Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:35, курсовая работа
Целью данной работы является анализ процесса формирования и использования прибыли и рентабельности на предприятии.
Для этого в ходе написания работы будут решены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические вопросы формирования и использования прибыли предприятия;
- проанализировать прибыль предприятия и выявить недостатки при управлении прибыли предприятия;
- проанализировать рентабельность предприятия;
- разработать конкретные мероприятия, направленные на рост прибыли и рентабельности предприятия.
Введение 3
1. Теоретические основы анализа прибыли на предприятии 4
1.1 Понятие прибыли 4
1.2 Методика анализа финансовых результатов 6
2. Экономическая характеристика ООО «Стройоптторг» 11
3. Анализ прибыли ООО «Стройоптторг» 15
3.1 Анализ динамики и структуры прибыли ООО «Стройоптторг» 15
3.2 Анализ формирования прибыли ООО «Стройоптторг» 17
3.3 Факторный анализ прибыли ООО «Стройоптторг» 20
3.4. Распределение прибыли в ООО «Стройоптторг» 24
3.5. Анализ рентабельности ООО «Стройоптторг» 27
4. Основные направления повышения прибыли предприятия 31
Выводы и предложения 34
Список использованной литературы 35
Приложения
Взаимоотношения предприятий и государства по поводу прибыли строятся на основе налогообложения прибыли.
Налог на прибыль как прямой налог должен выполнять свое основное функциональное назначение – обеспечивать стабильность инвестиционных процессов в сфере производства продукции (товаров и услуг), а также законное наращивание капитала.
Для
нашего государства с переходной
экономикой процесс формирования конечного
финансового результата сопряжен с
многими проблемами. Резкие колебания
цен, непредвиденные изменения в
составе поставщиков и
Порядок формирования состава затрат, относимых на издержки производства и обращения, определяет также и объем налогооблагаемой прибыли.
Существенным в российском законодательстве является то, что налогом на прибыль облагается не та прибыль, которая отражает результаты финансово-хозяйственной деятельности и показана в бухгалтерской отчетности. Исходной базой для исчисления налогооблагаемой прибыли является валовая прибыль (как алгебраическая сумма прибыли от реализации продукции (работ, услуг), прибыли (убытка) от реализации имущества и доходов и расходов от внереализационных операций. Далее валовая прибыль корректируется на суммы безвозмездно полученных ценностей, сумм перерасхода по лимитируемым статьям затрат, разницу между суммой выручки от реализации, исчисленной по рыночным и фактическим ценам (при реализации продукции по ценам ниже себестоимости), списанных на убытки недостач и др. таким образом, прибыль подлежащая налогообложению заметно отличается от фактического финансового результата хозяйственной деятельности. При таких корректировках нередки случаи, когда исчисленный налог на прибыль превышает сумму балансовой прибыли. Следовательно, источником уплаты такого налога служит вместе с прибылью оборотные средства [7].
В ООО «Стройоптторг» распределению подлежит прибыль после уплаты налогов. Из этой прибыли также уплачиваются некоторые налоги в местные бюджеты и взыскиваются экономические санкции.
Распределение этой части прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производственного и социального развития.
В условиях
рыночного хозяйствования государство
не вмешивается в процесс
Сумма чистой прибыли зависит от
установленных
Второй этап — это распределение и использование прибыли, оставшейся в распоряжении ООО «Стройоптторг» после осуществления платежей в бюджет. На этом этапе могут создаваться за счет прибыли целевые фонды:
Средства этих фондов затем используются для финансирования определенных затрат.
Наличие значительных отчислений в
фонды потребления можно
ООО «Стройоптторг» создает все выше перечисленные фонды. Размеры отчислений в данные фонды составляют:
- Фонд накопления – 10% от чистой прибыли;
- Фонд потребления – 5%;
- Резервный фонд– 5%.
Для эффективного управления использованием полученной прибыли проводят анализ ее использования.
Таблица. 3.6 - Использование чистой прибыли ООО «Стройоптторг» в 2009 – 2011 гг., тыс. руб.
Показатель |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Изменение к 2011 г. 2010 |
Изменение 2011 г. к 2009 г. | ||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% | ||||
Чистая прибыль |
411 |
150 |
361 |
211,0 |
240,7 |
-50,0 |
87,8 |
В том числе направлено: |
143,85 |
52,5 |
120,35 |
31,65 |
229,3 |
-23,5 |
83,7 |
- в резервный фонд |
61,65 |
22,5 |
54,15 |
31,65 |
240,7 |
-7,5 |
87,8 |
- в фонд накопления и фонд потребления |
61,65 |
22,5 |
51,15 |
31,65 |
240,7 |
-7,5 |
87,8 |
- прочие |
20,55 |
7,5 |
18,05 |
10,55 |
240,7 |
-2,5 |
87,8 |
Анализ показал, что чистая прибыль ООО «Стройоптторг» за 2011г. по сравнению с 2010г. увеличилась на 211 тыс. рублей.
Возросли также отчисления из чистой прибыли в фонды накопления и потребления (31,65 тыс. рублей) и прочие- на 10,55 тыс. рублей.
Результативность
и экономическая
В широком смысле слова понятие рентабельности означает прибыльность, доходность. Предприятие считается рентабельным, если результаты от реализации продукции (работ, услуг) покрывают издержки производства (обращения) и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия.
Таблица 3.7 - Анализ показателей рентабельности ООО «Стройоптторг» за 2009 – 2011 гг.
Показатель |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Рентабельность продаж Р1 |
6,25 |
8,20 |
18,18 |
Общая рентабельность Р2 |
25,34 |
3,37 |
13,13 |
Рентабельность собственного капитала Р3 |
10,10 |
5,06 |
41,00 |
Рентабельность активов Р4 |
5,85 |
2,78 |
2,79 |
Рентабельность основной деятельности Р5 |
6,67 |
8,93 |
22,22 |
Рентабельность продаж Р1 показывает, сколько получено прибыли (убытков) на 1 рубль реализованной продукции. В нашем примере на протяжении анализируемого периода рентабельность продаж увеличивается, т.е. на каждые 100 рублей реализованной продукции увеличивается размер прибыли.
Общая рентабельность Р2, показывает сколько получено прибыли (убытков) отчетного периода на 1 рубль реализованной продукции. В 2009 – 2011 году на каждые 100 рублей реализованной продукции предприятие получило меньше прибыли, а в 2011 г. происходит резкий подъем общей рентабельности. Это вызвано сокращением выручки от реализации в 2011 г.
Рентабельность собственного капитала РЗ, отражает долю прибыли (убытка) отчетного периода в собственном капитале. Ее изменение происходит аналогичным образом как и общей рентабельности.
Экономическая рентабельность Р4 (рентабельность активов), показывает какую прибыль (убыток) получает предприятие с каждого рубля, вложенного в активы. Этот показатель имеет положительное значение за весь анализируемый период.
Рентабельность основной деятельности Р5 отражает, какова сумма прибыли (убытков) от реализации продукции (работ, услуг) основного вида деятельности приходящихся на 1 рубль затрат на производство. Этот показатель имеет максимальное значение за трехлетний период постоянно увеличивается. Это связано с ростом общей прибыли.
Приведем показатели факторного анализа рентабельности продаж (таблица 3.8).
Таким образом, рентабельность продаж в 2011 г. возросла в большей степени за счет снижения себестоимости. Однако, это не характеризует деятельность предприятия с положительной стороны, т.к. снижение затрат вызвано уменьшением объема выпуска продукции. Незначительное влияние оказало изменение выручки от реализации.
Таблица 3.8 - Факторный анализ рентабельности продаж, 2010 – 2011 гг.
Показатель |
Значение |
Рентабельность продаж, 2010 год |
8,2 |
Рентабельность продаж, 2011 год |
18,18 |
Изменение |
9,98 |
Влияние на изменение: выручки от реализации себестоимости |
0,59 + 9,39 |
Таким образом,
эффективность финансово-
Одним из направлений анализа результативности является оценка деловой активности анализируемого объекта. Деловая активность проявляется в динамичности развития организации, достижении ею поставленных целей, что отражают абсолютные стоимостные и относительные показатели. Деловая активность в финансовом аспекте проявляется, прежде всего, в скорости оборота его средств. Анализ деловой активности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов - показателей оборачиваемости. Они очень важны для организации.
Оборачиваемость можно исчислить как по всем оборотным средствам, (коэффициент ресурсоотдачи d1), так и по отдельным видам оборотных активов (См. таблица 3.9).
Коэффициент
оборачиваемости капитала за анализируемый
период времени повысился с 0,23 оборота
- в 2009 году до 1,86 оборота - в 2011 году. Это
свидетельствует о том, что понизилась
эффективность использования
Таблица 3.9 - Анализ показателей оборачиваемости ООО «Стройоптторг» за 2009 – 2011 гг.
Наименование показателя |
Способ расчета |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Коэффициент оборачиваемости |
d1=выручка от реализации / (стр.399 - стр.390) |
0,23 |
0,83 |
1,86 |
Коэффициент оборачиваемости |
d2=выручка от реализации / (стр.290) |
0,47 |
1,44 |
3,34 |
Коэффициент оборачиваемости |
d3=выручка от реализации / (стр.210 + стр.220) |
4,03 |
26,29 |
26,77 |
Коэффициент оборачиваемости |
d4=выручка от реализации / (стр.260) |
4,03 |
14,06 |
63,91 |
Коэффициент оборачиваемости |
d5=выручка от реализации / (стр.230 + стр.240) |
1,22 |
1,88 |
4,78 |
Срок оборачиваемости средств |
d6=360 / (d5) |
294,42 |
191,09 |
75,31 |
Коэффициент оборачиваемости |
d7=выручка от реализации / (стр.620) |
0,69 |
2,29 |
4,96 |
Срок оборачиваемости |
d9=360 / (d7) |
520,33 |
157,00 |
72,60 |
Коэффициент оборачиваемости |
d9=выручка от реализации / (стр.490) |
0,40 |
1,50 |
3,12 |
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала отражает активность использования денежных средств. За анализируемый период изменение составило с 0,4 до 3,12, что является положительным моментом.
Оборачиваемость
запасов характеризует
Информация о работе Теоретические основы анализа прибыли на предприятии