Теоретические основы анализа прибыли на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ процесса формирования и использования прибыли и рентабельности на предприятии.
Для этого в ходе написания работы будут решены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические вопросы формирования и использования прибыли предприятия;
- проанализировать прибыль предприятия и выявить недостатки при управлении прибыли предприятия;
- проанализировать рентабельность предприятия;
- разработать конкретные мероприятия, направленные на рост прибыли и рентабельности предприятия.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы анализа прибыли на предприятии 4
1.1 Понятие прибыли 4
1.2 Методика анализа финансовых результатов 6
2. Экономическая характеристика ООО «Стройоптторг» 11
3. Анализ прибыли ООО «Стройоптторг» 15
3.1 Анализ динамики и структуры прибыли ООО «Стройоптторг» 15
3.2 Анализ формирования прибыли ООО «Стройоптторг» 17
3.3 Факторный анализ прибыли ООО «Стройоптторг» 20
3.4. Распределение прибыли в ООО «Стройоптторг» 24
3.5. Анализ рентабельности ООО «Стройоптторг» 27
4. Основные направления повышения прибыли предприятия 31
Выводы и предложения 34
Список использованной литературы 35
Приложения

Работа содержит 1 файл

Управление формированием и использованием прибыли для ВГМХА 2012.docx

— 116.15 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение 3

1. Теоретические основы анализа прибыли на предприятии 4

1.1 Понятие прибыли 4

1.2 Методика анализа финансовых результатов 6

2. Экономическая характеристика ООО «Стройоптторг» 11

3. Анализ прибыли ООО «Стройоптторг» 15

3.1 Анализ динамики и структуры прибыли ООО «Стройоптторг» 15

3.2 Анализ формирования прибыли ООО «Стройоптторг» 17

3.3 Факторный анализ прибыли ООО «Стройоптторг» 20

3.4. Распределение прибыли в ООО «Стройоптторг» 24

3.5. Анализ рентабельности ООО «Стройоптторг» 27

4. Основные направления повышения прибыли предприятия 31

Выводы и предложения 34

Список использованной литературы 35

Приложения

 

Введение

 

Развитие  рыночных отношений требует осуществления  новой финансовой политики, усиления и воздействия на ускорение социально-экономического развития России, рост эффективности производства и укрепления финансов государства. Важная роль в обеспечении всесторонней интенсификации производства и повышения его эффективности принадлежит прибыли. Получение ее является обязательным  условием функционирования предприятия.

Являясь источником производственного и социального  развития, прибыль занимает ведущее  место в обеспечении самофинансирования предприятий и объединений, возможности  которых во многом определяются тем, насколько доходы превышают затраты.

Прибыль – объективная экономическая  категория товарно-денежных отношений. Формирование регулируемого рынка  товаров сопровождается повышением роли прибыли в системе показателей  экономической характеристики деятельности предприятий. К тому же прибыль –  реальная база налогообложения и, как  правило, источник уплаты налогов.

Прибыль занимает одно из центральных мест в общей  системе стоимостных инструментов и рычагов управления экономикой. Это выражается в том, что финансы, кредит, цены, себестоимость и другие рычаги прямо или косвенно связаны  с прибылью.

Совершенствование финансовых отношений предполагает вовлечение в хозяйственный оборот свободных финансовых ресурсов предприятий, населения и повышение эффективности  их использования. Прибыль играет важную роль в формировании доходов бюджета  и создании рынков средств производства, предметов народного потребления  и др.

Целью данной работы является анализ процесса формирования и использования прибыли и  рентабельности на предприятии.

Для этого  в ходе написания работы будут  решены следующие задачи:

  • рассмотреть теоретические вопросы формирования и использования прибыли предприятия;
  • проанализировать прибыль предприятия и выявить недостатки при управлении прибыли предприятия;
  • проанализировать рентабельность предприятия;
  • разработать конкретные мероприятия, направленные на рост прибыли и рентабельности предприятия.

Объектом  исследования является ООО «Стройоптторг». В ходе работы используются методы анализа, сравнения, графический, табличный и другие.

 

 

 

1. Теоретические основы анализа прибыли на предприятии

1.1 Понятие прибыли

 

Прибыль занимает одно из важных мест в общей  системе стоимостных взаимоотношений  рыночной экономики и представляет собой важнейший элемент экономического механизма управления общественным производством. С помощью этой стоимостной  формы оценивается деятельность всех предприятий экономики. Прибыль  является самым крупным источником финансирования расширенного воспроизводства, важным критерием его эффективности, основным источником формирования фондов экономического стимулирования и одним  из главных источников доходов государственного бюджета. Правильное понимание экономической  природы прибыли является основой  для улучшения механизма практического  использования этой категории в  современных российских условиях. В  настоящее время существует очень  большое количество трактовок понятия  и сущности прибыли. Вот наиболее популярные из них:

Прибыль, важнейшая экономическая категория, получила новое содержание в условиях современного экономического развития страны, формирования реальной самостоятельности  субъектов хозяйствования. Являясь  главной движущей силой рыночной экономики, она обеспечивает интересы государства, собственников и персонала  предприятия [7].

Прибыль является составным элементом рыночных отношений, занимающим видное место  в создании рынка средств производства, предметов народного потребления, ценных бумаг. Она призвана сыграть  важную роль в ликвидации бюджетного дефицита, стабилизации хозяйства, преодолении  кризисных явлений.

Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых  предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория  она характеризует финансовый результат  предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем  и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с  тем прибыль оказывает стимулирующее  воздействие на укрепление коммерческого  расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности [9].

Современная экономическая мысль рассматривает  прибыль как доход от использования  факторов производства, т.е. труда, земли  и капитала. Отрицая прибыль как  результат эксплуатации, присвоения неоплаченного наемного труда, можно  выделить следующие определения  прибыли. Во-первых, прибыль – это  плата за услуги предпринимательской  деятельности. Во-вторых, прибыль –  это плата за новаторство, за талант в управлении фирмой. В - третьих, прибыль  – это плата за риск, за неопределенность результатов предпринимательской  деятельности. Риск может быть связан с выбором того или иного управленческого, научно-технического или социального решения, с тем или иным вариантом природно-климатических условий. Риск может быть связан и с непредсказуемыми обстоятельствами – стихийные бедствия, межнациональные и межгосударственные конфликты и т.п. Результаты риска могут быть кардинально различны – большая прибыль и, наоборот, ее уменьшение или даже разорение фирмы. В-четвертых, это так называемая монопольная прибыль. Она возникает при монопольном положении производителя на рынке или при естественной монополии. Монопольная прибыль по большей части неустойчива [14].

Являясь важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой  коммерческой организации, прибыль  отражает чистый доход, созданный в  сфере материального производства, и выполняет ряд функций.

Во-первых, характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли  оценить невозможно. Такого универсального показателя и не может быть. Именно поэтому при анализе производственно-хозяйственной  и финансовой деятельности предприятия  используется система показателей [18].

Значение  прибыли состоит в том, что  она отражает конечный финансовый результат. Вместе с тем на величину прибыли, ее динамику воздействуют факторы, как  зависящие, так и не зависящие  от усилий предприятия. Практически  вне сферы воздействия предприятия  находятся конъюнктура рынка, уровень  цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят  от предприятия такие факторы, как  уровень цен на реализуемую продукцию  и заработная плата, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние  и эффективность производственного  и финансового планирования.

Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой  продукции и себестоимость, поэтому  для выяснения конечного финансового  результата необходимо сопоставить  стоимость объема реализуемой продукции  и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве [18].

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей  функцией. Ее содержание состоит в  том, что она одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов  и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального  развития предприятия, материального  поощрения работников.

В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в  виде налогов и наряду с другими  доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных  инвестиционных, производственных, научно-технических  и социальных программ [14].

В условиях рыночной экономики значение прибыли  огромно. Стремление к ее получению  ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции  этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль  является сигналом, указывающим, где  можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и  убытки. Они указывают на неграмотную систему организации производства и сбыта продукции.

Экономическая нестабильность, монопольное положение  товаропроизводителей искажают формирование прибыли как чистого дохода, приводят к стремлению получения доходов  главным образом в результате повышения цен. Устранению инфляционного  наполнения прибыли способствуют финансовое оздоровление экономики, развитие рыночных механизмов ценообразования, оптимальная  система налогов. Эти задачи должно выполнять государство в ходе осуществления экономических реформ.[12]

Стабильная  прибыль фирмы проявляется в  виде дивиденда на вложенный  капитал, способствует привлечению  новых инвесторов и, следовательно, увеличению собственного капитала  фирмы. Поэтому становится ясным  интерес к проблемам прибыльности  деятельности фирмы. Весьма важным  аспектом данного вопроса является  концепция безубыточности деятельности  фирмы, как первого шага к получению  бухгалтерской, а в последствии  и экономической прибыли.

 

1.2 Методика анализа  финансовых результатов

 

В организациях проводится итоговый (ретроспективный) и прогнозный (перспективный) анализ прибыли.

Цель итогового  анализа — дать количественную оценку причин, вызвавших изменение прибыли, налоговых платежей из прибыли в  бюджет, выявить влияние расходов на производство изделий на изменение  прибыли или влияние на прибыль  изменения цен, вызванных рыночной конъюнктурой.

В условиях рынка руководители организаций  больше склонны проводить прогнозный анализ прибыли, т.е. сопоставлять различные  варианты получения прибыли в  будущем, нежели затрачивать время  на анализ результатов фактического исполнения путем сравнения со стандартными решениями.

Таблица 1.1 - Цели и задачи анализа

Цели и задачи анализа

Конкретизация целей и задач

1. Анализ формирования прибыли  на предприятии

изучение динамики видов прибыли (горизонтальный анализ)

изучение структуры прибыли предприятия (вертикальный анализ)

факторный анализ прибыли

2. Анализ распределения прибыли  на предприятии

анализ динамики чистой прибыли предприятия

изучение структуры использования  чистой прибыли предприятия

3. Разработка мероприятий, направленных  на рост прибыли предприятия

Разработка мер по повышению прибыли  предприятия

Оценка эффективности предлагаемых мероприятий


 

Анализ финансовых результатов состоит из следующих  этапов:

1) анализируется  бухгалтерская прибыль (убыток) по  составу в динамике;

2) проводится  факторный анализ прибыли (убытка) от продаж;

3) анализируются  причины отклонения по таким  составляющим прибыли, как проценты  к получению и уплате, прочие  операционные доходы и расходы,  внереализационные доходы и расходы  и т.п.;

4) анализируется  формирование чистой прибыли  (убытка) и влияние налоговых регулятивов  и налога на прибыль, сумм  штрафных санкций по расчетам  с бюджетом;

5) анализируется  использование прибыли на капитализацию  и потребление;

6) дается  оценка эффективности распределения  прибыли на капитализацию и  потребление;

Информация о работе Теоретические основы анализа прибыли на предприятии