Стратегия развития предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 21:00, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является развитие теории стратегического управления на уровне организаций, рассмотрение теоретических и методических основ стратегического управления организаций, разработка стратегии развития магазина «Мир электроники», разработка рекомендаций по совершенствованию стратегического управления торговых организаций.

Содержание

Введение 5
Глава 1. Теоретические основы стратегического управления 7
1.1. Понятие стратегического управления и планирования. Этапы формирования стратегии 7
1.2. Инструменты применяемые при разработке стратегии организации 15
1.3. Анализ внешней среды как начальный этап в формировании стратегии предприятия 25
1.4. Анализ внутренней среды организации 27
1.5. Стратегическая пирамида. Виды стратегий организации 29
1.6. Реализация стратегии предприятия и организационная культура 39
1.7. Изучение стратегических альтернатив и выбор стратегии 42
Глава 2. Анализ основных экономических показателей и существующей стратегии ИП «Мир электроники» 45
2.1. Общая экономико-организационная характеристика ИП «Мир Электроники» 45
2.2. Анализ основных экономических показателей ИП «Мир Электроники» 45
2.3. Анализ системы управления ИП «Мир Электроники» 49
2.4. Оценка существующей стратегии ИП «Мир Электроники» 52
2.5. Конкурентный анализ 53
Глава 3. Разработка стратегии ИП «Мир Электроники» 56
3.1. Разработка стратегического видения и миссии фирмы 56
3.2. Анализ внутренней среды ИП «Мир Электроники» 56
3.3. Постановка дерева целей. Постановка функциональных стратегий ИП «Мир Электроники» 63
3.4. Стратегия маркетинга 65
3.5. Стратегия управления в ИП «Мир Электроники» 68
Заключение 70
Список источников и литературы

Работа содержит 1 файл

Диплом. Разработка стратегии предприятия..doc

— 424.00 Кб (Скачать)

           На основе  проведенного  анализа   в  процессе  разработки стратегии  происходит формирование стратегического  мышления путем обсуждения и  согласования с управленческим линейным  аппаратом концепции  развития  фирмы  в целом,  рекомендация новых стратегий развития,  формулирование проектов целей, подготовка директив для долгосрочного планирования,  разработка стратегических планов и их контроль.

           Стратегический менеджмент предполагает, что фирма определяет свои ключевые позиции на  перспективу в зависимости от приоритетности целей.

           Перед фирмой стоят четыре  основные стратегические альтернативы: ограниченный рост,  рост,  сокращение  и сочетание этих стратегий.

           Стратегии ограниченного роста придерживаются большинство  организации в развитых странах. Для него характерно установление целей от достигнутого,  скорректированных  объединений фирм в никак не связанных отраслях.

           Реже всего руководители выбирают стратегию сокращения.  В ней уровень  преследуемых целей устанавливается ниже достигнутого в прошлом. Для многих фирм сокращение может означать путь рационализации и  переориентации операций.  В этом случае возможны несколько вариантов:

           -   ликвидация  (полная  распродажа  материальных запасов и активов организации);

           - отчисление  лишнего  (отделение фирмами некоторых своих подразделений или видов деятельности);

           - сокращение и переориентация (сокращение части своей деятельности в попытке увеличить прибыли).

           К стратегии сокращения прибегают  чаще всего в том случае, когда  показатели деятельности компании  продолжают  ухудшаться, при экономическом  спаде или просто для спасения  организации. 

           Стратегии сочетания всех альтернатив будут придерживаются крупные фирмы, активно действующие в нескольких отраслях.

           Выбрав определенную  стратегическую  альтернативу,  руководство должно  обратиться к конкретной стратегии.  Главная цель - выбор стратегической  альтернативы, которая максимально повысит долгосрочную эффективность организации.  Для этого руководители должны иметь четкую,  разделяемую всеми концепцию фирмы и ее будущего.  Приверженность к.-л. конкретному выбору зачастую ограничивает будущую стратегию,  поэтому решение должно подвергаться  тщательному исследованию и оценке.  На стратегический выбор влияют разнообразные факторы:  риск (фактор жизни фирмы);  знание  прошлых стратегий;  реакция владельцев акций, которые зачастую ограничивают гибкость руководств  при  выборе стратегии;  фактор времени, зависящий от выбора нужного момента.

           Принятие решений по стратегическим  вопросам  может  осуществляться  по  разным  направлениям:  "снизу  вверх",  "сверху вниз", во  взаимодействии двух вышеназванных  направлений (стратегия разрабатывается в процессе взаимодействия между высшим руководством, плановой службой и оперативными подразделениями).

          Формирование стратегии  фирмы   в  целом  приобретает   все большее значение.  Это  касается приоритетности решаемых  проблем, определения структуры фирмы,  обоснованности капиталовложений, координации и интеграции стратегий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 2. Анализ основных экономических показателей и существующей стратегии ИП «Мир электроники»

      2.1. Общая экономико-организационная характеристика  ИП «Мир Электроники».

      ИП  «Мир Электроники» представляет собой  сеть розничных магазинов в городе Чебоксары. Основными товарами ИП является всё разнообразие сложнобытовой аудио - видео техники, бытовой кухонной техники и специфичными товарами, такими как бытовые фильтры для воды, ионизаторы воздуха (по методу Люстры Чижевского), увлажнители воздуха, очистители воздуха. 

      Дирекция  ИП а также основной магазин «Мир Электроники» находятся по адресу: г. Чебоксары, ул. Николаева, д. 17.

      ИП  создано в 2001 г. Как магазин по продаже бытовой экологии и сложной бытовой, аудио-видео техники. В начале был открыт всего один магазин, на данный момент таких магазинов ИП имеет 4 и к тому же оптовую базу «Все для дома».   

      Директором  и собственником магазина является Фионов С.Б.

      «Мир  Электроники» довольно успешно борется  за свою долю рынка, в основном за счёт опыта продавцов и сравнительно низких цен на товары.   

      2.2. Анализ основных  экономических показателей  ИП «Мир Электроники».

      В этом разделе мы рассмотрим основные экономические показатели характеризующие эффективность работы любой коммерческой организации. Это необходимо для того, что бы узнать насколько эффективна имеющаяся стратегия. Мы попытаемся определить работает ли наше ИП эффективно.

      Из  сложившейся практики следует, что наиболее важными оценочными показателями, которые получили широкое применение, являются:

  • Товарооборот
  • Валовая прибыль
  • Условно чистая прибыль
  • Прибыль после уплаты процентов по займам и кредитам
  • Прибыль после уплаты налогов

        Все данные, приведённые ниже являются округлёнными (приближёнными).

      Таблица 3.

      Основные  экономические показатели

      Показатели               Годы
2007 2008 2009
Товарооборот (млн. руб)        12,56 12,62 12,71
Валовая прибыль (тыс.руб) 340 370 400
Условно-чистая прибыль (тыс.руб) 297 327 357
Прибыль после уплаты процентов по займам и кредитам (тыс. руб) 210 287 310
Прибыль после уплаты налогов (тыс. руб) 164 233 262
Чистая  пибыль (тыс. руб) 122 206 226
Среднегодовая стоимость ОПФ (млн. руб) 14,6 16,4 19
Среднегодовая ст-ть товаров на складах (тыс.руб) 810 860 710
Среднесписочное число рабочих (чел)       6       7   10
Все издержки (млн.руб) 12,22 12,25 12,31
 

         По данным таблицы 3 видно, что в целом предприятие работает эффективно. Сравнение основных показателей по годам показывает, что неуклонно прибыль магазина увеличивается, правда темп роста прибыли в последнем году несколько снизился вследствие увеличения числа торговых точек и соответственно расходов на их содержание. Также это связано с фактором внешней огромнейшей конкуренции со стороны «Эльдорадо», «МВ-Маркет» и с появлением на рынке нового торгового комплекса «Мега техника».

         Не смотря на такие внешние  факторы как конкуренция магазин  увеличивает количество своих  торговых точек в городе.

         Также падение темпов роста  прибыли связано с увеличением числа работников как управляющих так и обычного персонала. Это привело к дополнительным расходам на заработную плату. Однако этот фактор по сути сгладил удар конкурентов по магазину, прежде всего это связано с появлением в магазине кредитных инспекторов т.е. появлению возможности оформлять кредиты в магазине. Рост прибыльности от кредитов был значителен и за счёт них, на прибыль магазина, внешняя агрессивная реклама (особенна сети магазинов «Эльдорадо») особенно не повлияла.

         Увеличение среднегодовой стоимости товаров на складах говорит о перегруженности складов, так как, по сути, сами склады не увеличиваются. Директор активно завозит всё новые товары при этом товары эти почти всегда либо более качественны, либо более недороги, либо более совершенны и новы. Такая тенденция ведёт к захламлению складов, так как продавцы заинтересованы в продажах наиболее ликвидных товаров, а такие товары и являются наиболее ликвидными. В результате на складах остаётся огромное количество «неликвида». Всё эти товары по сути своей просто физически мешают продажам и плюс к тому это замороженные деньги. Необходимо грамотно подойти к решению этого вопроса.

      2.3. Анализ системы управления ИП «Мир Электроники».

          Наш магазин представляет собой  ИП. Анализ мы начнем с исследования состава персонала магазина с количества работников и их должностей.

 

      

    Таблица 4.

    Функции персонала.

              функции                                                                
Должность. текущее управление персоналом реклама финансовое   управление формирование  ассортимента решение клиентских  вопросов не связанных

с продажами

поставки  
юридические вопросы
документооборот ведение бухгалтерской  и налоговой отчётностью учёт товаров проведение  кассовых операций непосредственно продажи функции грузчиков оформление  кредитов планирование  дальнейшего развития
Директор да да да да да да да да                                                 да
Главный бухгалтер                       д да                                 да да                                                
Товаровед       д да                         да                 да               дда                                        
Кассир-операционист  
       
                                                да                 да да         да        
Кредитный инспектор                                                         да              
Продавцы  консультанты               дда               д да                         да              
 

 

     Из таблицы 4 видно что вся основная нагрузка по управлению лежит на директоре магазина, все самые важные и ключевые моменты такие как: управления персоналом, решение вопросов связанных с рекламой, ассортиментная политика, контроль над своевременными поставками товара, набор новых сотрудников, финансовое управление, юридические вопросы итд. Не следует забывать и то что торговых точек несколько и над работой каждой необходим контроль

          Лишь часть своих полномочий  директор возлагает на товароведа, в части управления персоналом, а также в определённых функциях на главного бухгалтера и продавцов. Такая политика с одной стороны очень эффективна в том плане что директор (он же собственник) лично контролирует весь процесс работы. Это тем более ему необходимо, так как он является собственником данной торговой организации, и как никто заинтересован в ее эффективной работе.

         Также на практике почти все  сотрудники магазина выполняют  не присущие его должности  функции. Что бы не быть голословным  приведем несколько примеров: кассир-операционист помимо того, что ещё является кредитным инспектором, занимается заполнением таких документов как счёт-фактуры, накладные, счета; продавцы консультанты выполняют роль грузчиков. Вообще практически все сотрудники выполняют перекресчивающиеся функции, эта стратегия или политика применяется практически на всех малых торговых организациях. Это обусловлено тем, что такая структура менее затратна, более проста в управлении.

      Огромнейшими  плюсами такой структуры является:

  • она не требует больших финансовых затрат на содержание  большого персонала;
  • она не требует дополнительных затрат на содержание большого управленческого аппарата над этим персоналом;
  • в такой организации почти всегда «хорошая атмосфера», в смысле директор непосредственный начальник, а все остальные равны;
  • своеобразная корпоративная культура не упирающаяся в какие-то строгие правила поведения итд. 
  • большой опыт у персонала;
  • универсальность персонала.

      Минусы  следующие:

  • очень большая нагрузка на самого директора;
  • загруженность остального персонала;
  • недостатки при выполнении своих обязанностей вследствие отвлечения на другие.

Информация о работе Стратегия развития предприятия