финансов на хозяйство, на его экономическую эффективность  находится не в самом производстве, а в распределительных денежных отношениях. Характер их воздействия  на производство зависит от того, насколько  конкретная система распределения, формы и методы ее организации  соответствуют объективным потребностям общества, уровню развития производственных сил, экономическим интересам государства, предприятий и каждого конкретного  работника [12].

Распределение прибыли непосредственно  реализует главную цель политики управления ею – повышение уровня благосостояния собственников предприятия. Оно формирует пропорции между  текущими выплатами им дохода на капитал  и ростом этих доходов в предстоящем  периоде.

В распределении  прибыли ООО «Стройоптторг» можно выделить два этапа.

Первый  этап — это распределение  балансовой прибыли. На этом этапе участниками распределения являются государство и предприятие. В результате каждый из участников получает свою долю прибыли. Соотношение (пропорции) в распределении прибыли между государством и предприятиями имеет важное значение для обеспечения государственных потребностей и потребностей предприятий. Это один из принципиальных вопросов реализации финансовой политики государства, от правильности решения которого зависит развитие экономики в целом.

Информация о работе Теоретические основы анализа прибыли на предприятии