Стратегия развития предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 21:00, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является развитие теории стратегического управления на уровне организаций, рассмотрение теоретических и методических основ стратегического управления организаций, разработка стратегии развития магазина «Мир электроники», разработка рекомендаций по совершенствованию стратегического управления торговых организаций.

Содержание

Введение 5
Глава 1. Теоретические основы стратегического управления 7
1.1. Понятие стратегического управления и планирования. Этапы формирования стратегии 7
1.2. Инструменты применяемые при разработке стратегии организации 15
1.3. Анализ внешней среды как начальный этап в формировании стратегии предприятия 25
1.4. Анализ внутренней среды организации 27
1.5. Стратегическая пирамида. Виды стратегий организации 29
1.6. Реализация стратегии предприятия и организационная культура 39
1.7. Изучение стратегических альтернатив и выбор стратегии 42
Глава 2. Анализ основных экономических показателей и существующей стратегии ИП «Мир электроники» 45
2.1. Общая экономико-организационная характеристика ИП «Мир Электроники» 45
2.2. Анализ основных экономических показателей ИП «Мир Электроники» 45
2.3. Анализ системы управления ИП «Мир Электроники» 49
2.4. Оценка существующей стратегии ИП «Мир Электроники» 52
2.5. Конкурентный анализ 53
Глава 3. Разработка стратегии ИП «Мир Электроники» 56
3.1. Разработка стратегического видения и миссии фирмы 56
3.2. Анализ внутренней среды ИП «Мир Электроники» 56
3.3. Постановка дерева целей. Постановка функциональных стратегий ИП «Мир Электроники» 63
3.4. Стратегия маркетинга 65
3.5. Стратегия управления в ИП «Мир Электроники» 68
Заключение 70
Список источников и литературы

Работа содержит 1 файл

Диплом. Разработка стратегии предприятия..doc

— 424.00 Кб (Скачать)

      В основе стратегического управления лежат стратегические решения. Стратегические решения – это управленческие решения, которые:

      1) ориентированы на будущее и  закладывают основу для принятия  оперативных управленческих решений;

      2) сопряжены со значительной неопределенностью, поскольку учитывают внешние факторы, воздействующие на организацию;

      3)связаны с вовлечением значительных ресурсов и могут иметь серьезные, долгосрочные последствия для организации.

      В понятие "планирование" входит определение  целей и путей их достижения. На Западе планирование деятельности предприятий осуществляется по таким важным направлениям,  как сбыт, финансы,  производство и закупки.  При этом,  конечно,  все частные планы взаимоувязаны между собой.

           Процесс планирования проходит четыре этапа:

  • разработка общих целей;
  • определение конкретных,  детализированных целей на  заданный, сравнительно короткий период времени (2,5,10 лет);
  • определение путей и средств их достижения;
  • контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими.

           Планирование всегда ориентируется  на данные прошлого,  но стремится  определить  и  контролировать  развитие предприятия в перспективе.  Поэтому  надежность  планирования  зависит от точности и правильности  бухгалтерских  расчетов  прошлого.  Любое планирование предприятия базируется на неполных данных. Качество планирования в большей степени зависит от интеллектуального уровня компетентных сотрудников,  менеджеров. Все планы должны составляться так,  чтобы в них можно было вносить изменения, а сами планы взаимоувязывались бы с имеющимися условиями.  Поэтому  планы  содержат  в себе так называемые резервы, иначе  именуемые  "надбавками  безопасности",  однако  слишком большие резервы делают планы неточными,  а небольшие влекут за собой частые изменения плана.

           В основу составления  плана   по  конкретным  направлениям  производственных участков предприятия  кладутся отдельные задачи,  которые  определяются как в денежных, так и в количественных показателях.  При этом планирование должно отталкиваться от так называемых узких мест: в последнее время это сбыт, финансы или рабочая сила.

           Стратегическое планирование   представляет   собой  набор  действий и решений, предпринятых  руководством, которые ведут к  разработке специфических стратегий. Эти стратегии предназначены помочь организациям достичь своих целей.

           Процесс стратегического  планирования  является инструментом, помогающим  обеспечивать основу для управления  предприятием. Его задача состоит  в том, чтобы в достаточной  мере обеспечить нововведения и изменения в организации предприятия.

           Так, выделяют  четыре  основных  вида управленческой деятельности  в рамках процесса стратегического  планирования:

        - распределение ресурсов,  в основном ограниченных, таких  как фонды, управленческие таланты, технологический опыт;

        - адаптация к внешней  среде (все действия стратегического  характера, которые улучшают отношения  компании с ее окружением). Здесь необходимо  выявить возможные варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии  к  окружающим  условиям. Такая деятельность  может проходить по линии совершенствования производственных систем, взаимодействия с правительством и обществом в целом и т.д;

        - внутренняя координация  (координация  стратегической  деятельности для  отображения  сильных  и  слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций);

        - осознание организационных  стратегий (осуществление систематического  развития мышления менеджеров  путем  формирования организации,  которая  может учиться на прошлых стратегических ошибках, т.е. способность учиться на опыте).

          Стратегия представляет собой  детальный всесторонний комплексный  план.  Он должен разрабатываться  скорее с точки зрения перспективы  всей корпорации,  а не конкретного  индивида. Редко когда основатель фирмы может себе  позволить сочетать  личные планы со стратегий организации.  Стратегия предполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический потенциал фирмы и ее производственно-сбытовые нужды.

           Стратегический план должен обосновываться  обширными  исследованиями и  фактическими данными.  Поэтому  необходимо постоянно заниматься  сбором и анализом огромного  количества  информации об  отраслях  народного хозяйства,  рынке,  конкуренции и т.п. Кроме того,  стратегический план придает фирме определенность, индивидуальность, которые позволяют ей привлекать определенные типы работников и помогают продавать изделия или  услуги.

           Стратегические планы должны  быть разработаны таким  образом, чтобы  они оставались не только целостными в течении длительного времени,  но и сохраняли гибкость. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, направляющую деятельность фирмы в течение продолжительного  периода  времени, с учетом  постоянных  корректировок в связи с постоянно меняющейся деловой и социальной обстановкой.

           Стратегическое планирование  само  по себе не гарантирует успеха, и организация,  создающая стратегические  планы,  может потерпеть неудачу  из-за  ошибок  в  организации,  мотивации и контроле.  Тем не менее, формальное планирование может создать ряд существенных  благоприятных факторов для организации деятельности предприятия. Знание того, что организация хочет достичь,  помогает  уточнить  наиболее  подходящие пути действия.

      Принимая  обоснованные и систематизированные  плановые  решения, руководство  снижает риск принятия неправильного  решения из-за ошибочной или недостоверной  информации о возможностях  организации или о внешней ситуации,  т. о. планирование помогает создать единство общей цели внутри организации.

           Формирование стратегического   плана  представляет  собой  тщательную, систематическую подготовку  к будущему, осуществляемую высшим  руководством:

  1. Выбор миссии
  2. Формирование целей (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные).
  3. Разработка обеспечивающих планов (политика, стратегия, процедуры, правила, бюджеты).

      Выбор миссии является первым и самым ответственным  решением при стратегическом планировании, поскольку миссия служит ориентиром для всех последующих этапов планирования и одновременно накладывает определенные ограничения на направления деятельности организации при анализе альтернатив развития.

      В менеджменте под миссией организации  понимают основную общую цель, четко  выраженную причину существования организации.

      Основная  общая цель организации (миссия) образует фундамент для установления ключевых общеорганизационных целей, на достижение которых должно ориентироваться  высшее руководство.

      Миссия  детализирует статус предприятия  и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях.

      После установления своей миссии и целей  руководство должно начать диагностический  этап процесса стратегического планирования.

      Одним из самых существенных решений при планировании  является выбор цели организации. Основная общая цель организации обозначается как миссия,  и все остальные цели  вырабатываются для ее осуществления.

           Значение миссии невозможно преувеличить. Выработанные цели служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений. Если же руководители не знают основной цели организации,  то у них не будет логической точки отсчета  для выбора наилучшей альтернативы.  В качестве основы могли бы служить лишь  индивидуальные  ценности  руководителя, что привело бы к разбросу усилий и нечеткости целей. Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных уровнях развития. Формирование миссии включает в себя:

           - выяснение, какой предпринимательской деятельностью занимается фирма;

           - определение рабочих принципов  фирмы под давлением внешней  среды;

           - выявление культуры фирмы.

           В миссию  фирмы  также входит  задача определения основных потребностей потребителей и их эффективного удовлетворения для создания клиентуры в поддержку фирмы в будущем.

           Часто руководители фирм считают,  что их основная миссия - получение  прибыли.  Действительно, удовлетворяя  какую-то внутреннюю потребность,  фирма, в конечном счете, сможет выжить. Но, чтобы заработать  прибыль,  фирме необходимо следить за средой своей деятельности, учитывая при этом ценностные подходы к понятию рынка. Миссия представляет чрезвычайное значение для организации,  нельзя забывать о ценностях и целях высшего  руководства.  Ценности,  формируемые нашим опытом,  направляют или ориентируют руководителей,  когда они сталкиваются с необходимостью принятия критических решений. Западные ученые установили шесть ценностных ориентаций, которые оказывают воздействие на принятие управленческих решений,  и связали эти ориентации со специфическими типами целевых предпочтений

      Таблица 1.

        Ценностные ориентации.

        Категория ценностей Типы целей
Теоретические Истина, знание, рациональное мышление. Долгосрочные  исследования и разработки
Экономические Практичность, полезность,

накопление богатства

Рост, прибыльность, результаты
Политические Власть, признание Общий объем  капитала, продаж, кол-во работников
Социальные Хорошие человеческие отношения, привязанность,

отсутствие конфликта

Соц. ответственность относительно прибыльности, косвенная конкуренция, благоприятная атмосфера в организации       
Эстетические Художественная гармония,

состав, форма и симметрия

Дизайн изделия, качество, привлекательность
Религиозные Согласие во вселенной Этика, моральные проблемы

     Общефирменные цели формируются и устанавливаются  на основе общей  миссии организации  и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство.

           - конкретные и измеримые цели (это позволяет создать четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы).

           - ориентация  целей  во времени (здесь необходимо уяснить не только,  что фирма хочет осуществить, но также когда должен быть достигнут результат).

           - достижение цели (служит повышению эффективности организации); установление же трудно достижимой цели может привести к катастрофическим результатам.

           - взаимно поддерживающие цели (действия и решения,  необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей).

           Цели будут значимой частью  процесса  стратегического  управления  только в том случае, если высшее  руководство правильно их сформулирует, эффективно институционализирует, проинформирует о  них и  стимулирует их осуществление во всей организации.

               Концептуальная модель  стратегического  плана позволяет определить следующие  этапы составления стратегического  плана предприятия:

1. Анализ окружающей среды:

           а) внешняя среда,

           б) внутренние возможности.

 2. Определение  политики предприятия (целеполагание).

 3. Формулирование стратегии и выбор альтернатив:

           а) стратегия маркетинга,

           б) финансовая стратегия,

           в)  стратегия НИОКР

           г)  стратегия производства,

           д) социальная стратегия,

           е) стратегия организационных изменений,

           ж) экологическая стратегия.

           Результатом деятельности по  предложенной выше схеме составления  стратегического плана предприятия  является документ, называемый “Стратегический план предприятия” и имеющий обычно следующие разделы:

Информация о работе Стратегия развития предприятия